Высший свет в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (10 класс)
материал по литературе (10 класс) на тему

Кузьмина Елена Васильевна

Урок начинается с определения семьи как социальной ячейки. Дается краткая характеристика понимания Толстым семьи. Рассматриваются три семьи: Болконские, Ростовы, Курагины. Подробно анализируется семья Василия Курагина как пример семьи высшего света, в которой нет будущего детей и родители по-своему несчастны. Почему? Вторая часть урока - это ролевая игра, в которой каждый член семьи дает обстоятельный ответ на вопросы знатоков. Далее делается вывод - характеристика каждого члена семьи. По мнению Л.Н. Толстого, именно семья Курагиных - семья, противоестественная по его понимаю семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyna_i_mir._otkr.urok_.docx47.77 КБ

Предварительный просмотр:


Тема:  Высший свет в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Цели:  1) Показать, что в центре романа- ироническое изображение высшего света, разоблачение карьеризма, лицемерия, эгоизма его представителей  2) Развивать логическое мышление учащихся

Оборудование:  Иллюстрации А.В. Николаева к роману «Война и мир» портрет Л.Н. Толстого, рисунки учащихся.

                                                                     Как часто пестрою толпою окружен,

                                                                     Когда  передо мной, как будто бы сквозь сон,…

                                                                     Мелькают образы бездушные людей,

                                                                     Приличьем стянутые маски.

                                                                                                               М.Ю. Лермонтов

                                                                      Как басня, так и жизнь ценится,

                                                                      Не за длину, но за содержание.

                                                                                                                          Сенека

                                                                 План.

1.Слово учителя:

Как жить? Этот вопрос всегда волнует людей. Этот вопрос волновал и Л.Н. Толстого с первых дневниковых записей и до последних его писем. В чем назначенье и смысл бытия человека? Поиски смысла жизни- это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Внутреннее перевоплощаясь в своих героев, он «пережил» много вариантов жизни. Открывал  жизнь как Пьер Безухов, Каратаев, Наташа Ростова. Открывал новый свет, и вновь пускался на поиски твердых жизненных позиций. Ему хотелось отвратить мир от зла, вражды, крови, обратить братьев - людей друг к другу лучшей стороной, научить их наслаждению взаимного доверия, мудрости, бескорыстия и любви. Поэтому его любимые герои, члены семей Ростовых и Болконских,  живут так, как хотелось бы Толстому. Они находятся в поисках своего жизненного идеала. Им  свойственны идейно - нравственные поиски.

Но Толстой понимал, что в обществе розные люди. Причину всех бед Толстой видел в том, что современный человек утратил твердую нравственную порцию и в жизни своего руководствуется ложными идеалами.

Сегодня попробуем взглянуть глазами Толстого на представителей высшего света в романе, семью Курагиных, и сделать свой нравственный выбор. ( Ведь задача Толстого «воспитать» читателя.)

Подумаем, а способны ли Курагины к внутреннему совершенствованию и духовному развитию? Если нет, то почему?

Ироническое изображение высшего света  через

- отношение героев  к родине и  народу,

- поиск смысла и цели  жизни;

- отношение к любви;

- к семье, детям;

2.Второй этап нашего урока- это «исследование» внутреннего мира представителей великосветского общества, на примере семьи  Курагиных.

Сегодня в клубе «Знатоки» присутствуют в качестве виноватых: семейство Курагиных: князь Василий, Княгиня, Элен, Анатоль.

Потерпевшие: Пьер  Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова, Мария Болконская.

Свидетели: Николай Ростов, Андрей Болконский, Мария Дмитриевна Ахросимова, Соня, Долохов, Анна Михайловна  Друбецкая, Борис  Друбецкой.

Каждый их знатоков задает вопросы одному из членов семьи, беседует с потерпевшими, свидетелями.

Задание: В течение урока экспертная группа готовит выводы - характеристики на представителей  высшего света, семью Курагиных.

1 знаток: Просим обвиняемых, потерпевших и свидетелей занять места. Начинается расследование дела о непристойных поступках, совершенных членами семьи Курагиных.

Князь Василий, с какой целью вы приехали на вечер к А.П. Шерер?

Князь Василий: Мы с ней большие друзья. Она прислала записку, что больна, и я приехал навестить её. Кроме того, А.П. Шерер близка к придворному кругу, и я через неё хотел узнать о Новосильцеве и о положении дел с Наполеоном.

