Изучение литературных произведений в их жанрово-родовой специфике
материал по литературе
Изучение художественных произведений происходит с учетом их родовой и жанровой специфики, поэтому важно обращаться к теории анализа литературных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_literaturnyh_proizvedeniy_v_ih_zhanrovo-rodovoy_spetsifike.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение литературных произведений в их жанрово-родовой специфике
Изучение лирики | Изучение эпических произведений | Изучение драматических произведений | |
Главные особенности литературного рода | – Изображение характера в отдельном проявлении, конкретном переживании; субъективированность этого изображения, индивидуализация его. – Изображение внутреннего мира героя. – Отсутствие развёрнутого сюжета, системы персонажей в том виде, в котором они характерны для эпоса и драмы. – Присутствие условного образа поэта – лирического героя, выражающего своё настроение, мысли. – Жизненные ситуации отодвигаются на второй план переживаниями героя. – Художественно организованная в целостную выразительную систему языка стихотворная речь. | – Объемные произведения, в основе анализ эпизода. – Повествование о героях и событиях, их поведении, взаимоотношениях с другими героями, переживаниях и др., их изображение. – Особую роль играет автор - повествователь или рассказчик. – Эпический сюжет – цепь событий и их развитие, о которых нам повествует автор. | – Концентрированность действия и значимость речевого высказывания персонажа. – Показывает героя в действии. – Описания, кроме тех, которые содержатся в ремарках и словах персонажей – отсутствуют. – Отсутствие повествования. – Последовательность событий воссоздаётся на основе реплик, монологов, диалогов действующих лиц, ремарок автора. –Авторская позиция скрыта. – Предназначенность драмы для актёрского исполнения. – Разделение монологов и диалогов действующих лиц на сценические эпизоды — акты и сцены. |
Основные трудности, возникающие при изучении произведений этого рода | – На уроках лирики особенно важно соединить логическое и эмоциональное начала. – Трудности в толковании лирических текстов. – Осознание не только конкретного, но и общечеловеческого в лирике. | – Проблема отбора текста для классного анализа, интерпретации при изучении больших по объёму произведений. – Основным недостатком восприятия эпических произведений (особенно после их самостоятельного чтения) оказывается отсутствие целостности. | – Трудность в выявлении авторской позиции, т. к. автор прямо не высказывает свою точку зрения, не вмешивается в ход событий, не объясняет отношения к происходящему. – Учащиеся не учитывают все особенности драматических произведений, читая их поверхностно. |
Ведущие приемы, характерные для изучения данного рода литературы | – Прежде всего необходимо подготовить учащихся к восприятию лирических произведений, создать эмоциональный настрой с помощью экскурсий на природу, прослушивания музыкальных произведений, просмотр репродукций картин и др. затем следует первичное восприятие стихотворения в исполнении заранее подготовленного ученика или учителя. Обязательно необходимо выявить впечатление школьников от услышанного. – Обучение выразительному чтению. – Анализ лирического текста: а). анализ словесной ткани произведения; б). сопоставление разных редакций поэтического текста; в). сопоставление произведений разных авторов или разных произведений одного писателя, которые перекликаются по каким-то параметрам (написаны в одну эпоху, одинаковая проблематика и др.). | – Обучение различным видам пересказа текста (сжатый, близкий к тексту, выборочный и др.). – Составление плана прочитанного текста. – Анализ всего произведения или его части (эпизода, главы и др.). – Выразительное чтение. – Комментированное чтение. | – Выразительное и комментированное чтение. – Подготовленное чтение по ролям, инсценирование. – Беседа о сценической истории пьесы. – Анализ событий и характеров. – Просмотр спектакля и обдумывание режиссёрского замысла. |
Источники:
1). Исаева, Е.В. Урок литературы в современной школе. Теория и практика анализа литературного произведения : учебное пособие – Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2005.
http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=272122
Гл. «Изучение художественных произведений в их родовой специфике».
2). Богданова, О. Ю. Теория и методика обучения литературе : [учеб.для студ. высш. учеб. заведений] - М. : Академия, 2008. - гл.VI «Чтение и изучениехудожественных произведений в их родовой специфике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ШКОЛЕ
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Перспективы введения профильного обучения на старшей ступени школы особенно актуализировали...
Особенности работы по развитию интонационно-мелодической стороны речи в процессе изучения литературного произведения учащимися школы-интерната 5 вида
В статье рассказывается о системе работы над интонацией на уроках литературы в школе-интернате для детей с тяжёлыми нарушениями речи....
Обучение читательской деятельности» (V – IХ классы). – Герменевтический анализ педагогической ситуации изучения литературных произведений.
Любое художественное произведение является продуктом речевой деятельности писателя – это его мысли, идеи, высказанные в форме текста, и, следовательно, оно может выступать в функции средства коммуника...
"Социологический метод в изучении литературных произведений"
Цель исследования: выявить, насколько современные герои отличаются от героев художественной литературы прошлых веков? Каковы взаимоотношения людей? Почему в 21 веке стала актуальна борьба с нарк...
Изучение литературных произведений в их родовой специфике
Тема "Изучение литературных произведений в их родовой специфике" с приложением конспекта урока "В.М.Шукшин. "Дядя Ермолай". Образ реального человека. Смысл жизни и назначение человека. Открытый финал"...
Творческая проектная деятельность учащихся в процессе изучения литературного произведения.
В статье приведены формы проектной деятельности на уроках литературы....