Технологическая карта для урока чтения в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Кочнева Надежда Викторовна

Технологическая карта "Ворона и Лисица"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет Литература

Дата  18.11.2021

Тема урока И.А. Крылов "Ворона и Лисица"

Тип урока урок открытия нового знания.        

Цель урока   Деятельностная: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Образовательная: систематизация учебного материала.

Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урокаМультимедиапроектор.Учебники.

Формы работы с учащимисяГрупповая. Фронтальная.

Основные понятия  Басня, мораль

Методы работы с учащимися  наглядные; проблемно-поисковые,         

        

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап.(1-2 мин)

Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы тихонечко все сели,
Друг на друга поглядели,
Улыбнулись, раз и два,
Начинаем, детвора?
А девиз у нас каков?
« Больше дела, меньше слов!»

Слушают учителя

Личностные:

смыслообразование (Я должен  посмотреть…)

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Этап проверки домашнего задания. (4-5 мин)

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Цель этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

1. Беседа по вопросам, отвечают на вопросы учителя.

  - Посмотрите на доску.

 (слайд  портрет И.А. Крылова)

- Чей портрет вы видите?

- Когда и где родился И.А. Крылов?

- Кем был его отец? мама?

- Какая беда случается с семьёй Крылова?

- Куда вынужден пойти работать Крылов?

- В какой город переезжает семья после смерти отца?  

-  После переезда в Петербург, кем работает Крылов?

- Когда умер Крылов?  

- Что можете сказать о памятнике Крылову?   (слайд памятник Крылову)

- Чем прославился Крылов?

- Почему он писал только басни?

- Что такое басня? (слайд)

Отвечают на вопросы

- И.А. Крылов. Это великий русский баснописец.

 - Родился  13 февраля 1769 г., в Москве.

-  Отец был армейский офицер, мать простая женщина, "без образования, но умная от природы".

- Когда мальчику было 10 лет, умирает отец.

- Крылов вынужден пойти работать в канцелярии  земского суда.

-  После переезда в Петербург работает журналистом.

- Умер И.А. Крылов в 1885 году.  

- В Петербурге, в Летнем саду установлен памятник. На постаменте представлены персонажи басен.

- Крылов  написал более 200 басен.

- Он говорил: "этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети"

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные:

выполнять действия в устной форме

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

  1. Этап усвоения новых знаний или способов действий. (10 мин)

Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств.

1. – Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что-то новое и важное о себе и людях.

- Чтобы узнать, кто герой нашей басни, отгадайте загадки.

Загадки

Хвост пушистый бережёт

И зверюшек стережёт.

Знают рыжую в лесу –

Очень хитрую … (лису)

Прилетела на базар,

Громко всем сказала: «Кар!

Пусть я в школе не учёна,

Но умна, ведь я …(ворона)

- Кто догадался, с какой басней будем знакомиться?

2.  Первичное знакомство с произведением (аудиозапись)

- Понравилась басня?

- Какие слова были непонятны?

3. Словарная работа

На доске слова (приложение № 1)

Слушают учителя.

Формулируют тему и задачи урока.

Тема: И.А. Крылова "Ворона и лисица"

Задачи:

1. Понять мораль басни «Ворона и лисица».
2. Учиться выразительно читать басню
3. Проанализировать басню. 
4. Сделать выводы.

Отвечают на вопросы

Лису

ворона

Отвечают на вопросы «Ворона и лиса»

Слушают аудиозапись

отвечают на вопросы учителя

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные:

выполнять действия в устной форме

Коммуникативные:

использовать простые речевые  средства для  передачи своего мнения

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала. (15 мин)

Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

  1. Чтение басни учащимися.
  2. Работа по содержанию басни.

– Из-за чего пострадала Ворона?

– Жалко ли вам ее?

– А жалеет ли ее поэт? Из каких слов это видно?

     - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошее?

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона?

– Почему Лисице удалось обмануть Ворону

- Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу (Выборочное чтение)

- Опишите внешний вид вороны.

– Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?

 – А что говорила Лиса о ней? (Выборочное чтение)

– Кто слышал ворону? Какой у нее голос? 

– А что говорила о голосе Вороны Лиса? (Выборочное чтение)

 – Для чего Лиса расхваливала Ворону?

-  Что нужно было лисице?

 – Если бы Лиса расхваливала так, кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе удалось бы ей добиться цели?

– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне или он одинаково высмеивает свои персонажи и почему?

В каких словах выражена основная мысль басни (выборочное чтение), где заключена мораль? 