1 знаток: Но до нас дошли сведения, что вы скорее интересовались тем, можно ли рассчитывать на место первого секретаря в Вену для сына Анатоля. Также вы интересовались богатыми невестами из знатных фамилий.

Князь Василий: Нет, это ложь. Я просто поинтересовался, кого рекомендовали на место посла, и узнал, что сама императрица хлопочет за барона Фрупке.

1 знаток: Почему вы так спешили жениться Анатоля?

Князь Василий: Этот Анатоль мне стоил 40 тысяч в год. Надо было поправить дела.

1 знаток: Князь Василий вы обвиняетесь в попытке похищения мозаикового портфеля, в котором находились предсмертное завещание Вельможи, Безухова и письмо к государю с просьбой об усыновлении Пьера.

Князь Владимир: Я отрицаю это обвинение. Как родственник, я постоянно находился у постели умирающего, но о похищении бумаг я не помышлял.

1 знаток: Свидетельница княгиня Друбецкая, вы находились в доме графа Безухова, когда умирал старик. Что вы можете сообщить нас о князе Василии?

М. Друбецкая: Князь Василий и княжны были взволнованы  тем, что граф может  усыновить Пьера, ведь в этом случае Пьер становится наследником. Мне пришлось буквально вступить в схватку за мозаиковый портфель со старшей княжной. Я решила никуда не отлучаться, пока завещание не будет вскрыто?

1 знаток: Пьер, вы видели это сцену?

Пьер: Я ничего толком не понимал. Только помню, что князь Василий меня поздравил.

1-й князь: Князь Василий, вы всегда предусмотрительный  и никогда не забывающий о своей репутации, почему решили бросить вексель в 30 тысяч княжне?

(чтобы никто не мог заподозрить из княжон о моей причастности к этому мозаик. Портфелю.)

1 знаток: Князь Василий, вы заранее обдумали план женитьбы Пьера на вашей дочери Элен после того, как он стал миллионером?

Кн. Василий: Помилуйте, что тут плохого? Молодые люди нравились друг другу.

1 знаток: Пьер, вы женились на Элен по любви?

Пьер: Я не могу сказать точно. Что-то гадкое было в том чувстве, которое она возбудила во мне…

Я только сейчас осознал: слова любви, которые я произнес, были фальшивые. Я и предложения сделать не успел, как вошли князь с женой и стали поздравлять нас.

1 знаток: Князь Василий, по словам Пьера выходит, что вы буквально охотились за ним, как хищный зверь, и втянули весь свой свет в эту охоту? Элен, вы не считаете, что поступили безнравственно, выходя замуж по расчету?

Элен: Меня прежде всего интересовали, положение и состояние моего будущего супруга,  а не красота и ум Пьера.

2 знаток: Пьер откуда вы узнали об измене вашей жены?( т. 2, ч. 1, гл. 5, стр.343)

Пьер:  В Москве княжна несколько раз мне об этом намекала, а в нынешнее утро получил анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что я плохо вижу сквозь свои очки и что связь Элен с Долоховым есть тайна только для одного него.

2 знаток: Вы поверили этому ?

Пьер: Невольно вспомнил все прошедшее своей жены и её отношения с Долоховым, я видел ясно что то, что сказано было в письме, могло быть правда, могло, по крайней мере, казаться правдой, ежели бы это касалось  не моей жены.

2 знаток: Элен, не кажется ли вам, что вы унижали мужа, приблизив к себе Долохова?

Элен: Что тут плохого, если красивый молодой человек оказывает внимание женщине. Какой женщине света это не льстит?

2 знаток: Пьер, вы обвиняете жену?

Пьер: После скандала и дуэли я обвинил во всем только себя. Обвинил себя за то, что связал себя с чуждым мне миром. У меня открылись глаза на высший свет, я увидел ложь, лицемерие, обман и вражду, вражду повсюду.

2 знаток: Пьер, а что вы испытывали к Долохову?

Пьер: Всякий раз, как мой взгляд нечаянно встречался с прекрасными наглыми глазами Долохова, я чувствовал что-то ужасное, безобразное поднималось в моей душе, я скорее отворачивался.

2 знаток: Долохов, Пьер помог вам деньгами, устроил в своем доме, а вы стали причиной семейного скандала и дуэли. Как вы объясните ваше поведение?

