Интегрированный урок: "Чудовищная нелепица войны в документах истории и на страницах романа Шолохова « Тихий Дон».
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Урок практикум позваляет провести урок в соответствие с требованием ФГОС. Работа в группах, исследовательская деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc_sholokhov.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Чудовищная нелепица войны в документах истории и на страницах романа Шолохова
« Тихий Дон».
( Класс работает по группам, поделённый на литераторов и историков; проведена исследовательская работа группой учащихся
Цель: проследить судьбу человека,в его лице судьбу народа в годы страшных исторических катаклизмов, ломки; судьбу человека, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войны.
Главная проблема: человек и война; переделка человеческого характера в ходе исторических событий.
Учитель литературы: « Итак, продолжаем наши уроки истории и литературы. Сегодня работаем вместе: словесники и историки. Почему мы обращаемся при изучении романа «Тихий Дон» к истории, к её документам?
Литература в художественных образах отражает жизнь, а чтобы лучше понять реалии этой жизни, мы обращаемся к документам и фактам истории.»
Звучит мелодия старинной казачьей песни, на экране сменяются одна за другой картины донской степи. На этом фоне учитель литературы говорит эти слова:
Дон… Славный батюшка Дон. Давно красуется под солнцем омытая дождём степь, которая ,как кормящая мать, даёт ядрёный колос, тяжёлое пшеничное зерно.
Степь. Донская степь. Обильная земля, взрастившая талант М.А. Шолохова. Здесь он родился, чтобы воспеть свой край, рассказать правду нём, о Донском казачестве.
Перед нами знаменитый роман М. Шолохова « Тихий Дон», каждая строка, каждая страница которого проникнуты антивоенной темой, призывом ко всему человечеству выступить против всякого рода войн. Чудовищная нелепица войны доказывается писателем на протяжении всей книги. Поэтому и тему урока мы назвали « Чудовищная нелепица войны на страницах романа « Тихий Дон и в документах истории.»
Вымышлены ли эти трагические события автором или соответствуют действительности ? Здесь нам помогут разобраться историки.
Книга полностью посвящена казачеству, донскому казачеству, и мы попросим наших уважаемых историков рассказать, кто такие казаки, каков их образ жизни. Какое положение они занимали в России.
( Слово историкам о донском казачестве).
Сообщение одиннадцатиклассника.
Казачество определяют как военное сословие в России 18-начале 20 века. В 14-17 вв. это были вольные люди, работавшие по найму; лица,несшие пограничную службу. В 15-16вв. возникают самоуправляющиеся общины вольных казаков из беглых крестьян. Общины эти располагались за границами России. Именно казаки явились главной движущей силой народных восстаний на Украине и крестьянских войн в России в 17-18 вв.Правительство старалось не ссориться с казаками, признавало их самостоятельность, превратив его в привилегированное военное сословие, использовало для охраны границ, в войнах, в усмирении бунтов. К началу 20 века существовало 11 казачьих войск.Среди них Донское, Кубанское. В 1916 г. казачье население составляло 4,4 млн. человек,владело 63 млн. десятин земли. В Первую мировую войну воевало около 300000 казаков.
Начало раскола было положено сотни лет назад, когда менее зажиточные казаки северных округов, не имевшие ни тучных земель, ни виноградников, ни богатых охотничьих и рыбных промыслов, временами чинили набеги на великорусские земли и служили оплотом всем бунтарям, начиная с Разина. Окончательный раскол произошёл в гражданскую войну (зажиточные- на стороне белых, беднота- на стороне красных). В 1920 году казачество как сословие упразднено. В 1936 г. созданы донское, кубанское, терское казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне.
Учитель литературы. Что присходит сейчас, с вашей точки зрения,возрождение казачества или маскарад?
Ответ: одна из ранних повестей Л.Н. Толстого- «Казаки»написана им после полуторалетнего пребывания в среде терских казаков . Для Толстого казачество было идеальным крестьянством как крестьянство без помещика: «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками.Народ казаками желает быть».
Каков образ жизни казаков?
Заняты крестьянским трудом, обязаны проходить воинскую службу со своим конём, со «справой», периодически отбывать лагеря, сборы.
Учитель литературы. Сегодня на уроке мы раскроем страницы романа,повествующие о жизни донского казачества в самые тяжёлые годы- годы Первой мировой и гражданской войн. Итак, март 1914_ый. Первая страница романа открывается эпиграфом. Вслушаемся и вдумаемся в его содержание.(Звучит мелодия старинной казачьей песни, на экране крупным планом слова эпиграфа к роману»Тихий Дон». Читает выразительно ученица)
Учитель литературы»
Какова роль эпиграфа в произведении? ( Ответ: в старинных казачьих песнях, взятых автором в качестве эпиграфа,предворяется рассказ о противоестественной,братоубийственной войне, о трагедии народа, когда не тем вспахивается степь( лошадиными копытами). Не тем засеяна степь(казацкими головами), не тем полита и не тот урожай собран будет. В песнях, сложенных казаками, обозначена противоречивость всего их несчастного племени, племени воинов и земледельцев одновременно, правдиво объясняющая и раскрывающая суть трагедии, то страшное, которое омывается отцовскими и материнскими слезами.
