А. П. Платонов «Юшка»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Конспект урока в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_p_platonov_yushka.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:


А. П. ПЛАТОНОВ «ЮШКА»

Цели: познакомить учащихся с героями произведения, их страдальческой судьбой, с их тягой к жизни, борьбе за нее; подчеркнуть богатство их души; продолжить тему сочувствия и сострадания к человеку, ко всему окружающему миру; отметить, что скучна и бедна будет жизнь, если вся и все будут похожи; помочь увидеть, что главную ценность для человека представляет другой человек; подвести к пониманию важности сострадания, помощи, доброго отношения к людям; развивать навыки анализа литературного произведения.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с героями произведения А. П. Платонова, композицией, художественными особенностями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в различных источниках;

регулятивные: организовывать свое рабочее место, собственную деятельность; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: осознают эстетическую ценность русской литературы.

Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Сценарий урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение 2–3 работ (сочинений о Маяковском), обсуждение, рецензирование.

II. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя.

– «Только человек, для которого Россия была его вторым существом, как изученный до последнего гвоздя отчий дом, мог написать о ней с такой горечью и сердечностью», – сказал об Андрее Платоновиче Платонове Паустовский.

Демонстрация портрета писателя с указанием даты жизни.

– Андрей Платонов прожил недолгую жизнь, в 1951 году он умер в атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулезом – наследием фронтовых дорог и сверхнапряжений.

«Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности», – признался однажды Андрей Платонович. Давайте познакомимся с биографией этого удивительного человека и попытаемся ответить на вопрос: кто же стал героем его произведений?

2. Работа по учебнику: чтение статьи (с. 116–117).

– Кто является героями произведений Платонова? (Большинство героев писателя – «сироты» по своему душевному состоянию, никто их не понимает, везде они чужие, «выбитые из гнезда», из-под крова родного дома, «без роду и без племени». Но это не опустившиеся на дно жизни люди: они трудятся, они имеют цель жизни, стремятся к ней, проявляя удивительную терпимость и стойкость. Таков герой рассказа «Юшка».)

III. Изучение нового материала.

Чтение рассказа «Юшка» учителем.

1. Анализ текста.

– Что мы узнали о внешности героя, о его занятии?

– На что вы обратили внимание, читая первые строчки рассказа? («Звали его Ефимом (Дмитриевичем), но все люди называли его Юшкой». Обидно бывает человеку, когда ему дают кличку, забывая о его имени. Это неуважение к человеку, унижение чувства собственного достоинства.)

– Что еще мы узнали о герое? (Его одежда, его пища, его отношение к работе, его добросовестное отношение к ней... Мы вправе назвать его скрягой? Нет, это великий человек... Экономя на одежде и сахаре, он копил деньги не для себя. «Я сиротой была... и приносил деньги, чтоб я жила и училась... уже окончила университет...»)

– Зачем эта девушка пришла в Богом забытое место? («Она знала, чем болел Юшка...»)

– Как воспитанница Ефима Дмитриевича распорядилась своей судьбой? («Она стала работать в больнице для чахоточных... ни с кого не брала платы...», она «не утомлялась (не уставала) утолять (облегчать) страдание и отдалять смерть от ослабевших».)

Вывод. Казалось бы, что выросшая без родителей девушка, испытавшая нужду и лишения, должна ожесточиться на несправедливость жизни, на людей, обижавших (а таковые, безусловно, были) ее. Но этого не случилось. Она видела перед собой пример великодушия, отеческой заботы, самопожертвования. Этим примером был Ефим Дмитриевич, душа которого переполнена состраданием, заботой о тех, кто, по его мнению, больше нуждался в них, чем он сам.

– Как дети относились к Юшке? («Им было скучно играть (это они называли игрой), если Юшка всегда молчит, не ругает их и не гонится за ними...» Иначе к нему они относиться и не могли, потому что сами «взрослые пожилые люди... тоже иногда обижали его». «Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь о себе особенное?» Так вот что возмущало людей: он не был похож на них! Он жил не так, как они: трудился, никого не обижал, не пьянствовал, вся жизнь его подчинена одному – помочь сироте не сгинуть в безумном потоке пьянства, разврата, нищеты. Отцы и матери тех детей, которые обижали Юшку, ругая их за плохую учебу, пугали: «Вырастешь... а одну воду!». Да разве хлебом единым сыт человек?! Если с детства примером родителей не будут «заложены» в душе ребенка любовь, уважение к человеку, сострадание, сочувствие, то вырастут такие же взрослые, которые путем силы пытаются утверждать свое «Я», доказать свое превосходство. «Ты живи просто и честно, как я живу», – говорит один. Ему вторит другой: «Как ты смеешь...». Все понимали, что он лучше их, и этого не могли ему простить.)

