«Слово…» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение (идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора)
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Технологическая карта урока в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_kak_vysokopatrioticheskoe_i_vysokohu.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«СЛОВО…» КАК ВЫСОКОПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ (ИДЕЯ, ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА, ПЕЙЗАЖ, ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА)
Педагогические задачи: познакомить с образной системой «Слова…», его основной идеей; дать понятия патриотизма, честолюбия; | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: понимание ключевых проблем произведения древнерусской литературы; умение анализировать литературное произведение; владение элементарной литературоведческой терминологией; понимание авторской позиции и своего отношения к ней; осмысленное чтение | Метапредметные: •• познавательные – овладение навыком смыслового чтения; умениями создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы; •• регулятивные – овладение умениями соотносить свои действия •• коммуникативные – овладение умениями организовывать учебное сотрудничество; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | Личностные: проявление российской гражданской идентичности, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; овладение коммуникативной компетентностью в общении |
Образовательные ресурсы: сравнительные планы Ипатьевской летописи и «Слова…», информационная справка по теме уроков |
Организационная структура уроков
– Подлинный же герой поэмы – Русская земля. Ей певец отдает весь жар сердца, безмерную любовь, сыновнюю привязанность и верность. Княжеские дружины для автора – «русские сыны», «русские полки», которых ждут «жены русские». Храбрые воины, упоминаемые в поэме четыре раза, – «русичи». В контексте поэмы это слово имеет эпическое звучание, оно словно навечно высечено в граните: «…русичи великая поля чрвленными щиты прегородиша». Или: «…ту пиръ доконечаша храбрии русичи». Автор – незаурядная фигура Руси домонгольской; его патриотический пафос не был порождением личных настроений и убеждений. Ценность поэмы для того времени состояла в том, что она высказывала в непревзойденной художественной форме то, что зрело В «Слове…» земля Русская предстает во всей своей исторической и природной красоте. Глазами автора народ словно впервые взглянул на родные и давно обжитые места. Раскинувшаяся на необъятных просторах – от Волхова до Черного моря, – Русская земля была «украсно украшена» городами, селами, крепостями. Можно сказать, что Русь выросла и закалилась в борьбе со Степью. Обороняясь, а нередко переходя в наступление, Русь отстаивала и свой народ, и государственность, и свою молодую, несомненно незаурядную культуру, и выполняла роль щита Европы на Востоке. Недаром с такой гордостью вспоминается в Игоревой песне «поход Святослава» – грозного и великого, который, наступая на землю половецкую, притоптал холмы и яруги, взмутил реки и озера, иссушил потоки Но наступила невеселая година, когда, по словам Игорева певца, стал брат оспаривать брата, и стали князья про малое «это великое» говорить. Из-за усобиц стали «поганые» со всех сторон приходить с победами на землю Русскую. Автор не просто вспоминает Существует даже предположение, что «Слово…», произнесенное на встрече князей, заставило их на несколько лет прекратить распри и зорко следить за происками кочевников, то есть дало краткую военную Певец «Слова...», соколиным взором осматривая все края родной земли, погружаясь в былые века, был деятельным сыном бурного времени, знал все радости, скорби, поражения и победы своих лет. Он первым избрал главным героем произведения Русскую землю, положив начало героической традиции, живущей века | Внимательно слушают | ||
3. Изучение композиции «Слова...» | – Какова же композиция «Слова...»? Безусловно, она сложна, ее называют непоследовательной, эмоциональной, мозаичной. Автор постоянно переходит от одной темы к другой, переносит место действия с Русской земли в половецкую степь | Высказывают свое мнение. Внимательно слушают | Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками |
4. Выразительное чтение фрагмента (часть I, гл. 12, с. 18) | – Автор по-своему распоряжается временем, и в разгар битвы, когда дорого каждое мгновение, делает лирико-историческое отступление, вспоминая дела прежних лет и прежде всего усобицы, начатые родоначальником нынешних Олеговичей, ведущих сейчас схватку, – Олегом Святославичем. Временное отвлечение необходимо не только для того, чтобы мы поняли историческую предопределенность совершающегося – Не случайно в отвлечении приводится и моральная сентенция о том, что в прошлом похвальбы уже приводили князей на суд Божий, оборачивались погребальным покрывалом. Многозначительное сообщение подготавливает нас к тому, чтобы понять: Игорь находится в таком же положении, как и участники былых распрей, и его не минует наказание за дерзкую вылазку в Поле, за стремление к личной славе, за нежелание умерить свой пыл и быть с другими князьями «за одно сердце». – Давайте посмотрим, а как природа «откликается» В «Слове…» мы присутствуем при чуде рождения того чувства природы, которое спустя столетия найдет свое полное выражение в тютчевской поэтической строфе: Не то, что мните вы, природа; Не слепок, не бездушный лик, – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. – Присмотримся к облику и характеру степи, в которой развертываются основные действия похода. Идущую по дороге рать степь встречает ревом грозы, воем волков по оврагам, клекотом орлов; рать слышит, как лисицы «брешут» на красные щиты. Ночью