Бианки
учебно-методический материал по литературе (6 класс)
Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге в 1894году. Ещё ранним детством Виталий Валентинович ходил с отцом на охоту, где изучал азбуку лесной жизни. В 1923 году он опубликовал свой первый рассказ «Путешествие красноголового воробья», а затем выпустил книжку «Чей нос лучше?». Наибольшей известностью пользуется книга «Лесная газета», которая создавалась в течение ряда лет для детей. Любимый жанр Бианки – жанр сказочный, которому писатель дал весьма характерное определение – «сказки-несказки». Уже в небольших сказках писатель подчеркивает красоту природы, учит добрым поступкам. Борьба в приобщении ребенка к миру природы – главная задача Виталия Валентиновича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bianki.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Введение
- Актуализация темы и предмет исследования.
Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге в 1894году. Ещё ранним детством Виталий Валентинович ходил с отцом на охоту, где изучал азбуку лесной жизни. В 1923 году он опубликовал свой первый рассказ «Путешествие красноголового воробья», а затем выпустил книжку «Чей нос лучше?». Наибольшей известностью пользуется книга «Лесная газета», которая создавалась в течение ряда лет для детей. Любимый жанр Бианки – жанр сказочный, которому писатель дал весьма характерное определение – «сказки-несказки». Уже в небольших сказках писатель подчеркивает красоту природы, учит добрым поступкам. Борьба в приобщении ребенка к миру природы – главная задача Виталия Валентиновича.
С раннего детства родители читают ребенку книжки с поучительными рассказами о животных и растениях, о природе и любви к ней.
В четыре года у меня появилась большая зеленая книжка с разнообразными цветными иллюстрациями. Её автор – Виталий Бианки. Сейчас я с теплыми чувствами вспоминаю истории, которые мне читала мама. Я помню рассказы про « Оранжевое горлышко» и «Синичкин календарь». В таких историях ярко отражается многообразие животного мира, красота природы.
Впечатляет то, что этот писатель побывал почти на всей Новгородской земле. Он жил и в Новгороде, и в Окуловке, и в Боровичах. Но как он оказался здесь со своей семьей? Оказывается, до этого его семья каждое лето ездила отдыхать на Финский залив. Но когда-то его берега закрыли для массового посещения, и писателю пришлось искать новое место для выездов на природу. Но почему выбор пал на Новгородчину? И почему он называл её настоящей «Страной див?»
Мне захотелось собрать и изучить весь материал по истории Бианки на Новгородской земле. И, конечно, то, что от него здесь осталось. А осталось немало: музеи, библиотеки, дома. Ежегодно в Окуловке проводятся Бианковские чтения.
2
1.2.Цель работы
-проведение собственного расследования, чтение и анализ рассказов В.В.Бианки, посещение мест, связанных с именем этого писателя;
-исследование фотоматериалов, экскурсии в Боровичский район.
- Задачи работы
-проанализировать рассказы, определить их значимость;
-выявить основные темы рассказов В.В.Бианки;
- собрать материал о жизни Бианки на Новгородчине;
- разобраться, почему Виталий Бианки назвал Боровичский край
« Страной див»?
3
2. Методы исследования
2.1. Метод интервью.
Для достижения поставленных целей и задач я использовала метод интервью с работниками Боровичского краеведческого музея.
Перед посещением краеведческого музея я определила вопросы к экскурсоводам:
- Как долго Вы живете в данной местности? Откуда Вы родом?
- Когда Вы впервые услышали о В.В.Бианки?
- Кто в Вашей семье читал произведения В.В.Бианки?
- От кого вы услышали его рассказы?
- В каких случаях Вам их читали?
- Почему, по-вашему, Бианки любил Боровичский край?
Летом я встретилась с бывшим работником Боровичского краеведческого музея Федоровой Марией Павловной. Она любезно согласилась побеседовать со мной.
В Боровичах она живёт с самого рождения. Рассказывает, что ей дорог свой родной край. Здесь у неё все: семья, дети, любимая работа. В музее Мария Павловна работала очень давно. Впервые она услышала о Бианки ещё в детстве, когда ей было пять лет. В семье она была старшей из четырёх детей. С рассказами Бианки её познакомила мама, а позже Мария Павловна и сама читала своим братьям его произведения. «Слушали они с интересом,- говорит она,- я читала с выражением, изображала голоса зверей, а они восхищались».
