Материалы для углубленного изучения темы при подготовке к ЕГЭ по литературе. Борис Михайлович ЭЙХЕНБАУМ. Научный портрет
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Алексеева Анастасия Евгеньевна

Материалы для углубленного изучения темы при подготовке к ЕГЭ по литературе. Борис Михайлович ЭЙХЕНБАУМ. Научный портрет

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon alekseeva_a.e._eyhenbaum._nauchnyy_portret.ppt1.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Материалы для углубленного изучения темы при подготовке к ЕГЭ по литературе Подготовила Алексеева А.Е., учитель русского языка и лтературы МОУ «Миасская СОШ №1»

Слайд 2

Борис Михайлович ЭЙХЕНБАУМ Научный портрет (1886–1959)

Слайд 3

Труды по истории и теории литературы Мелодика русского лирического стиха Анна Ахматова. Опыт анализа Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки Сквозь литературу: Сб. статей Литература: Теория. Критика. Полемика Мой временник: Словесность. Наука. Критика. Смесь. Статьи о Лермонтове. О поэзии. О прозе: Сб. статей О прозе. О поэзии: Сб. ст. О литературе: Работы разных лет Мой временник. Маршрут в бессмертие Мой временник : Художественная проза и избранные статьи 20 - 30-х годов. Лев Толстой. Семидесятые годы

Слайд 4

Мелодика русского лирического стиха Первый очерк работы был сделан весной 1918 года (лекция): попытка установить самый факт существования мелодических приемов в лирике, подтверждая немногими примерами из Жуковского, в процессе изучения которого и возникла эта тема. В данной работе сопоставляются стихотворения Жуковского, Фета, Пушкина, Тютчева и Лермонтова с точки зрения мелодики. Таким образом, как отмечает сам автор, получилось нечто вроде обзора мелодических приемов. Эйхенбаум говорит: «Мне важно пока установить самый факт существования мелодических приемов в лирике и предложить такой метод их изучения, который не сливает поэтику с лингвистикой, а лишь утверждает их родство. От исследования мелодического стиля, где роль интонации кажется мне очевидной, необходимо перейти к изучению вопроса о роли интонации в стихе вообще. Это должно быть предметом особых исследований.» Мелодика стиха — область поэтики, изучающая интонационный аспект поэтической речи, материализованный в особом поэтическом синтаксисе. Мелодика представляет собой дисциплину между фонетикой и семантикой поэтической речи. Эйхенбаум акцентирует изучение мелодики стиха, специфичной именно для стиха, в её отличии от обычной речевой интонации, проявляющейся в том числе и в стихе. В рамках этой концепции Эйхенбаум выделяет три типа стиха в мелодическом аспекте: декламационный, напевный и говорной

Слайд 5

Анна Ахматова. Опыт анализа Эйхенбаум останавливается, прежде всего, на поэтическом синтаксисе Ахматовой. Лаконизм и энергия выражения — вот основная его особенность. В ее поэзии утверждается малая форма, своего рода литературная «частушка». «Установка на интонацию ощущается как основной принцип построения стиха у Ахматовой». Главным языковым приемом ее является «контрастное сочетание разговорных оборотов со славянизмами». Б. Эйхенбаум отмечает влияние Баратынского, Тютчева, Анненского. В соединении этих традиций с приемами фольклора — парадоксальный характер ее поэзии. У Ахматовой — эмоция облечена сюжетом. В центре стоит образ героини лирического романа. Автобиографические детали, однако, служат только маской. «Образ делается загадочным, беспокоящим — двоится и множится. Трогательное и возвышенное оказывается рядом с жутким, земным, простота — со сложностью, искренность — с хитростью и кокетством, монашеское смирение — со страстью и ревностью». Как отмечают современный исследователи, эта работа Эйхенбаума — «одно из лучших достижений нового литературного метода. Тонкое чувство формы, оригинальность сопоставлений и острота анализа сочетаются с большим личным вкусом». «Скромная роль» критика сыграна превосходно.

