«ЗМЕЯ» И «ЖАВОРОНОК» В ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЕ ЧЕХОВСКОЙ ПОВЕСТИ «В ОВРАГЕ»
статья по литературе

Иванова Мария Анатольевна
основе чеховского понимания художественности как
эстетического эквивалента правдивости, <…> лежит единство
противоположных принципов: опора на низкое рядом с высоким, злое – с
добрым, <…> и т. п. На таком стремлении к гармоническому сочетанию
взаимоисключающих принципов основана вся художественная система
Чехова [Э. Полоцкая 1979: 300] и в частности поэтика повести «В овраге».
Повесть «В овраге» (ноябрь – декабрь 1899г.) основана на глубоком
знании жизни, правдиво воспроизводит светлые и мрачные стороны
крестьянского быта. А.П. Чехов показывает движения добра и зла в
человеческих душах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.А.Иванова

(Россия, Москва),

«ЗМЕЯ» И «ЖАВОРОНОК» В ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЕ ЧЕХОВСКОЙ ПОВЕСТИ «В ОВРАГЕ»

В основе  чеховского  понимания  художественности  как  эстетического  эквивалента  правдивости, <…>лежит единство противоположных принципов: опора на низкое рядом с высоким, злое – с добрым, <…>и т. п. На таком стремлении к гармоническому сочетанию взаимоисключающих  принципов основана вся художественная система Чехова [Э. Полоцкая  1979: 300] и в частности поэтика повести «В овраге».

Повесть  «В овраге» (ноябрь – декабрь 1899г.) основана на глубоком знании жизни, правдиво  воспроизводит светлые и мрачные стороны крестьянского быта.А.П. Чехов показывает движения добра и злав человеческих душах.

ЗЛО – 1.Все плохое, дурное, вредное.

2.Несчастье, беда, напасть.

3. разг.Злое чувство, гнев; досада, недовольство.[Большой академический словарь русского языка Т. VI 2006: 740]

ДОБРО – 1. Все хорошее, положительное, благо, благополучие (противоп. зло)

2. Хорошее, доброе дело, поступок; хорошее отношение к кому-л.

3. разг. О личном имуществе, вещах, поступках.

4. разг. О чем-л. Негодном, ненужном (обычно иронически)[Большой академический словарь русского языка Т. V 2006: 153]

Данные определения добра и зла в полной мере сливаются с мыслями автора. Писатель признавал, что отразил реальные факты, лица, и в то же время подчеркивал художественно-обобщающий смысл произведения.

В мемуарахС. Н. Щукина встречаемоткровение самого Чехова: «Я описываю тут жизнь, какая встречается в средних губерниях.<…>И купцы Хрымины есть в действительности. <…>Их дети с восьми лет начинают пить водку и с детских же лет развратничают; они заразили сифилисом всю округу. Я не говорю об этом в повести,<…> вот то, что мальчика Липы обварили кипятком, это не исключительный случай; земские врачи нередко встречают такие случаи<…>»(«Чехов в воспоминаниях современников», с. 464-465). (С.X, 442)[1]

Работая над повестью (Ялта, ноябрь-декабрь 1899г), Чехов использовал 14 разрозненных заметок, занесенных в Первую записную книжку без определенной последовательности и в разное время: четыре в 1895, 1897, 1898 гг, десять – в 1899г.   В записных книжках Чехова реальные события носят психологически осмысленный характер. (С. X,433)

Проблема добра и зла «В овраге» еще не рассматривалась концептуально. В раскрытии автором сложного пути добра и зла можно увидеть сложный внутренний духовный процесс каждого героя.Внутренние переживания своих героев А.П. Чехов выразил в единстве образного и эмоционального.В жизни любому человеку свойственно переживать какие-то моменты страха.Страх присущ и добру, и злу.В повести герои живут обманом, ложью, совершают разные преступные действия ради корыстолюбивых желаний, алчности; душа их мельчает, опустошается и глубоко человеческоеутекает из нее.

Чеховубыло ненавистно духовное рабство людей. По своим этико-моральным взглядам он был ближе к философии Ф. Ницше. Ницше писал: «Мораль нынче увертка для лишних и случайных людей, для нищего духом и силою отребья, которому не следовало бы жить,  – мораль, поскольку милосердие; ибо она говорит каждому: ты все-таки представляешь собою нечто весьма важное, что разумеется есть ложь <…> Должно быть некий дьявол изобрел мораль, чтобы замучить людей гордостью, а другой дьявол лишит их однажды ее, чтобы замучить самопрезрением.» [К.А. Свасьян, 1990: 247].

Мастер слова А.П. Чехов еще задолго до написания повести в письме М. В. Киселевой 14 января 1887г. (Москва) сделал некоторые высказывания по этическому вопросу, «что мир «кипит негодяями и негодяйками», это правда.Человеческая природа несовершенна, а потому странно было бы видеть на земле одних только праведников<…>Литератор должен быть также объективен, как химик; <…>злые страсти так же присущи жизни, как и добрые.» (П. II, 12)Являющаяся идеалом, проблема добра и зла всегда дает людям возможность ощущать и осознавать неразрывное вечное единство добра и зла, как жизни и смерти, еще с древности.

Цель работы состоит в сопоставлении противоположных женских типов: показать хищническую, разрушительную силу Аксиньи, а у Липы–Добродетель,  как силу сохраняющую, всему служащую. Аксинью и Липу объединяло их социальное положение.

Аксинья – яркий тип женщины змеи, «хищницы».Все ее злое начало прячется под маской «наивной» улыбки, под ее внешней красотой.

