Технологическая карта для урока чтения в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Технологическая карта "Ворона и Лисица"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_vorona_i_lisitsa_.docx | 64.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет Литература
Дата 18.11.2021
Тема урока И.А. Крылов "Ворона и Лисица"
Тип урока урок открытия нового знания.
Цель урока Деятельностная: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Образовательная: систематизация учебного материала.
Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урокаМультимедиапроектор.Учебники.
Формы работы с учащимисяГрупповая. Фронтальная.
Основные понятия Басня, мораль
Методы работы с учащимися наглядные; проблемно-поисковые,
Содержание этапов урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. | ||
Проверяет готовность учащихся к уроку. Прозвенел звонок и смолк, | Слушают учителя | Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть…) Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Цель этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. | ||
1. Беседа по вопросам, отвечают на вопросы учителя. - Посмотрите на доску. (слайд портрет И.А. Крылова) - Чей портрет вы видите? - Когда и где родился И.А. Крылов? - Кем был его отец? мама? - Какая беда случается с семьёй Крылова? - Куда вынужден пойти работать Крылов? - В какой город переезжает семья после смерти отца? - После переезда в Петербург, кем работает Крылов? - Когда умер Крылов? - Что можете сказать о памятнике Крылову? (слайд памятник Крылову) - Чем прославился Крылов? - Почему он писал только басни? - Что такое басня? (слайд) | Отвечают на вопросы - И.А. Крылов. Это великий русский баснописец. - Родился 13 февраля 1769 г., в Москве. - Отец был армейский офицер, мать простая женщина, "без образования, но умная от природы". - Когда мальчику было 10 лет, умирает отец. - Крылов вынужден пойти работать в канцелярии земского суда. - После переезда в Петербург работает журналистом. - Умер И.А. Крылов в 1885 году. - В Петербурге, в Летнем саду установлен памятник. На постаменте представлены персонажи басен. - Крылов написал более 200 басен. - Он говорил: "этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети" | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку Регулятивные: выполнять действия в устной форме Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств. | ||
1. – Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что-то новое и важное о себе и людях. - Чтобы узнать, кто герой нашей басни, отгадайте загадки. Загадки Хвост пушистый бережёт И зверюшек стережёт. Знают рыжую в лесу – Очень хитрую … (лису) Прилетела на базар, Громко всем сказала: «Кар! Пусть я в школе не учёна, Но умна, ведь я …(ворона) - Кто догадался, с какой басней будем знакомиться? 2. Первичное знакомство с произведением (аудиозапись) - Понравилась басня? - Какие слова были непонятны? 3. Словарная работа На доске слова (приложение № 1) | Слушают учителя. Формулируют тему и задачи урока. Тема: И.А. Крылова "Ворона и лисица" Задачи: 1. Понять мораль басни «Ворона и лисица». Отвечают на вопросы Лису ворона Отвечают на вопросы «Ворона и лиса» Слушают аудиозапись отвечают на вопросы учителя | Познавательные: постановка и формулирование проблемы Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку Регулятивные: выполнять действия в устной форме Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего мнения |
Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. | ||
– Из-за чего пострадала Ворона? – Жалко ли вам ее? – А жалеет ли ее поэт? Из каких слов это видно? - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошее? - Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона? – Почему Лисице удалось обмануть Ворону - Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу (Выборочное чтение) - Опишите внешний вид вороны. – Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? – А что говорила Лиса о ней? (Выборочное чтение) – Кто слышал ворону? Какой у нее голос? – А что говорила о голосе Вороны Лиса? (Выборочное чтение) – Для чего Лиса расхваливала Ворону? - Что нужно было лисице? – Если бы Лиса расхваливала так, кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе удалось бы ей добиться цели? – Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне или он одинаково высмеивает свои персонажи и почему? – В каких словах выражена основная мысль басни (выборочное чтение), где заключена мораль? | Читают басню отвечают на вопросы учителя - Приятно, когда говорят о тебе правду - В сказках лисица изображается хитрой, ловкой, коварной. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека. - Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы - «Плутовка к дереву на цыпочках подходит….» - Крупная птица, голова, крылья, хвост – черные, остальное оперенье – грязно-серое. Клюв длинный, толстый. - Нет.
