А. А. Блок – выдающийся русский поэт-символист. «Россия»: Образ Родины как символ веры в будущее
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Конспекты уроков в 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

А. А. БЛОК – ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ
ПОЭТ-СИМВОЛИСТ. «РОССИЯ»: ОБРАЗ РОДИНЫ
КАК СИМВОЛ ВЕРЫ В БУДУЩЕЕ

Цели урока: познакомить с творчеством выдающегося поэта-символиста А. А. Блока; дать понятие «символизм»; подготовить учащихся к восприятию стихотворения «Россия».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по новой теме.

1. Объявление темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя о Блоке – выдающемся русском поэте.

Граница столетий часто ощущается людьми как время ожидания перемен, время коренного изменения жизни. Такой была недавняя граница ХХ и ХI веков, такой 100 лет назад была граница XIX и XX веков. Тогда, сто лет назад, перед началом XX века, Александру Блоку шел двадцатый год, явление в русской литературе он был исключительное. Путь его в литературу «прорастал» из семейных традиций, о чем он сам написал в автобиографии (1915 г.).

Ученик-ассистент. «Семья моей матери причастна к литературе и науке.

Дед мой, Андрей Николаевич Бекетов, ботаник, был ректором Петербургского университета в его лучшие годы (я и родился в «ректорском доме»).

... Жена деда, моя бабушка, Елизавета Григорьевна, – дочь известного путешественника и исследователя Средней Азии Григория Силыча Корелина. Она всю жизнь работала над компиляциями и переводами научных и художественных произведений; список ее трудов громаден...

Моя мать, Александра Андреевна ... переводила и переводит с французского – стихами и прозой...

Отец мой, Александр Львович Блок, был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Выдающийся музыкант, знаток изящной литературы и тонкий стилист, – отец мой считал себя учеником Флобера... Я встречался с ним мало, но помню его кровно».

Учитель. Совместная жизнь родителей Блока не сложилась. Незадолго до рождения ребенка мать ушла от мужа. Блок знал отца преимущественно по переписке, но ощущение внутренней связи с ним пронес через всю свою жизнь.

Ученик-ассистент. «Детство мое прошло в семье матери... «Сочинять» я стал чуть ли не с пяти лет... Серьезное писание началось, когда мне было около 18 лет».

Учитель. Первые творческие опыты маленького Саши были встречены родными с исключительным вниманием. Мальчик сначала с помощью матери, а позднее и сам, составлял маленькие стихотворные книжечки и некие подобия журналов. В четырнадцать лет он издавал рукописный журнал «Вестник», в котором одновременно был и редактором-издателем, и самым деятельным сотрудником, и оформителем.

Но в юности Блок готовился к театральному поприщу. После окончания гимназии, летом 1898 г., он участвовал в любительской постановке трагедии Шекспира «Гамлет». Блок исполнял роль Гамлета, а Офелию играла Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь великого ученого-химика, Дмитрия Ивановича Менделеева, друга деда Блока.

Ученица-ассистент. «Удивительно ли, – писала М. А. Бекетова (тетя поэта), – что романтично настроенный и пылкий мальчик, каким был в то время поэт, до безумия влюбился в свою Офелию. О силе его впечатления свидетельствуют многочисленные стихи, написанные прямо или косвенно то к самой Любови Дмитриевне в этой роли, то в виде песен Офелии».

Учитель. Летом 1898 г., когда чувство только зарождалось, гамлетовские переживания были еще впереди. Осенью Блок поступил не на Императорскую сцену, как собирался, а – под влиянием отца – на юридический факультет Петербургского университета. Однако вскоре, не чувствуя ни малейшей склонности к юридическим наукам, перешел на филологический, который и окончил в 1906 г.

В студенческие годы Блок был далек от политики. Его причисляли даже к студентам-«белоподкладочникам» – так с оттенком высокомерия называли тех, кто не принимал участия в политических волнениях, митингах и забастовках. В ожидании невиданных грядущих перемен Блок испытывает особые состояния души, ощущает сопричастность к таинствам мира, увлекшись древней философией, изучает философию Платона и проникается идеей «двоемирия», существования двух миров – реального и идеального.