Учитель лит. Март 1914-ый. Этот год отделяет мир от войны.Весть о войне застаёт казаков за привычной работой-косили жито. Страшное слово»война»откликается выразительной репликой старика-железнодорожника, когда он с тоской смотрит на новобранцев: «Милая ты моя говядинка…» И долго укоризненно качал головой.» Великим народным горем вторглась в жизнь хутора Татарского война с Германией. И вот резко нарушен устоявшийся мирный быт, всё тревожней и стремительней развиваются события. В их грозном водовороте кружатся, как щепки в половодье, люди, и мирный тихий Дон окутывается пороховым дымом и гарью пожарищ.
(Обращаемся к фактам и документам истории.Слово историкам, которые расскажут нам о некоторых моментах Первой мировой войны).
(Класс знакомится с исследовательской работой Елены Платицыной, которая показывает, в чём были причины начала войны, каковы хронологические рамки данной войны) .Учитель истории обобщает сказанное и приглашает Асланову Айну, которая сообщает об основных военных действиях 1914-1915,1916г., которые являлись самыми важными во время этой войны.) Учитель литературы.А теперь главный вопрос :::как же влияет война на людей, на их характеры?
В центре романа Григорий Мелехов. Именно на его судьбе автор старается проследить судьбу народа, судьбу человека в самые драматические моменты в жизни донского казачества. Образ Григория Мелехова как типической личности как бы концентрирует в себе основной исторический конфликт в книге, именно через этот образ воспринимаем мы и судьбу народа, и судьбу человека в данную историческую эпоху.
Учитель-лит.
Что можно рассказать о Григории Мелехове , о его чертах характера до всех военных событий?
Ответ:
Это прежде всего хлебороб. Он искренен и честен в мыслях и поступках. У него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания( случай с утёнком на покосе). Он глубоко привязан к дому и к земле.» Моим рукам работать надо,а не воевать»,-говорит он.
И вот 14- год.Фронт. Первые смерти,-нелепые, нввсегда врезавшиеся в память. Никак не совмещаются понятия: растиь хлеб – убивать. Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Сильнейшее потрясение вызываету Григория убийство австрийца.
( ч.3. глава 5. …Вдоль железной дороги…) читаем).
Убийство человека,даже врагав бою, глубоко противоречит гуманной природе Григория.Это мучит его, не даёт жить спокойно. Так, после расправы над австрийцем появилась на лице очень заметная борозда.
Если уж говорить о том , как война калечит человека,переделывает его характер, то нельзя пройти мимо такой сцены, где автор рисует страшную
фигуру казака Урюпина по прозвищу Чубатый, который соглашается с тем,что война сделала его сердце волчиным.
Учитель лит.
В романе немало батальных сцен.С какой целью автор изображает их?
Ученик. Думаю, что батальные сцены сами по себе неинтересны Шолохову. Его волнует другое- что делает война с человеком? Здесь ярко выражен нравственный протест против бессмысленности, бесчеловечности войны.
В части4 , главе 4 Шолохов пишет: « Как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он своей и чужой жизнью, оттого прослыл храбрым- 4 Георгиевских креста и 4 медали выслужил. Почему? Да потому что берёг свою казачью славу.
Шолохов пишет: « Добрым казаком ушёл на фронт Григорий: не мирясь в душе с бессмыслицей войны, он честно берёг свою казачью славу»…
Учитель-лит.
Как изменилось отношение Григория к войне после встречи с Гаранжой?
Ученики:
Встреча с Гаранжой коренным образом изменило его мнение о войне. Сцена в госпитале- пример тому. Проездом из Воронежа госпиталь соизволила посетить высочайшая особа императорской фамилии.
( Фрагмент фильма « В госпитале»)
В этой сцене проявились такие качества Григория, как гордость, независимость, злость за всё, что сделала война. Всё это вырвалось у Григория в дерзкой выходке.
Литераторы:
« Вот она, шолоховская правда войне. Казачьи воины трупами повисают на проволочных колючих заграждениях.Немецкая артиллерия выкашивает целые полки. Раненые ползают по жнивью. Глухо охает земля, распятая множеством копыт.
Первые удары шашкой по человеку, первые убийства- это остаётся в памяти на всю жизнь. Неизбывна боль и за землю.»Вызревшие хлеба топтала конница; там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды».
