Урок_8 класс_Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (анализ эпизода)
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Класс: 8
Цели: систематизировать знания учащихся по изученному произведению. Учить детей работать с критической литературой. Познакомить детей с цитированием как способом аргументации ответа, способами цитирования; совершенствовать навыки и приемы работы с художественным текстом; развитие умения анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать речь и воображение учащихся; развивать умение находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка; активизировать развитие таких чувств, как чувство сопереживания, сочувствия, человеколюбия.
Тип урока: подготовка к сочинению.
Методы и приемы: эвристическая беседа, репродуктивный, анализ текста, работа с критической литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8_klass_obuchenie_sochineniyu_po_poeme_m.yu_._lermontova_mtsyri_analiz_epizoda.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (анализ эпизода)
Класс: 8
Цели: систематизировать знания учащихся по изученному произведению. Учить детей работать с критической литературой. Познакомить детей с цитированием как способом аргументации ответа, способами цитирования; совершенствовать навыки и приемы работы с художественным текстом; развитие умения анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать речь и воображение учащихся; развивать умение находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка; активизировать развитие таких чувств, как чувство сопереживания, сочувствия, человеколюбия.
Тип урока: подготовка к сочинению.
Методы и приемы: эвристическая беседа, репродуктивный, анализ текста, работа с критической литературой.
Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, критическая литература
УУД | ||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
• формулировать и удерживать учебную задачу. | • уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. | • умение формулировать собственное мнение и свою позицию; • коллективное обсуждение учебных проблем при соблюдении классного этикета; • соблюдение правил речевого поведения на уроке; • умение выслушать оппонента; • формирование умения деликатно «корректировать» неудавшиеся ответы одноклассников; •обучение владению монологической, диалогической и полилогической формами речи. |
Структура и ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
#1054;рганизационный момент. | Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски) - Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! | Приветствуют учителя Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
#1040;ктуализация опорных и знаний и их коррекция. | Эпиграфом уроку служит высказывание русского критика В.Г. Белинского. …что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! - Согласны ли вы с высказыванием Белинского? Почему? 1) - Продолжите высказывание: Главная черта Мцыри -… -Почему герой Лермонтова гибнет в финале произведения? (Чт. Гл.26) - О чем просит герой? -Каково его душевное состояние? -Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности? -Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? -Зачем живет человек? (Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог – это гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на 2-й вопрос. Человек создан для воли, а не для тюрьмы.) Почему автор избрал для выражения чувств Мцыри форму исповеди? (М.Ю. Лермонтов избрал форму исповеди для выражения чувств Мцыри, потому что герой откровенно признается в своих сокровенных мыслях, которые долгие годы таились в его душе. В исповеди передается взволнованность и эмоциональность речи рассказчика. С ее помощью более ярко раскрывается трагичность судьбы Мцыри. | Отвечают конспекты, работают с биографией автора | Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | Слово исповедь имеет следующие значения: 1. Покаяние в грехах перед священником; #1086;ткровенное признание в чем-нибудь 3. сообщение своих мыслей, взглядов. -В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме? -В чем же откровенно признается Мцыри монаху? -Прочитаем еще одно высказывание В. Белинского: «Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности» -Что роднит Лермонтова с его героем? (Лермонтов тоже постоянно тосковал по родине, так как почти всю жизнь провёл вдали от неё, в ссылках.) - Что для Мцыри свобода? - Чем Мцыри близок самому Лермонтову? - Какую роль играют картины природы в раскрытии образа Мцыри? - Почему Мцыри не нашел пути на Родину? - Был ли в жизни Мцыри счастья миг? | Слушают учителя, участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока. | Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем |
4. Изучение нового материала. Практикум. Исследование текста. | - Что говорит Мцыри о месте, где он вырос? («Я вырос в сумрачных стенах...», «На мне печать свою тюрьма оставила». Мцыри бежит из «земли чужой», «от келий душных и молитв».) — К чему стремится Мцыри? («Я цель одну - пройти в родимую страну — имел в душе». Мцыри бежит «в тот чудный миг тревог и битв, где люди вольны, как орлы».) - Может ли Мцыри соединить жизнь в монастыре и свои стремления? Как будет звучать идея сочинения (основная мысль, которую мы должны доказать в сочинении)? Вывод: Идея (основная мысль): жизнь в монастыре невозможна для Мцыри, так как она враждебна его мечтам, желаниям, стремлениям». Вывод: Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины. - Образ Мцыри заставлял современников отказаться от равнодушия и апатии. - Он звал увидеть и почувствовать красоту подвига. - Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать её такой же прекрасной, какой она открывалась Мцыри, когда он вырвался из «келий душных». План I Вступление. Герой романтической поэмы II Основная часть. Мцыри - романтический герой Прошлое героя Монастырь-символ неволи Основные черты характера Мцыри выражены: А) окружающей обстановкой; Б) в исповеди-монологе; В) через цепь поступков; Г) через художественные средства 4) Внутренний мир героя; его мечты о свободе, о родине, о доме. 5) Авторское отношение к персонажу. 6) Критики о Мцыри III Заключение. Чем меня привлекает Мцыри? | Отвечают на вопросы, делают выводы, анализируют сказанное Составляют план | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. умение соотносить свои действия с планируемым результатом. |
