КИМ по литературе 6 кл.
тест по литературе

Стартовая контрольная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolno-_izmeritelnye_materialy_po_literature_6_klass.docx60.7 КБ

Предварительный просмотр:

Стартовая контрольная работа по литературе для 6 класса

Фамилия, имя ______________________________________ Класс __________   Вариант I

Часть А. Выбери 1 правильный ответ.    

А. 1 Из какого произведения взяты следующие строки:
«Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы»?                                                                                                          
1. «Железная дорога» (Н. А. Некрасов)  
2. «Узник» (А. С. Пушкин)
3. «Бородино» (М. Ю. Лермонтов)
4. «Волк на псарне» (И. А. Крылов)

А. 2 Определите композиционную часть из повести «Муму»: «И живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырёх по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен».
1. экспозиция      2. кульминация         3. эпилог              4. завязка

А. 3  Басня И. А. Крылова «Волк на псарне» - это отклик на события
1. Отечественной войны 1812 года (войны с Наполеоном)
2. Великой Отечественной войны
3. Гражданской войны

4.Первой Мировой войны

А. 4 Какое средство художественной изобразительности использовано в следующем отрывке: «Неохотно и несмело солнце смотрит на поля,        
Чу, за тучей прогремело, принахмурилась земля».

1.Эпитет        2. Метафора            3.Олицетворение        4.Сравнение                                                               

А. 5. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.                                                           «Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили».                                                                           

1) Саша Чёрный «Кавказский пленник»    

2) Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»      

3) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»  

4) В.Г. Короленко «В дурном обществе»

А. 6  Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»                                                                                                                                   1) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»                  2) Д. Дефо «Робинзон Крузо»              

3) Н.А. Некрасов «На Волге»                                4)Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»                                                                                                              

Часть В. Запишите на строке под вопросом ответ

В. 1 Из данных стихотворных строк выпишите эпитеты:
             Тучки небесные, вечные странники!
             Степью лазурною, цепью жемчужною
             Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
             С милого севера в сторону южную.

Ответ _______________________________________________________________

В. 2 Выпишите  сравнение из  отрывка: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она».

Ответ _______________________________________________________________

В. 3 Допишите фамилии писателей

Александр Сергеевич ______________________.

Николай Васильевич _______________________.

Иван Андреевич ___________________________.

Василий Андреевич ________________________.

Андрей Платонович ________________________.

Михаил Юрьевич __________________________.

Часть С.  Напишите сочинение-рассуждение (6 – 8 предложений) по предложенному  заданию

С. 1 Объясните смысл названия рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

                                        Стартовая контрольная работа по литературе для 6 класса

Фамилия, имя ______________________________________ Класс ____________ Вариант II

Часть А. Выбери 1 правильный ответ.                                                                                            

 А. 1 Кто из героев повести «Муму» И. С. Тургенева «одарённый необычайной силой … работал за четверых»?
1. Капитон        2. Герасим       3. Калиныч      4. Рассказчик

А. 2 «Жили – были старик да старуха…» - это
1. Присказка     2. Зачин           3. Эпитет        4. концовка

А. 3 Жилин – герой произведения
1. «Бежин луг» (И. С. Тургенев)
2. «Барышня – крестьянка» (А. С. Пушкин)
3. «Дубровский» (А. С. Пушкин)
4. «Кавказский пленник « (Л. Н. Толстой)

А. 4 Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» посвящено
1. Отечественной войне 1812 года (войне с Наполеоном)
2. Великой Отечественной войне
3. Гражданской войне    

4. Первой Мировой войне

А. 5 Какое средство художественной изобразительности использовано в следующем отрывке: «Славная осень! Здоровый, ядреный /Воздух усталые силы бодрит…»

1. Эпитет

2. Аллегория

3.Олицетворение

4.Сравнение

А. 6 Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»                                                                              1. П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»                                                                                                       2. Н.В. Гоголь «Заколдованное место»                                                                                                                3. Д. Дефо «Робинзон Крузо»                                                                                                                    4.В.П. Астафьев «Васюткино озеро»                  

А. 7 Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».                                                                                                                                                           1. Г.К. Андерсен «Снежная королева»                                                                                                           2. П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»                                                                                                       3. В.Г. Короленко «В дурном обществе»                                                                                                                                                                                 4. А.П. Чехов «Хирургия»

Часть В. Запишите на строке под вопросом ответ

В. 1 Выпишите  эпитеты из  отрывка: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она»

Ответ _______________________________________________________________

В. 2 Из данных стихотворных строк выпишите олицетворение:
             Тучки небесные, вечные странники!
             Степью лазурною, цепью жемчужною
             Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
             С милого севера в сторону южную.

