5 уроков по роману "Мастер и Маргарита"
методическая разработка по литературе (11 класс)

Храмцова Анастасия Владимировна

В документе ёмко представлены материалы по работе с данным произведением, предложен ход урока,темы для обсуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_urokov_po_romanu_m.a.bulgakova_master_i_margarita_.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

РОМАН  М. А. БУЛГАКОВА
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»

        Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»– одно из загадочных явлений русской литературы XX века. Это произведение имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным. Кто-то зачитывается романом, а у некоторых читателей этот роман вызывает чувство неприятия.  Немало критиков высказывалось по поводу романа, порой это диаметрально противоположные точки зрения. В чем же специфика этого произведения, что хотел сказать своим читателям автор? Роман «Мастер и Маргарита», который пришел к читателю только в 80-е годы, стал объектом споров, различных точек зрения наших современников. Учителю важно донести до ученика многогранность романа, глубину его философского смысла, искрометность социально-бытовых сцен. В моей работе учителя-литератора сложилась система уроков, в основу которых положено «искусство общения» Е.Н.Ильина. Учитель, готовясь к уроку,  определяет круг вопросов для  обсуждения, но сам ход общения может идти в разных направлениях, так как общение это способность беседы «повернуть урок к ребятам, их самих – к книге, через книгу - к жизни и от жизни – снова к книге» (с.215)

Система уроков

Первый урок. Жизнь, творчество, личность М. А. Булгакова. Судьба произведений.
Второй урок. Необычность романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Композиция романа, его проблематика.

Третий урок. Добро и зло. Смысл спора Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри в романе.       

Четвертый урок. Своеобразие «булгаковской дьяволиады» в свете мировой литературной традиции.

Пятый урок. Проблема творчества и судьбы художника в романе.  Трагическая любовь героев.


Первый урок.  Жизнь, творчество, личность М. А. Булгакова. Судьба произведений.

Цель урока: М.А.Булгаков – лирик, сатирик, бытописатель, фантаст, юморист и философ. Талант от бога. В жизни каждого талантливого человека есть вехи, которые определяют его судьбу. Жизнь любого человека – это серия фотоснимков, это набор памятных событий, это вехи его судьбы. Мы сегодня с вами пройдемся по основным событиям жизни М.А.Булгакова и попробуем определить его жизненные цели, его отношения к людям, к писательскому труду, к себе самому

Семья.  

«Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве – огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля и даже пронзительной валторны, голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение» (К.Г.Паустовский)

Родился в  большой многодетной семье Булгаковых — детей было семеро- 15 мая 1891 года. Отец – профессор Киевской Духовной академии, историк церкви. Мать, хлопотливая и деятельная женщина, сумеет дать сыну образование, несмотря на то что после смерти мужа в 1907 году воспитывала детей одна.

«Записки юного врача»

В 1916 году окончил медицинский факультет Киевского университета. Работал во фронтовых и тыловых госпиталях, набираясь нелегкого врачебного опыта. Позже он  направлен земским врачом в село Никольское Смоленской губернии. Как врач был необыкновенно популярен и, избегая непосильной нагрузки, просил и был переведен в Вязьму, где условия жизни и труда были легче. Реальные события тех лет легли в основу книги «Записки юного врача».

        Чтобы понять отношение писателя к труду врача, вообще, к должности, я думаю, что мы должны остановиться на некоторых рассказах из этой книги, таких, как «Полотенце с петухом» и «Стальное горло». (Пересказ содержания, чтение избранных мест)

«Белая гвардия»

        Идет 1918 год. Беспокоясь о судьбе родных, он вернулся в Киев. Позднее М.А.Булгаков напишет, что насчитал в Киеве той поры четырнадцать переворотов. «Добровольцем он совсем не собирался идти никуда, но как врача его постоянно мобилизовывали: то петлюровцы, то Красная Армия. Вероятно, не по доброй воле он попал в деникинскую армию и был отправлен с эшелоном через Ростов на Северный Кавказ».       Из-за тифа остается во Владикавказе, когда деникинцы отступают.