– Один из героев драматурга XIX века А. Островского восклицает: «И в рубище (крестьянская грубая одежда) почтенна добродетель!». К кому их героев мы можем отнести эти слова? («В июле или в августе месяце Юшка... уходил... из города». Он дышал благоуханием цветов, трав, «слушал голос рек», он целовал цветы, стараясь на них не дышать, чтобы не погубить своим дыханием... «Да разве может кто-нибудь из тех, кто взял на себя право решать, кому жить, а кому умереть, сравниться с Юшкой!» Кто из них может так любоваться природой, боготворить ее! Какая поэзия души!)

Вывод. Платонов выступает в защиту «маленького человека». Эта тема поднималась в русской литературе Горьким, Андреевым, Чеховым, Л. Толстым, Пушкиным. Платонов утверждает право «маленького человека» жить на земле, жить так, как он считает для себя нужным, руководствуясь общечеловеческими нормами.

– Как вы понимаете слово «сострадание»? (Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.)

– Бывали ли у вас случаи, ситуации, которые вызывали сострадание к людям?

2. Тест (по рассказу «Юшка»).

1) Слова Б. Л. Пастернака: «Верю я, придет пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра» – можно отнести:

а) к Юшке;

б) Даше – дочери кузнеца;

в) детям.

2) Юшка не разгневался на несправедливость прохожего, а только рассердился, потому что:

а) был пуглив от природы;

б) был очень добр по природе;

в) притерпелся к человеческой жестокости.

3) «Глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы». Это сказано:

а) об Акимыче;

б) о кузнеце;

в) о Юшке.

4) Автор:

а) презирает Юшку за непротивление злу;

б) считает его нравственным человеком, так как Юшка побеждает зло добром;

в) жалеет.

5) Странность Юшки объясняется:

а) его незащищенностью;

б) безотказностью;

в) безграничной добротой.

6) «Без Юшки жить людям стало хуже», ибо:

а) ушел добрый человек, терпеливый к слабостям других;

б) не на ком стало срывать зло и обиду;

в) это был человек, который брался за всякую работу.

7) Юшка оставил после себя:

а) память о своем трудолюбии;

б) девушку-сироту, которую он выучил;

в) память о своей безответственности.

8) Жанр произведения:

а) очерк;

б) повесть;

в) рассказ.

9) Название произведения:

а) указывает на главного героя;

б) определяет его тематику;

в) имеет обобщающий смысл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а

б

в

б

в

а

б

в

а

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какие чувства вызывает у вас рассказ Платонова?

– Почему люди «терзали» Юшку?

– Как вы понимаете слово «сострадание»?

– Бывали ли у вас случаи, ситуации, которые вызывали сострадание к людям?

– Прав ли был Юшка, говоря, что его любит народ?

– На чьей стороне автор и почему вы так решили?

Домашнее задание: прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Побеждай зло добром (Урок литературы в 7 классе. Платонов. "Юшка")

Урок литературы в 7 классе по произведению А. П. Платонова «Юшка». Урок-презентация. Цель данного урока: знакомство учащихся с творчеством писателя; комментированное чтение и анализ произведения...

А.Платонов "Юшка"

Урок литературы в 7 классе...

Презентация урока на тему "Андрей Платонович Платонов "Юшка"

Материал предназначен для изучения рассказа А.П.Платонова "Юшка"...

. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

Образовательная - показать своеобразие личности писателя, особенности языка Платонова; Воспитательная – вызвать сочувствие к герою рассказа «Юшка» Развивающая - развивать навыки анализа текста ...

Презентация к уроку литературы "А. Платонов. "Юшка"" 7 класс

Данная презентация составлена на основе учебника и ряда учебных пособий по изучению творчества Платонова. На уроке благодоря лаконичным  вопросам можно легко проанализировать суть самого произвед...

Урок литературы в 7 классе «А. Платонов «Юшка». Юшка – незаметный герой с большим сердцем»

Урок знакомит учащихся  ещё с одним произведением из художественного наследия писателя.  Это небольшой рассказ о человеке с большим, добрым сердцем....

А. П. Платонов «Юшка»: «Побеждай зло добром».

Цель: познакомить с  творчеством писателя А.П. Платонова, способствовать освоению и осмыслению авторской идеи в рассказе  «Юшка», научить  работать с текстом, обобщать, дела...