Урок литературы в 5 классе. М.Ю. Лермонотов . "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Данный урок литературы по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" ориентирован на обучающихся 5 класса.
Цель: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.yu_.lermontov_borodino.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе.
Тема. М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.
Цель: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знают содержание прочитанного произведения;
- умеют воспринимать и анализировать текст: определяют жанр литературного произведения, формулируют тему, идею, проблематику произведения, дают характеристику герою.
Метапредметные:
- принимают и сохраняют учебную задачу;
- планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану;
- выполняют учебно-познавательные действия;
- осуществляют анализ, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
- строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом учебно-познавательных задач.
Личностные:
- осознают себя гражданином своего Отечества,
- проявляют интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.
Оборудование: учебники под ред. Коровиной В.Я., тетради, портрет
М.Ю. Лермонтова, иллюстрации, презентация.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Мотивация к учебной деятельности. Вступительное слово учителя о событиях 1812 г.
Определение темы, цели урока обучающимися.
Слайд №1.
3.Актуализация опорных знаний.
Выступление обучающихся с сообщениями о Бородинском сражении.
Слайды №№ 2,3.
Примерное содержание ответов.
Отечественная война 1812 г. — одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г. французским императором Наполеоном Бонапартом (Наполеон I — 1769—1821 гг.), уроженцем Корсики.
Это был решительный, строгий военачальник, вел победоносные захватнические войны. В результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию французской республики, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Армия Наполеона составляла 610 тысяч человек. (Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек.)
Наполеоновской армии не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только армия, но и весь народ России.
Русская армия в боях терпела поражения. Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов применил тактику изматывающих боев. Именно это позволило завлечь французскую армию в глубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.
Решающее сражение было дано на поле около села Бородина, что в Можайском районе Московской области. Потери у французов — 30 тысяч человек, у русских — 44 тысячи человек. Это сражение вошло в историю под названием «Бородинское». Оно было проиграно.
Москва была оставлена русскими. Наполеон несколько часов ждал ключи от покоренной столицы, которые так и не были ему вручены.
Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Французы стали отступать. Наполеон бежал. Война была выиграна, закончилась она в 1814 г. в Париже.
4. Открытие новых знаний. Работа по теме урока.
Беседа о жизни и творчестве поэта с последующим чтением статьи в учебнике. Слайд №4. (учебник, с. 150).
Двадцатипятилетней годовщине Бородинской битвы посвятил свое стихотворение Михаил Юрьевич Лермонтов — самый загадочный поэт ХIХ столетия, гений русской литературы, талантливый художник, скульптор, шахматист, спортсмен, математик, способный музыкант.
Жизнь этого человека коротка и трагична, вместе с тем полна интересными событиями, творческими успехами. Богатое литературное наследие писателя благодарный читатель — народ — сохранил до наших дней.
Чтение стихотворения учителем (учебник, с. 151-154). Слайд №5.
Ответы на вопросы и выполнение заданий 1-7 в учебнике «Размышление о прочитанном», с. 155.
Работа по слайдам №5 и №6 и7.
Словарная работа. Слайд №8.
Объяснение терминов: редут, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, уланы, драгуны — дано в сносках учебника.
Недаром — не без причины, не случайно.
Нынешнее племя — современники.
Доля — судьба.
Досадно — жаль, обидно.
Ворчали Старики — выражали недовольство (служба в армии длилась 25 лет).
Чужие изорвать мундиры — уничтожить врага в штыковой атаке.
Ушка на макушке — повышенное внимание.
Ликовать — выражать восторг.
Лихость — удаль.
Поведать — рассказать.
Постоять головою — отдать жизнь в бою.
Поле грозной сечи — поле боя.
Физкультминутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Беседа по произведению.
Вопросы и задания:
1. Подумайте, почему поэт назвал свое произведение «Бородино».
2. Сформулируйте главную мысль стихотворения. (Безмерная любовь русского народа к родной земле, его беззаветная преданность, желание защитить страну от ненавистных иноземцев — вот главная мысль произведения.)
3. Кто начинает диалог о событиях 1812 г.?
4. Каким вы увидели человека, ведущего повествование о Бородинском сражении?
5. Почему рассказывать должен именно бывалый, старый солдат?
6. Опишите картины, поразившие вас.
7. Чем возмущены, опечалены, а затем горды простые солдаты?
8. Почувствовали вы пафос (приподнятость) стихотворения? В чем?
В первой строфе стихотворения читатель становится невольным свидетелем душевной беседы молодого солдата и ветерана Бородинского сражения. Со второй строфы диалог переходит в монолог-рассказ старого воина.
Рассказывая, он мысленно переносится в прошлое, заново переживает давно минувшие события; его вновь охватывают чувства, пережитые много лет назад: стыд и досада за отступление, неумолимое желание дать отпор врагу, не позволить захватчикам топтать родную землю, отомстить за гибель товарищей.
Д. Е. Максимов сказал о героях произведения: «Рассказчик в стихотворении «Бородино» — старый солдат и дядя и вместе с тем русский народ, а мысль народа заключает в себе неизмеримо больше того, что заключено в мыслях каждого из его рядовых представителей». Отсюда вывод: в этом произведении воедино слиты голос самого поэта, голос ветерана, голос народа.
Чтение стихотворения обучающимися.
Учитель подсказывает учащимся нужную интонацию при чтении текста.
Во время чтения учитель проектирует на экран иллюстрации с комментариями. Слайды №№ 9-30.
5. Рефлексия.
На этом уроке я понял (а)…
Удивительным для меня было, что…
6. Итог урока.
Самооценивание, взаимооценивание.
7. Домашнее задание:
Выучить отрывок из стихотворения наизусть; подготовить рассказ о
М. Ю. Лермонтове. Иллюстрации (по желанию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5 класс)
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использован...
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. (Урок литературы в 5 классе).
Данная тема является программной в курсе литературы 5 класса. Предлагается подробный конспект урока, который дополняется дидактическим материалом. Интересным видом работы на уроке является заполнение ...
Конспект урока по литературе ФГОС "М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения «Бородино»".
Конспект урока по литературе в 5 классе ФГОС...
Презентация "М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения "Бородино".
Презентация к уроку литературы по теме "М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения "Бородино"....
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.
Конспект урока литературы в 5 классе по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино". Историчекая основа и патриотический пафос стихотворения"....
Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Ход урока.I. Организационный момент.Мотивация учебной деятельности.Ребята, как вы считаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?-А что, по-вашему, может являться предметом гордост...
Презентация к уроку литературы в 5 классе "М.Ю. Лермонотов. "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.
Цель: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчи...