Интерпретация отдельных страниц романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" с точки зрения христианской культуры.
творческая работа учащихся по литературе (11 класс)
В данном материале представлена исследовательская работа учащихся 11 класса, столкнувшихся в учебниках литературы и в интернете с интепретацией произведения, противоречащей замыслу автора. Последними слова М.Булгакова его жене были слова: "Главное, чтобы поняли!" Восприятие романа учениками, знакомыми с христианской культурой, оказалось противоположным той точке зрения, которую они нашли в учебных пособиях. Эта работа - попытка пройти свой путь в понимании зашифрованного текста-послания Михаила Афанасьевича Булгакова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interpretatsiya_mastera_i_margarity_bulgakova_ppt.ppt | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
При изучении произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита» на уроках литературы мы столкнулись с многообразием интерпретаций романа. Литературоведы и исследователи творчества писателя не имеют единой точки зрения на это произведение. Учебники для 11 класса также не дают однозначной трактовки как идеи произведения, так и образов героев романа. Актуальность . Многие исследователи романа «Мастер и Маргарита» не всегда принимают во внимание христианскую основу произведения при анализе произведения . Проблема
Цель нашей исследовательской работы: дать оценку некоторым эпизодам и некоторым персонажам романа с точки зрения христианской культуры . Цель работы Задачи Изучить интерпретацию романа «Мастер и Маргарита» в различных школьных учебниках; Изучить точку зрения на роман Дунаева М.М.; Изучить точку зрения на роман диакона А. Кураева; Проанализировать полученные результаты; Чтобы понять, кто есть кто в романе, нам надо обратиться к образам некоторых персонажей романа.
Сравнение интерпретаций романа в школьных учебниках и статьях М.М. Дунаева и А.В. Кураева
Кто автор романа в романе? Школьные учебники В трех предложенных взятых нами для изучения источниках говорится, что автором романа об Иешуа является Мастер. Кураев, Дунаев Безусловно, Воланд.
Кто такой Мастер? Школьные учебники Мастер – творческий человек, автор романа в романе. Автор единственной книги, утративший после всех испытаний способность творить. Кураев, Дунаев Медиум Воланда, существо безвольное, утратившее себя из-за общения с дьяволом.
Школьные учебники Маргарита – одна из главных героинь романа Булгакова. Она символ любви, милосердия, вечной женственности, считается примером любящей женщины, готовой на все ради любимого. Маргарита заключает союз с нечистой силой и готова умереть, чтобы спасти возлюбленного. Кураев, Дунаев Возлюбленная мастера, используется Воландом для достижения своих целей. Карикатурно-безобразный образ женственности. Образ Маргариты
. Школьные учебники Обнаруживает зло, Воланд лишь является своеобразным индикатором зла. Оказывается справедливее и милосерднее людей. Он реальный исполнитель Божьих желаний. Дьявол вершит суд и расправу, но поддаются ему люди второй свежести. Воланд в романе оказывается фигурой, соединяющей высокие и низкие пласты жизни. Он непримирим ко злу, так как знает благородный закон справедливости. Кураев, Дунаев Воланд – вот истинный автор идеи и самого романа о Пилате. Он самый настоящий дьявол, по всем канонам мировой культуры, и романтизировать его роль не стоит. Он отец лжи и ничего доброго, и чистого не несет. Образ Воланда
. . Школьные учебники Просто человек. Он моложе своего евангельского прототипа и не защищен от мира ничем. Он сам есть воплощенная истина. Иешуа – обыкновенный человек, незащищенный от этого мира. Человек достигающий духовной высоты, подает великий пример людям. Обладает общечеловеческими чертами и считает, что в основе природы любого человека лежит добро. Дунаев, Кураев Полная противоположность Иисусу Христу. Таким был «имидж» Христа, таким он казался толпе. Показывает парадоксальность апостольской веры. Но тот, кто поверит внешнему – союзник дьявола. Образ Иешуа
