Родной природы очарованье
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Мельникова Ирина Владимировна

Урок-игра по творчеству русских поэтов ХХ века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnoy_prirody_ocharovane._urok_literatury_7_klass.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

  «Родной природы очарованье»

(Урок-игра в 7 классе)

       Данный урок второй по теме «Стихотворения русских поэтов ХХ века о родной природе».  На первом уроке ученики изучали творчество В.Я. Брюсова,  Ф. Сологуба,  С.А. Есенина,  Н.А. Заболоцкого,  Н.М. Рубцова, анализировали стихотворения, помещенные в учебнике (образные ряды, художественные средства), повторяли термины лирика, стихотворение, пейзаж, ритм, рифма, стихотворный размер, строфа,   звукопись; вспоминали изученные стихотворения поэтов ХIХ-ХХ в.в. о родине и о природе; знакомились с картинами художников-пейзажистов: И. Айвазовского, И. Левитана, Н. Крымова, А. Саврасова,  И. Шишкина; вспоминали произведения русских композиторов о природе.

       Домашнее задание было следующее (выполняли 3 группы учащихся):

  1. Письменно определить стихотворный размер, вид рифмы предложенного стихотворения;
  2. Подготовить иллюстрацию к этому стихотворению;
  3. Одно понравившееся стихотворение выучить наизусть;
  4. Найти и прочитать пословицы о временах года;
  5. Прочитать биографии поэтов.

Задания 1 и 3 выполняли все ученики, задания 2, 4, 5 распределяли в своих группах индивидуально.

      Для проведения урока-игры готовится лист ватмана, в середине пейзаж (можно нарисовать или наклеить плакат), по кругу названия конкурсов, написанные на больших карточках в форме листа. Плакат с цитатой К.Г. Паустовского «Любовь к родной стране – один из вернейших признаков любви к своей стране», репродукции картин художников-пейзажистов, карточки с заданиями, жетоны за правильные ответы в форме листов, проверочный тест.

       Перед началом урока 3 команды садятся вокруг своих столов. На каждом столе листок со списком команды, рабочие тетради с домашним заданием.

Цели урока:

Закрепить  знания  по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов  ХХ века"; активизировать самостоятельную работу учащихся по изучению биографии и творчества поэтов; развивать творческие способности учащихся; развивать навыки работы в группе; совершенствовать навык выразительного чтения; прививать любовь к родной природе; закрепить знания по теории литературы; воспитывать ответственность за результаты своего труда; прививать интерес к уроку литературы.

Слово учителя

       "Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к родной стране", - писал Константин Георгиевич Паустовский. (Слайд 1) Русские поэты обожествляли родной край, незабываемые русские просторы, красоту обычных пейзажей. Тема родины и природы присутствует в творчестве каждого русского поэта. На прошлом уроке вы познакомились со стихотворениями поэтов первой половины ХХ века - Валерия Яковлевича Брюсова, Федора Сологуба, Сергея Александровича Есенина, Николая Алексеевича Заболоцкого, Николая Михайловича Рубцова. Сегодня на уроке вы в игровой форме повторите изученные произведения, изобразительно-выразительные средства языка, стихотворные размеры, виды рифмовок, решите тест.

       Первый конкурс литературной игры - "Назови автора".

Конкурс "Назови автора"

       Прочитайте строчки из известных вам стихотворений, в которых описывается природа в разные времена года, воспевается красота родины. Укажите авторов этих строк. За каждый правильный ответ вы получите один жетон.

а) Неохотно и несмело

   Солнце смотрит на поля.

   Чу, за тучей прогремело,

   Принахмурилась земля. (Ф.И. Тютчев)

б) Край ты мой, родимый край,

   Конский бег на воле.

   В небе крик орлиных стай,

   Волчий голос в поле. (А.К. Толстой)

в) Ель рукавом мне тропинку завесила.

     Ветер. В лесу одному

   Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

     Я ничего не пойму. (А.А. Фет)

г) Еду. Тихо. Слышны звоны

   Под копытом на снегу,

   Только серые вороны

   Расшумелись на лугу. (С.А. Есенин)

д) Звезда полей во мгле заледенелой,

   Остановившись, смотрит в полынью.

   Уж на часах двенадцать прозвенело,

   И сон окутал родину мою. (Н.М.Рубцов)

Конкурс капитанов "Минутка"

         Капитанам команд нужно за 1 минуту дать как можно больше правильных ответов на вопросы, связанные с биографией и творчеством поэтов.

         Жеребьевкой определяется порядок участия в конкурсе, каждый следующий капитан начинает ответ с вопроса, на котором остановился предыдущий игрок. За каждый правильный ответ команды получают по одному жетону.