За обыденностью ее делчувствуются жадность, алчность. «Аксинья,<…> рано вставала, поздно ложилась и весь день бегала, <…>держала при себе ключи, не доверяя их даже мужу, <…>и все смеялась или покрикивала.» (С. X, 145)В этих обыденных действиях открывается вся мелочность и серость мещанского бытия и черты характера: жестокость, алчность, корыстолюбие.«Аксинья радостно живет ежеминутным хищничеством, обманом,<…> но способна – в любое время – и на трагическое злодейство, не колеблясь совестью. Для этого нужно, <…> всколыхнуть ее природу, посягнуть на ее эгоизм, который она носит в душе, как свое божественное право.»[Цит. по кн. :Мелкова А.С. Антон Чехов и его критик Михаил Меньшиков 2005: 339]

Узнав про содержание завещания, она дает выход своему злу в полной мере.«<…>схватила ковш с кипятком и плеснула на Никифора.<…>Аксинья прошла в дом молча со своей прежней наивной улыбкой <…>» (С. Х, 172)Аксинья – змея и ей подобные живут в окружающей среде, пока имеются подходящие условия для их коварных замыслов. Благоприятные условия для них создаются такими людьми  как Варвара. В жене Григория Цыбукина живут и добрые, и дурные начала.

  В уголке ее души имеется вера в Бога, но ее вера не истинна, основана на страхе и очень тонко подмечено Чеховым, что Варвара остается в доме, где торжествует зло Аксиньи.

Липа – светлая, чистая, красивая девушка с кроткой и доверчивой душой попадает в жестокую мещанскую семью. В описании ее трогательного облика слышны евангельские мотивы. «<…>пела тонкимсеребристым голоском <…> глядела на солнце со своей детской улыбкой, то было похоже, что это тоже жаворонок» (С. Х, 149)  Лишь «большие мужские руки» свидетельствовали, что работа была всегда неотъемлемой частью ее существования.  «Так жестокое богатство купило эту кроткую бедность, чтобы с циническим бесчувствием взять все от нее – красоту, невинность, раннюю молодость… Все это Липа отдала. Не могла отдать только души своей, как Варвара, но могла приспособиться.» [Цит. по кн. :Мелкова А.С. Антон Чехов и его критик Михаил Меньшиков2005: 343]

В описании  героев повести ощущается отличительная способность Чехова чувствовать в их духе, думать и говорить в их тоне.    А.П. Чехов высоко поднимает любимую героиню над темным оврагом. При возвращении Липы домой с мертвым младенцем на руках раскрывается «диалектика ее души». Липа не одна на свете, по дороге она встречает возчиков. Старик со страдательным взглядом сказал ей в утешение: «Жизнь долгая  – будет еще и хорошего и дурного, всего будет. Велика матушка Россия! (С. Х, 175)Ее чувства воплощены в словах писателя: « И как ни велико зло<…> все же в божьем мире правда есть и будет, <…>и все на земле только ждет, чтобы слиться с правдой<…>.» (С. X, 165-166)В финале повести побеждает добро,звучит мотив будущей жизни как откровение и как признание самого Чехова, что Добродетель – главный двигатель человеческого бытия.

Липа свободная, радостная в своей родной стихии, идет впереди всех и поет свою песню – песню жаворонка. Липа, увидев нищего – старика Григория – подает ему кусок пирога с кашей. «Он взял  и стал есть.» (С. X, 180)   Липа приговорена своей совестью, правдой совершать добрые поступки. Невозможно познать добро без зла – одно познается через другое. Не будет страшно злое в мире, пока живет добродетель.

Чеховский идеал не был ни абстрактным, ни умозрительным, он представлял собой лишь полное развитие тех черт русского характера, которые писатель умел открывать в измученных, подавленных, искалеченных жизнью современниках. [Г. Бердников 1984 : 484]

Литература:

1 Бердников Г. А.П. Чехов Идейные и творческие искания. М.: Художественная литература, 1984

2 Большой академический словарь русского языка. М-СПб.: Наука, 2006

3 Мелкова А.С. Антон Чехов и его критик Михаил Меньшиков переписка дневники воспоминания статьи. М.: Русский путь, 2005

4Полоцкая Э. А.П. Чехов Движение художественной мысли. М.: Советский писатель, 1979

5 Полное собрание писем. Т. II. М.: Наука, 1975

6Полное собрание сочинений. Т.X. М.: Наука, 1986

7Свасьян К.А.Фридрих Ницше. Сочинения. Т. I М.: Мысль, 1990


[1]Здесь и далее все цитаты приводятся пополному собранию сочинений  и  писем в 30 томах (М., 1974-1983).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Система образов повести "Тарас Бульба" Н.В. Гоголя

Разработка урока литературы в форме урока-размышления с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". В методическом описании урока определены цель урока, задачи, п...

А.П. Чехов «Палата № 6». Художественное пространство и время повести. Типичный чеховский герой.

Палата № 6 – образ, созданный на пересечении пространства и времени. Образ «дурной бесконечности», бессмысленности бытия и страдания, образ несовершенного бездуховного мира, мира разобщенных люд...

Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.

История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....

Образная система в повести «Людочка» В.П. Астафьева

Текст «Людочки» – знаковое отражение особенностей русского постмодернизма....

«``Жаворонок`` и ``гадюка`` в повести А.П. Чехова ``В овраге``»

В статье осуществлено исследование женских образов сиспользованием художественного приема «зоологического сравнения»,являющегося развернутым средством для оценочной характеристикигероинь ...

Урок литературы "М.А.Булгаков Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров"

Цели:1. Познакомить с жизнью и творчеством М. Булгакова.2. Обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».3.Учить анализировать произведение, доказывать своё собственное мнение, создавать ист...