Мария Павловна много читает, дома у неё большая библиотека. И, конечно, книг Бианки у неё предостаточно. Она читает их своим внукам: это очень познавательно и интересно.
На вопрос « Почему Виталий Валентинович назвал Боровичский край «Страной Див?», она вспомнила фразу, которую написал сам Бианки в своём письме: «Что тут поражает – это, прежде всего, приветливость населения, своеобразие и разнообразие местности… Наше маленькое лесное море – Пирос – прекрасно… Охота здесь должна быть великолепной».
«А вообще,- говорит она,- Новгородчина стала для него своеобразной «своей землёй». Все тут стало близким и дорогим: леса и луга, речки и озера, местные жители, их особый говор. Это уже к чему душа лежит, здесь же так красиво и легко…»
4
2.2. Анализ рассказов Бианки
Бианки - не только автор природоведческих повестей и рассказов, но и сказок, а также особого жанра «сказок-несказок». Он сказочник по природе своей, но в то же время он – любитель сказки.
Он знал и любил фольклор, но для него главное – сказка, чудеса. В своих произведениях он использует народную сказку и сказку литературную на примере других авторов. Он пишет свои варианты. Самое главное в сказке: она всегда бережёт истинно русское слово.
Бианки говорил, что цель его рассказов – это поведать нам о мире. Он писал о животных, и каждая его история давала нам что-то новое. Почти все из них – невыдуманные. В них его жизнь: как он ходит со своим сыном в лес, как охотится, наблюдает. Жизнь лесных зверьков он не обошёл стороной: большая часть его рассказов посвящена им. В них он успевает поведать нам обо всем: о том, как они охотятся, об их повадках, образе жизни.
Произведения Виталия Валентиновича Бианки изданы на 48 языках народов нашей страны. Для нас, современных её жителей, очень важно и дорого то, что многие его произведения написаны на Новгородской земле. Озера Пирос и Боровно уже давно провозглашены памятниками природы областного значения.
Безусловную любовь к Новгородчине можно подчеркнуть его словом о ней: «Край прекрасный, дивный край, здесь каждый может быть Колумбом и делать удивительные открытия».
5
3.Результаты исследования
- Найдены доказательства о «Стране Див».
До этого мы задавались вопросом, почему Бианки выбрал именно Новгородчину? Ведь он мог остановить свой выбор для постоянного летнего местопребывания и в другом направлении от Ленинграда. Но он почему-то из года в год, на протяжении 17 лет, жил то в Слутке на берегу Волхова, то Мошенском или Боровическом районах.
Причин обнаружилось много.
Наверное, самая первая – природа. Она привычна и любима с детства. Здесь: озера: большие и маленькие, глубокие и мелкие. Моховые болота, русские красавицы-берёзки и разнообразие лесов. Это было дорого для писателя.
Второй же причиной можно назвать то, что Родина няни Александры Ефимовны Кольцовой – Мошенской район. Александра Ефимовна - всеми любимая и уважаемая женщина, которая прожила в семье Бианки много лет.
Ещё одной весомым основанием являлась охота. Новгородский район достаточно удалён от большого города, здесь и людей мало, и охота отличная.
И действительно – Новгородчина – это изобилие лесов, это красота, заметная повсюду, это чистый воздух, который чувствуется в деревнях и посёлках.
10
С Бианки не поспоришь, раз он назвал Страной Див Новгородчину, значит, у него были на то свои причины. Он с детства путешествовал по миру, и видно, самые теплые впечатления у него остались от Новгородчины.
Помимо писательской деятельности, Бианки занимался собиранием местного говора. Его интересовали детские словечки, особые выражения в разных местностях. Всё записано! За семнадцать лет собран огромный материал, который может быть интересен как лингвисту, так и историку, как отражение народной жизни.
Вот, к примеру, одна запись:
Пестовские словеса:
На футора отошедши.
Закутай лазейку.
Пахать комнату.
Накринулись, скринулись.
Доктор на операцию повалил.
Воврело.
Также можно найти довольно много поверий. Вот, например, о комарах:
«До Ильина дня комара убьёшь – их решето народится, после Ильина убьёшь – решето их убавится».