Ответ _______________________________________________________________

В. 3. По датам жизни определите писателя. Укажите соответствие.

  1. 1769 – 1844                                                    А) А.С.Пушкин
  2. 1814 – 1841                                                    Б) Н.В.Гоголь
  3. 1818 – 1883                                                    В) И.С.Тургенев

       4)   1809 – 1852                                                   Г) М.Ю.Лермонтов                                                                              5)   1799 -1837                                                           Д) И.А.Крылов                                                               6)   1828 – 1910                                                          Е) Л.Н.Толстой                                                                                    

Часть С.  Напишите сочинение-рассуждение (6 – 8 предложений) по предложенному вопросу                                                                                                              С. 1 Объясните, почему Васютке удалось выжить в тайге (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правильные ответы

Вариант I

Часть А. Выбери 1 правильный ответ.                                                                                                           А. 1 Из какого произведения взяты следующие строки:
«Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы»?                                                                                                          
1. «Железная дорога» (Н. А. Некрасов)  
2. «Узник» (А. С. Пушкин)
3. «Бородино» (М. Ю. Лермонтов)
4. «Волк на псарне» (И. А. Крылов)

А. 2 Определите композиционную часть из повести «Муму»: «И живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырёх по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен».
1. экспозиция      2. кульминация        
 3. эпилог              4. завязка

А.3 Басня И. А. Крылова «Волк на псарне» - это отклик на события
1. Отечественной войны 1812 года (войны с Наполеоном)
2. Великой Отечественной войны
3. Гражданской войны                                                                                                                              4.Первой Мировой войны

А. 4 Какое средство художественной изобразительности использовано в следующем отрывке: «Неохотно и несмело солнце смотрит на поля,        
Чу, за тучей прогремело, принахмурилась земля».

1.Эпитет        2. Метафора            3.Олицетворение        4.Сравнение                                                               

А. 5 Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.                                                           «Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили».                                                                                                                                                                    1. Саша Чёрный «Кавказский пленник»                                                                                                             2. Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»                                                                                                                     3. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»                                                                                                          4. В.Г. Короленко «В дурном обществе»

А. 6  Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»                                                                                                                                   1.В.П. Астафьев «Васюткино озеро»                   2. Д. Дефо «Робинзон Крузо»                                            3. Н.А. Некрасов «На Волге»                                4.Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»                                                                                                              

Часть В. Запишите на строке под вопросом ответ

В. 1 Из данных стихотворных строк выпишите эпитеты:
             Тучки небесные, вечные странники!
             Степью лазурною, цепью жемчужною
             Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
             С милого севера в сторону южную.

Ответ: вечные, лазурною,  жемчужною, милого

В. 2 Выпишите  сравнение из отрывка: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она».

Ответ: как ризой 

В. 3 Допишите фамилии писателей

Александр Сергеевич  Пушкин.

Николай Васильевич  Гоголь.

Иван Андреевич Крылов.

Василий Андреевич  Жуковский.

Андрей Платонович  Платонов.

Михаил Юрьевич  Лермонтов.