        Вспомним вещий сон Алексея Турбина. Бог говорит вахмистру Жилину: «…мне от вашей веры ни прибыли, ни убытку. Один верит, другой не верит, а поступки у вас у всех одинаковые: сейчас друг друга за глотку… Все вы у меня, Жилин, одинаковые — в поле брани убиенные…» И герои «Белой гвардии», считая себя причастными ко всему, что происходит в мире, готовы разделить вину за кровопролитие. Недаром именно Елена говорит: «Все мы в крови повинны…»

«Записки на манжетах»

        В 1921 году уезжает в Москву, уже окончательно осознав, что он литератор; оказывается здесь без денег, влиятельных покровителей, бегает по редакциям, ищет работу. В газете «Гудок» работает вместе с молодыми литераторами, у которых, как и у него, слава еще впереди, — это Ю. Олеша, В. Катаев, И. Ильф, Е. Петров. На всех перекатах судьбы Булгаков оставался верен законам достоинства: «Цилиндр мой я с голодухи на базар снес. Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну». Эти слова находим в «Записках на манжетах» — книге, которая воспринимается как писательская автобиография.

Драматургия

За организацию чеховского и пушкинского вечеров был обвинен в попытках развратить публику, оказался на грани голодной смерти. М.А. Булгаков обратился к драматургии. Он много работает для театра. Художественный театр предложил автору сделать инсценировку романа «Белая гвардия». 5 октября 1926 года на сцене этого театра была впервые сыграна пьеса «Дни Турбиных». Она имела грандиозный успех. Имена актеров Хмелева, Добронравова, Соколовой, Тарасовой, Яншина, Прудкина, Станицына засверкали, сразу завоевав зрителей. Роли сыгранных ими героев остались неразрывно связанными с их актерской славой.

      Затем в будущем Вахтанговском театре была поставлена «Зойкина квартира». Но ярких спектаклей Главрепетком долго терпеть не мог. И обе пьесы были сняты со сцены. Написанной в 1927 году пьесе «Бег» сулили успех не только актеры Художественного театра, но и М. Горький, но до сцены она вовсе не дошла, потому что автор прощал своего героя — белого офицера Хлудова, который за пролитую кровь был наказан собственной совестью.

Тема Мастера

      В 30-е годы Булгакова не печатали. Но он продолжает писать пьесы, сохраняя интерес к сатирической фантастике: «Адам и Ева» (1931), «Иван Васильевич» (1935—1936). В 1930 году обратился с письмом к Сталину. И получил своего рода «охранную грамоту». После чего 6 лет работал режиссером-ассистентом во МХАТе.

«Жизнь господина де Мольера» - произведение, которое было заказано ЖЗЛ. В романе заявлена тема мастера, опередившего талантом свое время. Эта тема будет продолжена в романе «Мастер и Маргарита»,  который он задумал и начал писать еще зимой 1928-1929 г. Последние вставки в роман он диктовал жене в 1940 году, за три недели до смерти. Это роман о дьяволе и Христе,  (вначале назывался «Инженер с копытом») и о самом себе, о Мастере, и о верной своей спутнице Маргарите.

         М. А. Булгакову помогла сказать последним романом все основное в его жизни жена Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита. Она стала ангелом-хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нем, безусловной верой поддержала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир — и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно». Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала это сделать шесть или семь раз — безуспешно. Но сила ее верности преодолела все препятствия. В 1967—1968 годах журнал «Москва» напечатал роман «Мастер и Маргарита». А в 80—90-е годы были открыты архивы Булгакова, написаны практически первые интересные исследования. Имя Мастера известно теперь всему миру.

Второй – третий  уроки. Необычность романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Композиция романа, его проблематика. Добро и зло. Смысл спора Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри в романе.

Цель урока: композиция и проблематика романа неразрывно связаны со спором Понтия Пилата и Иешуа, попробуем  увидеть и понять эту связь, увидеть и понять необычность романа. В ходе урока мы обратимся к картинам известных художников, которые также пытались ответить на вопрос: «Что такое истина?»


        Необычность романа: сочетание фантастики и философско-библейских мотивов, сатиры и глубокого психологизма. Есть в романе глубоко печальные строки, есть озорные, смешные эпизоды и сцены. Истинный ключ к пониманию всего романа – это противостояние свободы и несвободы. На вопрос: «Кто управляет всем?»  и пытается ответить автор. Ответ на этот вопрос уже в 1 главах, когда Берлиоз и Бездомный встретились с Воландом, и дьявол рассказал о суде Понтия Пилата, прокуратора Иудейского.
 На вопрос Волонда : «ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?» Иван Бездомный, как нечто само собой разумеющееся, отвечает: «Сам человек и управляет». Однако дух зла, явно иронизируя по поводу  невежества собеседника, говорит: «Виноват… для того, чтобы управлять, нужно, как- никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой завтрашний день?» И далее: «вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас… кхе… кхе… саркома легкого… А бывает и еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск… пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, так как неизвестно почему вдруг возьмет поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что это он сам собою управлял так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто–то совсем другой?»

