Урок по роману М.А.Шолохова "Чудовищная нелепица войны"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Урок будет полезен учителю литературы в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tihiy_don-moy.docx | 32.86 КБ |
tihiy_don.pptx | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
«Чудовищная нелепица войны»
Цель урока: проследить судьбу человека , в его лице судьбу народа в годы страшных исторических катаклизмов, ломки; судьбу человека, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войны.
Оборудование: репродукции картин, отображающих Первую мировую и гражданскую войны; компьютер, проектор, записи казачьих песен, эпизоды из к/ф “Тихий Дон”, эпиграф на экране.
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, повторение изученного (произведения, посвященные судьбе народа в годы войны), использование метапредметных связей с историей.
«ФИЛЬМ+ песня «ТИХИЙ ДОН, НАШ БАТЮШКА»
Учитель: Дон… Славный батюшка Дон. Давно красуется под солнцем омытая дождём степь, которая ,как кормящая мать, даёт ядрёный колос, тяжёлое пшеничное зерно.
Степь. Донская степь. Обильная земля, взрастившая талант М.А. Шолохова. Здесь он родился, чтобы воспеть свой край, рассказать правду нём, о Донском казачестве.
Перед нами знаменитый роман М. Шолохова « Тихий Дон», каждая строка, каждая страница которого проникнуты антивоенной темой, призывом ко всему человечеству выступить против всякого рода войн. Чудовищная нелепица войны доказывается писателем на протяжении всей книги. Поэтому и тема сегодняшнего урока звучит также.
Итак, позади главы романа, в которых мы познакомились с жизнью донских казаков, узнали о патриархальности быта этого народа, восхитились женскими образами, постарались обойти стороной батальные сцены, написанные Шолоховым очень натуралистично. Обратите внимание на следующий слайд, именно он вам поможет сформулировать цель нашего сегодняшнего урока. (Может быть, в этот ряд можно добавить ещё что-то?)
Цель: проследить судьбу человека, в его лице судьбу народа в годы страшных исторических катаклизмов, ломки; судьбу человека, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войны.
Я просила вас условно разделиться на 2 группы историков и литераторов. Попробуем разобраться, много ли вымысла в трагических событиях, представленных на страницах «Тихого Дона».
-Кому посвящена книга?
- Книга полностью посвящена казачеству, донскому казачеству, и мы попросим наших уважаемых историков рассказать, кто такие казаки, каков их образ жизни. Какое положение они занимали в России.
(Выступление: Казачество определяют как военное сословие в России 18-начале 20 века. В 14-17 вв. это были вольные люди, работавшие по найму; лица, несшие пограничную службу. В 15-16вв. возникают самоуправляющиеся общины вольных казаков из беглых крестьян. Общины эти располагались за границами России. Именно казаки явились главной движущей силой народных восстаний на Украине и крестьянских войн в России в 17-18 вв.Правительство старалось не ссориться с казаками, признавало их самостоятельность, превратив его в привилегированное военное сословие, использовало для охраны границ, в войнах, в усмирении бунтов. К началу 20 века существовало 11 казачьих войск. Среди них Донское, Кубанское. В 1916 г. казачье население составляло 4,4 млн. человек,владело 63 млн. десятин земли. В Первую мировую войну воевало около 300000 казаков.
Начало раскола было положено сотни лет назад, когда менее зажиточные казаки северных округов, не имевшие ни тучных земель, ни виноградников, ни богатых охотничьих и рыбных промыслов, временами чинили набеги на великорусские земли и служили оплотом всем бунтарям, начиная с Разина. Окончательный раскол произошёл в гражданскую войну (зажиточные- на стороне белых, беднота- на стороне красных). В 1920 году казачество как сословие упразднено. В 1936 г. созданы донское, кубанское, терское казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне).
Учитель: Надо сказать, что одна из ранних повестей Л.Н. Толстого- «Казаки»написана им после полуторалетнего пребывания в среде терских казаков . Для Толстого казачество было идеальным крестьянством как крестьянство без помещика: «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть».
Каков образ жизни казаков?