Часть С.  Напишите сочинение-рассуждение (6 – 8 предложений) по предложенному  заданию

С. 1 Объясните смысл названия произведения Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

Правильные ответы

Вариант II

Часть А. Выбери 1 правильный ответ.                                                                                                    А. 1 Кто из героев повести «Муму» И. С. Тургенева «одарённый необычайной силой … работал за четверых»?
1. Капитон        
2. Герасим       3. Калиныч      4. Рассказчик

А. 2 «Жили – были старик да старуха…» - это
1. Присказка    
2. Зачин           3. Эпитет        4. концовка

А. 3 Жилин – герой произведения
1. «Бежин луг» (И. С. Тургенев)
2. «Барышня – крестьянка» (А. С. Пушкин)
3. «Дубровский» (А. С. Пушкин)
4. «Кавказский пленник « (Л. Н. Толстой) 

А. 4 Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» посвящено
1. Отечественной войне 1812 года (войне с Наполеоном)
2. Великой Отечественной войне
3. Гражданской войне                                                                                                                                     4. Первой Мировой войне

А. 5 Какое средство художественной изобразительности использовано в следующем отрывке: «Славная осень! Здоровый, ядреный /Воздух усталые силы бодрит…»

1. Эпитет

2. Аллегория

3.Олицетворение

4.Сравнение

А. 6 Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»                                                                              1. П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»                                                                                                       2. Н.В. Гоголь «Заколдованное место»                                                                                                       3. Д. Дефо «Робинзон Крузо»                                                                                                                   4.В.П. Астафьев «Васюткино озеро»                  

А. 7 Определите, из какого произведения взят данный фрагмент: «Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».                                                                                                                                                           1. Г.К. Андерсен «Снежная королева»                                                                                                         2. П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»                                                                                                          3. В.Г. Короленко «В дурном обществе»                                                                                                                                                                                 4. А.П. Чехов «Хирургия»

Часть В. Запишите на строке под вопросом ответ

В. 1 Выпишите  эпитеты из  отрывка: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она»

Ответ: одиноко, диком, голой

В. 2 Из данных стихотворных строк выпишите олицетворение:
             Тучки небесные, вечные странники!
             Степью лазурною, цепью жемчужною
             Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
             С милого севера в сторону южную.

Ответ: мчитесь

В. 3. По датам жизни определите писателя. Укажите соответствие по типу А1.

  1. 1769 – 1844     -    Д) И.А.Крылов                                                              
  2. 1814 – 1841     -    Г) М.Ю.Лермонтов                                                            
  3. 1818 – 1883     -    В) И.С.Тургенев

     4)   1809 – 1852       -    Б) Н.В.Гоголь                                                                                                            5)   1799 -1837                -    А) А.С.Пушкин                                                                                                6)   1828 – 1910               -   Е) Л.Н.Толстой                                                                                    

Часть С.  Напишите сочинение-рассуждение (6 – 8 предложений) по предложенному вопросу                                                                                                              С. 1 Объясните, почему Васютке удалось выжить в тайге (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа по творчеству Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова

Вариант 1

  1. Установите соответствия:
  1. А. А. Фет

А. «Бежин луг»

  1. Н. А. Некрасов

Б.  «Листья»

  1. Ф. И. Тютчев

В.  «Ещё майская ночь»

  1. И. С. Тургенев

Г. «Железная дорога»

  1. Определите автора произведения:
  1. А. А. Фет; 2. Ф. И. Тютчев; 3.Н. А. Некрасов.

А) Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

                                                                    Б) Ель рукавом мне тропинку завесила.

        Ветер. В лесу одному

     Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

        Я ничего не пойму.

В) Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит…

  1. Ответьте на вопросы:
  1. О каком  писателе идёт речь?

 По отцу принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать – богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. Мальчик рано замечал, что всё вокруг подчинено произволу и капризам хозяйки имения. Осознание этого омрачало любовь к Спасскому и его природе.

  1. В каком произведении И. С. Тургенев выступил против крепостного права?
  2. В каком имении родился Ф. И. Тютчев?
  3. Какие детские впечатления отразились на творчестве Н. А. Некрасова?
  1. Напишите развёрнутый ответ на вопрос: «В стихотворении Н. А. Некрасова  «Железная дорога» нарисована картина далёкого прошлого. Над чем вы  задумались, прочитав произведение?»

Контрольная работа по творчеству Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова

Вариант 2

  1. Установите соответствия:
  1. Н. А. Некрасов

А. «Муму»

  1. Ф. И. Тютчев

Б. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

  1. А. А. Фет

В. «Железная дорога»

  1. И. С. Тургенев

Г.  «С поляны коршун поднялся…»

 

  1.   Определите автора произведения:
  1. Ф. И. Тютчев; 2. А. А. Фет; 3. Н. А. Некрасов.

