Влияние фольклора на воспитание учащихся с аномальным развитием через уроки музыки
материал по музыке на тему
Одним из основных факторов воспитания детей с аномальным развитием является музыкально-ритмическое искусство. Оно воспитывает у детей эмоциональную чуткость, способность сопереживать, создает настроение радости и душевного подъема.
Большие потенциальные возможности воздействия заключаются в народной музыке, танцах, обрядовых играх и хороводах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_folklor.doc | 53.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Чувашской Республики для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики
Доклад на тему:
Влияние фольклора на воспитание
учащихся с аномальным развитием через уроки музыки
Учителя музыки Семёнова Олега Михайловича
Калинино 2013
Одним из основных факторов воспитания детей с аномальным развитием является музыкально-ритмическое искусство. Оно воспитывает у детей эмоциональную чуткость, способность сопереживать, создает настроение радости и душевного подъема.
Большие потенциальные возможности воздействия заключаются в народной музыке, танцах, обрядовых играх и хороводах.
Фольклорные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме, знакомят детей с обычаями, бытом, трудом народа, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Часто фольклор не только вызывает у детей интерес, но и приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психическое благополучие, душевный комфорт.
Наиболее распространенное и доступное средство – народная песня – входит в жизнь ребенка как основа музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, ясность, простота, доступность, богатство мелодий и жанров, разнообразие ритмов, душевность – характерные черты песенного народного творчества, придающие неповторимую прелесть народной песне. Даже наиболее простые из песен, доступные и знакомые самым маленьким детям, высоко художественны.
Используя на уроках музыки и пения коротенькие народные попевки, видишь не только оживление на лицах ребят с недостатками в развитии. Мелодии и слова доступны, понятны и, поэтому притягательны. Они запоминаются, варьируются и исполняются детьми самостоятельно, а значит, активизируют их мышление, память, воображение, корригируют эмоции, поведение.
Народные песни богаты разнообразием жанров, ладовым строением и ярко выраженным характером. Частушки, песни походные, колыбельные, бытовые, юмористические, обрядовые; протяжные, напевные или задорные, озорные и веселые – дети с удовольствием слушают их, подпевают, сопереживают, эмоционально откликаются на них.
Уроки музыки – это уроки и истории. На уроках раскрываем особенности фольклора чувашского народа. Песня является одним из основных традиционных жанров национального музыкального фольклора, представляющая собой глубокий и правдивый музыкальный образ народа, его характера, психологии и мировоззрения. Народная песня как неисчерпаемый источник народной мудрости является бесценным средством этнопедагогики. Чувашский ученый, деятель культуры и народного образования Н.В.Никольский утверждал, что народная песня - это верный путь к осознанию человеком своей национальной принадлежности. Народная песня учит любить то, о чем поет народ, и тот язык, которым он пользуется. Песни и наигрыши украшали быт и увеселения молодежи и старших поколений, служили важной составной частью свадебных ритуалов, земледельческих обрядов. В течение веков одни из песен забывались, другие возрождались. Чувашская народная музыка сохранила в себе традиции одной из древних и самобытных устных музыкальных культур. Песня - самая богатая и развитая область устного народного творчества чувашей. Здесь отразились все стороны жизни народа: и беззаботная веселость молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле человеческой жизни, тонкая наблюдательность, обычаи, детали быта, особенности национальной эстетики, психологии и нравственности. Песни создавали народные певцы и сказатели, имена которых большей частью нам неизвестны. Они записывались, и передавались из поколения в поколение, иногда на продолжении целых столетий. "Предки передали ее", "От дедов пришла она", - говорят чуваши о песне. Музыка и песня украшают жизнь чувашина, облагораживают отношения людей друг с другом. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. В музыке издавна чувашин видел источник здоровья, радости и счастья, поэтому относился к ней как к предмету, достойному уважения и внимания человека. Отношения чуваш к музыке и пению ярко раскрывается в легендах, сказках, преданиях и пословицах чувашского народа. В них говорится, например, о том, что песня всегда жила в большой дружбе с народом, что она была неразлучна с ним в труде, и на отдыхе, что она делила с народом и горе, и радость: "Люди радуются, и песня радуется; люди печалятся, и песня грустит…"В образной форме рассказывается о том, как добрая песня сопутствовала народу в тяжелые, беспросветные годы его существования, как помогала она трудящимся бороться против зла и несправедливости, против угнетения и произвола царских властей, как окрыляла она народ, вселяя в его душу непобедимую силу и вечную молодость. И как бы в благодарность этому чувашский народ сложил немало песен о песне, в которых люди обращаются к ней, как к своему лучшему другу - вечному спутнику жизни. Без нее жизнь чувашина пуста, бесцветна, для негопесня - язык души. Песня в жизни чувашей занимает огромное место.
