Конспект урока литературы «Образ капитана Тушина в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»» (10 класс)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Андреева Вера Вячеславовна

Урок литературы в 10 классе, созданный в технологии педагогической мастерской по образу персонажа капитана Тушина в романе "Война и мир" Л.Н.Толстого. Материал урока может служить дополнением к вопросу "истинного" и "ложного" на страницах романа-эпопеи Толстого, позволяет углубленно анализировать текст произведения, выявляя авторский психологизм. Актуален для уроков патриотического воспитания по литературе.В основу анализа содержания урока берутся главы романа, где встречается данный герой (капитан Тушин), - том I, часть 2,  главы 15-21. На материале небольшого фрагмента произведения можно проследить исключительную ценность образа, его героическую роль, актуальность личностных качеств в наше время. Технология урока предполагает работу в творческих группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

«Образ капитана Тушина

в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»» (10 класс)

Тип урока: анализ художественного произведения

Форма урока: педагогическая мастерская.

Технологии,методы: проблемно-поисковый , проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, диалогический

Цели урока: 

Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли, оценивать поступки героев,  делать выводы; формировать представление о жизни и судьбе героя произведения на основе сопоставления событий сюжета; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;  развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Планируемые результаты:        

  • Личностные УУД: принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;
  • сформированность гражданской патриотической позиции в уважении к своему народу, к прошлому народа России в контексте изучения произведений русской литературы;
  • воспитание гордости за свое Отечество, ее героев и верности ему на примерах из литературы;

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности по предмету;

  • познавательные УУД:  владеть навыками учебно-исследовательской деятельности на основе литературного материала, выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
  • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
  • давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский;

  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Приемы: диалог,  комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, синквейн

Оборудование:

  • ПК , интерактивная доска, презентация.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний- индуктор
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Создание творческого продукта.
  5. Социализация. (Афиширование результатов, чтение примеров вслух)..
  6. Промежуточная рефлексия.  
  7. Обновление созданного (психологический комментарий).

8)Итоговая социализация.

9)Итоговая рефлексия. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

      10) Приложение.1.

  1. Организационный этап.

Сегодня на уроке мы будем говорить о героических личностях, о подвиге на войне, пытаться определиться с собственной позицией по этому вопросу, хотя бы потому, что Лев Николаевич Толстой на страницах своего романа, который мы изучаем,   обращается к этой теме  и видит в ней такую актуальную проблему, которая никогда не постареет. Я её вам назову, но ваша задача будет глубже: вы должны будете обнаружить больше, чем я назову, вы проникнете вглубь толстовской мысли с того пространства романа, где поднята эта проблема, и увидите больше...

          Каждый человек, становясь взрослым, ищет своё место в жизни. Так заведено – человек существо социальное. В наше время человек получает образование, выбирая профессию и занимается тем делом, в котором становится профессионалом. Об уровне его профессионализма мы судим по его поведению, результатам работы, по отношению к нему коллег. Нужно сказать, это универсальный подход в оценке личности. Вы спросите, какая связь между этими мыслями и нашей темой? Попробуйте сформулировать ее сами...

(опрос мнений) Пример суждения: на войне люди тоже продолжают делать свою работу, исполнять свой долг, то, как они исполняют его, что о них думают близкие, друзья, подчиненные, очень важно.

        

  1. Актуализация знаний.

Каким должен быть командир, военачальник? На страницах романа мы встречаем исторических деятелей, сыгравших в Отечественной войне 1812 года немаловажную роль. Их образы автор создавал, опираясь на архивные источники, мемуары современников...Александр I (главнокомандующий), фельдмаршал Кутузов , генерал Багратион и другие... И вдруг вымышленные герои – командиры: Тушин (капитан), Тимохин (капитан), Денисов (командующий полком)... Безусловно, Толстой не создавал эти образы, только представляя их в своем воображении как фантазии...За этими вымышленными персонажами жизненный опыт Толстого как офицера, прошедшего Севастопольские сражения, Кавказ...Скорее всего, Лев Николаевич, создавая эти образы, вспоминал или думал о тех, чьи конкретные черты характера, поведение, темперамент и жизненная позиция были ему знакомы. Но именно они на страницах романа-эпопеи настоящие герои. Герои, чьи прототипы были знакомы автору. Можно сказать, анализируя этих героев, мы соприкасаемся с настоящими русскими характерами, судьбами.

                

                Вы ознакомились с эпизодом подвига батареи капитана Тушина в томе I второй части. Эпизод    

               Шенграбенского сражения.  