Долохов: Как я всех их ненавижу, этих богатых, знатных. Пьер некрасив, но у него есть деньги, и самая красивая женщина света- его жена. У Ростова красивая сестра, а моя сестра- горбунья, и эта божественная Соня влюблена в Николая Ростова. Почему им все, а мне- ничего?

2 знаток: Долохов, вы решили убить Пьера?

Долохов: Да, я вышел с твердым намерением убить Пьера.

Пьер: Да, я вспоминаю то выражение, которое принимало лицо Долохова, когда на него находили минуты жестокости, как те, в которые он связывал квартального с медведя и пускал его на воду, или когда он вызывал без всякой причины на дуэль человека, или убивал из пистолета лошадь ямщика. Это выражение часто бывало на лице Долохова.

2 знаток: Пьер, почему вы позволили Элен завладеть большей половиной вашего состояния?

Пьер: Я готов был отдать все, лишь бы не видеть эту гадкую женщину. Я признаюсь, что мог бы убить её в припадке бешенства, если бы она вовремя не вышла из комнаты.

2 знаток: Элен, вы чувствовали угрызения совести после размолвки с мужем?

Элен: За что? Меня все жалели, мне все сочувствовали что попался такой муж! Он похож на своего бывшего отца, графа Безухова.

2 знаток: Элен, чем вы занимались в Петербурге после разрыва с мужем?

Элен: Открыла свой салон.

2 знаток: К нам попало письмо, написанное  вами в августе 1812 года Пьеру. Как понимать его?

Элен: Как хотите . ( 2 кн., стр. 258) т.2, ч. 5, гл. 10, стр. 614.

2 знаток: Свидетельница Ахросимова, вы не сможете нам разъяснить поведение Элен?

М. Д. Ахросимова: При живом муже Элен собралась замуж. Веру сменила, перешла в католичество, чтобы брак стал недействительным.

2 знаток: Элен, а не кажется ли вам, что отречение от религии своего народа- это предательство?

Элен: Помилуйте, каждый человек свободен в вере.

2 знаток: Княгиня Курагина, нам известно, что вы постоянно мучились завистью к своей дочери. Когда предмет зависти был самый близкий вашему сердцу, вы не могли примириться с этой мыслью. Расскажите, что вы предприняли тогда?

Княгиня Курагина: Я посоветовалась с русским священником о том, в какой мере возможен развод и вступление в брак при живом муже. И священник сказал, что это невозможно. И, к моей радости, указал на евангельский текст, в котором ( священнику казалось) прямо отвергается возможность вступления в брак от живого мужа.

2 знаток: Пьер, вы читали письмо Элен?

Пьер: К счастью, я отсутствовал в доме.

2 знаток: Где вы находились?

Пьер: На Бородинском поле.

2 знаток: Элен, вы виноваты в том, что сводили брата с Наташей Ростовой.

Элен: Я не могу признать вину. Пусть они сами разбираются.

3 знаток: Анатоль Курагин, когда вы впервые увидели Наташу Ростову?

Анатоль: Впервые я увидел её в театре. Она была свежа, юна, привлекательна. Я пошел в ложу сестры, туда её пригласили.

3 знаток: Вы знали, что она помолвлена с князем А. Болконским?

Анатоль: Официально помолвка не была объявлена, но слухи были.

3 знаток: Вы решили похитить Наташу. Почему вы не открыто сделали предложение?

Анатоль: Я знал, что мне откажут. Разве я могу соперничать с Болконским?

3 знаток: Что вы хотели предпринять, похитив Ростову?

Анатоль: Может быть, уехал бы за границу. Я, право, не подумал.

3 знаток: Не кажется ли вам, что вы безответственно отнеслись к судьбе Наташи? Есть сведения, что вы были женаты.

Анатоль: Кто это может подтвердить?

Пьер: Да, Анатоль был обвенчан с полячкой во время кампании. 1805 г. Я не удивлюсь тому, что произошло. Ведь Анатоль- брат Элен, а где они- там ложь, пошлость, разврат.

3 знаток: Свидетель Друбецкой,  есть сведения, что благодаря близости с Элен вы быстро сделали карьеру.

Друбецкой: Я не отрицаю, Элен - мой друг. Многие в свете делают карьеру с помощью влиятельных дам.

