Конспект урока литературы «Образ капитана Тушина в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»» (10 класс)
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Урок литературы в 10 классе, созданный в технологии педагогической мастерской по образу персонажа капитана Тушина в романе "Война и мир" Л.Н.Толстого. Материал урока может служить дополнением к вопросу "истинного" и "ложного" на страницах романа-эпопеи Толстого, позволяет углубленно анализировать текст произведения, выявляя авторский психологизм. Актуален для уроков патриотического воспитания по литературе.В основу анализа содержания урока берутся главы романа, где встречается данный герой (капитан Тушин), - том I, часть 2, главы 15-21. На материале небольшого фрагмента произведения можно проследить исключительную ценность образа, его героическую роль, актуальность личностных качеств в наше время. Технология урока предполагает работу в творческих группах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы
«Образ капитана Тушина
в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»» (10 класс)
Тип урока: анализ художественного произведения
Форма урока: педагогическая мастерская.
Технологии,методы: проблемно-поисковый , проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, диалогический
Цели урока:
Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о жизни и судьбе героя произведения на основе сопоставления событий сюжета; обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Планируемые результаты:
- Личностные УУД: принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;
- сформированность гражданской патриотической позиции в уважении к своему народу, к прошлому народа России в контексте изучения произведений русской литературы;
- воспитание гордости за свое Отечество, ее героев и верности ему на примерах из литературы;
Метапредметные результаты:
- регулятивные УУД: принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности по предмету;
- познавательные УУД: владеть навыками учебно-исследовательской деятельности на основе литературного материала, выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
- давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский;
- коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, синквейн
Оборудование:
- ПК , интерактивная доска, презентация.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний- индуктор
- Постановка учебной задачи.
- Создание творческого продукта.
- Социализация. (Афиширование результатов, чтение примеров вслух)..
- Промежуточная рефлексия.
- Обновление созданного (психологический комментарий).
8)Итоговая социализация.
9)Итоговая рефлексия. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
10) Приложение.1.
- Организационный этап.
Сегодня на уроке мы будем говорить о героических личностях, о подвиге на войне, пытаться определиться с собственной позицией по этому вопросу, хотя бы потому, что Лев Николаевич Толстой на страницах своего романа, который мы изучаем, обращается к этой теме и видит в ней такую актуальную проблему, которая никогда не постареет. Я её вам назову, но ваша задача будет глубже: вы должны будете обнаружить больше, чем я назову, вы проникнете вглубь толстовской мысли с того пространства романа, где поднята эта проблема, и увидите больше...
Каждый человек, становясь взрослым, ищет своё место в жизни. Так заведено – человек существо социальное. В наше время человек получает образование, выбирая профессию и занимается тем делом, в котором становится профессионалом. Об уровне его профессионализма мы судим по его поведению, результатам работы, по отношению к нему коллег. Нужно сказать, это универсальный подход в оценке личности. Вы спросите, какая связь между этими мыслями и нашей темой? Попробуйте сформулировать ее сами...
(опрос мнений) Пример суждения: на войне люди тоже продолжают делать свою работу, исполнять свой долг, то, как они исполняют его, что о них думают близкие, друзья, подчиненные, очень важно.
- Актуализация знаний.
Каким должен быть командир, военачальник? На страницах романа мы встречаем исторических деятелей, сыгравших в Отечественной войне 1812 года немаловажную роль. Их образы автор создавал, опираясь на архивные источники, мемуары современников...Александр I (главнокомандующий), фельдмаршал Кутузов , генерал Багратион и другие... И вдруг вымышленные герои – командиры: Тушин (капитан), Тимохин (капитан), Денисов (командующий полком)... Безусловно, Толстой не создавал эти образы, только представляя их в своем воображении как фантазии...За этими вымышленными персонажами жизненный опыт Толстого как офицера, прошедшего Севастопольские сражения, Кавказ...Скорее всего, Лев Николаевич, создавая эти образы, вспоминал или думал о тех, чьи конкретные черты характера, поведение, темперамент и жизненная позиция были ему знакомы. Но именно они на страницах романа-эпопеи настоящие герои. Герои, чьи прототипы были знакомы автору. Можно сказать, анализируя этих героев, мы соприкасаемся с настоящими русскими характерами, судьбами.