- Как вы думаете, кто же управляет всем: нами, миром в, котором мы живем?

Из глубины веков, из I века нашей эры, звучит спор о том, кто управляет всем, это спор Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата.

- Давайте представим этих людей, ведущих спор. Кто они? 

Понтий Пилат -  обладающий неограниченной властью прокуратор Иудеи, и Иешуа Га-Ноцри - бродячий двадцатисемилетний философ, оказавшийся волею судьбы сейчас перед глазами владыки.

Обратимся к портретам героев. (Репродукция картины Н.Ге «Что есть истина. Христос и Пилат»)      

         «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора».

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

- На что обращаем мы внимание в описании Понтия Пилата?

- Одно слово в этом описании сразу обращает на себя внимание: подбой «кровавый», не красный, яркий, багровый и т. д.  Человек не боится крови: он, обладающий «кавалерийской походкой», — бесстрашный воин, недаром его прозвали «Всадник Золотое Копье».

- На что обращает наше внимание автор в описании внешности Понтия Пилата? А в описании Иешуа?

Помним о том, какую роль играет в художественном произведении деталь, особенно в портрете. Следует особое внимание обратить на глаза прокуратора: «Теперь уже оба больные глаза тяжело глядели на арестанта»… «Он смотрел мутными глазами на арестованного»… В описании Иешуа – главное его речь, его слова.

- Почему Иешуа называет прокуратора добрым человеком? Вы слышали когда-нибудь такое обращение в нашей обыденной жизни? Кто обычно так говорит? Почему?

- Боится ли арестант Понтия Пилата?

- Почему Иешуа отвергает тайные предложения Понтия Пилата о том, как ему надо отвечать на вопросы?

Иешуа, зверски избитый, приговоренный к смерти, остается свободным, отнять у него свободу мысли и духа невозможно. Он не слышит советы Понтия Пилата, они чужды его духовной сущности.

 - Как Понтий Пилат пытается спасти Иешуа?

Он думает объявить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления, и, удалив из Ершалаима, подвергнуть заключению там, где располагалась резиденция прокуратора.

- Почему Понтий Пилат не поверил в историю с Левием Матвеем?

 - Почему всемогущий Понтий Пилат, в руках которого жизнь любого из иудеев,  не может спасти Иешуа, хотя и хочет этого?

Он не знает свободы, он раб кесаря и своей должности, и своей карьеры. И хотя он хочет спасти Иешуа, переступить цепи этого рабства свыше его сил.  Не менее Ивана Бездомного и Берлиоза  он убежден в своих неограниченных возможностях управлять ходом истории. Прокуратор думает, что силой данной ему власти он может распоряжаться человеческими судьбами, но Иешуа опровергает эту его уверенность: «И в этом ты ошибаешься, – светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, – согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто его подвесил?»

- Как наказан Понтий Пилат?

- Пилат наказан бессмертием. «Все та же непонятная тоска… пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал.

- Пилат прогнал эту мысль, и она улетела в одно мгновение, как и прилетела. Она улетела, а тоска осталась необъясненной, ибо не могла же ее объяснить мелькнувшая как молния и тут же погасшая какая-то короткая другая мысль: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке».

- Тема бессмертия волновала людей всегда. Кто из известных вам персонажей был наказан бессмертием?

- Бессмертием часто наказывался человек, совершивший зло в жизни. Уже в Библии есть подобный сюжет, он посвящен Каину и Авелю. Каина Бог делает бессмертным, чтобы наказать за убийство Авеля. Каина постоянно мучит раскаяние, но не приходит к нему смерть как спасение от душевных мук. У М. Горького в легенде о Ларре (рассказ «Старуха Изергиль») гордый человек попрал законы своего племени, считая, что таких, как он, нет больше. Его, самонадеянного гордеца, люди прогнали от себя и обрекли на бессмертие.

- Как пытается прокуратор Понтий Пилат исправить свой поступок, смягчить муки совести?

      Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе. Но все тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами, которые Иешуа перед смертью просит передать Пилату. (Глава 25-я.) Их повторит прокуратору Иудеи Афраний, начальник тайной службы.