Когда Бианки писал рассказы с новгородскими сюжетами, он обязательно использовал точность и органичность местных слов, но в редакциях пытались исправить его «ошибки».
Когда Бианки жил на Боровно, в дневнике появилась запись о задуманном сборнике рассказов «Страна Див» - про новгородские леса и озера:
1. Собачьи Горбы (Волхов)
2. Озеро Меглино и Бродское.
3. На Мологе (Комзово)
4. Озеро Ямное
5. Озеро Карабожа
6. Озеро Пирос
7. Озеро Боровно.
Но этот план не был осуществлен, так как другая работа требовала продолжения.
11
3.3Основные темы текстов.
Тема его рассказов – лес, лесные обитатели, которых он познал в совершенстве. Разные леса знал Бианки: на севере и на юге, в Сибири. Но особенно дороги ему леса Новгородчины, которые исхожены пешком вдоль и поперек. Лес для него - живительный кислородный источник планеты, колыбель человечества, в частности его вдохновение.
В своих рассказах он хочет подчеркнуть красоту природы. Он обращал внимание на то, как цветок распускается ранним утром, как просыпается земля. Пейзажи природы удивительны, неповторимы. Эта красота завораживает и наполняет душу восторгом. " Если любишь свою землю, любишь на ней всё: и солнечные дни, и дождик – ласково сияющую под ним листву, блестящие капли его, нежный плеск листьев под ним. Безучастным в лесу никто не может оставаться",- писал Виталий Валентинович.
В своих рассказах он – добрый волшебник, который учит, не толкая в спину, не дёргая за руку. Читателя ведёт за руку собственный интерес. Бианки учит быть гуманным, добрым и неравнодушным. Главное для него
– это вызвать у читателя интерес к природе, а это для Виталия
Валентиновича это легко. Он сам умеет удивляться и удивляет других. Сами названия его рассказов говорят за себя и вызывают эмоции.
«Как муха медведя от смерти спасла» - удивление, «Непонятный зверь» - интерес, «Слепой бельчонок» - огорчение.
Чтение рассказов Бианки - это увлекательное путешествие в лесной мир природы, где птички говорят, и где всё живое, ничто не ускользает от тебя.
Я перечитала почти все книжки с рассказами Бианки. Помню, принесла я из библиотеки две книжки Бианки, а потом наблюдаю: дедушка страница за страницей читает книгу, не отрывая глаза. Так и прочил всё быстрее меня. Поэтому смело можно сказать, что книги Бианки – не детские, они интересны как взрослым, так и подросткам.
18
4.Выводы
4.1.Общие итоги работы
Мною проведено ознакомление со «Страною див», взято интервью у работников краеведческого музея в г.Боровичи Новгородской области.
Я побывала в деревнях, где проживал Виталий Валентинович Бианки. Я прочитала большое количество его рассказов. Результатом моей работы стала небольшая папка, которую я предлагаю вашему вниманию.
Я думаю, что она может представлять некоторый интерес для тех, кто неравнодушен к истории и культуре родного края.
5.Заключение
Вся проведенная работа наводит меня на мысли: Виталий Валентинович Бианки был прав, что назвал Боровичский край Новгородской области «Страной див».
Я считаю, что проделанная мною работа - пласт народной культуры моей маленькой родины. Надеюсь, что мой скромный труд станет маленькой частицей в большой истории страны.
19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения "Виталий Бианки "Февраль"
Данный урок проводился в 6 классе коррекционной школы VIII вида. По своему содержанию он очень насыщенный и интересный. Тип урока – комбинированный. Урок построен в соответствии с программными тр...
Биолого-литературный марафон по произведениям Виталия Бианки.
В школе в феврале месяце традиционно проходит биолого-литературный марафон по произведениям Виталия Бианки.Почему марафон? Мероприятия спланированы на 5 учебных дней.Желающие принять участие получают ...
Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...
Презентация по творчеству В.Бианки "Лесной сказочник"
Познакомить с жизнью и творчеством писателя-натуралиста В.В.Бианки....
Интегрированный урок чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март».
Конспект интегрированного урока чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март»....
В. Бианки "Сентябрь"
Презентация подготовлена для урока чтения и развития речи в 6 классе специальной (коррекционной) школы....
В.Бианки "Декабрь"
Данная презентация подготовлена к уроку чтения и развития речи в 6 классе...