Вопросы

1.  Кто автор строк: "Люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу"? (Н.М. Рубцов)

2.  В каком селе родился С.А. Есенин? (Константиново)

3.  В каком институте получил образование Н.А. Заболоцкий? (Пединститут имени Герцена в Петербурге)

4.  Где родился Н.М. Рубцов? (Поселок Елецк недалеко от Архангельска)

5. Годы жизни поэта В.Я. Брюсова. (1873-1924)

6. Кто из поэтов написал стихотворение "Звезда полей"? (Н.М. Рубцов)

7.  Псевдоним поэта Федора Кузьмича Тетерникова. (Федор Сологуб)

8.  Кто был теоретиком символизма, руководителем символистских изданий? (В.Я. Брюсов)

9.  Кто из поэтов сказал: "Чувство родины основное в моем творчестве"? (С.А. Есенин)

10.  Годы жизни поэта Н.А. Заболоцкого. (1903-1958)

11.  Женой какого поэта была известная танцовщица Айседора Дункан? (С.А. Есенина)

12.  Продолжите строчку стихотворения С.А. Есенина: "Слухают ракиты/ Посвист ветряной.../ Край ты мой забытый, ... (Край ты мой родной)".

13.  Поэт-символист, автор романа "Мелкий бес". (Федор Сологуб)

14.  Продолжите строчку стихотворения В.Я. Брюсова: "Воплощение мечтаний, / Всемогущего игра, / Этот мир очарований, ... (Этот мир из серебра)".

15.  Кто автор стихотворения "Тихая моя родина"? (Н.М. Рубцов)

16.  Чье детство прошло в Вятской губернии? (Н.М. Заболоцкого)

17.  В 1916 году призван на военную службу и зачислен в военно-санитарный поезд? (С.А. Есенин)

18.  Автор стихотворения "Первый снег". (В.Я. Брюсов)

19.  Вставьте пропущенное слово в стихотворение Федора Сологуба: "Забелелся ...(туман) за рекой".

20.  Кто из поэтов сказал о себе: "Я последний поэт деревни"? (С.А. Есенин)

21.  Кто был ректором Высшего литературно-художественного института в Москве? (В.Я. Брюсов)

22.  Продолжите строчку стихотворения Н.А. Заболоцкого: "Я воспитан природой... (суровой)"

23.  Чья жизнь оборвалась в 1925 году в Петербурге в гостинице "Англетер»? (С.А. Есенина)

24.   Кто из поэтов служил на флоте на эсминце? (Н.М. Рубцов)

25.  Назовите автора строк: "Мелколесье. Степь и дали. / Свет луны во все концы. / Вот опять вдруг зарыдали / Разливные бубенцы"? (С.А.Есенин)

26. Кто учился на историческом отделении историко-филологического факультета Московского университета? (В.Я. Брюсов)

   

     Вспомним, чем отличается стихотворная речь от прозаической? (Ритм, рифма). Дома вы определяли стихотворный размер и вид рифмовки предложенного команде стихотворения. Проверим, как справились с заданием. За работу, выполненную без ошибок - 3 жетона.

     До начала урока представители от каждой команды на доске должны начертить схему стихотворного размера и написать его название, а также написать схему рифмы и указать ее вид.

     

     Итак, конкурс "Литературоведческий", 1 тур "Стихотворный размер, рифма".

     1 команда. Стихотворение В.Я. Брюсова "Первый снег". Двусложный размер хорей, рифма перекрестная.

     2 команда. Стихотворение Федора Сологуба "Забелелся туман..." Трехсложный размер анапест, рифма перекрестная.

     3 команда. Стихотворение С.А. Есенина "Топи да болота". Двусложный размер хорей, рифма перекрестная.

2 тур "Художественные средства"

      Команды получают карточку с заданием написать, какие художественные средства использованы в стихотворных строчках. За правильное выполнение 3 жетона.

  1. Серебро, огни и блестки -

     Целый мир из серебра.

     В жемчугах горят березки,

     Черно-голые вчера.    В. Брюсов. "Первый снег".

     (Метафора, эпитет)

     Звон колокольный и окольный,

     У окон, около колонн...    Н. Рубцов. "Левитан".

     (Аллитерация)

  2. Жизнь потоком светящейся пыли

     Все текла бы текла сквозь листы,

     И туманные звезды светили,

     Заливая кустами кусты.

            Н. Заболоцкий. "Я воспитан природой суровой".

     (Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет)

  3. Школа моя деревянная!..

     Время придет уезжать –

     Речка за мною туманная

     Будет бежать и бежать.  Н. Рубцов. «Тихая моя родина».

     (Риторическое обращение, эпитет, метафора)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Конкурс «Рассыпанные строчки»

       Каждая команда получает конверт со словами, из которых нужно восстановить «рассыпанные» строки стихотворений. После завершения работы команды читают свое четверостишие, называют автора, сверяются с эталоном (Слайды 2-4). За правильный ответ 3 жетона.

1. Забелелся туман за рекой,

  Этот берег совсем не высок,

  И деревья стоят над водой,

  И теперь я совсем одинок.

           Федор Сологуб

2. Я воспитан природой суровой,

   Мне довольно заметить у ног

   Одуванчика шарик пуховый,

   Подорожника твердый клинок.

            Николай Алексеевич Заболоцкий

3. Экипажи, пешеходы,

      На лазури белый дым,

   Жизнь людей и жизнь природы

      Полны новым и святым.