А) Учись у них – у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слёзы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Б) Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной.

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мёрзли и мокли, болели цингой.

В) Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят.

Их тощая зелень,

Как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

  1. Ответьте на вопросы:
  1. О каком  поэте идёт речь?

Не желая учиться в Дворянском полку, остался без денежного содержания отца. Оказался в тяжёлой нужде, жил случайными заработками. Был допущен к посещению лекций в Петербургский университет вольнослушателем. Много и упорно трудился.

  1. В каком имении прошло детство И. С. Тургенева?
  2. Назовите имя известного поэта 19 века, учителя Ф. И. Тютчева, подарившего своему воспитаннику рояль.
  3. Какие детские впечатления отразились на творчестве И. С. Тургенева?

  1. Напишите развёрнутый ответ на вопрос: «В рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» нарисована картина далёкого прошлого. Над чем вы  задумались, прочитав произведение?»

 

Контрольная работа по литературе 19 века.

I вариант

1. Раскрыть лексическое значение литературоведческих терминов:

олицетворение - ______________________________________________________

эпитет - _____________________________________________________________

2. Соотнесите автора и название произведения:

А.С.Пушкин                                                 «Левша»

Н.А.Некрасов                                        «Три пальмы»

Н.С.Лесков                                                «Железная дорога»

М.Ю.Лермонтов                                         «Барышня-крестьянка»

 3. По данным отрывкам определить героя произведения, само произведение и

его автора.

1) «И пали без жизни питомцы столетий! // Одежду их сорвали малые дети, //

Изрублены были тела их потом, // И медленно жгли их до утра огнём…»

Ответ: ____________________________________________________________

2) «…Одиноко / Он стоит, задумался глубоко, // И тихонько плачет он в пустыне.»

Ответ: ____________________________________________________________

3) «У второго мальчика, …, волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые,

скулы широкие лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова

огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее.»

Ответ: ____________________________________________________________

4. Назвать изобразительные средства, которые используются в данных

строчках :

А)нивы бесплодные                                              сравнение

Б) звёзды…тепло и кротко в душу смотрят       эпитет

В) их тощая зелень, как иглы ежа…                    олицетворение

5. Стихотворение «Три пальмы» по жанру является

А) поэма В) рассказ

Б) баллада Г) притча

6. Назовите автора и произведение:

Несколько лет  тому назад в одном из своих поместий жил старинный русской барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки  подобострастия как надлежащую дань; дом его  всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя  шумные, а иногда и буйные  его  увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения, или в известные  дни не являться с должным почтением в село Покровское. В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного.

7. Факты чьей биографии представлены в отрывке:

Родился в семье офицера, воспитывался бабушкой. После домашнего образования началась учеба в университетском пансионе Москвы. Там были написаны первые стихотворения. Затем проходило обучение в Московском университете, школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга. Начал служить в Гусарском полку, Царском селе. За произведение «Смерть поэта», был арестован, отправлен в ссылку. По пути на Кавказ на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова «Бородино» к годовщине сражения.

8. Кому посвящены первые строки стихотворения А.С.Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!...».

А) Дельвигу. Б) КюхельбекеруВ) Пущину. Г) Лермонтову

9. Назовите стихотворный размер. Двусложный размер с ударением на первом слоге

А) дактиль; Б) хорей; В) ямб; Г) амфибрахий.

10. Определите вид изобразительно-выразительного средства: «Степью лазурною, цепью жемчужною…»

А) метафора; Б) эпитет; В) сравнение; Г) олицетворение.

11. Как называется сборник, куда вошел рассказ «Бежин луг», И.С. Тургенева?

А) «Записки путешественника» Б) «Записки рыбака»

В) «Записки охотника» Г) «Записки Тургенева»

12.Действие в рассказе происходит

А) утром В) вечером

Б) днём   Г) ночью

13. Кто из ребят поехал в ночное ради забавы?

