"Горячий стул" при изучении романа " Герой нашего времени"
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Жуматаева Зульфия Шархановна

   Данное задание позволяет учащимся углубить, расширить знания о психологическом портрете героев романа. Технология "Горячий стул" дает возможность и ученику, и учителю посмотреть на героя с позиции эмпатии, понять "почему, зачем, что мной двигало", герой - ученик взаимодействует активно со всеми персонажами. Вера задает вопросы Печорину, Максим Максимыч может еще раз поговорить с Григорием и т.д. Часть учеников становятся героями романа, другие готовят вопросы высокого порядка, требующие развернутого ответа. 

 Примечание: я с учениками провела с этой работой 3 урока, настолько они прониклись судьбами, жизненными коллизиями героев. Дополнительно я рассказывала интересные факты из жизни Лермонтова, из истории создания романа (самоубийство дедушки,любящая, властная, неласковая бабушка; несчастный отец, история с Сушковой, доктор Вернер как "лицо" автора и т.д.). Заключительным героем вышел сам Лермонтов, рассказал о детстве, о папе, о мечтах. Ученики переживали вместе с героями, с автором, хлопали, поддерживали самые интересные вопросы и ответы. Печорин так вошел в роль, что готов был и 4 урок "посвятить себе".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Все гении – раненые люди… Печорин - шизоидный тип личности ( https://www.youtube.com/watch?v=gVJ9zE7XEmM )

Слайд 2

Печорин Бэла Максим Максимыч Вера Грушницкий Вулич

Слайд 3

«… она была хороша : высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу». «…ей стало лучше, и она начала говорить, только как вы думаете о чем?.. Этакая мысль придет ведь только умирающему!.. Начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой». Часть первая, глава I «Бэла»

Слайд 4

« У неё такие бархатные глаза — именно бархатные : я тебе советую присвоить это выражение, говоря об её глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в её зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят …» Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая «…как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны». Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня

Слайд 5

«— Я замужем! — сказала она. — Опять?..» «…с её мужем — тем хромым старичком, которого я видел мельком на бульваре: она вышла за него для сына. Он богат и страдает ревматизмами». «Она не заставляла меня клясться в верности, не спрашивала, любил ли я других с тех пор, как мы расстались… Она вверилась мне снова с прежней беспечностью, — я её не обману: она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«…увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи… он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить…» «— Да, — сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах, — конечно, мы были приятели, — ну, да что приятели в нынешнем веке!.. Что ему во мне?»

Слайд 2

«Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий; спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по-видимому имеющую какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи». «…Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного; я глядел на него пристально; с минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим, умоляя о прощении; но как признаться в таком подлом умысле? ..»

Слайд 3

«Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой . « Молодёжь прозвала его Мефистофелем ; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию». Бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту самых свежих и розовых эндимионов ; надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной: оттого-то, может быть, люди, подобные Вернеру, так страстно любят женщин». Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 13-го мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку на тему "Глава "Фаталист" как итог романа "Герой нашего времени"

Технологическая карта позволяет  включить всех учеников в работу,оценить  каждого...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме : «Особенности композиции романа «Герой нашего времени».

laquo;Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – это первый прозаический социально-психологический и глубоко философский роман в русской литературе. Более полутора веков живёт он, обогащая ...

Тест по главе "Бэла" из романа "Герой нашего времени"

Данный тест составлен на основе текста романа М.Ю. Лермонтова. Тест помогает развивать навык внимательного чтения произведения, при его выполнении (в зависимости от уровня класса) допустимо использова...

проверочная работа по главе "Княжна" из романа "Герой нашего времени"

Работа  содержит вопросы и задания на занние содержания главы "Княжна"...

проверочная работа по главе "Княжна" из романа "Герой нашего времени"

Работа  содержит вопросы и задания на занние содержания главы "Княжна"...

проверочная работа по главе "Княжна" из романа "Герой нашего времени"

Работа  содержит вопросы и задания на занние содержания главы "Княжна"...