            Валерий Яковлевич Брюсов

Конкурс «Фольклор»

        О временах года есть много народных изречений.

        Командам предлагаются карточки с заданием продолжить пословицы о разных временах года. За правильный ответ 1 жетон. Всего 3 жетона.

1 команда.

  1. Весенний день… (год кормит).
  2. Что летом родится, то зимой …(пригодится).
  3. Худое лето, коли… (сена) нету.

2 команда.

1.Холоден сентябрь, да…(сыт).

2.Апрель с водой, май… (с травой).

3.Летом не потопаешь, … (зимой не полопаешь).

3 команда

   1.Готовь сани летом, а… (телегу зимой).

   2.Осень припасиха, зима…(прибериха).

   3.Весною сутки мочит, а…(час) сушит.

Конкурс «Живопись»

1 тур

        Художники-пейзажисты, как и поэты, были очарованы непритязательной простотой русской природы, передавали в своих творениях ее красоту и неповторимую прелесть.  Вспомните картины русских художников, на которых изображена природа в разные времена года. Напишите название картины и фамилию художника. За правильно названную картину, автора – 1 балл. Всего 10 баллов.

1.И.И. Левитан. «Весна. Большая вода».

2.И.И. Левитан. «Над вечным покоем».

3.А.К. Саврасов. «Грачи прилетели».

4.И.И. Шишкин. «Цветы на опушке».

5.Н.П. Крымов. «Зимний вечер».  (Слайды 5-9)

        Пока ученики выполняют задание, звучит фрагмент из произведения П.И. Чайковского «Времена года». После завершения работы спросить учеников, чья музыка звучала.

Конкурс «Художественное слово»

         Вы подготовили к уроку художественное чтение наизусть понравившегося стихотворения. При чтении оценивается правильное, отчетливое произношение слов, соблюдение логических и психологических пауз, фразовых ударений, мелодика речи, артистизм исполнения. Максимальное количество жетонов – 10.

           Стихотворения читают по одному представителю от команды. Учитель комментирует, оценивает исполнение, вручает жетоны. Каждая команда может дать дополнительный жетон тому, чьё прочтение стихотворения больше понравилось.

Тест

         Конкурсы закончились, а теперь каждый проверит свои знания по теме «Лирика и поэзия». В тестах нужно обвести правильные ответы. Каждый решает тест самостоятельно.

         После выполнения задания листочки с тестами дети сдают учителю.

1. Определите стихотворный размер:

     С каждой избою и тучею,

     С громом, готовым упасть,

     Чувствую самую жгучую,

     Самую тесную связь.

     а) хорей; б) дактиль; в) анапест.

2. Какой художественный прием используется в строках:

     Словно ворона веселая,

     Сяду опять на забор.

     а) сравнение; б) метафора; в) антитеза.

3. Определите, схема какого стихотворного размера дана:

    _  / _

а) дактиль; б) амфибрахий; в) анапест.

4. Назовите художественное выразительное средство.

     Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

     а) сравнение; б) метафора; в) олицетворение.

5. Какие слова надо поменять местами, чтобы восстановить ритмичность:

 В (1) святой (2) обители природы,

 В тени (3) разросшихся (4) берез

 (5) Омутные (6) струятся воды

 И раздается скрип колес.

  а) 1, 2; б) 3, 4; в) 5, 6.

6. Ритм – это:

а) повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени; б) созвучие окончаний стихотворных строк; в) написанное стихами произведение.

7. Строфа – это:

а) ряд событий, описанных в художественном произведении; б) группа стихов (стоп), составляющих единство, связанных определенным расположением рифм; в) круг жизненных явлений, изображенных в произведении.

8. Укажите схему кольцевой рифмы:

а) АБАБ; б) ААББ; в) АББА.

9. К какому роду литературы относятся изученные стихотворения о родине и природе:

а) эпос; б) лирика; в) драма

Подведение итогов. Домашнее задание

       Посчитайте заработанные на уроке жетоны. (Определяется команда -победитель литературной игры.)

       У каждой команды на столе есть листок с фамилиями учащихся. Посоветуйтесь и решите, кто какую оценку заслуживает за работу на уроке, учитывайте правильность ответов на вопросы, активное участие в игре, выполнение домашнего задания в рабочей тетради. Оценки поставьте напротив фамилии и сдайте листочки.

       Замечательный писатель ХХ века М.М. Пришвин говорил: «Многие любуются природой, но немногие ее принимают к сердцу». Я желаю вам уметь видеть красоту природы, чтобы раскрыть прекрасные стороны своей души.  Но помните, что любить природу – значит не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

       Вам предстоит проявить себя в роли поэтов. Сочините стихотворение о родной природе, нарисуйте к нему иллюстрацию. Оформите работу на листе формата А4 и вложите в файл. На следующем уроке мы из ваших творений составим книгу стихов. При написании стихотворения помните, что природа насыщена звуками, красками, запахами, не забывайте использовать изобразительно-выразительные средства языка. Желаю творческого вдохновения. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».

Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

«Очарованье русского пейзажа». Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого.

Цели:1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения2. Развивающие цели:• развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, дока...