Методические рекомендации по составлению занятия в системе УДО с точки зрения
методическая разработка на тему

Балахнина Мария Петровна

В представленном материале  автор постарался выделить необходимые аспекты, которые необходимо соблюдать при составлении занятия с позиции здоровьесбережения обучающихс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по составлению занятия с точки зрения здоровьесбережения

Потапова М.П.

ПДО МОУ ДОД ДЮЦ «Сатурн» г. Томска

В наше время все больше педагогов дополнительного образования осознают, что к числу их первоочередных задач относится задача охраны здоровья учащихся. Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок - занятие, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы педагога в этой сфере.

С  сентября 2009 г. введен в реализацию инновационный проект программы развития центра «Формирование навыков здорового образа жизни обучающихся МОУ ДОД ДЮЦ  «Сатурн» г. Томска.  Была создана творческая группа для реализации  проекта, в состав которой включили мою образовательную программу. Определили цель инновации по проекту - внедрение в образовательный процесс инновационной здоровьесберегающей технологии, которая  состоит в  сочетании нового комплексного подхода  к организации образовательного процесса с общепринятыми формами и методами здоровьесберегающей технологии и принципами здоровьесберегающей педагогики, а также системой  психолого-педагогического сопровождения обучающихся, которая  применяется: в виде витаминопрофилактики и формирования культуры здорового образа жизни.

В течение 2009-2010 учебного года я, как участник инновационной творческой группы изучила методическую литературу по данному вопросу, сформировала методическое обоснование здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе, разработаны методические рекомендации по составлению занятия с точки зрения здоровьесбережения. В данных рекомендация мы постарались выделить необходимые аспекты, которые необходимо соблюдать при составлении занятия с позиции здоровьесбережения обучающихся:

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п.

  1.  Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Напомним, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Общепринятой  нормой считается 4–7 видов за занятие.. После проведенных исследований мы остановились на цифре 3-4 вида. Однообразность урока способствует утомлению детей.. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

  1. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7–10 минут.

  1. Число использованных педагогов видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок Чередование видов преподавания не позже чем через 10–15 минут

  1. Наличие методов активизации творческой активности обучающихся.
    К таким методам относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (обучающийся вместо педагога, обучение действием, обсуждение в группах, обучающийся как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

  1. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Необходимо наблюдать за тем как сидят обучающиеся, чередуются ли позы.

  1.  Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

  1. Благоприятный психологический климат на занятии, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных детьми и самим педагогом,
  2. Необходимо  включать в процесс занятия эмоциональную разрядку (шутка, улыбка, поговорка, афоризм с комментариями,  стихотворений и др. Преобладающее выражение лица учителя, к примеру, различные проявления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости — угрюмости и т.д.

  1. Итоговую плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного обучающимися непосредственно на образовательную работу. Рекомендуемые показатели — в диапазоне от 60% до 80%.

  1. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5–10 минут до окончания  занятия.

  1. Темп и особенности окончания занятия К нежелательным показателям относятся:
    • неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;
    •отсутствие времени на вопросы обучающихся;
    • необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.
  2. Если это возможно, предусмотрите включение в содержательную часть занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д.

Литература;

1. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе /авт.-сост. С,А. Цабыбин –

    Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ  ПРЕДМЕТОВ....

Методические рекомендации по составлению рабочих программ

Даны подробные рекомендации как составить рабочую программу по предмету....

Методические рекомендации по составлению Резюме для детских общественных организаций

Методические рекомендации для активистов и руководителей ДОО  по составлению резюме к различным лидерским конкурсам...

Методические рекомендации по составлению занятия с точки зрения здоровьесбережения

В наше время все больше педагогов дополнительного образования осознают, что к числу их первоочередных задач относится задача охраны здоровья учащихся. Поскольку «ячейкой» образовательного процес...

Сценарный план педагогического совета "Учебное занятие в дополнительном образовании с точки зрения личностно-ориентированного обучения",презентация к работе

В работе дан полный материал для проведения педсовета. Цель: познакомить педагогов дополнительного образования с теоретическими основами  личностно-ориентированного образования, созданием организ...

Методические рекомендации по составлению и использованию ребусов на занятиях русского языка и литературы.

Интеллектуальные игры играют значимую роль в развитии у обучающихся любознательности и стремления к знаниям. Эти игры, основанные на интересе, а не на обязательности, способствуют глубинному пониманию...