Ответ: Заняты крестьянским трудом, обязаны проходить воинскую службу со своим конём, со «справой», периодически отбывать в лагеря на сборы. (ФИЛЬМ «ИСТОРИЯ КАЗАКОВ)
Учитель литературы. Сегодня на уроке мы раскроем страницы романа, повествующие о жизни донского казачества в самые тяжёлые годы- годы Первой мировой и гражданской войн.
М.А. Шолохов, будучи молодым писателем, в возрасте 22-27 лет пишет роман-эпопею “Тихий Дон”. Во время работы его настольной книгой был роман-эпопея “Война и мир” Л.Толстого.
Действие “Тихого Дона” продолжается около 10-ти лет, с мая 1912 по март 1922 год (они захватывают более 700 персонажей )
- Какие исторические события охвачены Шолоховым в романе?
СЛАЙД
(Подробно описывается жизнь на Дону в последние годы перед Первой мировой войной. Её начало показано в 3 ч. I кн., действие которой заканчивается в ноябре 1914 г.
Между I-II кн. – временной перерыв, 4 ч. открывается словами “1916 год. Октябрь”. Остается лишь несколько месяцев до Февральской революции и год – до Октябрьской. Но главный герой в этих событиях не участвует. Далее описывается попытка установления Советской власти на Дону.
В III кн. (6 ч.) и IV кн. (7 ч.) Верхнедонское восстание 1919 г.
Война - сначала Первая мировая, потом гражданская – показана Шолоховым как антитеза мирной жизни. “Чудовищная нелепица войны” проходит по хуторам и станицам, принося горе в каждую семью. Семья становится зеркалом, своеобразно отражающим события мирной истории.
Итак, март 1914_ый. Первая страница романа открывается эпиграфом. Если обратили внимание, то одна из старинных песен, указанных в эпиграфе прозвучала в начале урока.
СЛАЙД с ЭПИГРАФОМ
Какова роль эпиграфа в произведении?
( Ответ: в старинных казачьих песнях, взятых автором в качестве эпиграфа, предворяется рассказ о противоестественной, братоубийственной войне, о трагедии народа, когда не тем вспахивается степь( лошадиными копытами). Не тем засеяна степь(казацкими головами), не тем полита и не тот урожай собран будет. В песнях, сложенных казаками, обозначена противоречивость всего их несчастного племени, племени воинов и земледельцев одновременно, правдиво объясняющая и раскрывающая суть трагедии, то страшное, которое омывается отцовскими и материнскими слезами.
Учитель лит. Март 1914-ый. Этот год отделяет мир от войны. Весть о войне застаёт казаков за привычной работой- косили жито. Страшное слово «война»откликается выразительной репликой старика-железнодорожника, когда он с тоской смотрит на новобранцев: «Милая ты моя говядинка…» И долго укоризненно качал головой.» На сходе у людей одна тревога – мобилизация, одна мысль – “они пущай воюют, а у нас хлеба не убратые!” Великим народным горем вторглась в жизнь хутора Татарского война с Германией. И вот резко нарушен устоявшийся мирный быт, всё тревожней и стремительней развиваются события. В их грозном водовороте кружатся, как щепки в половодье, люди, и мирный тихий Дон окутывается пороховым дымом и гарью пожарищ.
- Как Шолохов изображает события Первой мировой войны? (Чтение эпизодов )
Кн. I, ч. 3, гл. 5 “...В последних числах июня (армейский 12-ый казачий )полк выступил на маневры. По распоряжению штаба дивизии полк походным порядком прошел до города Ровно....”
“...- Стреляют! - почти крикнул Прохор.
Страх налил мутью его телячьи глаза. Григорий поднял голову: перед ним двигалась в такт с конской спиной серая шинель взводного урядника, сбоку млело поле с нескошенными делянами жита, с жаворонком, плясавшим на уровне телеграфного столба....”
“...Сотня подтянулась к деревушке. Во дворах кишат солдаты; в хатах -суетня: хозяева собираются выезжать. Всюду на лицах жителей лежала печать смятения и растерянность. В одном дворе Григорий, проезжая, видел: солдаты развели огонь под крышей сарая, а хозяин - высокий седой белорус, - раздавленный гнетом внезапного несчастья, ходил мимо, не обращая внимания. Григорий видел, как семья его бросала на телегу подушки в красных наволочках, разную рухлядь, а хозяин заботливо нес сломанный обод колеса, никому не нужный, пролежавший на погребице, быть может, десяток лет...”
