Урок_8 класс_Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (анализ эпизода)
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Класс: 8

Цели: систематизировать знания учащихся по изученному произведению. Учить детей работать с критической литературой. Познакомить детей с цитированием как способом аргументации ответа, способами цитирования; совершенствовать навыки и приемы работы с художественным текстом; развитие умения анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать речь и воображение учащихся; развивать умение находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка; активизировать развитие таких чувств, как чувство сопереживания, сочувствия, человеколюбия.

Тип урока: подготовка к сочинению.

Методы и приемы: эвристическая беседа, репродуктивный, анализ текста, работа с критической литературой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (анализ эпизода)

Класс: 8

Цели: систематизировать знания учащихся по изученному произведению. Учить детей работать с критической литературой. Познакомить детей с цитированием как способом аргументации ответа, способами цитирования; совершенствовать навыки и приемы работы с художественным текстом; развитие умения анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать речь и воображение учащихся; развивать умение находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка; активизировать развитие таких чувств, как чувство сопереживания, сочувствия, человеколюбия.

Тип урока: подготовка к сочинению.

Методы и приемы: эвристическая беседа, репродуктивный, анализ текста, работа с критической литературой.

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, критическая литература

УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

• формулировать и удерживать учебную задачу.

• уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

• умение формулировать собственное мнение и свою позицию;

• коллективное обсуждение учебных проблем при соблюдении классного этикета;

• соблюдение правил речевого поведения на уроке;

• умение выслушать оппонента;

• формирование умения деликатно «корректировать» неудавшиеся ответы одноклассников;

•обучение владению монологической, диалогической и полилогической формами речи.

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

#1054;рганизационный момент.

Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя

Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

#1040;ктуализация опорных и знаний и их коррекция.
Проверить уровень полученных ранее знаний по теме

Эпиграфом уроку служит высказывание русского критика В.Г. Белинского.

что за огненная душа, что за могучий дух,

что за исполинская натура у этого Мцыри!
В.Г. Белинский

- Согласны ли вы с высказыванием Белинского? Почему?

1) - Продолжите высказывание:

Главная черта Мцыри -…

-Почему герой Лермонтова гибнет в финале произведения? (Чт. Гл.26)

- О чем просит герой?

-Каково его душевное состояние?

-Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?

-Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»?

-Зачем живет человек? (Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог – это гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на 2-й вопрос. Человек создан для воли, а не для тюрьмы.)

Почему автор избрал для выражения чувств Мцыри форму исповеди?

(М.Ю. Лермонтов избрал форму исповеди для выражения чувств Мцыри, потому что герой откровенно признается в своих сокровенных мыслях, которые долгие годы таились в его душе. В исповеди передается взволнованность и эмоциональность речи рассказчика. С ее помощью более ярко раскрывается трагичность судьбы Мцыри.
дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя)

Отвечают конспекты, работают с биографией автора

Регулятивные: осуществляют
коррекцию
, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание.

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

Слово исповедь имеет следующие значения:

1. Покаяние в грехах перед священником;

#1086;ткровенное признание в чем-нибудь

3. сообщение своих мыслей, взглядов.

-В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

-В чем же откровенно признается Мцыри монаху?

-Прочитаем еще одно высказывание В. Белинского:

«Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности»

-Что роднит Лермонтова с его героем?

(Лермонтов тоже постоянно тосковал по родине, так как почти всю жизнь провёл вдали от неё, в ссылках.)

- Что для Мцыри свобода?

- Чем Мцыри близок самому Лермонтову?

- Какую роль играют картины природы в раскрытии образа Мцыри?

- Почему Мцыри не нашел пути на Родину?

- Был ли в жизни Мцыри счастья миг?

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

4. Изучение нового материала.
Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать

Практикум.

Исследование текста.

- Что говорит Мцыри о месте, где он вырос? («Я вырос в сумрачных стенах...», «На мне печать свою тюрьма оставила». Мцыри бежит из «земли чужой», «от келий душных и молитв».)

— К чему стремится Мцыри? («Я цель одну - пройти в родимую страну — имел в душе». Мцыри бежит «в тот чудный миг тревог и битв, где люди вольны, как орлы».)

- Может ли Мцыри соединить жизнь в монастыре и свои стремления? Как будет звучать идея сочинения (основная мысль, которую мы должны доказать в сочинении)?

Вывод: Идея (основная мысль): жизнь в монастыре невозможна для Мцыри, так как она враждебна его мечтам, желаниям, стремлениям».

Вывод: Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины.

- Образ Мцыри заставлял современников отказаться от равнодушия и апатии.

- Он звал увидеть и почувствовать красоту подвига.

- Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать её такой же прекрасной, какой она открывалась Мцыри, когда он вырвался из «келий душных».

План

I Вступление.

Герой романтической поэмы

II Основная часть.

Мцыри - романтический герой

Прошлое героя

Монастырь-символ неволи

Основные черты характера Мцыри выражены:

А) окружающей обстановкой;

Б) в исповеди-монологе;

В) через цепь поступков;

Г) через художественные средства

4) Внутренний мир героя; его мечты о свободе, о родине, о доме.

5) Авторское отношение к персонажу.

6) Критики о Мцыри

III Заключение.

Чем меня привлекает Мцыри?

Отвечают на вопросы, делают выводы, анализируют сказанное

Составляют план

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

- Свободен ли Мцыри?

– Каким образом Мцыри попал в монастырь?
– Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?
– Как рос?
Вывод. В основе произведения лежит противопоставление: рожденный среди вольного народа, Мцыри обречен на жизнь в монастыре, стены которого ассоциируются со стенами тюрьмы.

– Когда формируется характер?

– Что оказывает влияние на формирование характера? Окружающая обстановка, люди, а еще то, что генетически заложено в нас. Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри и нарисуйте кластеры:

«Мцыри в детстве» «Мцыри в монастыре» «Мцыри на свободе»

(пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей)

– Каковы причины побега? (у него была мечта - вернуться на родину)

– Какая черта характера двигала им? Жажда свободы, воли.
Помогают ли эти черты характера герою во время побега?(
Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя).
– Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса, ведь тот не сразу почуял его? Докажите мысль свою цитатой из текста.
– Какая черта характера им двигала?

Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим. Работа над композицией (последовательностью развития мысли в сочинении).

1. Вступление. Нужно коротко рассказать о побеге Мцыри.

Однажды ночью во время грозы из монастыря бежал юноша-послушник, который, как казалось, готов был изречь монашеский обет. Почему это произошло?

2. Основная часть (тезисы — основные положения, являющиеся ответом на проблемный вопрос, заданный во вступлении, и их доказательства). Сформулируем основные тезисы.

— Мцыри живет в «земле чужой», а рвется на родину.

— Он чувствует себя запертым в тюрьме, а мечтает о воле.

— Он одинок, а стремится к людям, вместе с которыми хотел бы преодолевать опасности, дружить, любить.

Раскроем первый тезис. Мцыри долго прожил в монастыре, но эти годы не стерли в его памяти образ родины. Он постоянно думает о ней, живет, «томим неясною тоской по стороне своей родной». Забираясь на высокую башню монастырской стены Мцыри пытается увидеть родную землю хотя бы издали. Он сам говорит о своей мечте: «Я цель одну — пройти в родимую страну - имел в душе». А между тем герой заперт в монастыре, в «земле чужой».

- Каково назначение цитат (слов из текста) в данном отрывке сочинения? (Они подтверждают, аргументируют наши выводы словами текста.)

Правила цитирования (запись в тетради):

а) цитата, как правило, заключается в кавычки;

б) стихотворная цитата из двух и более строк, написанная с соблюдением стихотворной строфы, пишется без кавычек;

в) при пропуске слов в цитате ставится многоточие.

ВЫВОД. Таким образом, Мцыри бежал из монастыря, потому что жизнь в нем противоречила его мечтам, желаниям, стремлениям.

Анализируют, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текста

#1048;тог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Делают вывод

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

#1056;ефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

«Синквейн»

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

1) Что значило жить в представлении Мцыри?

2) Почему Мцыри перед смертью из всей жизни вспоминает только «три блаженных дня»?

3) Почему Мцыри не нашел пути на родину?

4) Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри?

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы сочинений по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"

Презентацию можно использовать при подготовке к сочинению по поэме "Мцыри" ( Темы:"Какие стороны личности Мцыри, его характера близки Лермонтову"; "Романтизм  поэмы  М.Ю.Лермонтова «Мцыри»"...

Презентация к уроку литературы в 8 классе. Тест по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Презентация представляет собой тест   к итоговому уроку по литературе в 8 классе по  поэме  М. Ю. Лермонтова "Мцыри"....

Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»

Цели урока:Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации зн...

Презентация "Подготовка к сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри" "

Презентация "Подготовка к сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри" "...

Конспект метапредметного урока в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с использованием элементов ТРКМ Свобода – залог счастья (характеристика образа Мцыри, героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова)

Раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора ...

«Мцыри и гордая Пальма» (По поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и сказке В.М. Гаршина «Attatea princeps»)

Цели урока. Обучения: совершенствовать знания о поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и о сказке Гаршина В.И. «Attalea princeps», закрепить представление о романтическом произведении; познакомить с некотор...