Слайд 6

Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки Эйхенбаум в работе пытается установить историческую неизбежность творчества Лермонтова («нужно было подвести итог классическому периоду русской поэзии и подготовить переход к созданию новой прозы. Этого требовала история, и это было сделано Лермонтовым»), выяснить место этого творчества в исторической динамике русской литературы. Но Эйхенбаум не принимает во внимание причинной связи появления Лермонтова с влиянием на литературу всей социальной обстановки. Это, разумеется, имеет лишь условное значение для подлинно-научной истории литературы, ибо выясняет лишь имманентные особенности литературной эволюции, а не определяющие эту эволюцию коренные причины, толчки и влияния, идущие из недр социального бытия. Ценность и этой работы (и других работ формалистов) - в разработке методов анализа, «формальных и стилистических особенностей» художественно-литературных явлений. Ценна эта работа еще и тем, что она о Лермонтове-предшественнике общественной сатиры и патетической лирике Некрасова и идейно-реалистической русской прозы 40-70 гг 19 века.

Слайд 7

Мой временник: Словесность. Наука. Критика. Смесь Книга представляет собой как бы номер журнала, заполненный от начала до конца разножанровыми произведениями одного автора. Впервые книга эссе была издана 1929 году. Она в себя как критические и литературоведческие, автобиографические и мемуарные произведения (в последних повествуются о родословной автора, его детстве, об учебе в Петербургском университете). Вслед за автобиографическим разделом следует "Наука", где раскрывается проблема личности писателя. Затем в разделе "Критика" как о своих современниках Эйхенбаум пишет о Толстом, о Гоголе и Тургеневе, о Некрасове и Лескове.

Слайд 8

О прозе. О поэзии: Сб. ст. Сборник выдающегося советского литературоведа Б. М. Эйхенбаума (1886 - 1959), приуроченный к 100-летию со дня рождения ученого, вошли его избранные работы разных лет: от статьи "Карамзин" (1916 г.) до созданного в последние годы жизни исследования романа Лермонтова "Герой нашего времени".

Слайд 9

Лев Толстой. Семидесятые годы Изучением жизни и творчества Л.Н. Толстого Б.М. Эйхенбаум занимался в течение всей своей жизни. В 1922 году появилась его небольшая книга «Молодой Толстой», посвященная поэтике ранних произведений Льва Толстого, вопросам композиции и стиля, связям Толстого с литературной традицией. Следующим большим замыслом Эйхенбаума стала многотомная монография о Л. Н. Толстом. Две книги, охватывающие деятельность писателя от первых опытов до конца 60-х годов, вышли в свет в 1928-1931 годах. Третий том монографии, издаваемый в этой книге, был закончен в конце 30-х. Принцип осмысления жизни и творчества писателя в широком контексте всего, чем жили люди его эпохи, с их хозяйственными интересами, политическими целями, идейно-эстетическими стремлениями – этот принцип в книге «Лев Толстой. Семидесятые годы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы для углубленного изучения

варианты олимпиадных заданий...

Программа элективного курса " Нестандартные задачи" , для углубленного изучения математики и подготовки к ЕГЭ в 10-11 классах.

Структура курса представляет собой восемь логически законченных и содержательно  взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников...

Проблемы изучения темы революции 1917 года в художественной литературе (на материале творчества С. А. Есенина)»

Тема революции в литературном наследии С. А. Есенина занимает одно из центральных мест, что обусловлено приверженностью поэта теме России-Руси на протяжении всех этапов творчества. При этом в разные г...

Материал для углубленного изучения темы "It\'s time to think about the future. Career", 9 класс.

Данный материал даёт определение понятию "Менеджмент", а так же содержит общую информацию о профессии менеджера....

"Как сделана Шинель Гоголя" 1919 г. Борис Михайлович Эйхенбаум.

quot;Как сделана Шинель Гоголя" 1919 г.  Борис Михайлович Эйхенбаум....

Методическая разработка диагностических материалов по итогам изучения темы "Законы движения и взаимодействия тел" в 9 классе

Диагностическая контрольная работа  по теме "Законы движения и взаимодействия тел" в 9 классе...