“...- Пики к бою, шашки вон, в атаку марш-марш! - обрезал есаул команду и выпустил коня.
Глухо охнула земля, распятая под множеством копыт. Григорий едва успел опустить пику (он попал в первый ряд), как конь, захваченный хлынувшим потоком лошадей, рванулся и понес, забирая вовсю. Впереди рябил на сером фоне поля подъесаул Полковников. Неудержно летел навстречу черный клин пахоты. Первая сотня взвыла трясучим колеблющимся криком, крик перенесло к четвертой сотне. Лошади в комок сжимали ноги и пластались, кидая назад
сажени. Сквозь режущий свист в ушах Григорий услышал хлопки далеких еще выстрелов. Первая цвинькнула где-то высоко пуля, тягучий свист ее забороздил стеклянную хмарь неба. Григорий до боли прижимал к боку горячее древко пики, ладонь потела, словно смазанная слизистой жидкостью. Свист перелетавших пуль заставлял его клонить голову к мокрой шее коня, в ноздри ему бил острый запах конского пота. Как сквозь запотевшие стекла бинокля,
видел бурую гряду окопов, серых людей, бежавших к городу. Пулемет без передышки стлал над головами казаков веером разбегающийся визг пуль; они рвали впереди и под ногами лошадей ватные хлопья пыли.
В середине грудной клетки Григория словно одубело то, что до атаки суетливо гоняло кровь, он не чувствовал ничего, кроме звона в ушах и боли в пальцах левой ноги....
..Высокий белобровый австриец, с надвинутым на глаза кепи, хмурясь, почти в упор выстрелил в Григория с колена. Огонь свинца опалил щеку. Григорий повел пикой, натягивая изо всей силы поводья... Удар настолько был силен, что пика, пронизав вскочившего на ноги австрийца, до половины древка вошла в него. Григорий не успел, нанеся удар, выдернуть ее и, под тяжестью оседавшего тела, ронял, чувствуя на ней трепет и судороги, видя, как
австриец, весь переломившись назад (виднелся лишь острый небритый клин подбородка), перебирает, царапает скрюченными пальцами древко. Разжав пальцы, Григорий въелся занемевшей рукой в эфес шашки.
Австрийцы бежали в улицы предместья. Над серыми сгустками их мундиров
дыбились казачьи кони....”
Кн. I, ч. 3, гл. XIII “...Григорий дернул поводья, норовя зайти с подручной стороны, чтобы удобней было рубить; офицер, заметив его маневр, выстрелил из-под руки. Он расстрелял в Григория револьверную обойму и выхватил палаш. Три сокрушительных удара он, как видно искусный фехтовальщик, отразил играючи. Григорий, кривя рот, настиг его в четвертый раз, привстал на стременах (лошади их скакали почти рядом, и Григорий видел пепельно-серую, тугую, бритую щеку венгерца и номерную нашивку на воротнике мундира), он обманул бдительность венгерца ложным взмахом и, изменив направление удара, пырнул концом шашки, второй удар нанес в шею, где кончается позвоночный столб. Венгерец, роняя руку с палашом и поводья, выпрямился, выгнул грудь, как от укуса, слег на луку седла. Чувствуя чудовищное облегчение, Григорий рубанул его по голове. Он видел, как шашка по стоки въелась в кость выше уха.
Страшный удар в голову сзади вырвал у Григория сознание. Он ощутил во рту горячий рассол крови и понял, что падает, - откуда-то сбоку, кружась, стремительно неслась на него одетая жнивьем земля.
Жесткий толчок при падении на секунду вернул его к действительности. Он открыл глаза; омывая, их залила кровь. Топот возле уха и тяжкий дух лошади: "хап, хап, хап!" В последний раз открыл Григорий глаза, увидел раздутые розовые ноздри лошади, чей-то пронизавший стремя сапог. "Все", - змейкой скользнула облегчающая мысль. Гул и черная пустота.”
- Какие традиции развивает автор в изображении войны?