      «— Не пытался ли он проповедовать что-либо в присутствии солдат?
      — Нет, игемон, он не был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».

Он приказывает Афранию убить Иуду, разговор этот полон недомолвок, но слуга поймет своего господина, отдавшего приказание охранять Иуду.

«— И, тем не менее, его зарежут сегодня, — упрямо повторил Пилат, — у меня предчувствие, говорю я вам! Не было случая, чтобы оно меня обмануло, — тут судорога прошла по лицу прокуратора, и он коротко потер руки.
      — Слушаю, — покорно отозвался гость, поднялся, выпрямился и вдруг спросил сурово: — Так зарежут, игемон?

 — Да, — ответил Пилат, — и вся надежда только на вашу изумляющую всех исполнительность».

     Обратимся к «Эпилогу».  В «Эпилоге» говорится о сне, который видит Иван Николаевич Понырев (уже не Иван Бездомный). «От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться.

      — Боги, боги, — говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, — какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, — тут лицо из надменного превращается в умоляющее, — ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?

 — Ну, конечно, не было, — отвечает хриплым голосом спутник, — это тебе померещилось.
      — И ты можешь поклясться в этом? — заискивающе просит человек в плаще.
      — Клянусь, — отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются.
      — Больше мне ничего не нужно! — сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается все выше к луне, увлекая своего спутника».

      Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было. Есть поступки, которые нельзя исправить. А совесть не даст жить спокойно

Проходят годы, века, тысячелетия, меняются эпохи, меняется мир вещей, окружающий человека, но сами люди остаются прежними, – вот мысль, к которой упорно подводит читателя М.Булгаков.

В подтверждение данной мысли, очень важной для писателя, в произведение введен ряд параллелей в ершалаимской и московской частях романа. Перед нами Москва, наполненная людьми свободными от Бога, царя,  от всего. Так ли это?

- Как отнеслась трамвайная кондукторша к тому, что в трамвай сел кот и совал ей гривенник на билет?

Она увидела в этом только нарушение порядка: «Котам нельзя! С котами нельзя!», «Слезай, а то милицию позову!» Она ничему не удивилась, так хорошо пропитан мозг привычными «положено» - «не положено».

- Обратим внимание на литераторов, собравшихся у Михаила Берлиоза. Почему они так долго ждут начальника, не смея уйти? О чем они говорят?

Пока Берлиоз их начальник, они боятся его, и уйти нельзя: вдруг отберут квартиру или не дадут дачу. Узнав о смерти Берлиоза, они усердно начали уважать зама, вдруг это их будущий начальник.

Композиция романа своеобразна: в ней смешаны главы, рассказывающие о Москве 30-х годов 20 века и ершалаимские главы. Кто и что связывает эти эпохи, миры?

-Какие три мира изображены в романе? Как они связаны между собой?

Составление таблицы с указанием героев каждого мира

Ершалаимские главы – это роман, который написал Мастер, это рассказ Воланда.  Воланд, прибыл в Москву, чтобы поставить свой социальный эксперимент: изменились ли люди за эти тысячелетия? Что влечет людей, что они любят и ценят?

Жажда зрелищ в людях совсем не угасла. В главе "Казнь" описывается сцена расправы над Иешуа и двумя разбойниками. Казнь совершается в открытом месте. Стоит "адская жара". Но не пугает она несколько "тысяч любопытных" и толпы богомольцев, "желавших присутствовать при интересном зрелище" Та же жажда зрелищ и наслаждений движет людьми спустя почти два  тысячелетия. На следующий день после скандального сеанса Воланда в Варьете у здания театра собралась очередь "длиною в километр". Очередь держала себя очень взволнованно, привлекала внимание струившихся мимо граждан и занималась обсуждением зажигательных рассказов о вчерашнем невиданном сеансе черной магии. ...Рассказывали, бог знает что, в том числе, как после окончания знаменитого сеанса некоторые гражданки в неприличном виде бегали по улице, и прочее в том же роде...

К десяти часам утра очередь жаждущих билетов до того взбухла, что о ней достигли слухи до милиции..."

Люди так же любят деньги и удовольствия, как и две тысячи лет тому назад.

Любовь москвичей к деньгам наиболее полно показана в главах «Сон Никанора Ивановича» и «Черная магия и ее разоблачение». В последней среди многого прочего рассказывается о том, как во время представления Воланда в Варьете на зрителей посыпался денежный дождь и «… зрители стали бумажки ловить.