В 1901 г. Блок знакомится с творчеством философа и поэта Владимира Соловьева. Идеи Соловьева имели огромное влияние на русскую интеллигенцию начала века. Под влиянием Соловьева Блок верит, что воплощение Идеала в земной действительности возможно. Идеальный и реальный мир соприкасаются, причем то, что происходит здесь, на земле, – только отзвук великих событий и явлений, которые невозможно увидеть глазами земного человека: возможно лишь почувствовать, ощутить. Слыша о битвах земных, Блок пытался проникнуть сознанием в незримое. Эта двойственность восприятия стала одной из основ символистской поэзии Блока.

Символизм – направление в европейском и русском искусстве 1870–1910-х гг., сосредоточенное в основном на выражении интуитивно постигаемых идей, смутных чувств и ощущений посредством символа. Стремясь проникнуть сквозь видимую реальность мира и узреть его идеальную сущность, символисты выражали неприятие буржуазных ценностей, тоску по духовной свободе, предчувствие мировых потрясений и вместе с тем доверие к вековым духовно-культурным ценностям.

Символизм особенно выразительно проявился в поэзии и живописи (в российской живописи – это работы М. К. Чюрлёниса, М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова).

(Демонстрация репродукций работ этих художников.)

Блок связывал земное преображение с явлением на землю Вечной Женственности, Таинственной Девы, которая воплощает в себе Идеал:

                Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

                Все в облике одном предчувствую Тебя.

Она, Прекрасная Дама – главный символ его ранней лирики.

Нарастание событий первой русской революции усиливает социальную чуткость Блока. Он видит, что реальный мир остался неизменным, непреображенным, чуждым Идеалу. Реальность врывается в стихи Блока, мистицизм сливается с повседневностью, и единый образ Вечной Женственности распадается на разнородные женские лики. Самое знаменитое стихотворение этого периода – «Незнакомка».

Ученик-ассистент. «Я помню ночь, перед самой зарей, когда он впервые прочитал свою «Незнакомку», – вспоминал К. И. Чуковский. – Читал он ее на крыше знаменитой башни Вячеслава Иванова, поэта-символиста, у которого каждую неделю собирался для всенощного бдения весь артистический Петербург... Он не только завораживал «Незнакомкой», но обжигал».

В стихотворении даны два мира: первый – реальный, в котором пошлость, пьяные крики, женский визг, детский плач; второй – мир мечты в виде прекрасной незнакомки.

Чтение стихотворения «Незнакомка» учеником-ассистентом или учителем.

За мечтой лирического героя – душевная мука за погубленную красоту.

(На экран проецируется последнее четверостишье.)

                В моей душе лежит сокровище,

                И ключ поручен только мне.

                Ты право, пьяное чудовище!

                Я знаю: истина в вине.

Латинское выражение «In vino veritas! (лат.) – «Истина в вине!», переведенное в заключительных строках на русский язык, читается уже по-другому: совпадение падежной формы слов «вино» – напиток и «вина» – состояние души позволило Блоку «обмануть» читателя. Истина не в забытьи, не в винных парах, а в разбуженном сознании, в чувствах ответственности истинного «вочеловечения»!

Это стихотворение сделало Блока одним из самых известных и любимых русских поэтов, самым ярким представителем русского символизма.

Годы после революции 1905 г. Блок ощущает как годы безвременья. Поэт переживает тяжелый душевный кризис. Выход из тупика безвременья связывается в сознании Блока с образом Родины, России. Трагические события он воспринимает не как катастрофу, а как начало долгого, тернистого пути, сужденного ему и его Родине. И какими бы горькими словами ни описывал Блок настоящее своей Родины, он всегда верил в ее будущее. Всегда помнил: в русской истории всегда бывали периоды, когда казалось, что страна находится накануне гибели и порабощения. Тревожные думы о судьбе горячо любимой Родины захватывают поэта. Родина – то «святое святых», которое внушает ему чувство молитвенного преклонения. Тема Родины становится сквозной в лирике Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», – признавался поэт. Эти слова Блока знаменательны: ему, который долго был наполнен только собой, чувствуя свою исключительность, данную ему и происхождением, и великим даром песнопенья, открылась его Отчизне. Открылась ему тайной прошлого, «дебрями», «ведунами», «заревом горящих сел», «вьюгой», «лоскутами лохмотий», «кладбищами». В стихотворении «Русь» (1906 г.) Родина предстала не благолепной, не идиллической, а страшной, языческой, как будто бы забывшей о своих храмах, монастырях, о своих святых. Поэтизируя старину, он предчувствует назревающие в стране события, все яснее ощущает, что его путь должен сливаться с историческим путем его Родины. И вот в октябре 1908 г. Блок пишет стихотворение «Россия».

