Золотой век русской поэзии
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Техологическая карта урока литературы в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoy_vek_russkoy_poezii.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Педагогические задачи: изучить понятия «русская классическая литература», «романтизм как литературное направление»; начать знакомство с поэтами золотого века | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: понимание связи литературных произведений XIX века с эпохой их написания; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литера- | Метапредметные: •• познавательные – овладение умениями определять понятия, создавать обобщения, делать выводы; создавать и применять схемы для решения учебных задач; навыком смыслового чтения; •• регулятивные – овладение умениями оценивать правильность выполнения учебной задачи; •• коммуникативные – овладение умениями организовывать учебное сотрудничество; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | Личностные: проявление российской гражданской идентичности, эстетического сознания; овладение коммуникативной компетентностью в общении |
Образовательные ресурсы: информационная справка по теме уроков, схема |
Организационная структура уроков
Этап уроков | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые |
I. Работа по теме уроков. 1. Вступительное слово учи- | Русская литература начала XIX в. продолжала развиваться в общеевропейском культурном контексте. Уже на исходе предыдущей эпохи были созданы «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева и «Письма русского путешественника» Карамзина – произведения, свидетельствовавшие, что русская мысль находит свои художественные формы для общеевропейских тенденций. Теперь, в первой половине XIX в., русская литература могла бы сказать о себе словами Пушкина: «Я чувствую, что мои духовные силы достигли совершенной зрелости, я могу творить». В эту эпоху Россия обогатила мировую культуру великими свершениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Лермонтова, Тютчева. Это классики нашей литературы. Их надо не только читать, надо научиться их перечитывать, потому что каждая встреча с ними таит в себе радость открытия. Прежде чем мы ответим на вопрос о том, какова роль русской классической литературы в духовной жизни человечества, обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова. Что значит «классик», «классический»? Классик – 1) выдающийся, образцовый, общепризнанный деятель науки, искусства, литературы; 2) сторонник классицизма в искусстве; 3) специалист по классической филологии, а также человек с классическим образованием. Классический – 1) являющийся классиком (в первом значении); 2) типичный, характерный; 3) античный, относящийся к греко-римской культуре; 4) связанный с изучением античных языков и литературы; 5) следующий методам классицизма. Значит, классическая литература – канонизированная литература, образцовая, наиболее значительная. Русская классическая литература соотносится с XIX веком – это золотой век русской литературы, и прежде всего поэзии.
| Внимательно слушают | |
2. Защита литературных газет | Организует защиту литературных газет | Обучающиеся знакомят одноклассников с подобранным материалом: биографией «своего» поэта, высказываниями критиков, викторинами, кроссвордами, иллюстрациями, помещенными в газетах; читают стихи, исполняют музыкальные произведения и т. д. | |
3. Введение понятия «лирика» | Оценив работу обучающихся, дает понятие лирики. Лирика – это род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором субъективное начало является главным. Лирика выражает сложную духовную жизнь человека (его интересы – личные и общественные; его настроения, переживания, чувства и т. д.). Духовная жизнь человека определяется обстоятельствами, явлениями внешнего мира. Но лирика не касается или почти не касается самих этих явлений: она прямо выражает только мысли, чувства, настроения, переживания. Лирический герой – это образ поэта-художника, чей внутренний мир находит отклик в сердцах читателей. Лирический герой и автор – как будто одно лицо, и в то же время образ лирического героя глубже и шире, чем только выражение личности самого поэта. Очень точно сказал об этом В. Г. Белинский: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем Я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество. И поэтому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека…» | Внимательно слушают | Владеют базовыми предметными понятиями |
4. Лекция «Романтизм как литературное направление» | Лекция «Романтизм как литературное направление» Неоднократно в своих сообщениях о поэтах вы употребляли слова «романтизм», «романтический», «поэт-романтик». Да, начало XIX века в русской литературе – это борьба классицизма и романтизма; романтическая муза Жуковского дала толчок развитию новой поэзии, подготовила появление на поэтическом небосклоне Пушкина. Обратимся вновь к словарю. (Учащиеся конспектируют.) Романтизм – 1) направление в литературе и искусстве первой четверти XIX в., выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и их чувств; 2) направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека; 3) умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью. Романтик – 1) последователь романтизма (в 1-м и 2-м значениях); 2) человек, склонный к романтизму (в 3-м значении); 3) человек, проникнутый романтикой, высокими идеями. Романтизм в России. Это и особый вид мировоззрения, и художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на немотивированный оптимизм классицизма, в его основе – разочарование в идеях Просвещения. В центре художественной системы романтизма – личность. Основной конфликт – между личностью и обществом. Романтическая личность – страстная личность. Но страсти делятся на высокие (это любовь во всех ее проявлениях) и низкие (зависть, жадность, честолюбие). Романтический герой – это человек с сильным характером, часто он художник; его мировоззрение несовместимо с обыденным миром. Любимая романтическая среда – история и экзотика. Романтиков интересует национальная самобытность; отсюда внимание к фольклору, его переработка и создание собственных произведений в фольклорных жанрах («Песня про купца Калашникова» Лермонтова). В романтизме отсутствует эволюция характеров, так как обстоятельства не влияют на личность. Романтики широко используют символику. Представители романтизма: Англия – Байрон, Саути, В. Скотт; Франция – де Сталь, Шатобриан, Гюго, Жорж Санд; Россия – Жуковский, Веневитинов, Баратынский, Дельвиг, Рылеев, Кюхельбекер, Одоевский, Пушкин, Лермонтов, Бестужев-Марлинский, Тютчев. | Внимательно слушают | |
II. Итог уроков. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой работали? Что нового узнали? Что было интересным на уроке? – Какие задания выполняли? В чем испытывали затруднения? Почему? – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: читать текст (с. 105–112), отвечать на вопросы (с. 110–111), знать содержание лекции | Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность на уроке. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы | Владеют навыками систематизации и обобщения, самооценки. Принимают |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Серебряный век русской поэзии» программа элективного курса
Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве поэтов русского модернизма: декадентов, «старших символистов», «младосимволистов», акмеистов, футуристов...
конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии
Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...
конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии
Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...
«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»
Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...
Проект "Русская природа в русской поэзии"
Данный проект подготовлен учениками 5 класса при изучении темы по литературе "Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе"...
Открытый урок Золотой «век» русской культуры (первая половина 19в.). М.И.Глинка – отец русской музыкальной классики.
Цель урока: Закрепить знания об опере, доказать на примере оперы «Руслан и Людмила», что Глинка является родоначальником русской классики, познакомить учащихся с творчеством М.И.Глинки. ...