(Шолохов развивает, прежде всего, традиции Л.Н.Толстого: изображает войну правдиво, без прикрас, во всей ее отвратительности и бесчеловечности. Вспомним “Севастопольские рассказы”, “Войну и мир”)
- Как влияет война на людей, участвующих в боях?
(Первые впечатления людей, участвующих в боях, - изумление, разочарование, ужас; навсегда врезаются в память нелепые первые смерти. Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Сильнейшее потрясение вызывает у Григория убийство им австрийца (Кн. I, ч. 3, гл. V). Это мучит его, не дает жить спокойно, ломает, калечит душу)
Кн. I, ч. 3, гл. X “Григорий Мелехов после боя под городом Лешнювом тяжело переламывал в себе нудную нутряную боль. Он заметно исхудал, сдал в весе, часто в
походах и на отдыхе, во сне и в дреме чудился ему австриец, тот, которого срубил у решетки. Необычно часто переживал он во сне ту первую схватку, и даже во сне, отягощенный воспоминаниями, ощущал он конвульсию своей правой руки, зажавшей древко пики: просыпаясь и очнувшись, гнал от себя он, заслонял ладонью до боли зажмуренные глаза.”
Война в изображении Шолохова начисто лишена налета романтики, героического ореола. Люди не совершали подвига. Обратимся к гл. 9
Кн. I, ч. 3, гл. IX “А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались,
сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались, нравственно искалеченные.”
- Это назвали подвигом. На самом деле это был “взрыв скотского энтузиазма” (гл. XI – запись убитого казака от 2 сентября)
- Как снижается Шолоховым героический пафос?
Кн. I, ч. , гл. IV. “Как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью, оттого прослыл храбрым четыре георгиевских креста и четыре медали выслужил.”
(Шолохов показывает: храбрость человека идет не от лучших качеств – патриотизма, желания защитить жизнь, а от презрения к жизни, безжалостности, навязанных войной.)
- Чем отличается подвиг Григория от “подвига” казаков в стычке с немцами?
(Григорий спасает человеческую жизнь)
Кн. I, ч. 3, гл. XX “Офицер потерял сознание. Григорий тащил его на себе, падая, поднимаясь и вновь падая. Два раза бросал свою ношу и оба раза возвращался, поднимал и брел, как в сонной яви.
ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА
За спасение жизни командира 9-го драгунского полка полковника Густава Грозберга казак 12-го Донского казачьего полка Мелехов Григорий производится в приказные и представляется к Георгиевскому кресту 4-й степени.”
- С какой целью изображает Шолохов батальные сцены?
(Батальные сцены сами по себе неинтересны Шолохову. Его волнует другое – что делает война с человеком. Ярко выражен нравственный протест бессмысленности, бесчеловечности войны.)
- Какие изобразительные средства использует автор для изображения поведения человека на войне?
(Изобразительные средства разнообразны: он показывает, как казаки списывают “Молитву от оружия”, “Молитву от боя”, “Молитву при набеге”; приводит страницы дневника одного из казаков, письма с фронта. Лирически окрашены сцены у костра –казаки поют “Поехал казак на чужбину далеку...”)
- Как отражается война на жизни мирных жителей?
(Война не щадит и невоенных. Мелеховы получают похоронку на Григория, незаконная семья с Аксиньей рушится, умирает дочь, возвращается Листницкий и остается у Аксиньи)
Кн. I, ч. 3, гл. XVI “Поднимаясь, паралично дергая головой, с исступленным недоумением смотрел Пантелей Прокофьевич на ползавшую в корчах Дуняшку.
"Уведомляю Вас, что сын Ваш, казак 12-го Донского казачьего полка, Григорий Пантелеевич Мелехов в ночь на 16 сентября с.г. убит в бою под городом Каменка-Струмилово. Сын Ваш пал смертью храбрых, пусть это послужит Вам утешением в невознаградимой потере. Оставшееся имущество будет передано родному брату его Петру Мелехову. Конь остался при полке.
Командир четвертой сотни подъесаул Полковников. Действующая армия. 18 сентября 1914 г."
ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА
За спасение жизни командира 9-го драгунского полка полковника Густава Грозберга казак 12-го Донского казачьего полка Мелехов Григорий производится в приказные и представляется к Георгиевскому кресту 4-й степени.”