Народная песенная культура играла важнейшую роль в эмоционально-эстетическом и духовно-нравственном воспитании молодого поколения. Именно на эти педагогические стороны народной музыки обращал внимание В.А.Сухомлинский, когда писал: «У чувашей есть много народных песен, заучивание которых помогает детям усваивать разные формы выражения, особенно почтительного отношения к старшим. В воспитательном плане в привитии детям чувства благодарности много важного смысла. С одной стороны, это - память о добре и доброте, с другой - поддержание родительского авторитета».
Народная песня является частью духовной культуры человека и человечества, отражает жизнь народа во всех ее проявлениях, входит в жизнь ребенка с колыбельной песни матери и сопровождает его в течение всей жизни: в игре, в учении, в труде, в сфере свободного общения, в горе и радости, в будни и праздники. Песня продолжает оставаться главным богатством, сохраненным чувашским народом по сей день.
Народный песенный материал позволяет эффективно решать задачи эстетического и нравственно-патриотического воспитания, развития творческих способностей и активности учащихся.
Народные ударные инструменты – это неоценимые помощники в музыкально-ритмическом воспитании детей. Они не только развивают ритмический и динамический слух у ребят с недоразвитием, но и воспитывают коллективизм, чувство ответственности за исполнительскую деятельность, повышают интерес к творчеству, помогают адаптироваться и самовыразиться ребенку в коллективе.
Умственно отсталым детям порой бывает сложно контролировать свои эмоции во время игры на ударных инструментах. В этом случае задача учителя организовать игру так, чтобы ребенок услышал, что он выделяется из общего ансамбля, создает какофонию звуков, и исправил свою ошибку самостоятельно. Важно объяснить ребенку, что весело и задорно совсем не означает громко и грубо. Народный юмор дает такую возможность. Если ребенок этого не поймет, то непременно почувствует.
Разнообразие методов и приемов позволяет разучивать с учащимися до 10-ти попевок, а в старших классах 5 – 8 полноценных народных песен, разнообразных по характеру, форме и содержанию.
Это песни описательного, повествовательного, танцевального, игрового характера: лирические, колыбельные, патриотические, героические, торжественные, грустные, напевные и задорные, веселые, юмористические.
Уроки музыки, пения и ритмики тесно взаимосвязаны и поэтому в младших классах они в основном комплексные или интегрированные. Разучивание фольклорных произведений проходит поэтапно, однако текст песен лучше запоминается детьми, если он подкреплен образами и движениями.
С большим удовольствием дети инсценируют народные песни. Яркие образы, простые движения, понятное содержание дают возможность реализовать собственную потребность в движениях и пении, запоминающийся сюжет позволяет исполнить песню выразительно, образно, и, главное, так, как чувствуешь – творчески.
Очень любят дети исполнять народные песни танцы и хороводы с предметами. Атрибуты, костюмы не только украшают любую пляску, но и дают возможность острее почувствовать ее своеобразие, глубже проникнуться в быт, эпоху, характер персонажей. Атрибуты и элементы костюмов влияют и на выразительность исполнения фольклорных произведений, помогают как бы «вжиться» в образ, найти его «изюминку».
Песня или пляска с предметами – это веселая игра для учащихся начальной школы. Они только овладевают приемами танцевальных движений, согласовывают их с музыкой и пением.
В старших классах ребята уже свободно используют разнообразные предметы в любых народных танцах. Фольклорные и стилизованные композиции используются на всевозможных общешкольных мероприятиях.
Стихи, народные и стилизованные песни, танцы, инсценировки украшают каждый из них. Элементы народных костюмов не только помогают проникнуть в образ, но и воспитывают интерес и уважение к народным промыслам и традициям, любовь к своему народу, своим истокам.
Для учащихся 5 – 8 классов должен быть подобран специальный репертуар, включающий доступные явления, выражающий разнообразные эмоции и душевные состояния, использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образы и содержание песни. Главное их качество – художественность и доступность для исполнения.
Уроки музыки – уроки искусства, уроки эстетики и нравственности. Это уроки вдохновения и любви.
На уроках в старших классах не только изучаем быт, историю, традиции и обычаи народа. Мы прослеживаем связь поколений.
Каждый фольклорный номер становится «изюминкой» школьного праздника.
Связь поколений, преемственность традиций, уважение и бережное отношение к наследию дедов и отцов – вот основная цель патриотического воспитания детей. Но на уроках мы знакомимся с культурой и других народов.