Наташа Ростова, вы отказали князю Болконскому, причинили боль родителям. Как это случилось? Вы разлюбили Андрея?

Наташа Ростова: Анатоль мне показался честным, добрым человеком. К тому же в то же время мне было так тяжело. Меня холодно приняли в доме Болконских, оскорбил отец Андрея. Не с кем было даже посоветоваться, маман не было с нами. А Элен так была очаровательна и так настойчив был Анатоль.

3 знаток: Графиня Ахросимова! Ростовы жили у вас. Вы замечали изменения в поведении Наташи?

М.Д Ахросимова: С Элен Безуховой я не водилась и Наташе не советовала бывать у неё часто. Я чувствовала, что связь с Элен к добру не приведет.

3 знаток: Соня, вы первая, что узнал о готовящемся побеге. Что побудило вас сообщить Марье Дмитриевне об этом?

Соня: Я многим обязана Ростовым. Я прочитала записку и ужаснулась. Я знала, что Наташа способна на все.

3 знаток: Наташа, что побудило вас принять яд?

Наташа: Когда Пьер сообщил мне, что  Анатоль женат, я решила умереть. Я тогда осознала, какую боль причинила Андрею, как поступила с семь

3 знаток: Пьер, вы осудили Наташу?

Пьер: Сначала я подумал, что Наташа такая же, как и моя жена. Но когда мы встретились  с ней, меня поразило ее горе, ее страдания. Она не думала о себе, страдала  потому, что причинила  боль Андрею. Я решил помочь ей.

3.Слово экспертной группе:

1 эксперт. Князь Василий Курагин

В глазах светского общества князь Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком, но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений. Князь Василий " знал, что влияние в свете - капитал, который надо беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко употреблял это влияние". Но, вместе с тем, он иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему, что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу". Сущность его двулична.

Поскольку кончина графа была неминуема, в первую очередь родственников волновало завещание. Князь Василий убедил старшую из трех княжон, племянниц графа, живших у него в доме, обратиться к умирающему с просьбой о пересмотре завещания. Князь предполагал, что граф написал письмо государю с просьбой признать Пьера законным сыном. Это обстоятельство дало бы право Пьеру владеть всем огромным состоянием единолично, что было крайне невыгодно для князя.

Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя выражаются они скорее в стремлении "пристроить" своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей.  

 Князь вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом  свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской, узнав, что княжна богатая наследница, он говорит: "она хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно непрерывное увеселение.

Впитали в себя все низменные, порочные черты князя Василия и его дети.

2 эксперт. Элен Курагина

Элен - воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся" улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную, бездушную статую. Элен олицетворяет безнравственность и порочность. Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает в брак только ради своего собственного обогащения.

Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я не такая дура, чтобы иметь детей" - признается она. Еще, будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством своей личной жизни.

Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела, эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть ли не уважение.

Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и ели простую еду"), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к примирению".

Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы стала явной, Элен уехала за границу. В ожидании ответа от Пьера, Элен праздно проводила время. Она по-прежнему блистала в свете, принимала ухаживания молодых людей, не смотря на то, что уже собиралась выйти замуж за одного из влиятельнейших вельмож, но, к несчастью, старика.

В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое следствие ее собственных интриг. "Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".

.3 эксперт.  Ипполит Курагин.

Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.

На приеме у Шерер он предстает нам "в темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его не смущала.

Глупость его проявлялась, в том, что он иногда говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой темы.

Приведем пример из романа. "Князь Ипполит, долго смотревший в лорнет на виконта, вдруг повернулся всем телом к маленькой княгине и, попросив у нее иголку, стал показывать ей, рисую иголкой на столе герб Канде. Он растолковывал ей этот герб с таким, значительным видом, как будто княгиня просила его об этом".

Благодаря отцу Ипполит делает карьеру и во время войны с Наполеоном становится секретарем посольства. В обществе офицеров находящихся на службе в посольстве, он считается шутом.

Несмотря на странности характера, князь Ипполит имел успех у женщин и был дамским угодником. Так в конце вечера в гостиной Шерер, Ипполит, как бы невинно ухаживая за маленькой княгиней, женой Болконского, вызывает ревность князя. Виконт, сидя в карете с Ипполитом, замечает:" А знаете ли, вы ужасны со своим невинным видом. Я жалею бедного мужа, этого офицерика, который корчит из себя владетельную особу". На что Ипполит, фыркнув, сквозь смех отвечает: "А вы говорили, что русские дамы не стоят французских. Надо только взяться".