Поднимались сотни рук, зрители сквозь бумажки глядели на освещенную сцену и видели самые верные и праведные водяные знаки. Запах также не оставлял никаких сомнений: это был ни с чем по прелести не сравнимый запах только что отпечатанных денег. Сперва веселье, а потом изумление охватило весь театр. Всюду гудело слово «червонцы, червонцы», слышались вскрикивания «ах, ах!» и веселый смех. Кое–кто уже ползал в проходе, шаря под креслами. Многие стояли на сиденьях, ловя вертлявые, капризные бумажки…
В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Это моя! Ко мне летела!» – и другой голос: «Да ты не толкайся, я тебя сам как толкану!» И вдруг послышалась плюха…»

Деньги способны превратить  людей в одержимых жаждой стать обладателем хрустящих бумажек,  они теряют элементарное достоинство и гордость.
        В  главе «Сон Никанора Ивановича» любовь человечества к деньгам изображена под иным углом зрения. Оказывается, деньги могут быть значимы для людей не только как средство достижения каких–то жизненных благ, но и потому, что деньги сами по себе уже цель. Человек способен испытывать удовольствие только от сознания того, что он является обладателем тайных богатств («там груды золота лежат, и мне они принадлежат!»), и неважно, сможет ли он ими когда–нибудь воспользоваться. Особенно ярко это показано в сцене разоблачения некоего Сергея Герардовича Дунчиля, который без всякой пользы для себя хранил «восемнадцать тысяч долларов и колье в сорок тысяч золотом… в городе Харькове в квартире своей любовницы Иды Геркулановны Ворс».

Должность, дающая власть, деньги и долг.   Должность Понтия Пилата давала ему могущество, власть, удовольствия. Поведение Иешуа, достоинство и мужество, с какими он ведет себя на следствии и в процессе жестокой казни, говорят о совершенной твердости его воли в соблюдении долга. Именно долга, так как в своей земной жизни Иешуа  просто нравственный человек, а не святой. У него нет полного совпадения долга и удовольствия: Иешуа хотел бы уйти на свободу, прогуляться за городом с Пилатом, изложить ему свои мысли, воспоминание о биче вызывает у него ужас, а слова Пилата вселяют тревогу. Однако и на кресте Иешуа верен высшему нравственному закону, и в ответ на злобные упреки разбойника в несправедливости он просит своего палача: «Дай попить ему…» Таким образом, жизнью своей и смертью Иешуа открывает людям истину, утверждающую бытие Бога.

Бюрократическая система Москвы 30-х годов «достигла совершенства».В гротескной форме изображено понятие долга и должности. Совершенно не важно, человек ли отдает распоряжения, подписывает приказы или костюм, из которого на время исчез его хозяин (глава 27-я «Конец квартиры № 50»). Самое поразительное — «вернувшись на свое место, в свой полосатый костюм, Прохор Петрович совершенно одобрил все резолюции, которые костюм наложил во время его краткосрочного отсутствия».

Учение Канта явились философской основой всего произведения. И.Кант считал, что изначально любой человек свободен. Перед ним открыты два пути, по которым он может следовать, – путь добра или путь зла. Немецкий философ утверждал, что в избрании пути добра состоит нравственный долг человека. И выбрать путь добра, согласно И.Канту, человек может и должен не из корыстных соображений, а ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону.

        Иешуа - обычный, физически довольно слабый человек, но он высокоразвитая индивидуальность, личность в полном смысле этого слова.

- В чем суть спора между Иешуа и Понтием Пилатом?

Иешуа уверен в возможностях слова, идеи, души, в возможностях менять мир и человека к лучшему. Пилат же полагает всесильными обстоятельства, среду.

- В чем же повинен Иешуа?

Он нарушил порядок речами о вере и истине, о насилии и власти, о добре?

- В чем с ним  не согласен Понтий Пилат?

Согласен со всем, но не может или не хочет этого признать. Сильный ум Пилата разошелся с его совестью. И головная боль – наказание за подчинение его разума эгоистическим соображениям, за то, что его разум допускает несправедливое устройство мира. Головная боль – это тоска по душевной гармонии. Суть жизни – это разум, добро, ум и совесть.

- Иешуа и Пилат спорят о жизни и смерти. Пилат говорит, что может перерезать волосок жизни Иешуа. Но Иешуа говорит, что «перерезать волосок может лишь тот, кто подвесил». В чем же смысл этого спора? Что такое жизнь?