– «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!» – Неприятный, она не поет, а каркает. - «…и верно ангельский быть должен голосок» – Чтобы понравиться ей. - Чтобы ворона запела и выронила сыр. – Нет. Скромный слушать бы не стал слушать, остался бы равнодушным к похвалам. – Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису. – «Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок» | Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов Личностные: понимание нравственного содержания поступков окружающих людей Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать. | ||
1. Задания по группам (Приложение № 2) - А сейчас вам необходимо выполнить задания в группах. - А перед этим я хочу задать вопрос: как вы считаете, ворона, действительно такая глупая птица, как её описывает автор? 1. Работа с информацией, вычленение главного. На основе научной статьи вы должны найти факты, опровергающие или подтверждающие, что ворона глупая птица 2. Работа с пословицами. Вам даны пословицы, вы должны к каждой пословице подобрать басню. 3. Характеристика героев. Дать характеристику героям | Выполняют задания в группах. Дают ответы | Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией Коммуникативные: учет разных мнений |
Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения. | ||
Выучить басню наизусть - Каким голосом говорить за Лису? - За автора? | Записывают домашнее задание. Дают ответы | Познавательные: постановка и формулирование проблемы Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку Регулятивные: в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. | ||
Учитель организует рефлексию через вопросы: - сегодня я узнал… - было интересно… - урок дал мне для жизни... | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия Личностные: самооценка на основе критерия успешности Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации |
Приложение №1
Словарная работа
Взгромоздясь | хвалить из корыстного желания расположить к себе |
Бог послал | заворожил |
Вещунья | не на пользу |
Льстить | взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое |
Не впрок | приносящая вести, в басне прозвище вороны
|
Лесть | случайно нашла
|
Пленил | лицемерное, угодливое восхваление
|
Работа в группах
1 группа В тексте найдите сведения, которые подтверждают или опровергают, что ворона глупая птица.
Вороны — всеядные птицы. Питаются насекомыми, птенцами и яйцами, грызунами и ящерицами, лягушками, рыбой; растительной пищей — семенами различных растений, как и самими растениями, а также пищевыми отбросами. Вороны удивительно подвижны, хотя и ходят неторопливо из-за сближенных пальцев ног. Эта птица любит развлечения. Смело раскачивается на проводах. Эти птицы невероятно сообразительные. Например, если городской вороне попадается орех в скорлупе, она может бросить его на дорогу и подождать, когда автомобиль его раздавит, после чего спокойно съедает. Чёрствый хлеб перед употреблением серые вороны часто размягчают в лужах. Также вороны способны проявлять смекалку. Например, запоминать места спрятанной добычи, возвращаясь за ней по необходимости.
2 группа
Запиши, какая басня соответствует пословице
У лисы плутовки 33 уловки ____________________________________ «Ворона и лисица»
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось ______________________________ «Лебедь, щука и рак»
Не рой яму другому – сам в нее попадешь _____________________________ «Чиж и голубь»
Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй ____________________________________ «Стрекоза и муравей»
Если голова пуста, то ей не придадут ума места ________________________ «Квартет»
3 группа
Хитрая Неуклюжая Растяпа Умная Простофиля Тщеславная Глупая Красивая Неискренняя Плутовка Добрая Льстивая Умная Глупая
Ворона | Лиса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА к уроку физики 7 класса «Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа»
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа. Тип урока: комбинированный Цель урока: организация усвоения и закрепления осно...
Технологические карты модульных уроков в 7 классе по теме «Союз» 4 урок Тема «Сочинительные союзы»
Модульные уроки могут быть проведены как на каждом уроке, так и чередоваться с традиционными уроками....
Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы
Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...
Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови
Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога...
Технологическая карта к уроку географии 7 класс. Тема урока Географическое положение и исследование Антарктиды
использована технология Проблемного обучения...
Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»
Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»...
Технологическая карта интегрированного урок чтения и изобразительного искусства в 5 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Поет зима-аукает»
Технологическая карта интегрированного урок чтения и изобразительного искусства в 5 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Поет зима-аукает»...