Презентация к уроку Л.Н. Толстого "Чем люди живы"
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

Презентация к уроку Л.Н. Толстого "Чем люди живы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baykova_chem_lyudi_zhivy.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Байкова Юлия Сергеевна у читель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 25» г. Абакана Номинация: Лучшая презентация к уроку о жизни и творчестве Л.Н . Толстого Нравоучительный рассказ Л.Н. Толстого «Чем люди живы?»

Слайд 2

Что же является основой человеческой жизни?

Слайд 3

Цель урока – проанализировать рассказ Л.Н. Толстого и ответить на вопросы, которые волновали писателя: «Как жить?», «Чем люди живы?», «Что такое любовь?».

Слайд 4

1880-1890гг. – народные рассказы. Представляются образцами жанрового лаконизма и простоты «Это я у народа взял и народу отдал» Л.Н. Толстой

Слайд 5

Рассказ «Чем люди живы?» 1881г. – журнал «Детский отдых» В основе – легенда «Архангел»

Слайд 6

Композиция рассказа Экспозиция « Жил сапожник с женой и детьми у мужика на квартире <…> Была у них шуба – одна на двоих , да и та износилась в лохмотья. Отправила жена сапожника в село купить овчин на новую шубу. Но у сапожника ничего не получилось, и он понурый возвращается домой»

Слайд 7

Завязка Встреча с незнакомцем у часовни

Слайд 8

Проблема нравственного выбора Подойти или мимо пройти? «Что с ним, с голым, делать ?» Хотел Семен пройти мимо замерзающего незнакомца, «да зазрила его совесть». «Повернулся Семен и пошел к человеку»

Слайд 9

Что означает слово «зазрила?» З азрить — совесть зазрит (зазрила) (прост.) угрызения совести не позволят (не позволили) сделать что-н . плохое. Толковый словарь С.И . Ожегов, Н.Ю. Шведова

Слайд 10

О чём повествуется в основной части? П овествуется о жизни Михайлы в доме Семѐна , о том , как за то время, что жил здесь, он улыбнулся всего три раза. В первый , когда Матрѐна пожалела и накормила его, во второй раз , когда приехал барин. В третий раз Михайла улыбнулся во время встречи с женщиной и двумя девочками-сиротками.

Слайд 11

Кульминация? Кульминационный момент – разгадка «чуда»: Михайла оказался ангелом, наказанным Богом и посланным на землю, чтобы «узнать три слова Божии : «что есть в людях», «чего не дано людям», «чем люди живы».

Слайд 12

Каким был первый ответ ? (что есть в людях) Когда он это узнал ? « Я узнал, что есть в людях любовь » Когда Матрена пожалела и накормила его – здесь Михаил улыбнулся в 1 раз. ?

Слайд 13

Путь любви У Семёна Страх Совесть Жалость Любовь У Матрёны Страх Любопытство Жалость Любовь Путь Матрены к раскрытию тайны, «чуда » длиннее: от отношения недоверчиво-пренебрежительного к жалости и любви

Слайд 14

Раскрытие внутреннего мира Семёна « Ты чего же это,- говорит на себя, - Семен, делаешь? Человек в беде помирает, а ты заробел, мимо идешь. Али дюже разбогател? Боишься , ограбят богатство твое? Ай, Сема, неладно!» 1 глава Через монолог Через размышления Через диалог «Не обманул бы его овчинник. А то прост уж очень мой-то. Сам никого не обманет, а его малое дитя проведет.» 3 глава «Мы-то даем, да что ж нам никто не дает? Не знал, что Семен сказать. Говорит: «Будет толковать-то» 4 глава

Слайд 15

Какой предстает Матрёна в начале рассказа? Подтвердите примерами из текста, что главное в жене Семёна «жизнь сердца». 1. « Оборвалось у Матрены сердце », 2. « сердце у ней расходилось , как увидела мужа без кафтана, в куртушке одной». 3.При напоминании Семена жене о Боге «вдруг сошло в ней сердце ». 4. «… И взыграет в ней сердце , когда вспомнит , как улыбнулся ей странник Человек должен руководствоваться в жизни христианскими нравственными принципами – основная мысль «Народных рассказов» Л.Толстого

Слайд 16

Каким был второй ответ ? (чего не дано людям) « Не дано людям знать, что им для своего тела нужно» Когда ангел это понял? Когда приехал барин заказывать «сапоги такие, чтобы год носились, не поролись, не кривились» - здесь Михаил улыбнулся во 2 раз – обрадовался, что бог другое слово открыл. ?