Всего лишь месяц войны, а как она искалечила судьбы людей!Автор говорит:» Стареют на глазах. Похабничают. Звереют. Сходят с ума».
Учитель литературы:
Но мировая война для России-первый круг ода. Она пережила ещё более неестественную междоусобицу, т.е. гражданскую войну.Огромная территория находилась в огне.
( Слово историкам о гражданской войне).
Головачёв Илья: Война может быть захватническая, освободительная и гражданская. Выпускник даёт определение, что такое гражданская война, причины её, говорит о ёё начале на Дону и когда закончилась. В водоворот этой убийственной войны были втянуты миллионы людей.
По данному вопросу выступило несколько желающих, которые объяснили и то,что гражданская война сопровождалась агрессией, даже террором. И это было нормой поведения как с одной стороны, так и с другой. Не надо идеализировать ни большевиков, ни их противников.Потому что каждая сторона проявляла вот это рвение.
Учитель-историк поясняет и с помощью класса делает выводы и обобщает.
Учитель литературы:
Тихий Дон- повествование о той трагедии. Огромнейшая работа с архивными документами позволила Шолохову социально конкретно изобразить события. Шолохов- один из тех,кто заговорил о гражданской войне как величайшей трагедии.Война захватывает судьбы огромных слоёв населения. Она проходила через сословия , семьи, сердца. Логика классовой борьбы очень жестока, разводит по разные стороны баррикад родных, взламывает семьи, не щадит родственных чувств. Свои убивали своих, придумывая для этого изощрённые способы.
Как это отражено в романе?( Активно обсуждают ребята)
Пётр, брат Григория, говорит: « Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались…один в одну сторону, другой- в другую..
Это противостояние особо ярко выражено у Шолохова в « Донских рассказах»,где перекликаются события с романом « Тихий Дон».
Примером тому некоторые рассказы «Родинка», «Шибалково семя», « Коловерть», «Продкомиссар». ( Подробно анализируется каждый рассказ классом и доказывается тесная связь событий в рассказах с романом «Тихий Дон»)
( Фильм.( Дарья расстреливает большевика).
Учитель литературы.
И здесь Шолохов социально конкретен. Почему такое противостояние? Оказывается, советская власть привлекательна прежде всего для сельских пролетариев и для беднейшего крестьянства. Интересам же основной массы казачества, обладавшей немалыми запасами плодороднейшей земли, она не отвечает.
А Григорий?
(Говорят и работают с книгой обучающиеся, идёт активное обсуждение сцен романа.)
Нет, не только классовая принадлежность отталкивает от советской власти Григория. В действиях новой власти он не видит воплощения тех идеалов равенства и братства, социальной справедливости, которые эта власть декларировала. Примером служат такие строки из романа:
( т. 3, часть 6, гл. 20 «Красную армию возьми….на этой полочке).
Это одна из причин его разногласия.
Шолохов- один из тех, кто заговорил о гражданской войне как величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Остановимся на некоторых жестоких эпизодах романа.
( сцена расправы над чернецовцами: т.2 ч.5 гл.12 «Попался, гад…..руби их…).
Как изображены в этой сцене Подтёлков и Чернецов?
Поведение их наглядно воплощает ту силу ненависти и вражды, которая разделила Дон. Главное перед нами не враги, а люди.
А каково же состояние Мелехова?
Сцена казни офицеров перевернула душу Григория. Он пошёл на Подтёлкова… Он вступается не за какую-то идею, а за безоружного человека. Всегда, в самые трагические моменты, в минуты разочарования и растерянности Григорий обращается мыслями к дому, к родной природе, к крестьянскому труду.
( т.2 ч.5 гл. 13 « Ломала его усталость, нажитая на войне…мира и тишины хотелось.)
Недовольство в высшей степени вызвал документ о расказачивании, который стал причиной массового террора , вызвав ответную жестокость.
( Слово историкам о расказачивании и массовом терроре).
Слайд.
(+Прослушаны интересные сообщения отдельных ребят по данной теме с элементами наглядности, с историческими фактами и документами.)
Снова слово литераторам.
« Народ стравили»- думает Григорий о происходящем. Нельзя пройти мимо после очередного эпизода казни Подтёлкова и его отряда.
( т.2 ч 5. гл.30 « После второго залпа…что делается с людьми…»).
( ФИЛЬМ О казни подтёлковцев).
Учитель литературы:
Как Григорий воспринимает эту казнь?
Григорий воспринимает эту казнь как справедливое возмездие, о чём свидетельствует его страстный монолог, обращённый к Подтёлкову: «Под Глубокой помнишь? «Григорий уходит, не дождавшись казни , т.к. для него, воина и гуманиста, расправа над безоружным отвратительна, чем бы она не была вызвана.