(Это письмо получают Мелеховы спустя 12 дней после полученной похоронки)
Вывод.
- Какова Шолоховская правда о войне?
(Через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, лирические отступления Шолохов ведет к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны.
Фильм «Когда мы были на войне»
II. Гражданская война в изображении Шолохова.
Выступление историков
Выступление литераторов (стихотворение М.Волошина «Гражданская война»
Мировая война для России – первый круг ада. Она пережила еще более неестественное – междоусобицу.
Шолохов – один из первых заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия. Свои убивали своих, придумывая для этого изощрённые способы. Грабежи и насилия. Бандитские нашествия. Запои, расшатанная психика людей. Эпидемия тифа. Смерть вдали от родных очагов. Осиротевшие дети.
Кадры из фильма «Казаки и Советская власть»
«И ты тут!»
Анализ эпизодов книги II.
Кн. II, ч. 5, гл. 12 Подтелков и Чернецов. - Как ведет себя Подтелков с казаками?
“Подтелков нахмурился.”
“...Еще до избрания его председателем ревкома он заметно переменился в отношении к Григорию и остальным знакомым казакам, в голосе его уже тянули сквозняком нотки превосходства и некоторого высокомерия. Хмелем била власть в голову простого от природы казака.”
- Какие детали с наибольшей наглядностью выражают внутреннее состояние Чернецова?
“Густую толпу взятых в плен офицеров сопровождал, кольцом охвативший их, конвой в тридцать казаков - 44-го полка и одной из сотен 27-го. Впереди всех шел Чернецов. Убегая от преследования, он сбросил полушубок и теперь шел в одной легонькой кожаной куртке. Погон на левом плече его был оборван. На лице возле левого глаза кровянилась свежая ссадина. Он шел быстро, не сбиваясь с ноги. Папаха, надетая набекрень, придавала ему вид беспечный и молодецкий. И тени испуга не было на его розовом лице: он, видимо, не брился несколько дней - русая поросль золотилась на щеках и подбородке. Чернецов сурово и быстро оглядывал подбегавших к нему казаков; горькая, ненавидящая складка тенилась между бровей. Он на ходу зажег спичку, закурил, стиснув папиросу углом розовых твердых губ.”
- Для чего включены в эпизод детали портретов казнимых офицеров?
(Автор наделяет их портретами; “поручик с красивейшими женскими глазами”, “высокий, бравый есаул”, “курчавый юнкер”. Шолохов хочет подчеркнуть, что перед нами не безликие, абстрактные “враги” - пред нами люди. В этом тоже продолжение толстовских традиций)
- Что переживает Григорий в это трагическое время?
Кн. 2, ч. 5, гл. 13 “После того как был ранен в бою под Глубокой, Григорий провалялся в походном лазарете в Миллерове неделю; слегка подлечив ногу, решил поехать домой. Коня привели ему станичные казаки. Ехал Григорий со смешанным чувством недовольства и радости: недовольства - потому, что покидал свою часть в самый разгар борьбы за власть на Дону, а радость испытывал при одной мысли, что увидит домашних, хутор; сам от себя таил желание повидать Аксинью, но были и о ней думки.”
(Всегда, в самые трагические моменты, в минуты разочарования и растерянности, Григорий обращается мыслями к дому, к родной природе, к крестьянскому труду.)
ФИЛЬМ в госпитале
Вывод.
Роман обращен не к сегодняшнему, а к вечному противостоянию. На одной судьбе показан весь излом общества. Мелехов Григорий – казак, крестьянин, земледелец, кормилец. И ломка этого кормильца и есть вся гражданская война.
Герой не находит правды ни на одной из противоборствующих сторон. То он на стороне большевиков, то испытывает злобу к ним, то погружается в себя, пытаясь найти правду, вот он уже у Буденного, затем в банде Фомина. Везде – обман, жестокость, которой можно найти оправдание, но которую отвергает человеческая природа Григория: “Моим рукам работать надо, а не воевать”.
Герои Шолохова – это люди.
- Какие люди? ( простые, незаурядные, совершающие страшные деяния, но в конечном счете они остаются людьми, способными совершить бескорыстные, благородные поступки)
- В чем символический смысл последнего эпизода второй книги?