Вы ознакомились с эпизодом подвига батареи капитана Тушина в томе I второй части. Эпизод
Шенграбенского сражения.
Вопросы для предварительной беседы
|
|
|
|
|
|
|
- Постановка учебной задачи
Сейчас вы разобьетесь на группы и попробуете решить вопрос путем анализа текста произведения «Что мешает капитану Тушину быть признанным героем? Сам ли он виноват в этом? Нужна ли слава самому Тушину?
Момент самоопределения учеников, в какую группу войти.
Группа 1. Мнение «Тушин – слабая личность, одарённая воинским талантом»
Группа 2. Мнение «Тушин – русский человек с христианским мировоззрением»
Группа 3. Мнение «Жизненные ценности капитана Тушина определяют его место в штабе»
Группа 4. Мнение «Тушин сам виноват в отношении к нему вышестоящего начальства»
Задание: каждая группа .
формулирует свою позицию, основываясь на факты текста романа (поведение героя, отношения героя с окружающими, особенности психологизма автора в обрисовке образа (Тушин в естественном состоянии в той или иной ситуации); заполняет таблицу ответов со своей гипотезы и готовится представить на всеобщее обозрение.
- Создание творческого продукта
Образец заполнения ответа группы
Группа №_ Утверждаемая информация: | Аргументы по тексту произведения |
| |
... |
Группа №_2 Утверждаемая информация: «Тушин – русский человек с христианским мировоззрением» | Аргументы по тексту произведения |
| «— До свидания, голубчик, — сказал Тушин, — милая душа! прощайте, голубчик, — сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза.» |
Капитан Тушин не различает людей по сословиям, не имеет социальных предрассудков. Для него любой человек достоин уважения, сострадания. Для него естественно ласковое обращение к человеку. |
|
Тушин способен не только добрым словом поддержать больного человека, ему необходимо участие в судьбе раненого солдата, офицера, если тот переживает боль, лишения. | «Он то закрывал глаза, то взглядывал на огонь, казавшийся ему горячо-красным, то на сутуловатую слабую фигурку Тушина, по-турецки сидевшего подле него. Большие добрые и умные глаза Тушина с сочувствием и состраданием устремлялись на него. Он видел, что Тушин всею душой хотел и ничем не мог помочь ему.» |
Не открывая правды всей сложившейся ситуации, он принимает чужую вину на себя, а значит, и чужое наказание. Вместо награды за успех в Шенграбенском сражении он молча принимает гневную речь и укоры Багратиона. | «Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору.» |
На страницах романа он появляется в своём обычном виде: он никогда не производит того впечатления, ради которого другие командиры стараются выслужиться. Он прост и скромен. В его поведении нет фальши, искусственности. | «В то же мгновение из балагана выскочил прежде всех маленький Тушин с закушенною набок трубочкой; доброе, умное лицо его было несколько бледно...» |
5.Социализация. (Афиширование результатов)..
Приступим к афишированию работ группами. Итак, каждая из групп будет представлять свои доказательства того мнения о герое (капитане Тушине). Наша задача быть убедительными в донесении своей позиции.
(Идёт выступление представителей от групп).
- Промежуточная рефлексия.
Мы выслушали выступления групп разных мнений о герое романа. Каким получился наш капитан Тушин? Звучали слова, характеризующие героя как простого офицера, наделенного воинским чутьём, как человека с христианским мировоззрением, как личность, лишённую качеств карьериста, но талантливую в своей профессиональной деятельности...Попробуем сопоставить информацию в форме синквейна от каждой группы, чтобы творчески сказать о том главном, что вы увидели в этом герое.
(СОСТАВЛЕНИЕ синквейнов – по образной характеристике героя)
Пример:
Капитан Тушин – христианская душа
Добрый, сочувствующий,
Любит, помогает, терпит
Видит в каждом человеке свет
Образец кротости и любви!