степь оглашают «щекотом» соловьи, утром дружину будит говор галок… Круглые сутки степь звучит, говорит ковыльной речью, полной необыкновенно важного значения. Поэт любит символический полевой пейзаж, когда сама природа – «дружелюбная» к «своим» – пытается предупредить храбрых витязей о предстоящем побоище. Для этой цели на художественное полотно набрасываются резкие цветовые мазки. Издалека видны меняющиеся краски: «кровавые зори свет возвещают», «черные тучи с моря идут», «трепещут В пору бегства Игоря – при всем драматизме повествования – наш взгляд останавливается на степных реках, стелющих зеленую траву, на берегах песчаных, где кишмя кишат в тростниковых зарослях лебеди, чайки, утки. Все отмечено острой живописной выразительностью, напряженным динамизмом | Выразительно читают фрагмент. Внимательно слушают | Владеют навыками выразительного и осознанного чтения |
5. Выразительное чтение фрагмента (ч. III, гл. 2–5, с. 30–32) | – Разделив «Слово…» условно на части, озаглавьте их: 1) Рассказ о походе Игоря. 2) Сон и «златое слово» Святослава. 3) Плач Ярославны. 4) Рассказ о побеге Игоря из плена. – А с чего начинается «Слово…»? | Выразительно читают фрагмент. Делят произведение на части, озаглавливают их. – С небольшого вступления, в котором автор размышляет, как ему вести свой рассказ. Но, восхищаясь искусством старого певца Бояна, он отказывается вести свое повествование-рассказ «по замышлению Бояна», он намерен повествовать «по былям сего времени» – ближе к действительным событиям. | Владеют навыками выразительного и осознанного чтения. |
– Как вы думаете, зачем автор предлагает нам увидеть поход Игоря глазами людей с разным жизненным опытом, оценить его с разных точек зрения? | – Рассказ о походе Игоря выстроен так, чтобы мы смогли увидеть его глазами воина и восхитились дерзкой смелостью князя; услышали голос мудрого государственного правителя и задумались о судьбе Русской земли, прониклись правотой его страстного призыва встать за землю Русскую; нас тронуло и пленило горе Ярославны, скорбящей о муже и стремящейся помочь ему. И в каждом из этих ви́дений событий своя правда, своя «быль». Но во всех откликах на поход Игоря – боль. Душа автора болит за Игоря, за судьбу Русской земли. | ||
Вывод. Идеал автора – могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть князей братьями, способными почувствовать чужую боль, помочь в горе. «Слово...» – это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле | Запись в тетради | Владеют систематизацией | |
6. Изучение влияния фольклора на «Слово...» | – Когда говорят о фольклорности «Слова...», то обычно вспоминают о богатстве дописьменного творчества, да и о всей устной поэтической стихии, всегда жившей в народе, и рассматривают, как это богатство отразилось в Игоревой песне. В устной народной литературе сложились устойчивые представления о народном характере. Достаточно сопоставить страстность и молодечество Игоря и удаль Всеволода с действиями Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Алеши Поповича, и станет ясным, что их поступки – буйство в бою, нежелание соразмерить силы с опасностью – не являются исключением. Они ведут себя как сыновья эпохи. Ярославна, причитающая на городской стене, воплотила в себе лучшие черты былинных героинь. Самый поразительный герой «Слова...» – Всеслав Полоцкий, чей образ соединил в себе черты реального – На примере любого фрагмента покажите фольклорную основу «Слова...». (Выписать примеры постоянных эпитетов, сказочных мотивов, повторов, приема одушевления природы и т. д.) | Внимательно слушают | |
III. Итог уроков. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой работали? Что нового узнали? Что было интересным на уроках? – Какие задания выполняли? В чем испытывали затруднения? Почему? – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: написать домашнее сочинение на одну из тем: •• «Образ Русской земли на страницах “Слова о полку Игореве”»; •• «Плач Ярославны в переводе Жуковского и Заболоцкого» (сопоставительный анализ); •• «Какой из эпизодов «Слова о полку Игореве» оказался наиболее интересен для вас и почему?» | Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы | Владеют навыками систематизации и обобщения. Владеют навыками самооценки. Принимают |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние фольклора на воспитание учащихся с аномальным развитием через уроки музыки
Одним из основных факторов воспитания детей с аномальным развитием является музыкально-ритмическое искусство. Оно воспитывает у детей эмоциональную чуткость, способность сопере...
Влияние фольклора на развитие эмоциональных качеств у детей младшего школьного возраста
Правильный подбор фольклорного музыкального репертуара...
презентация к проекту" Влияние фольклора ханты и манси на воспитание детей"
презентация к проекту" Влияние фольклора ханты и манси на воспитание детей"...
Влияние фольклора на эстетическое воспитание учащихся с аномальным развитием через уроки музыки, пения и ритмики
Это обобщение опыта работы по эстетическому и патриотическому воспитанию в коррекционной школе. Системность в работе приносит свои плоды. У умственно отсталых детей проявляется стойкий интерес к народ...
Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.
История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....
Образная система в повести «Людочка» В.П. Астафьева
Текст «Людочки» – знаковое отражение особенностей русского постмодернизма....
«ЗМЕЯ» И «ЖАВОРОНОК» В ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЕ ЧЕХОВСКОЙ ПОВЕСТИ «В ОВРАГЕ»
основе чеховского понимания художественности какэстетического эквивалента правдивости, <…> лежит единствопротивоположных принципов: опора на низкое рядом с высоким, злое – сдобрым, ...