“Вскоре приехал с ближнего хутора какой-то старик, вырыл в головах могилы ямку, поставил на свежеоструганном дубовом устое часовню. Под треугольным навесом ее в темноте теплился скорбный лик божьей матери, внизу на карнизе навеса мохнатилась черная вязь славянского письма:
В годину смуты и разврата
Не осудите, братья, брата.
Старик уехал, а в степи осталась часовня горюнить глаза прохожих и проезжих извечно унылым видом, будить в сердцах невнятную тоску.
И еще - в мае бились возле часовни стрепета, выбили в голубом полынке точок, примяли возле зеленый разлив зреющего пырея: бились за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение. А спустя немного тут же возле часовни, под кочкой, под лохматым покровом старюки-полыни, положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом.”
(В последнем эпизоде Шолохов рисует символические образы: старик, построивший часовню над могилой; самка стрепета, символизирующая жизнь и любовь. Здесь сталкиваются жизнь и смерть, высокое, вечное – трагические реалии, ставшие в “годину смуты и разврата” привычными, обыденными. Шолохов противопоставляет братоубийственной войне, взаимной жестокости людей животворящую силу природы.)
- Финал какого произведения вы могли сопоставить с этим эпизодом?
(“Отцы и дети” Тургенева: “Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной природы”; они говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной...”)
Фильм «Финальная сцена»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: проследить судьбу человека , в его лице судьбу народа в годы страшных исторических катаклизмов, ломки; судьбу человека, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войны .
Действие “Тихого Дона” продолжается около 10-ти лет, с мая 1912 по март 1922 года (они захватывают более 700 персонажей)
Исторические события, описанные в романе: Подробно описывается жизнь на Дону в последние годы перед Первой мировой войной. Её начало показано в 3 ч. I кн., действие которой заканчивается в ноябре 1914 г. Между I-II кн. – временной перерыв, 4 ч. открывается словами “1916 год. Октябрь”. Остается лишь несколько месяцев до Февральской революции и год – до Октябрьской. Но главный герой в этих событиях не участвует. Далее описывается попытка установления Советской власти на Дону. В III кн. (6 ч.) и IV кн. (7 ч.) Верхнедонское восстание 1919 г
Эпиграф к роману Не сохами-то славная землюшка наша распахана... Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна славная землюшка казацкими головами, Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами, Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами. ...Ой ты, наш батюшка тихий Дон! Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь? Ах, как мне, тихому Дону, не мутну течи! Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют, Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит, Старинные казачьи песни
Вывод. Через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, лирические отступления Шолохов ведет к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны.
Вывод. Роман обращен не к сегодняшнему, а к вечному противостоянию. На примере одной судьбы показан весь излом общества. Мелехов Григорий – казак, крестьянин, земледелец, кормилец. И ломка в душе этого кормильца и есть вся гражданская война.
Григорий Мелехов Харлампий Ермаков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Чудовищная нелепица войны" по роману М.Шолохова "Тихий Дон"
Презентация к уроку литературы в 11 классе по роману Михаила Шолохова "Тихий Дон", на уроке идёт речь о влиянии войны на человека....
Конспект урока литературы в 10 классе "Анализ эпизода "В салоне Анны Павловны Шерер" (по роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир")"
Задачи:Вспомнить элементы сюжета и их роль в произведении.Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.Учить р...
Интегрированный урок: "Чудовищная нелепица войны в документах истории и на страницах романа Шолохова « Тихий Дон».
Урок практикум позваляет провести урок в соответствие с требованием ФГОС. Работа в группах, исследовательская деятельность...
Конспект урока по роману "Война и мир" "Княжна Марья Болконская: история одной жизни"
Разработка представляет собой один из заключительных уроков по роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир"...
Интегрированный урок (литература+история) по теме "Герои партизанской войны и их исторические прототипы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
Материал представляет собой план-конспект интегрированного урока с раздаточным материалом. Данный урок является заключительным с системе уроков по теме "Партизанская война в романе Л. Н. Толстог...
Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."
Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе: «Чудовищная нелепица войны» в изображении М. А. Шолохова
laquo;А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары уродовали себя ...