              Вопросы для предварительной беседы

  1. Каким мы увидели капитана Тушина?
  1. Можно ли этого человека назвать сильной личностью?
  1. Что в поведении героя не соответствует его статусу «командира»?
  1. Могли бы ли вы, оказавшись при обстоятельствах капитана Тушина, вести себя так с солдатами?
  1. Когда говорят о простоте этого командира, что имеют в виду?
  1. Тем не менее Тушин – героическая личность. Докажите...
  1. Какие ситуации в поведении Тушина «не в пользу» капитану в глазах начальства?

  1. Постановка учебной задачи

Сейчас вы разобьетесь на группы и попробуете решить вопрос путем анализа текста произведения «Что мешает капитану Тушину быть признанным героем? Сам ли он виноват в этом? Нужна ли слава самому Тушину?

    Момент самоопределения учеников, в какую группу войти.

Группа 1. Мнение «Тушин – слабая личность, одарённая воинским талантом»

Группа 2. Мнение «Тушин – русский человек с христианским мировоззрением»

Группа 3. Мнение «Жизненные ценности капитана Тушина определяют его место в штабе»

Группа 4. Мнение «Тушин сам виноват в отношении к нему вышестоящего начальства»

Задание: каждая группа  .

формулирует свою позицию, основываясь на факты текста романа (поведение героя, отношения героя с окружающими, особенности психологизма автора в обрисовке образа (Тушин в естественном состоянии в той или иной ситуации); заполняет таблицу ответов со своей гипотезы и готовится представить на всеобщее обозрение.

  1. Создание творческого продукта 

Образец заполнения ответа группы

Группа №_

Утверждаемая информация:

Аргументы по тексту произведения

  1. Тезис-комментарий к цитате...

...

Группа №_2

Утверждаемая информация: «Тушин – русский человек с христианским мировоззрением»

Аргументы по тексту произведения

  1. Капитан Тушин – образец человека с христианским сознанием. Он с любовью, состраданием относится к любому человеку, даже незнакомому. Речь героя – доказательство этого («голубчик», «душа»). Слёзы в сцене благодарения князя Андрея появляются от того, что Тушин восхищается человеком, который захотел вступиться за него и оправдать перед лицом Багратиона. Для Тушина заступничество Болконского – пример достоинства и благородства.

«— До свидания, голубчик, — сказал Тушин, — милая душа! прощайте, голубчик, — сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза.»

  1. Отношение к раненому (незнакомому) человеку.

Капитан Тушин не различает людей по сословиям, не имеет социальных предрассудков. Для него любой человек достоин уважения, сострадания. Для него естественно ласковое обращение к человеку.


«— Что вы, ранены, голубчик? — сказал Тушин, подходя к орудию, на котором сидел Ростов.»

  1. Сострадание раненому Ростову.

Тушин способен не только добрым словом поддержать больного человека, ему необходимо участие в судьбе раненого солдата, офицера, если тот переживает боль, лишения.

«Он то закрывал глаза, то взглядывал на огонь, казавшийся ему горячо-красным, то на сутуловатую слабую фигурку Тушина, по-турецки сидевшего подле него. Большие добрые и умные глаза Тушина с сочувствием и состраданием устремлялись на него. Он видел, что Тушин всею душой хотел и ничем не мог помочь ему.»

  1. В поведении Тушина есть христианская черта – жертвенность.

Не открывая правды всей сложившейся ситуации, он принимает чужую вину на себя, а значит, и чужое наказание. Вместо награды за успех в Шенграбенском сражении он молча принимает гневную речь и укоры Багратиона.

«Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору.»

  1. Капитан Тушин бесстрастен, лишён тщеславия, гордости.

На страницах романа он появляется в своём обычном виде: он никогда не производит того впечатления, ради которого другие командиры стараются выслужиться. Он прост и скромен. В его поведении нет фальши, искусственности.

«В то же мгновение из балагана выскочил прежде всех маленький Тушин с закушенною набок трубочкой; доброе, умное лицо его было несколько бледно...»

5.Социализация. (Афиширование результатов)..

Приступим к афишированию работ группами. Итак, каждая из групп будет представлять свои доказательства того мнения о герое (капитане Тушине). Наша задача быть убедительными в донесении своей позиции.

(Идёт выступление представителей от групп).

  1. Промежуточная рефлексия.  

Мы выслушали выступления групп разных мнений о герое романа. Каким получился наш капитан Тушин? Звучали слова, характеризующие героя как простого офицера, наделенного воинским чутьём, как человека с христианским мировоззрением, как личность, лишённую качеств карьериста, но талантливую в своей профессиональной деятельности...Попробуем сопоставить информацию в форме синквейна от каждой группы, чтобы творчески сказать о том главном, что вы увидели в этом герое.

(СОСТАВЛЕНИЕ синквейнов – по образной характеристике героя)

Пример:

Капитан Тушин – христианская душа

Добрый, сочувствующий,

Любит, помогает, терпит

Видит в каждом человеке свет

Образец кротости и любви!