5. Физминутка. | Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) | Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями | Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний. | - Свободен ли Мцыри? – Каким образом Мцыри попал в монастырь? – Когда формируется характер? – Что оказывает влияние на формирование характера? Окружающая обстановка, люди, а еще то, что генетически заложено в нас. Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри и нарисуйте кластеры: «Мцыри в детстве» «Мцыри в монастыре» «Мцыри на свободе» (пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей) – Каковы причины побега? (у него была мечта - вернуться на родину) – Какая черта характера двигала им? Жажда свободы, воли. 1. Вступление. Нужно коротко рассказать о побеге Мцыри. Однажды ночью во время грозы из монастыря бежал юноша-послушник, который, как казалось, готов был изречь монашеский обет. Почему это произошло? 2. Основная часть (тезисы — основные положения, являющиеся ответом на проблемный вопрос, заданный во вступлении, и их доказательства). Сформулируем основные тезисы. — Мцыри живет в «земле чужой», а рвется на родину. — Он чувствует себя запертым в тюрьме, а мечтает о воле. — Он одинок, а стремится к людям, вместе с которыми хотел бы преодолевать опасности, дружить, любить. Раскроем первый тезис. Мцыри долго прожил в монастыре, но эти годы не стерли в его памяти образ родины. Он постоянно думает о ней, живет, «томим неясною тоской по стороне своей родной». Забираясь на высокую башню монастырской стены Мцыри пытается увидеть родную землю хотя бы издали. Он сам говорит о своей мечте: «Я цель одну — пройти в родимую страну - имел в душе». А между тем герой заперт в монастыре, в «земле чужой». - Каково назначение цитат (слов из текста) в данном отрывке сочинения? (Они подтверждают, аргументируют наши выводы словами текста.) Правила цитирования (запись в тетради): а) цитата, как правило, заключается в кавычки; б) стихотворная цитата из двух и более строк, написанная с соблюдением стихотворной строфы, пишется без кавычек; в) при пропуске слов в цитате ставится многоточие. ВЫВОД. Таким образом, Мцыри бежал из монастыря, потому что жизнь в нем противоречила его мечтам, желаниям, стремлениям. | Анализируют, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем. | Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им. извлечение необходимой информации из текста |
#1048;тог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке | Делают вывод | Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения | |
#1056;ефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке | Предлагает проанализировать свою деятельность. «Синквейн» | Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание. | Напишите сочинение на одну из предложенных тем: 1) Что значило жить в представлении Мцыри? 2) Почему Мцыри перед смертью из всей жизни вспоминает только «три блаженных дня»? 3) Почему Мцыри не нашел пути на родину? 4) Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри? | Записывают д.з. в дневник | Регулятивные: принимают учебную задачу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы сочинений по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"
Презентацию можно использовать при подготовке к сочинению по поэме "Мцыри" ( Темы:"Какие стороны личности Мцыри, его характера близки Лермонтову"; "Романтизм поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»"...
Презентация к уроку литературы в 8 классе. Тест по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"
Презентация представляет собой тест к итоговому уроку по литературе в 8 классе по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри"....
Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»
Цели урока:Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации зн...
Презентация "Подготовка к сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри" "
Презентация "Подготовка к сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри" "...
Конспект метапредметного урока в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с использованием элементов ТРКМ Свобода – залог счастья (характеристика образа Мцыри, героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова)
Раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора ...
«Мцыри и гордая Пальма» (По поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и сказке В.М. Гаршина «Attatea princeps»)
Цели урока. Обучения: совершенствовать знания о поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и о сказке Гаршина В.И. «Attalea princeps», закрепить представление о романтическом произведении; познакомить с некотор...
История создания и анализ поэмы М. Ю Лермонтова «Мцыри"
История создания поэмы...