Жизнь – не тело, не плоть, а духовное существование, духовные ценности: убеждения, идеи, взгляды, принципы – до тех пор пока человек от  них не отказался. Иешуа от них не отказался никогда – этой жизни ничего не грозит: она бессмертна.

- Почему именно добро должно изменить мир?

Добро всесильно, но только при соблюдении определенных условий. Во-первых, добро не может опираться на насилие, у него есть свое специфическое оружие: величайшая доброжелательность, готовность и  желание понять другого человека, отсюда искренность, понятливость, отзывчивость?

Во-вторых,  добро – это самобытность мысли, широта культурного кругозора, способность к труду и творчеству, обращенное на благо людей.

В-третьих, добро – это стойкость души, твердость, величайшая самоотверженность.

- Почему Иешуа – бродяга, слабый человек сумел перевернуть жизнь Понтия Пилата, всемогущего правителя?

Идея доброго человека проверяется в самых трудных ситуациях: по отношению к Иуде, Пилату и Крысобою. Чем умнее человек, тем он легче меняется.

- Что же тогда есть зло?

Иешуа считает, что злых людей нет на свете. Булгаков считал, что зло – это пережиток  дочеловеческого общества. Человек начинается там, где кончается зло. Человеческая сила – только от добра, а всякая иная сила – уже от «лукавого».

«Мастер и Маргарита» - роман о всесилии добра. Но лишь при одном условии: если человек ни в чем, ни при каких самых трудных и драматических обстоятельствах не уйдет с пути добра. Это роман об ответственности человека за добро. Особенно важен вопрос об ответственности  писателя,

У литовского художника и композитора Микалоюса Чюрлениса есть картина, которая называется «Истина». На фоне лица человека — горящая свеча и летящий на пламя мотылек. Он погибнет, но не может не лететь на свет! Так и Иешуа Га-Ноцри. Знает, чем грозит ему желание говорить только правду (да и просто неумение лгать!),  и желание жить только по правде,  но иначе никогда себя не поведет. И наоборот, стоит струсить только один раз, как Понтий Пилат, и совесть не даст тебе покоя.

талантливого человека.

Урок четвертый.  Своеобразие булгаковской дьяволиады.

Цель урока:

- Кем представлен мир нечистой силы в романе? Кто они, свита Воланда? В чем своеобразие булгаковской дьяволиады? Вот круг вопросов этого урока.


Потусторонний мир, мир нечистой силы – это Воланд и его свита: Коровьев(Фагот), Бегемот, Азазело и Гелла.   Свита Воланда, творящая в Москве убийства, надругательства, обманы, безобразна и чудовищна. Но  Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. На груди знак скарабея. Он обладает могущественной волшебной силой, ученостью, даром пророчества. Столкновение со свитой Воланда – это столкновение с самим собой на «дочеловеческом» уровне». Воланд и его свита созданы из человеческих недостатков, затаившихся и проявляющихся там, где отступает и уступает человеческое.

- Кто же такой Воланд?

Для Иванушки Бездомного – иностранный шпион, для Берлиоза – профессор истории, сумасшедший иностранец, для Степы   Лиходеева – артист, черный маг», для Мастера – литературный персонаж. В конце романа Маргарита увидела его в настоящем обличии (глава 32). «И , наконец, Воланд летел тоже в своем настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь — только глыба мрака, и грива этого коня — туча, а шпоры всадника — белые пятна звезд.» Перед нами картина космоса, в недрах безначальной и бесконечной материи зарождается жизнь, 

Оказывается, Воланд — то вечное зло, которое необходимо для установления, существования на земле добра и вечной справедливости. Вспомним эпиграф романа из Гете: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Воланд испытывает людей, если и расставляет для них ловушки, то всегда дает искушенным возможность выбора между добром и злом, шанс использовать свою добрую волю!

- Как ведут себя разные люди, оказавшись в соприкосновении с нечистой силой? (Берлиоз, Степа Лиходеев,  Максим Поплавский, буфетчик из варьете)

- За что вытесняют  Степу Лиходеева из квартиры, чем вызван гнев нечистой силы?

Коровьев так аргументирует причины; «вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки». Кот добавил: «Машину зря гоняют казенную». Поскольку ничего человеческого в Степе Лиходееве не осталось, Воланд занимает его жизненное пространство.

- С какой целью Воланд проводит сеанс черной магии в варьете?