А) Павлуша В) Федя

Б) Илюша    Г) Костя

14. Кто из ребят особенно понравился автору?

А) Илюша   В) Костя

Б) Павлуша Г) Ваня

15. Что заставило Дубровского отказаться от мести Троекурову?

А) страх перед Троекуровом.

Б) уважение к богатому соседу.

В) любовь к Марье Кирилловне.

Г) Троекуров попросил прощение.

16. Определите жанр произведения:

А) И.А. Крылов «Осёл и Соловей»;

Б) А.С. Пушкин «Дубровский»;

В) А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка»;

Г) М.Ю. Лермонтов «Утёс».

17. Определите стихотворный размер:

А) Люблю грозу в начале мая,        

Когда весенний, первый гром…      

Б) На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…

18. Кто автор стихотворения «Учись у них- у дуба, у берёзы…» ?

А) А.С.Пушкин В) А.А.Фет

Б) Ф.И.Тютчев  Г) Н.А.Некрасов

19. В каком стихотворении Ф.Тютчева судьба человека сравнивается с судьбой птицы?

А) С поляны коршун поднялся

Б) Листья

В) Неохотно и несмело

20. В каком городе родился А.П. Чехов?

А) Тула  Б) Таруса  В) Таганрог   Г)  Тюмень.

21. Кем по образованию был Антон Павлович Чехов?

А) врач    Б) юрист    В) учитель    Г) дипломат

22. Назовите один из псевдонимов Чехова, которым он подписывал свои рассказы.

23. В рассказе «Толстый и тонкий» А.П.Чехов высмеивает:

А. Человеческую глупость

Б. Неспособность постоять за себя

В. Необразованность, неумение грамотно говорить

Г. Чинопочитание, приспособленничество

24. Назовите автора и произведение, из которого приведён отрывок:

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою.

Контрольная работа по литературе 19 века.

 II вариант

1. Раскрыть лексическое значение литературоведческих терминов:

метафора - ____________________________________________________________

сравнение - ______________________________________________________________

2. Соотнесите автора и название произведения:

А.С.Пушкин                            «Толстый и тонкий»

Н.А.Некрасов                          «Записки охотника»

А.П.Чехов                                 «Железная дорога»

И.С.Тургенев                         «Дубровский»

3. По данным отрывкам определить героя произведения, само произведение и

его автора.

1) «Первому, старшему изо всех, …, вы бы дали лет четырнадцать. Это был

стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица,

кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой,

полурассеянной улыбкой…»

Ответ: ____________________________________________________________

2) «Утром в путь она умчалась рано, // по лазури весело играя…»

Ответ: ____________________________________________________________

3) «Мы надрывались под зноем, под холодом,// С вечно согнутой спиной.// Жили в

землянках, боролися с голодом, // Мёрзли и мокли, болели цингой»

Ответ: ____________________________________________________________

4. Назвать изобразительные средства, которые используются в данных

строчках:

А) здоровый воздух                                                 олицетворение

Б) листья … жёлты и свежи лежат, как ковёр          эпитет

В) тихонько плачет он (утёс) в пустыне                   сравнение

5. Стихотворение «Три пальмы» по жанру является

А) поэма    В) рассказ

Б) баллада Г) притча

6. Назовите автора и произведение:

Удивительная блоха из аглицкой вороненой стали оставалась у Александра Павловича в шкатулке под рыбьей костью, пока он скончался в Таганроге, отдав ее попу Федоту, чтобы сдал после, государыне, когда она успокоится. Императрица Елисавета Алексеевна посмотрела блохины верояции и усмехнулась, но заниматься ею не стала.

– Мое, – говорит, – теперь дело вдовье, и мне никакие забавы не обольстительны, – а вернувшись в Петербург, передала эту диковину со всеми иными драгоценностями в наследство новому государю.

7. Факты чьей биографии представлены в отрывке:

Родился 17 января (29 н.с.) в Таганроге в купеческой семье, со строгими правилами воспитания. С детских лет помогал отцу в лавке. 
    В 1868 поступил в гимназию. Когда вся семья переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1884, получив звание уездного врача, начал заниматься врачебной практикой. 