Характер Ипполита может служить живым примером того, что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать душевную пустоту.

Князь Василий называет Ипполита "покойным дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся". Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата Анатоля.

4 эксперт. Анатоль Курагин.

 Анатоль Курагин, по мнению Толстого, "простой и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него.  

 Характеристика Анатоля у автора такова: "Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка".

Анатоль целиком свободен от соображения ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный, животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать, что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни других людей, как посмотрят другие. Такая полная свобода дана Анатолю его бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом, Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и весело.

Женитьба на "богатой уродливой наследнице" - Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. "А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает" - думал Анатоль.

Одной из черт характера Анатоля была медлительность и отсутствие красноречия в разговорах, но зато у него была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность. "Анатоль молчал, покачивал ногой, весело наблюдая прическу княжны. Видно было, что он так спокойно мог молчать очень долго. Кроме того, в обращении с женщинами у Анотоля была та манера, которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже любовь, - манера презрительного сознания собственного превосходства".

Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоела беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того, он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам".

Анатоля вовсе не интересовала княжна как человек, ему было нужно ее богатое приданное. Старый князь Болконский сказал по этому поводу княжне: Этот болван о тебе и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у тебя гордости!"

В Петербурге Анатоль вел жизнь разгульного повесы. В его доме собиралось игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка. Он сбивает с пути добродушного, доверчивого Пьера своей наигранной простотой. Пьер думает о нем с завистью: вот настоящий мудрец, ему, Пьеру, далеко до такой свободы.

  Негативную роль сыграл Анатоль и в судьбе Наташи Ростовой. Его низменное, порочное желание сиюминутно иметь то, что хочется, не считаясь с интересами других, привело к разрыву Наташи с князем Андреем, принесло душевные страдания семьям Ростовых и Болконских.

.

4.Вывод учителя: Жизнь семьи Курагиных лишена  искренности, человеческого тепла, естественности. Почему? Мир их мыслей и чувств крайне беден, ничего не ищут кроме своего благополучия, они показаны вне развития. Мы не видим внутреннего  совершенствования  и духовного развития. Поэтому каков их удел в романе? Элен скоропостижно скончалась, Анатолю ампутировали  ногу после ранения, и он несчастный, горько плачет. Несчастны  дети – несчастны и родители.

-Ребята,  а какой урок мы можем извлечь из горького опыта семьи Курагиных? ( Богатство не может заменить  доброты, порядочности, доброты, честности…)

Толстой считает, что спасение человека  должно начинаться  изнутри, с души. Люди  научились заглушать врождённый голос совести, но он никогда не замолкнет совсем, поэтому есть возможность  изменить свою жизнь, привести его в согласие с совестью.

На фоне масштабного, эпического повествования Толстому удается проникнуть в глубины человеческой души, показать читателю развитие внутреннего мира героев, путь их нравственного совершенствования или процесс морального опустошения, как в случае с семьей Курагиных. Все это позволяет писателю раскрыть свои этические принципы, увлечь за собой читателя на путь собственного самосовершенствования. «Настоящее произведение искусства делает то, что в сознании воспринимающего уничтожается разделение между ним и художником, и не только между ним и художником, но и между ним и всеми людьми».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе по теме: "История создания, жанр и проблематика романа Л.Н.Толстого"

Презентация предназначена в помощь учителю для проведения первого урока литературы по изучению романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе....

«ВЫСШИЙ СВЕТ» В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР». АНАЛИЗ СЦЕН ИЗ I ТОМА , I ЧАСТИ.

«Высший свет» в романе Л. Н. Толстого«Война и мир». Анализ сцен из I тома , I части....

Тест по роману Л. Н. Толстого "Война и мир", 10 класс

Тест по роману Л. Н. Толстого "Война и мир", 10 класс...

Тест по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" (10 класс)

Тест проверяет знание текста романа и понимание его проблематики....

Конспект урока литературы «Образ капитана Тушина в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»» (10 класс)

Урок литературы в 10 классе, созданный в технологии педагогической мастерской по образу персонажа капитана Тушина в романе "Война и мир" Л.Н.Толстого. Материал урока может служить дополнение...