3. Работа над стихотворением «Россия».

1) Выразительное чтение стихотворения «Россия» учителем или подготовленным учеником. (Обратить внимание учащихся на завораживающую мелодию стиха, образность.)

2) Анализ стихотворения по вопросам.

а) Как вы поняли смысл стихотворения?

б) Отмечаем слово «опять»: «Опять, как в годы золотые...» Что оно означает? (Все это уже давно было – и вновь повторяется.)

в) Шлея – а) часть сбруи, ремень, прикрепленный двумя концами к хомуту и проходящий по бокам и спине лошади; б) в пар-ной упряжи: широкие лямки, заменяющие хомут.

Почему шлеи стертые? Какое впечатление оставляет аллитерация в строке: «... Три стертых треплются шлеи...»?

г) Что противопоставляет Блок словосочетаниями «спицы расписные» – «расхлябанные колеи»?

д) Найдите эпитеты во 2-й строфе. С какими известными вам стихотворениями Есенина перекликается эта строфа?

е) Как вы понимаете выражение «песни ветровые»?

Вспомним стихотворение А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край...»:

                        Гой ты, родина моя!

                        Гой ты, бор дремучий!

                        Свист полночный соловья,

                        Ветер, степь да тучи!

Вспомним стихотворение С. Есенина «Топи да болота»:

                        Слухают ракиты

                        Посвист ветряной...

Образ Руси в стихах русских поэтов соединяется с образом ветра. Такой образ мы называем архетипическим.

Запись в тетради: архетип – первоначальный образ, мотив, лежащий в основе общечеловеческой символики.

ж) А как вы понимаете фразу: «…И крест свой бережно несу...»? (Крест – символ страдания одного человека за всех.)

з) Какой образ России рисует автор в 3–5-й строфах? (Возникает образ чародея, который хочет похитить «разбойную красу» России. Выражение «прекрасные черты» напоминает нам об образе Прекрасной Дамы, которая находит новое воплощение в образе России. Блок пишет о невидимой глазу духовной сущности России.)

и) Чем отличается от предыдущих последняя строфа?

Какие антитезы вы видите в последней строфе? («Даль дорожная» – нечто бесконечно долгое: даль соединяется с понятием времени и противопоставляется «мгновенному взору». «Глухая песня ямщика» – «звенит»! «Звенит тоской острожной»: за этой строкой – образ цепей, которыми скованы узники острога.)

к) Какие еще образы вы могли назвать архетипическими? (Для России архетипичны образы дороги и скачущей по ней тройки.)

л) Блок начинает и завершает стихотворение образом дороги. Какое впечатление оставляет использование этого литературного приема?

м) Какое слово дважды повторяется в стихотворении? С какими эпитетами? Как вы думаете, почему Блок повторяет это слово? («Песни ветровые» – «глухая песня ямщика».)

н) Определите размер стихотворения, его рифму. (4-стопный ямб не производит впечатления жесткости: он гибок и пластичен. Чередование богатых мужских и женских рифм создает ощущение мелодичности и гармонии.)

о) Согласны ли вы с утверждением, что образ России в этом стихотворении Блока становится символом веры в будущее? Почему? Обоснуйте свой ответ.

3) Чтение стихотворения учащимися (1–2 человека).

Домашнее задание: стихотворение «Россия» – подготовить выразительное чтение; пересказ статьи Д. С. Лихачева «Мир на Куликовом поле».



Предварительный просмотр:

СТИХОТВОРНЫЙ ЦИКЛ «НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ»

Цели урока: познакомить учащихся со стихотворным циклом «На поле Куликовом»; обратить внимание на повторяющиеся образы и мотивы стихотворения; работать над выразительным чтением стихотворения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения «Россия».

III. Работа по новой теме.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Слово учителя.

Анна Андреевна Ахматова назвала Блока «трагическим тенором эпохи», потому что ему удалось передать метания души, потерявшей Бога, веру, идеалы.