Герой не находит правды ни на одной из противоборствующих сторон. Везде обман, жестокость, которой можно найти оправдание,но которую отвергает человеческая природа Григория, человека мирного труда, земледельца, хлебороба. Уничтожение русских русскими, земляков
земляками для него противоестественно.Он не принимает ужасов гражданской войны.
( назусть стихотворение « Гражданская война» Волошина).
На фоне музыкального сопровождения читает стихотворение Лукина Женя.
В книге сталкиваются жизнь и смерть, высокое и вечное- трагические реалии, ставшие в годину смуты и разврата привычными, обыденными.
Отвергая насильственную смерть,( казнь Подтёлкова, Лихачёва, убийство казаков),Шолохов противопоставляет ей гармонию вечного, бескрайнего мира. Читая строки романа,мы находим символы мирной жизни: берёзка с бурыми почками, орёл, плывущий над степью, тихий Дон, ломающий льдины, разделяя враждующих.
Учитель-словесник:
Чем же заканчивается роман?
Слово классу: ребята работают с главами романа, зачитывают нужные страницы, делают выводы.
( т4 ч8 гл.17 « Утром на следующий день…до конца).
(Смотрим снова фрагмент из фильма.
Фильм-Григорий у Дона.)
Учитель: «В чём же истоки трагедии Мелехова?
Одиннадцатиклассники:
Дело в том ,что природа наделила его глубочайшим гуманизмом, великой способностью любить, заниматься хозяйством, возделывать землю.
Для Григория выше всего остались те вечные ценности, на которых он был воспитан. Он всем нутром понял чудовищную нелепицу войны.
Трагедия в том.что в революции, в гражданской войне ни на стороне красных, ни на стороне белых он не нашёл общей правды,не нашёл того,на чём он был воспитан.
Григорий возвращается к тому, от чего ушёл: к сыну , к родному дому,к земле. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея…Мира и тишины хотелось.
Описывая в романе « Тихий Дон» ужасы и бессмысленность войны , в частности , гражданской , Шолохов призывал к братскому милосердию русских к русским.
Финал второй книги романа имеет символический смысл. ( читаем).
Учитель:
Как вы думаете, в чём же заключается этот символический смысл?
Выступления детей:
Шолохов противопоставляет братоубийственной войне, взаимной жестокости людей животворящую силу природы. Читая эти строки, мы невольно вспоминаем финал романа И.С. Тургенева « Отцы и дети»:
« Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят они нам они, о том великом спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии « равнодушной природы», они говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной.»
Учитель истории: обобщает всё сказанное о гражданской
войне, в которой не бывает победителей, о тех ужасах, когда брат идёт
на брата, сын на отца… Обращаясь к выпускникам, выражает уверен-
ность, что будущее поколение не допустит чудовищные ужасы любой
войны.
Учитель литературы:
« Уроки истории и литературы – это уроки жизни. Изучение романа» Тихий Дон» мы завершаем образом Ильиничны, и это не случайно. Героиня второго плана, она несёт в себе идею материнства, идею естественного единения людей, едва ли ни центральную в романе. Не деля мир на красных и белых, эта пожилая казачка оказывается способной на любовь и сострадание к самым разным людям, даже к тем ,кто причинил ей боль. В этом утверждение приоритета вечных нравственных ценностей над всем классовым, социальным, разъединяющим и заключается неувядающая значимость романа, его гуманистический пафос. «
В заключение преподаватели благодарят класс за активную
работу, выставляют оценки , называют фамилии тех, кто чаще других
участвовал в обсуждении вопросов, поставленных преподавателями,
тех, кто приготовил интересные сообщения. Пожелали выпускникам
успехов, здоровья и высоких баллов при сдаче ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Чудовищная нелепица войны" по роману М.Шолохова "Тихий Дон"
Презентация к уроку литературы в 11 классе по роману Михаила Шолохова "Тихий Дон", на уроке идёт речь о влиянии войны на человека....
План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)
План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...
КВЕСТ - игра по истории Отечества. «По страницам истории» 75 лет Великой Отечественной войне
КВЕСТ - игра по истории Отечества.«По страницам истории» 75 лет Великой Отечественной войне...
Интегрированный урок (математика + история) по теме "Страницы истории на уроках математики. Важнейшие сражения Великой Отечественной войны". 5-6-й класс
Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Действия с целыми и дробными числами».Данный...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе: «Чудовищная нелепица войны» в изображении М. А. Шолохова
laquo;А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары уродовали себя ...
Урок по роману М.А.Шолохова "Чудовищная нелепица войны"
Урок будет полезен учителю литературы в 11 классе....
Квест-игра по истории Отечества «По страницам истории» 75 лет Великой Отечественной войне
Квест-игра по истории Отечества «По страницам истории» 75 лет Великой Отечественной войне...