- Обновление созданного (психологический комментарий).
Всё, что сказано о капитане Тушине, есть доброе, чистое, идущее от сердца...На что, на какой жизненный опыт общения с такими людьми опирался Лев Николаевич Толстой, когда создавал своего Тушина, мы можем только предполагать...Несомненно одно – Толстой был знаком лично с подобными штабс-капитану людьми. Типаж этого образа – реальный образ русского офицера (пусть собирательный образ из нескольких прототипов), того, кем всегда куется победа, чей героизм в тени, но патриотизм «истинный», талант, русская душа налицо. Автор заставляет нас восхищаться этой настоящей красотой человека, этой правдой личности, из которой она соткана....Простота, душевность, естественность, и - кроткость, скромность. И героизм, храбрость, бесстрашие перед смертью...
Тушин – сын Отечества. Толстой не только хочет, чтобы мы о нём узнали, но и заставляет сбрасывать с себя стереотипы отношения к человеку. Можно сказать писатель обнажает все виды лицемерия, сопоставляя своего героя со штабными «героями», красивыми, напомаженными, чистенькими внешне и совсем другими внутри....
Задание: попробуем всё же углубиться в проблему: Тушин – непризнанный герой, человек, одаренный в своей сфере деятельности (командование батареей, ведение боя на вверенном участке поля битвы), но не оценённый по заслугам своим начальством.
Для обсуждения в группах предлагается вопрос
«Почему карьера капитана Тушина не может быть успешной и чья вина в этой ситуации?»
Своё мнение каждая группа составляет на основе занятой ранее позиции группы (возможно объединение /трансформация групп)
Итогом выступлений групп будет составление кластера.
Образцы заполнения таблиц ответов:
Группа 1. «Реально сложившиеся обстоятельства в судьбе капитана» | Факты восприятия личности капитана другими людьми | Отношение к капитану начальства (Багратион) |
Комментарий |
Ему делают нарекания, кто-то привык стыдить Тушина ( за ним закрепилось отношение как к «отстающему, неудачнику, никчемному человеку, офицеру без чувства собственного достоинства. |
|
Цитаты | « — Ведь нельзя же отлучаться так. Князь приказал, чтобы никого не было. Ну, вот вы, господин штабс-капитан, — обратился он к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одним чулках, встал перед вошедшим, улыбаясь не совсем естественно.» т.1, ч.2, гл.15 | «На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из-за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и споткнулся на него. Несколько голосов засмеялись.» т.1, ч2, гл.21 |
Комментарий |
Однако есть люди, способные снисходительно относиться к герою, с пониманием (ведь подобное поведение есть необходимость для Тушина адаптироваться к обстановке боевых действий) | 2.Тушин не вызывает симпатии начальника своим «проигрышным» поведением |
Цитата | «Князь Андрей невольно улыбнулся, взглянув на штабс-капитана Тушина. Молча и улыбаясь, Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб-офицера. — Солдаты говорят: разумшись ловчее, — сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо, желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон. Но еще он не договорил, как почувствовал, что шутка его не принята и не вышла. Он смутился.»