Воланд спрашивает Фагота: «Как, по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?

      Маг поглядел на затихшую, пораженную появлением кресла из воздуха публику.

      — Точно так, мессир, — негромко ответил Коровьев-Фагот. — Ты прав. Горожане сильно изменились внешне, я говорю, как и сам город, впрочем… Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая…
      — Аппаратура, — подсказал клетчатый.

 — Совершенно верно, благодарю, — медленно говорил маг тяжелым басом, — сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?»

      И начинается проверка того, что же изменилось в людях за два тысячелетия. Блестящее представление прерывается то аплодисментами, восхищением, вызванными летящими откуда-то сверху деньгами, возможностью получить бесплатное платье, то криками ужаса, когда у надоевшего всем пошляка Бенгальского оказывается оторванной голова. Это полигон страстей, откровенных и бесстыдных.

     Воланд получает возможность сделать вывод: «Ну, что же… они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…  Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

- В романе есть сцены повторяющиеся, сопоставимые с балом у сатаны?

Бал  в доме Грибоедова  был похож на ад. Обыкновенный ресторанный вечер автор называет сущим адом: тот же разгул страстей, красивая жизнь, лишенная духовного содержания.

-  Какова роль  сцены  бала у сатаны в романе?

На бале дьявол демонстрирует свои достижения: толпы убийц, растлителей, завоевателей, преступных любовников, отравителей, насильников всех видов. Гости бала – воплощение зла, нелюди всех эпох, готовые на любое преступление ради утверждения своей злой воли. Бал Воланда - взрыв самых невероятных желаний, безграничных прихотей. Взрыв яркий, фантастический, пестрый – и оглушающий этой пестротой, одурманивающий своим, в конце концов, однообразием. Даже сам Воланд не скрывал своей скуки: «Никакой прелести в нем нет и размаха тоже».

Урок пятый. Проблемы поднимаемые автором в романе

1. подготовить доклады на темы, обсудить их на уроке:

«Нравственный выбор в романе»

«Тема свободы в романе»

«Образ Воланда и его роль в романе»

«Роль фантастки в романе»

«Библейские мотивы в проведении»

Список использованной литературы

  1. Андреевская М. О “ Мастере и Маргарите “.Лит. обозрение, 1991. №5.
  2. Белозерская - Булгакова Л. Воспоминания. М. Худ. литература, 1989. С. 183 - 184.
  3. Булгаков М. Мастер и Маргарита. М. Молодая Гвардия. 1989. 269 с.
  4. Галинская И. Загадки известных книг. М. Наука, 1986. С. 65 - 125.
  5. Гете И - В. Фауст. Хрестоматия по зарубежной литературе. М. Просвещение, 1969. С. 261
  6. Гудкова В. Михаил Булгаков: расширение круга. Дружба народов, 1991. №5. С. 262 - 270.
  7. Евангелие от Матфея. “Сборник в ночь на 14 нисана” Екатеринбург Сред.-Урал. кн.изд-во 1991 С. 36 - 93.
  8. Золотоносов М. Сатана в нестерпимом блеске. Лит.обозрение.1991. № 5.
  9. Карсалова Е. Совесть, истина, человечность. Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” в выпускном классе. Литература в школе. 1994. № 1. С.72 - 78.
  10. Крывелев И. Что знает история об Иисусе Христе. М. Сов. Россия. 1969.
  11. Соколов Б. Михаил Булгаков. Серия “Литература” М. Знание. 1991. С. 41
  12. Франс А. Прокуратор Иудеи. Сборник “В ночь на 14 нисана” Екатеринбург. Сред.-Урал. кн. изд. 1991. С.420 - 431.
  13. Чудакова М. Михаил Булгаков. Эпоха и судьба художника. М.А.Булгаков. Избранное Ш.Б. М.Просвещение С. 337 -383.
  14. Сайты Интернета:  uroki.net.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Презентация к урокам литературы по изучению романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация содержит иллюстративный материал к урокам по изучению романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"....

Гордая женщина. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"Тип урока: комбинированный. Форма урока: сообщения учащихся, ан

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная цель - дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего ром...

Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...

КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Поступок непрактичного человека в праздничную ночь». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости. Анализ эпизода главы 24 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Конспект урока в 11 классе составлен с использованием технологической карты. Может послужить опорой для обучения анализу эпизода любого эпического произведения.Поможет учителю рационально распределить...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....