Исследуя истоки особого пути России, поэт обращается к XIV в., к Куликовской битве. Он называл ее «символическим событием русской истории», которому «суждено возвращение» и разгадка которого впереди. В цикле «На поле Куликовом» события XIV в. становятся поводом для размышлений о судьбах современной России. Еще ни один русский поэт не обращался так к своей отчизне:

                О, Русь моя! Жена моя! До боли

                Нам ясен долгий путь!

                Наш путь – стрелой татарской древней воли

                Пронзил нам грудь.

«Река раскинулась. Течет, грустит лениво...», 1908 г.

В этой битве поэт видел мистический, провиденциальный смысл, ибо битве этой покровительствовала сама Богоматерь («Ты сошла, в одежде свет струящей»). Лирический герой облачается в доспехи русского ратника («На поле Куликовом», 1908 г.):

                Я – не первый воин, не последний,

                Долго будет родина больна.

                Помяни ж за раннею обедней

                Мила друга, светлая жена!

Общее дело стало глубоко личным. «Светлая жена» – это и любимая, и Россия.

– Обращаясь к циклу «На поле Куликовом», уточните, как вы понимаете слово «цикл»? Что такое, по-вашему, стихотворный цикл? (Стихотворный цикл – несколько стихотворений, объединенных одной темой. Циклу присуща смысловая завершенность.)

Чтение определения: учебник.

– Прежде чем перейти к чтению цикла «На поле Куликовом», давайте обратимся к главам из книги Д. С. Лихачева о Куликовской битве и ответим на вопрос: «Какую роль отводит исследователь древнерусской литературы Д. С. Лихачев русской литературе в осознании необходимости единства Русской земли?»

Пересказ учащимися глав из книги, учебник.

3. Анализ цикла «На поле Куликовом».

Чтение стихотворений цикла учителем или подготовленными учениками.

Литературовед А. С. Елеонская в статье «Куликовская битва и русская литература» пишет: «Горячей любовью к родине пронизан цикл стихотворений «На поле Куликовом», где история и современность также даны в неразрывном художественном переплетении. Судьба России – вечный бой:

                И вечный бой! Покой нам только снится

                        Сквозь кровь и пыль...

                Летит, летит степная кобылица

                   И мнет ковыль...

Образная система цикла «На поле Куликовом» несет на себе следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики...»

Попробуем проследить повторяющиеся образы и мотивы цикла, сопоставив их с мотивами стихотворения «Родина»: это образы реки, степи – поля, долгого пути – долгой дороги, тоски безбрежной, вековой – тоски острожной, мотив повторения роковых событий: «Опять с вековою тоскою...», «Опять, как в годы золотые...», «Опять над полем Куликовым», мотив страдания, боли: «До боли / Нам ясен долгий путь!» – «...И крест свой бережно несу...»

А теперь выделим мотивы и образы, связанные именно с этим циклом.

Образ мглы:

                                «И мглою бед неотразимых...»;

                                «Опять над полем Куликовым

                                Взошла и расточилась мгла,

                                И словно облаком суровым,

                                Грядущий день заволокла»;

                                «За разливающейся мглою».

– Символом чего для Блока является мгла?

– Почему он дает ей такие определения?

Блок говорит нам о великой битве сил света и тьмы, мглы; сосредоточием этой битвы становится Россия – и сердце поэта:

                Объятый тоскою могучей,

                Я рыщу на белом коне...

                Встречаются вольные тучи

                Во мглистой ночной вышине.

                Вздымаются светлые мысли

                В растерзанном сердце моем,

                И падают светлые мысли,

                Сожженные темным огнем...

Тревожное настроение создают постоянные упоминания о криках лебедей, о степных кобылицах, клекоте орлов. В смятении боя, в предощущении грядущих человеческих страданий, где высший, небесный мир объединяется с миром земным («Закат в крови! Из сердца кровь струится!»), в предчувствии великого пожара-зарева («Я вижу над Русью далече / Широкий и тихий пожар») на помощь воину приходит Она, чей «лик нерукотворный / Светел навсегда». Кто это? Небесная Благодать, Вечная Женственность, Прекрасная Дева, образ которой сближается с образом России:

                И с туманом над Непрядвой спящей,

                        Прямо на меня

                Ты сошла в одежде, свет струящей,

                           Не спугнув коня.

                Серебром волны блеснула другу

                               На стальном мече,

                Освежила пыльную кольчугу

                         На моем плече!

К ней обращается поэт с призывом:

Явись, мое дивное диво!

                       Быть светлым меня научи!