  1. Обновление созданного (психологический комментарий).

Всё, что сказано о капитане Тушине, есть доброе, чистое, идущее от сердца...На что, на какой жизненный опыт общения с такими людьми опирался Лев Николаевич Толстой, когда создавал своего Тушина, мы можем только предполагать...Несомненно одно – Толстой был знаком лично с подобными штабс-капитану людьми. Типаж этого образа – реальный образ русского офицера (пусть собирательный образ из нескольких прототипов), того, кем всегда куется победа, чей героизм в тени, но патриотизм «истинный», талант, русская душа налицо. Автор заставляет нас восхищаться этой настоящей красотой человека, этой правдой личности, из которой она соткана....Простота, душевность, естественность, и -  кроткость,  скромность. И героизм, храбрость, бесстрашие перед смертью...

Тушин – сын Отечества. Толстой не только хочет, чтобы мы о нём узнали, но и заставляет сбрасывать с себя стереотипы отношения к человеку. Можно сказать писатель обнажает все виды лицемерия, сопоставляя своего героя со штабными «героями», красивыми, напомаженными, чистенькими внешне и совсем другими внутри....

Задание: попробуем всё же углубиться в проблему: Тушин – непризнанный герой, человек, одаренный в своей сфере деятельности (командование батареей, ведение боя на вверенном участке поля битвы), но не оценённый по заслугам своим начальством.

Для обсуждения в группах предлагается вопрос

«Почему карьера капитана Тушина не может быть успешной и чья вина в этой ситуации?»

Своё мнение каждая группа составляет на основе занятой ранее позиции группы (возможно объединение /трансформация групп)

Итогом выступлений групп будет составление кластера.

Образцы заполнения таблиц ответов:

Группа 1. «Реально сложившиеся обстоятельства в судьбе капитана»

Факты восприятия личности капитана другими людьми

Отношение к капитану начальства (Багратион)

Комментарий

  1. Офицер не всегда подтянут, чист,....

Ему делают нарекания, кто-то привык стыдить Тушина ( за ним закрепилось отношение как к «отстающему, неудачнику, никчемному человеку, офицеру без чувства собственного достоинства.

  1. Как военачальник капитана Тушина Багратион должен реагировать на фактор «внешнего поведения» подчиненного и реакцию сослуживцев – она не в пользу Тушина.

Цитаты

« — Ведь нельзя же отлучаться так. Князь приказал, чтобы никого не было. Ну, вот вы, господин штабс-капитан, — обратился он к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одним чулках, встал перед вошедшим, улыбаясь не совсем естественно.» т.1, ч.2, гл.15

«На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из-за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и споткнулся на него. Несколько голосов засмеялись.» т.1, ч2, гл.21

Комментарий

  1. Внешнее поведение «не по уставу» - особенность Тушина.

Однако есть люди, способные снисходительно относиться к герою, с пониманием (ведь подобное поведение есть необходимость для Тушина адаптироваться к обстановке боевых действий)

2.Тушин не вызывает симпатии начальника своим «проигрышным» поведением

Цитата

«Князь Андрей невольно улыбнулся, взглянув на штабс-капитана Тушина. Молча и улыбаясь, Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб-офицера. — Солдаты говорят: разумшись ловчее, — сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо, желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон.

Но еще он не договорил, как почувствовал, что шутка его не принята и не вышла. Он смутился.»

  • «Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное.» 

т.1, ч.2, гл.15

«Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия.

 Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку.

Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею челюстью и едва проговорил:

— Не знаю... ваше сиятельство... людей не было, ваше сиятельство

т.1, ч2, гл.21

  1. Багратион придерживается позиции сдержанности в отношении Тушина, пока на разобрался в ситуации вины капитана. (Мудрость военаачльника)

«— Каким образом орудие оставлено? — спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова.»

т.1, ч2, гл.21

Вывод: в отношениях с сослуживцами (другими офицерами) Тушин прост и естествен (не пытается ухаживать за собой подобно штабным офицерам), за что получает нарекания, усмешки. Для большинства он слабое звено, что занижает истинную роль этого человека в общем деле. Такими, как Тушин, пользуются окружающие бездарности, получая незаслуженные награды. У штабс-капитана нет возможности карьерного роста (даже заслуженного поощрения) только потому, что для этого необходимо изменить себя (стать таким, как все). Тушин не способен к такому повороту судьбы. Поэтому большее, что ждёт героя в отношениях с начальством – снисхождение.