т.1, ч.2, гл.15 | «Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку. Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею челюстью и едва проговорил: — Не знаю... ваше сиятельство... людей не было, ваше сиятельство.» т.1, ч2, гл.21 |
| ||
«— Каким образом орудие оставлено? — спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова.» т.1, ч2, гл.21 | ||
Вывод: в отношениях с сослуживцами (другими офицерами) Тушин прост и естествен (не пытается ухаживать за собой подобно штабным офицерам), за что получает нарекания, усмешки. Для большинства он слабое звено, что занижает истинную роль этого человека в общем деле. Такими, как Тушин, пользуются окружающие бездарности, получая незаслуженные награды. У штабс-капитана нет возможности карьерного роста (даже заслуженного поощрения) только потому, что для этого необходимо изменить себя (стать таким, как все). Тушин не способен к такому повороту судьбы. Поэтому большее, что ждёт героя в отношениях с начальством – снисхождение. |
Образец 2
Группа 2. «Христианское сознание Тушина и его место в обществе» | Факты христианского поведения героя, его сущности | Поведение штабных офицеров – антипример для Тушина |
Комментарий | 1.Простота, отсутствие лицемерия в своём поведении. Тушин таков, каков есть. В этом нет греха, и он об этом знает. В ином случае он пытался бы вести себя по-другому. |
|
Цитаты | Поведение с офицерами: «Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб-офицера. — Солдаты говорят: разумшись ловчее, ...» Поведение с солдатами: «
| «Князь Багратион благодарил отдельных начальников и расспрашивал о подробностях дела и о потерях. Полковой командир, представлявшийся под Браунау, докладывал князю, что, как только началось дело, он отступил из леса, собрал дроворубов и, пропустив их мимо себя, с двумя батальонами ударил в штыки и опрокинул французов. — Как я увидал, ваше сиятельство, что первый батальон расстроен, я стал на дороге и думаю: «Пропущу этих и встречу батальным огнем»; так и сделал. Полковому командиру так хотелось сделать это, так он жалел, что не успел этого сделать, что ему казалось, что все это точно было. Да, может быть, и в самом деле было? Разве можно было разобрать в этой путанице, что было и чего не было? т.1, ч2, гл.21 |
Комментарий |
|
|
Цитата | « Вдруг звук голосов из балагана поразил его таким задушевным тоном, что он невольно стал прислушиваться. — Нет, голубчик, — говорил приятный и как будто знакомый князю Андрею голос, — я говорю, что коли бы возможно было знать, что будет после смерти, тогда бы и смерти из нас никто не боялся. Так-то, голубчик! Другой, более молодой голос перебил его:— Да бойся, не бойся, все равно — не минуешь.» т.1, ч2, гл.16 | « — Смяли два каре, ваше сиятельство. На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная.» т.1, ч2, гл.21 |
Вывод: всё, что составляет сущность личности капитана Тушина, основано на его вере и христианском сознании. Поведение его определяют вещи, усвоенные в детстве, - жить по совести, так, чтобы не допустить греха. Поэтому всё, что принято в обществе, в среде карьеристов, ему противно, чуждо. Результат таков: именно Тушин будет выполнять правдиво свою работу, но получать награды будут другие. |
- Итоговая социализация.
Прослушивание мнений по группам. Фиксирование моментов сходства и различия в понимании образа героя, восприятия его в штабном обществе, военачальником как решение вопроса о карьере, положении в среде сослуживцев. (См. приложение 1)
- Итоговая рефлексия
Написание развернутого ответа (эссе) на тему «Как Л.Н. Толстой образом русского капитана Тушина крушит декорации светского общества?»
Комментарий к заданию: задание предполагает не столько анализ прочитанного, сколько понимание смысла тех проблемных пластов, которые поднимает автор романа, и их связей. Обучающиеся смогут сопоставить «истинное» (героизм, чистота души...героя) и «ложное» (жизнь светского общества, его законы, его нравственные ценности).
Приложение 1.
Составление кластера
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Какая у Вас улыбка?" (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир")
Конкурсный урок ("Педагог года"), технология Е.Н.Ильина...
Урок по теме "Идеал прекрасного в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Урок литературы в 10 классе...
Высший свет в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (10 класс)
Урок начинается с определения семьи как социальной ячейки. Дается краткая характеристика понимания Толстым семьи. Рассматриваются три семьи: Болконские, Ростовы, Курагины. Подробно анализируется семья...
Опорный конспект "Том 1. Знакомство с героями" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"). Часть 1
Опорный конспект поможет при подготовке к урокам по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"...
Опорный конспект "Том 1. Знакомство с героями" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"). Часть 2
Опорный конспект поможет при подготовке уроков по 1 тому романа Л.Н.Толстого "Война и мир"...
Методическая разработка по литературе. Урок – семинар « Мысль народная» и воля истории в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» 10 класс
В помощь учителям литературы при изучении романа "Война и мир"....
Конспект урока по литературе «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Конспект урока по литературе «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»...