8. Назовите стихотворение А.С. Пушкина, которое можно отнести к пейзажной лирике:

А) «Зимнее утро»; Б) «Узник»; В) «И.И. Пущину».

9. Назовите стихотворный размер. Трехсложный размер с ударением на первом слоге –

А) дактиль; Б) хорей; В) ямб; Г) амфибрахий.

10. Определите вид изобразительно-выразительного средства:

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит

А) метафора; Б) эпитет; В) сравнение; Г) олицетворение.

11. Зачем мальчики должны были всю ночь оставаться с лошадьми на лугу? (рассказ «Бежин луг»)

А) кататься на лошадях б) стеречь табун  в) отдыхать на природе г) изучать повадки животных

12. Рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг» входит в сборник

А) Вечера на хуторе близ Диканьки  В) Повести Белкина

Б) Записки охотника                        Г) Русские женщины

13. Действие в рассказе происходит

А) утром  В) вечером

Б) днём    Г) ночью

14. Кто из ребят поехал в ночное ради забавы?

А) Павлуша  В) Федя

Б) Илюша     Г) Костя

15.Сопоставьте имена героев романа «Дубровский» А.С. Пушкина с описанием из текста.

 А) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой                   1) Дубровский А.Г.

       Вес в губернии. Соседи были рады угождать малейшим

       его прихотям…»

 Б) «Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью                             2) Троекуров К. П.

       душами…»

 В) «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе                        3) Дубровский В.

       умирать в карты, не заботясь о будущем…»

16. Определите жанр произведения:

А) И.А. Крылов «Ларчик»;

Б) А.С. Пушкин «Дубровский»;

В) И.С. Тургенев «Бежин луг»;

Г) М.Ю. Лермонтов «Тучки».

17. Определите стихотворный размер:

А) Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Б) Свет небес высоких,

И блестящий снег…

18. Кто автор стихотворения «Учись у них - у дуба, у берёзы…» ?

А) А.С.Пушкин В) А.А.Фет

Б) Ф.И.Тютчев   Г) Н.А.Некрасов

19. В каком стихотворении Ф.Тютчева судьба человека сравнивается с судьбой птицы?

А) С поляны коршун поднялся

Б) Листья

В) Неохотно и несмело

20. В каком городе родился А.П. Чехов?

А) Тобольск  Б) Тамань  В) Тюмень Г)  Таганрог

21. Назовите автора и произведение, из которого приведён отрывок:

«Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно…»

22. Кем по образованию был Антон Павлович Чехов?

А) юрист    Б) врач    В) учитель    Г) инженер.

23. Назовите один из псевдонимов Чехова, которым он подписывал свои рассказы.

24. Где встречаются герои произведения «Толстый и Тонкий»?

А) на вокзале Николаевской железной дороги       Б) на улице   В) в больнице

Ответы:

1 вариант:

1. Олицетворение- присвоение предметам неживой природы или отвлеченным понятиям

свойств живых существ

Эпитет - образное определение предмета, явления.

2. А.С.Пушкин – «Барышня-крестьянка»

    Н.А.Некрасов – «Железная дорога»

    А.П.Чехов – «Толстый и тонкий»

    И.С.Тургенев – «Записки охотника»

3. 1) Три пальмы «Три пальмы»М.Ю.Лермонтов,

    2) Утёс, «Утёс»,М.Ю.Лермонтов

    3)Павлуша «Бежин луг»И.С.Тургенев

4. А-эпитет, Б-олицетворение,В-сравнение

5. Б)

6. А.С.Пушкин «Дубровский

7. М.Ю.Лермонтов

8. В)

9. Б)

10. Б)

11. В)

12. Г)

13.В)

14. Б)

15. В)

16. А) басня

      Б) повесть

      В) рассказ

      Г) стих-ие

17. А)Ямб; Б) анапест

18. А.А.Фет

19.А)

20. В)

21. А)

22. Антоша Чехонте

23. Г)

24.    Н.А.Некрасов, «Железная дорога»

2 вариант:

1. метафора- слово или выражение, употребленное в переносном значении. В основе переноса наименования лежит сходство предметов или явлений по какому-либо признаку.