Слайд 17

Как вы понимаете этот ответ? Вспомните пословицу, поясняющую эту мысль. « Человек предполагает, а Господь располагает». Ибо «не дано знать ни одному человеку – сапоги на живого или босовики ему уже на мертвого к вечеру нужны ».

Слайд 18

Что такое босовики? По словарю И. Даля – «это обувь, скроенная из старых сапог, для босой ноги». В рассказе это обувь для умершего.

Слайд 19

Если вы внимательно читали текст, то обратили внимание на одну деталь в портретном описании барина. Что это за деталь? « Как с другого света человек»- намек на духовную смерть , предшествующую физической. Лишенный чувства сострадания к людям, барин мертв уже при жизни.

Слайд 20

Каков же ответ на последний третий вопрос, который вынесен в тему урока «Чем люди живы?» Как вы понимаете слова: « Жив всякий человек любовью», « Бог есть любовь»? ?

Слайд 21

Работа в группах. 1 – проследить в рассказе связь с УНТ. 2 – связь с древней учительной литературой

Слайд 22

Проверка УНТ Древняя учительная литература Зачин евангельские эпиграфы, которые проповедуют любовь к ближнему ситуация выбора « Подойти или мимо пройти?» форма рассказа – притча прием троичности: 3 раза улыбается странник; с 3-го дня стал работать, как будто век шил; на земле ему надо было узнать 3 слова Божии осуждаются и наказываются грешники . В этом рассказе это барин. Пословицы, поговорки Л.Н . Толстой создает «нечто вроде собственного фольклора» ( Б . Эйхенбаум )

Слайд 23

Какую бы вы обложку сделали к рассказу Л.Н. Толстого «Чем люди живы?» ?

Слайд 24

Домашнее задание (по выбору учащегося). 1) Письменно ответить на вопрос: «Как вы считаете, в чем заключается актуальность рассказа Л.Н . Толстого «Чем люди живы» в наши дни ? 2) Написать сочинение-рассуждение на тему: «О чем я задумал(а) сь ( ся ) после проведенного урока?»

Слайд 25

Список использованных источников: 1) https :// slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=2316 2) https:// doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-chem-blizok-ln-tolstoy-sovremennomu.html 3) http://stosh11.narod.ru/doc-33/der9.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку ИЗО 5кл." Зачем людям украшения"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ рассказывает о роли украшений в древнем обществе, о положение человека в обществе. А сегодня "украшения  " говорят о деятельности человека (род занятий)...

Презентация к уроку по теме «Почему люди занимаются спортом» УМК «ENJOY ENGLISH» Биболетова М.З., Трубанёва Н.Н., учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений

Презентация к уроку по теме«Почему люди занимаются спортом» УМК «ENJOY ENGLISH» Биболетова М.З., Трубанёва Н.Н., учебник  для 7 класса общеобразовательных учреждений UNIT IV «SPORT IS FUN» ...

Презентация к уроку биологии 5 класс "Как живые организмы переносят неблагоприятные условия"

Презентация к учебнику биология 5 класс под редакцией Т.С. Суховой, В.И. Строганова...

Презентация к уроку биологии 5 класс "Зачем живые организмы запасают питательные вещества?"

Презентация к уроку биологии 5 класс "Зачем живые организмы запасают питательные вещества?"...

Презентация к уроку природоведения "Свет в жизни живых организмов"

Презентация к уроку природоведения в 5 классе по программе И.Н.Пономарёвой "Свет в жизни организмов"....

Презентация к уроку по теме "Сравнение людей" к учебнику Ю.А. Комаровой "Английский язык" 5 класс

Данная презентация может быть использована на уроке по теме ""Степени сравнения прилагательных". Презентация была составлена к разделу 5 урока 25 "Friends" к учебнику Ю.А. Комаровой "Английский язык 5...