Образец 2

Группа 2. «Христианское сознание Тушина и его место в обществе»

Факты христианского поведения героя, его сущности

Поведение штабных офицеров – антипример  для Тушина

Комментарий

1.Простота, отсутствие лицемерия в своём поведении. Тушин таков, каков есть. В этом нет греха, и он об этом знает. В ином случае он пытался бы вести себя по-другому.

  1. Образец поведения полкового офицера (использование ситуации в сою пользу, лукавство и ложь начальнику (Багратиону)

Цитаты

Поведение с офицерами:

«Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб-офицера. — Солдаты говорят: разумшись ловчее, ...»

Поведение с солдатами:

«
Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку за это, как он говорил, и, рассыпая из нее огонь, выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов.— Круши, ребята! — приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты.В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому. (...) Лицо его все более и более оживлялось. (...) Солдаты, большею частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах.»

  • «Небольшой сутуловатый человек, офицер Тушин, спотыкнувшись на хобот, выбежал вперед, не замечая генерала и выглядывая из-под маленькой ручки.— Еще две линии прибавь, как раз так будет, — закричал он тоненьким голоском, которому он старался придать молодцеватость, не шедшую к его фигуре. — Второе, — пропищал он. — Круши, Медведев!» т.1, ч2, гл.17

«Князь Багратион благодарил отдельных начальников и расспрашивал о подробностях дела и о потерях. Полковой командир, представлявшийся под Браунау, докладывал князю, что, как только началось дело, он отступил из леса, собрал дроворубов и, пропустив их мимо себя, с двумя батальонами ударил в штыки и опрокинул французов.

— Как я увидал, ваше сиятельство, что первый батальон расстроен, я стал на дороге и думаю: «Пропущу этих и встречу батальным огнем»; так и сделал.

Полковому командиру так хотелось сделать это, так он жалел, что не успел этого сделать, что ему казалось, что все это точно было. Да, может быть, и в самом деле было? Разве можно было разобрать в этой путанице, что было и чего не было?

т.1, ч2, гл.21

Комментарий

  1. Сознание Тушина, его мировоззрение основано на православной вере, чувствуется убежденность взглядов человека богобоязненного.
  1. Образец поведения адъютанта (штабного офицера, карьериста) Жеркова, выслуживание перед Багратионом.

Цитата

« Вдруг звук голосов из балагана поразил его таким задушевным тоном, что он невольно стал прислушиваться.

— Нет, голубчик, — говорил приятный и как будто знакомый князю Андрею голос, — я говорю, что коли бы возможно было знать, что будет после смерти, тогда бы и смерти из нас никто не боялся. Так-то, голубчик! Другой, более молодой голос перебил его:— Да бойся, не бойся, все равно — не минуешь.»

т.1, ч2, гл.16

«
— Здесь-то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, — беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера.

 — Смяли два каре, ваше сиятельство.

На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная.» т.1, ч2, гл.21

Вывод: всё, что составляет сущность личности капитана Тушина, основано на его вере и христианском сознании. Поведение его определяют вещи, усвоенные в детстве, - жить по совести, так, чтобы не допустить греха. Поэтому всё, что принято в обществе, в среде карьеристов, ему противно, чуждо. Результат таков: именно Тушин будет выполнять правдиво свою работу, но получать награды будут другие.

  1. Итоговая социализация.

Прослушивание мнений по группам.  Фиксирование моментов сходства и различия в понимании образа героя, восприятия его в штабном обществе, военачальником как решение вопроса о карьере, положении в среде сослуживцев. (См. приложение 1)

  1. Итоговая рефлексия

Написание развернутого ответа (эссе) на тему «Как Л.Н. Толстой образом русского капитана Тушина крушит декорации светского общества?»

Комментарий к заданию: задание предполагает не столько анализ прочитанного, сколько понимание смысла тех проблемных пластов, которые поднимает автор романа, и их связей. Обучающиеся смогут сопоставить «истинное» (героизм, чистота души...героя) и «ложное» (жизнь светского общества, его законы, его нравственные ценности).

Приложение 1.

Составление кластера

        

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Какая у Вас улыбка?" (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир")

Конкурсный урок ("Педагог года"), технология Е.Н.Ильина...

Высший свет в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (10 класс)

Урок начинается с определения семьи как социальной ячейки. Дается краткая характеристика понимания Толстым семьи. Рассматриваются три семьи: Болконские, Ростовы, Курагины. Подробно анализируется семья...

Опорный конспект "Том 1. Знакомство с героями" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"). Часть 1

Опорный конспект поможет при подготовке к урокам по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"...

Опорный конспект "Том 1. Знакомство с героями" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"). Часть 2

Опорный конспект поможет при подготовке уроков по 1 тому романа Л.Н.Толстого "Война и мир"...

Конспект урока по литературе «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Конспект урока по литературе «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»...