   сравнение –сопоставление двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Чаще всего употребляется с помощью союзов как будто, словно, точно, как.

2. А.С.Пушкин –«Дубровский»

    Н.А. Некрасов -«Железная дорога»

    А.П.Чехов -«Толстый и тонкий»

    И.С.Тургенев –«Записки охотника»

3. 1-Федя, «Бежин луг», И.С.Тургенев.

    2-Тучка, «Утёс», И.С Тургенев,

    3-«Железная дорога» Н.А.Некрасов

4. А-эпитет, Б-сравнение, В-олицетворение

5. Б)

6. Н.А.Лесков «Левша»

7. А.П.Чехов

8. А)

9. А)

10. Б)

11. Б)

12. Б)

13. Г)

14. В)

15. А-2); Б-1); В-3)

16А)-басня

    Б) – повесть

    В) –очерк

    Г) –стихотворение

17. А)-дактиль; Б) ямб

18. В)

19. А)

20. Г)

21. «Железная дорога» Н.А.Некрасов

22. Б)

23. Антоша Чехонте

24. А)

     ИТОГОВАЯ     РАБОТА     ПО      ЛИТЕРАТУРЕ  

ВАРИАНТ 1

  1. Пословица – это :

1.краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

2.краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

3.выражение насмешки.

  1. Какой из этих размеров стиха является двусложным:

1)дактиль, 2) ямб, 3) анапест?

  1. Назовите имя русского баснописца:
  1. М.В.Ломоносов
  2. В.А.Жуковский
  3. И.И.Дмитриев
  4. А.П.Платонов

  1. Произведение  А.С.Пушкина «Дубровский»:
  1. Это повесть
  2. Это рассказ
  3. Это роман
  4. Это новелла
  1. Тема рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» :

1.встреча одноклассников

2.неравноправие людей

3.приспособленчество

  1. Назовите стихотворение М.Ю.Лермонтова:
  1. «Зимнее утро»
  2. «Узник»
  3. «И.И.Пущину»
  4. «Три пальмы.»
  1. От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:
  1. От лица самого Тургенева
  2. От лица охотника
  3. От лица крестьян
  4. От лица помещиков.
  1. Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:
  1. Автор, который повествует о событиях
  2. Крестьянские дети
  3. Взрослые крепостные крестьяне
  4. Помещики
  1. Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:
  1. А.А.Фет
  2. Ф.И.Тютчев
  3. А.С.Пушкин
  4. М.Ю.Лермонтов.
  1. Главные герои произведения Грина «Алые паруса»:
  1. Дубровский и Маша
  2. Сильвио и графиня Б..
  3. Грей и Ассоль
  4. Ромео и Джульетта

11.        Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1)П. Мериме                          а) « Железная дорога»

2) В.Г. Распутин                   б) «Уроки французского»

3) А.С. Пушкин                     в) «Барышня-крестьянка»

4) Н.А.Некрасов                     г) «Маттео Фальконе»

12.Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «Мужичок-в-мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».

2) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван...»

3) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени...»

13.          Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1) Марья Кириловна          а) «Дубровский»

2) Грэй                                б) «Кладовая солнца»

3) Настя и Митраша          в) «Алые паруса»

4)  Лидия Михайловна      г) «Уроки французского»

14.        Какой художественный приём использует автор:

Неохотно и несмело

Солнце СМОТРИТ на поля…..( Ф.И.Тютчев)

15. Какой художественный приём использует автор:

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит... (Н.А. Некрасов)

16.        Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

1-        «Уроки французского»

2-        «Кладовая солнца»

3-        «Тринадцатый подвиг Геракла»

4-        «Срезал.»

17        Кто автор «Илиады»:

1-        Гомер

2-        Софокл

3-        Еврипид

4-        Аристофан

18. Выберите определение, соответствующее понятию  «Аллегория»:

1)  построение художественного произведения;

2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;

3) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты

     

ИТОГОВАЯ     РАБОТА     ПО      ЛИТЕРАТУРЕ  

ВАРИАНТ 2

1. Поговорка- это

1.меткое , яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения

2.вид художественного произведения

3.сказания, передающие представления древних народов о мире.