Ребята с удовольствием слушают чувашскую музыку, часто рассказывают, какая музыка звучит на чувашских свадьбах и торжествах, а какая предназначена для печальных событий.
Это не только эстетическое воздействие на умственно отсталых детей, но и воспитание талерантности по отношению друг к другу, независимо от национальности и вероисповедания. Национальное искусство затрагивает душу и чувства детей.
Важнейшим элементом воспитания и развития творческой активности на уроках ритмики и хореографии являются народные танцы и танцевальные композиции. С их помощью дети могут наиболее ярко выразить все свои чувства, показать полученные двигательные навыки.
Разучивая с детьми народные танцы, он не только приобщается к народному творчеству, но и учится понимать самобытность каждой композиции, отличать элементы танца, присущие тому или этому народу.
Через народные танцы прививается любовь к своему народу, к своей Родине, уважение к своим традициям и традициям других народов.
На протяжении многих лет учащиеся, участвующие в республиканских смотрах художественной самодеятельности, могли увидеть стилизованные костюмы ребят других школ. Систематически обсуждали с ними, что в костюмах приближено к настоящему народному, что осовременено или стилизовано, а какой элемент является ключевым, подчеркивающим национальную принадлежность.
Национальный костюм несет на себе не только смысловую нагрузку, но и оказывает эстетическое воздействие, ощущение чувства меры в используемых деталях и аксессуарах. Ребята должны понимать, что излишества могут испортить целостность костюма, а, отсутствие важного элемента сделать его неузнаваемым.
Современный стилизованный костюм может быть ярким, пестрым, броским, но и танцевать или петь в нем нужно современные песни и композиции, иначе будет потерян смысл истинного фольклорного искусства.
Лучше обойтись элементом народного костюма, чем изменить характер и образ фольклорного персонажа излишней стилизацией.
На уроках музыки и ритмики учащиеся 4 – 6 классов знакомятся с народными музыкальными инструментами: они рассматривают их изображение, слушают звучание, постепенно учатся выделять звучание инструмента в оркестре.
Интегрированные уроки позволяют соединить восприятие с исполнением – слушая оркестр народных инструментов, аккомпанировать самостоятельно на ударных народных инструментах, соприкасаться с народной музыкой, чувствовать ее ритм, характер, настроение.
Исполнение проигрышей в частушках, народных песенках-потешках с шумовым аккомпанементом – любимое занятие детей. Для ребят с отклонениями в развитии сохранение темпоритма на протяжении всего произведения – это нелегкая задача, но сила народного искусства как раз в том, что к нему может быть причастен любой человек – главное – поверить в свои силы.
Чувство сопричастности играет большую роль в нравственно-патриотическом воспитании. Гордость за свой народ, его традиции, ощущение величия края и страны, в которой они живут, звучат в их голосах. Наперебой делятся впечатлениями, подыскивают нужные слова, чтобы выразить переполняющие их эмоции. В этот момент они и становятся маленькой частичкой великого народа.
Народное творчество всегда актуально, наша задача научить детей понимать это. Хранить и беречь традиции, передавать их из поколения в поколение, оберегать природу родного края – это долг каждого гражданина, а наша задача воспитывать достойных граждан, даже если это дети с отклонениями в психическом или физическом развитии. Совместное творчество – это совместные переживания совместные эмоции, и важно направлять их в нужное русло с правильной оценкой происходящего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние фольклора на развитие эмоциональных качеств у детей младшего школьного возраста
Правильный подбор фольклорного музыкального репертуара...
Влияние творчества А.Л.Веделя на развитие русской духовной музыки
Краткий обзор творчества композитора, значение церкви в музыкальной культуре, краткая аннотация произведения "Покаяния отверзи ми двери"А.Л.Веделя....
«Развитие интереса к урокам музыки через фольклор»
I. Справочно-информационные сведения об опыте 1....
Влияние фольклора на эстетическое воспитание учащихся с аномальным развитием через уроки музыки, пения и ритмики
Это обобщение опыта работы по эстетическому и патриотическому воспитанию в коррекционной школе. Системность в работе приносит свои плоды. У умственно отсталых детей проявляется стойкий интерес к народ...
Достижение метапредметных результатов через уроки музыки и внеурочную деятельность.
Внеурочная работа не развлекает школьника, а развивает и совершенствует его личность.В процессе работы ребята учатся общаться, самовыражаться, пробуют себя в различных видах деятельности....
Информационно-коммуникационные технологии, как ресурс развития современного урока музыки
ХХ1 век - это век информационных технологий. Информационные технологии сейчас активно внедряются в различные сферы жизни, среди них и народное образование. В настоящее время большое коли...
Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»
Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...