Читают басню

отвечают на вопросы учителя

 - Приятно, когда говорят о тебе правду

- В сказках лисица изображается хитрой, ловкой, коварной. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека.

- Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы

- «Плутовка к дереву на цыпочках подходит….»

- Крупная птица, голова, крылья, хвост – черные, остальное оперенье – грязно-серое. Клюв длинный, толстый.

- Нет.

 

–  «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!»

 – Неприятный, она не поет, а каркает.

 - «…и верно ангельский быть должен голосок»

 – Чтобы понравиться ей.

- Чтобы ворона запела и выронила сыр.

 – Нет. Скромный слушать бы не стал слушать, остался бы равнодушным к похвалам.

–  Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.

 «Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок»

Познавательные:

извлечение необходимой информации из текстов

Личностные:

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей

Регулятивные:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

  1. Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий (10мин)

Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать.

1. Задания по  группам (Приложение № 2)

- А сейчас вам необходимо выполнить задания в группах.

- А перед этим я хочу задать вопрос: как вы считаете, ворона, действительно такая глупая птица, как её описывает автор?

1. Работа с информацией, вычленение главного. На основе научной статьи вы должны найти факты, опровергающие или подтверждающие, что ворона глупая птица

2. Работа с пословицами. Вам даны пословицы, вы должны к каждой пословице подобрать басню.

   3. Характеристика героев. Дать характеристику героям

Выполняют задания в группах. Дают ответы

Познавательные:

извлечение необходимой информации из текстов

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией

Коммуникативные:

учет разных мнений

  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин)

Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения.

Выучить басню наизусть

- Каким голосом говорить за Лису?

- За автора?

Записывают домашнее задание.

Дают ответы

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)

Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Учитель организует рефлексию через вопросы:

- сегодня я узнал…

- было интересно…

- урок дал мне для жизни...

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности

Регулятивные:

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению

Коммуникативные:

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации

Приложение №1

Словарная работа

Взгромоздясь

хвалить из корыстного желания расположить к себе    

 Бог послал

заворожил

Вещунья

не на пользу

Льстить

взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое

Не впрок

приносящая вести, в басне прозвище вороны

     

Лесть

случайно нашла      

                                                                                                 

Пленил

лицемерное, угодливое восхваление  

                                                                             

Работа в группах

1 группа В тексте найдите сведения, которые подтверждают или опровергают, что ворона глупая птица.

        Вороны — всеядные птицы. Питаются насекомыми, птенцами и яйцами, грызунами и ящерицами, лягушками, рыбой; растительной пищей — семенами различных растений, как и самими растениями, а также пищевыми отбросами. Вороны удивительно подвижны, хотя и ходят неторопливо из-за сближенных пальцев ног. Эта птица любит развлечения. Смело раскачивается на проводах. Эти птицы невероятно сообразительные. Например, если городской вороне попадается орех в скорлупе, она может бросить его на дорогу и подождать, когда автомобиль его раздавит, после чего спокойно съедает. Чёрствый хлеб перед употреблением серые вороны часто размягчают в лужах. Также вороны способны проявлять смекалку. Например, запоминать места спрятанной добычи, возвращаясь за ней по необходимости.

 

2 группа

Запиши, какая басня соответствует пословице

У лисы плутовки 33 уловки            ____________________________________ «Ворона и лисица»

 Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось ______________________________ «Лебедь, щука и рак»

Не рой яму другому – сам в нее попадешь _____________________________  «Чиж и голубь»

Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй ____________________________________ «Стрекоза и муравей»

Если голова пуста, то ей не придадут ума места ________________________ «Квартет»

3 группа

Хитрая  Неуклюжая  Растяпа  Умная  Простофиля  Тщеславная  Глупая Красивая  Неискренняя  Плутовка  Добрая  Льстивая  Умная    Глупая

 

Ворона

  Лиса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА к уроку физики 7 класса «Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа»

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа. Тип урока: комбинированный Цель урока: организация усвоения и закрепления осно...

Технологические карты модульных уроков в 7 классе по теме «Союз» 4 урок Тема «Сочинительные союзы»

Модульные уроки могут быть проведены как на каждом уроке, так и чередоваться с традиционными уроками....

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...

Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога...

Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»

Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»...

Технологическая карта интегрированного урок чтения и изобразительного искусства в 5 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Поет зима-аукает»

Технологическая карта интегрированного урок чтения и изобразительного искусства в 5 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Поет зима-аукает»...