И в то же время Русь – не только высокая покровительница, но и жена: «О, Русь моя! Жена моя!» Жена потому, что поэт чувствует единство своей судьбы с судьбой Родины, неразрывную, кровную связь и глубокое переживание пути России как своего собственного пути.

– Почему именно Куликово поле становится символом трагической и великой судьбы России?

– Как вы понимаете образ «горючего белого камня»? в каких произведениях русского фольклора вы его встречали?

                На пути – горючий белый камень,

                За рекой – поганая орда.

(«Бел-горюч камень» встречается в русских песнях, сказках, заговорах, связанных с мотивом сакрального выбора. Блок как никто осознавал необходимость выбора Россией своего пути в мировой истории.)

IV. Подведение итогов урока по вопросам.

– Какова тема и идея цикла?

– Как бы вы определили жанр произведения Блока?

– Цикл А. А. Блока «На поле Куликовом» состоит из 5 частей. Как мы могли бы их озаглавить? (Напомнить ребятам, что поэт исследует истоки особого пути России и обращается к Куликовской битве, которой покровительствовала сама Богоматерь. Облачившись в доспехи русского ратника, лирический герой делает общее дело глубоко личным. «Светлая жена» – это и любимая, и Россия. В третьем стихотворении цикла много слов, написанных с прописной буквы: «Тобою», «Ты», «Твой». Это Прекрасная Дама поэта, прошедшая с ним все круги жизненного ада, напомнившая ему о молитвенном состоянии юности и соединившая в себе и Богоматерь и Россию. В появлении этого образа есть и более глубокий смысл: испокон веков русских отличала единая вера в Заступницу и Спасительницу, с одной стороны, и в Русь, ее героический дух – с другой. Четвертое и пятое стихотворение – пророческое предсказание «высоких и мятежных дней», суровых облаков над Россией, широкого и тихого пожара.)

– Родина, Россия традиционно предстает в русской поэзии в образе матери. А. А. Блок меняет трактовку, и у него Русь предстает в образе жены. Как вы понимаете такое неординарное сравнение?

– Какой цвет, по-вашему, является доминирующим в цикле «На поле Куликовом»? Чем можно объяснить этот факт?

– Что роднит цикл Блока «На поле Куликовом» со стихотворением «Россия»? Есть ли различия в трактовке образов? Каким настроением проникнуты цикл и стихотворение?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одного из стихотворений цикла; нарисовать или подобрать иллюстрации (как живописные, так и музыкальные) к стихотворению «Россия» и циклу «На поле Куликовом»; познакомиться с отрывками из драматической поэмы С. Есенина «Пугачев» (по учебнику).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока-семинара по литературе «Образ Родины в поэзии Александра Блока и Сергея Есенина»

данная форма урока-семинара способствует развитию самостоятельности учащихся, ответственности за порученное дело, развитию творческих способностей каждого ученика, осуществлению индивидуального подход...

Литература. 11 кл. Основная школа. Конспект урока «Образ Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского»

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, с жанровым своеобразием их стихов о России....

Урок литературы в 8 классе по теме «Образ Родины в лирическом цикле А.А.Блока «На поле Куликовом» (конспект, презентация, тест)

Цели: 1) познакомить учащихся с биографическими фактами и атмосферой, в которой жил и творил поэт;                 2) ра...

Н.Гумилев. Поэт-символист

Презентация к уроку литературы по теме: "Н.Гумилев. Поэт-символист"...

Лирика поэтов – символистов

Цель урока: показать яркую индивидуальность К.Д.Бальмонта, разобраться в его «творческой лаборатории». Дать представление об особенностях поэзии И.Ф.Анненского (1856-1909) и познакомить с личностью по...

Конспект урока по литературе «Поэтический образ Родины. А. Блок «На лугу», «Ворона». И.Бунин «Сказка».(учебник-хрестоматия Авт.-составит. Т.Ф. Курдюмова)

*Урок направлен на расширение знаний учащихся о великих русских поэтах 20 века;*обучить частичному анализу лирического произведения через сопоставление и моделирование исследуемого текста;*совершенств...

Конспект интегрированного урока истории, русского языка, музыки "Звучащий образ Родины" правописание орфограмм корня, 5 класс

Разработка посвящена проблеме интегрированного урока, позволяющего наиболее эффективно показать междисциплинарную связь...