2. Какой из этих размеров стиха является трехсложным:

             1.хорей    

2.  амфибрахий  

             3. Ямб

3. . Определите жанр произведения Н.С.Лескова «Левша»:

          1.Сказка,                   3. сказ

          2. притча, ,                4. рассказ.

4.Тема стихотворения « Железная дорога»

Н.А. Некрасова:

            1.любовь к Родине

            2. быт и нравы крестьян при крепостном праве

            3.тяжелый труд крепостных

5.Назовите имя русского баснописца:

1-        И.И.Дмитриев

2-        В.А.Жуковский

3-        А.А.Блок

4-        В.М.Шукшин

6. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

1-        «Тринадцатый подвиг Геракла»

2-        «Маленький принц»

3-        «Уроки французского»

4-        «Срезал»

7.Повествование в произведении « Кладовая солнца» ведется от лица:

           1. Митраши                           3.Насти

           2.геологов                             4.жителей деревни

8.Произведение Грина «Алые паруса» относится:

1-        К романтическим произведениям

2-        К реалистическим произведениям

3-        К фантастическим произведениям

4-        К приключенческим произведениям.

9. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1. А.П.Чехов                           а. «Дубровский»

2.А.С.Пушкин                       б. « Толстый и тонкий»

3. В.М.Шукшин                     в. « Бежин луг»

4. И.С.Тургенев                     г. « Срезал»

10. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «......была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы......отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки....»

2) «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая.....до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание...»

3) «.....воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».

11.        Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

1-        А.С.Пушкин

2-        А.А.Фет

3-        Ф.И.Тютчев

4-        М.Ю.Лермонтов.

12.        Главные герои произведения А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»:

1-        Дубровский и Маша

2-        Алексей и Лиза

3-        Ромео и Джульетта

4-        Грей и Ассоль

13. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1)Платов                            а) «Левша»        

2) Ассоль                          б) «Конь  с розовой гривой»

3) Санька                           в)«Дубровский»                                                                                  

4)Троекуров                      г) «Алые паруса»

 14. Какой художественный прием использует автор:

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер НЕЖЕН и УПРУГ. ( А.А.Ахматова)

15. Какой художественный приём использует автор:

С ней ШЕПЧЕТСЯ ветер, зеленые ветви лаская…

                                                       ( М.Ю. Лермонтов)

16. Назовите стихотворение А.А.Фета:

1. «Зимнее утро»

2. «Листья»

3. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

4. «Утес»

17        Кто автор «Одиссея»:

1-        Еврипид

2-        Софокл

3-        Гомер

4-        Аристофан

18. Выберите определение, соответствующее понятию: « Антитеза»

 

  1. выражение , употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.
  2. противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.
  3. Изображение одного предмета путем сравнения его с другим

Ключи к итоговой работа по литературе 6 класс

Вариант 1        

1.        1

2.        2

3.        3

4.        3

5.        3

6.        4

7.        2

8.        2

9.        1

10.        3

11.        1-г  , 2-б,     3-в,     4-а

12.        1- Митраша ( Пришвин « Кладовая солнца)

2. Левша ( Лесков « Левша»)

3. Троекуров – старший ( Кирила Петрович)

( Пушкин « Дубровский»)

13.        1-а,    2  -в,    3- б,   4-г

14.        Олицетворение

15.        Сравнение

16.        3

17.        1

             18.        3

Вариант 2

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 3
  5. 1
  6. 1
  7. 2
  8. 1
  9. 1-б, 2-а, 3-г, 4-в
  10.     1.  Настя ( Пришвин « кладовая солнца»)

      2.  Лидия Михайловна – учительница фр.языка ( Распутин « Уроки фр.языка»)

      3.  Владимир Дубровский  ( Пушкин « Дубровский»)

  1. 2
  2. 2
  3. 1-а,  2-г,  3-б,  4-в.
  4. Эпитет
  5. Олицетворение
  6. 3
  7. 3
  8. 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...