Школьные учебники Роман Мастера – пятое евангелие, новое «евангелие от Михаила». Отменяет существующие четыре Евангелия, но сохраняет их главную мысль. Автор использует из них основную мысль, трансформируя ее в соответствии с собственными задачами. Дунаев, Кураев Рассматривается как пятое евангелие, написанное Булгаковым (Дунаев). Евангелие от сатаны (Кураев). Роль романа заключается в том, чтобы изменить миропорядок и утвердить Воланда на месте Божьем. Роль романа о Понтии Пилате
нельзя рассматривать роман, не учитывая христианской составляющей произведения, так как Булгаков создавал своё произведение для людей, чья жизнь была основана на христианской культуре и традициях; главной точкой отсчёта для понимания романа является вопрос авторства романа в романе; Булгаков нам в своем произведении показал, что миром, отказавшемся от Бога, начинает править дьявол, навязывая свои законы В обществе, отказавшемся от Бога, всё приобретает уродливые, лживые формы: и любовь, и добро, и милосердие Выводы
Маргарита - способ заставить Мастера дописать роман, карикатурно-безобразный образ женственности ТО ТО то то Кто автор романа о Понтии Пилате? Если автор Мастер, Если автор Воланд, Точка зрения Мастера = точке зрения Булгакова Точка зрения Мастера = Точке зрения Воланда Мастер получает покой за муки творчества, за гонения Мастер – безвольное существо, марионетка, посредник Маргарита - любящая женщина, которая воплощает собой женственность Роман о Понтии и Пилате - это 5-е Евангелие - Евангелие от М.А. Булгакова, т.е. еретическое произведение Роман о Понтии Пилате – это Евангелие от Воланда, от сатаны, его цель - низложить Христа
1. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // М. Булгаков. Сатирическая проза. Ташкент: Из-во литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1990г. С 354-642. 2. Дунаев М.М. Рукописи не горят? (Анализ романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Пермь: «Православная Пермь», 2000г. 3. Бабич Д. Булгаков – христианский писатель или автор «евангелия от сатаны»? // Радонеж, № 6, 2016г. С. 4-5. 4. Богданов Н. Спасительный страх гения // Литература в школе, № 7, 2002 г. С. 20-22 5. Лобова В. И. «Это была самая светлая жизнь…»// Литература в школе, № 7, 2002г., С. 28-31 6. Маннапова З.Ф. Любовь и творчество в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» //Литература в школе, № 8. 2010г. С.30-32 7. Маранцман В.Г. Проблемный анализ романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литература в школе, № 2, 2002г. С. 23-27; № 5 2002г. С. 40-42; № 1, 2003г. С. 27-32. 8. Рубежанская Т.А. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литература в школе № 8, 2010г. С. 32-33. Интернет-источники 9. Диакон Андрей Кураев «Мастер и Маргарита» - за Христа или против?, электронная брошюра. 10. http :// palomnic . org / bibl _ lit / obzor / bulg / dunaev / Источники литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по составлению занятия в системе УДО с точки зрения
В представленном материале автор постарался выделить необходимые аспекты, которые необходимо соблюдать при составлении занятия с позиции здоровьесбережения обучающихс....
Школьная газета (отдельные страницы)
Творческий проект учащихся школы №39...
Урок физической культуры с точки зрения здоровье сбережения
Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников, уровень роста и развития органов и систем организма....
Коммуникативная культура и точка зрения
Учебно-методичкий материал...
В помощь учителю ФК - Лях В.И., Анализ содержания и методического аппарата УМК по физической культуре для 5 класса с точки зрения требований примерных рабочих программ
Новый ФГОС 2021 года - В помощь учителю физической культуры...
Опорная схема "Полифонизм романа "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского: столкновение разных точек зрения и проблема нравственного выбора".
Дидактический материал к уроку по изучению романа "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского (может подойти как раздаточный материал)...
Интерпретация отдельных страниц романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» с христианской точки зрения
Данная исследовательская работа - попытка разобраться в самом зашифрованном романе 20 века. Что хотел сказать нам Михаил Афанасьевич? В ответе на этот вопрос помогут мысли христианских мыслителей, наш...