Доклад "Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы и во внеурочной работе»
материал по литературе (9 класс)

Шумилова Олеся Генннадьевна

Выступление на РМО учителей литературуры и русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     Доклад-презентация

 «Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы и во внеурочной работе»

 Слайд 1: Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы и во внеурочной работе

Актуальность темы:

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. 

Одной из перспективных форм деятельности, в среде обучающихся я считаю проектно-исследовательскую работу.

Почему проектно - исследовательская деятельность представляет такую важность?

Исследовательская деятельность активизирует мыслительную работу и реализует творческий потенциал ребенка, учит его самостоятельности в выборе материала, работе в группе (если работа коллективная), подготавливает к дальнейшей учебе; развивает организаторские умения.

Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектно-исследовательской деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди обучающихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить выше перечисленные  проблемы.  

Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.

В основе каждой работы лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Следовательно, выполнение задания требует от обучающихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений, универсальных учебных действий.

Слайд 2:Этапы проектно - исследовательской работы:

1 этап. Знакомство с основами исследовательской деятельности (понятийный аппарат, методы исследования, требования, предъявляемые к оформлению работ) 

Направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи; новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования.

 2 этап. Выбор и определение темы.

Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной,  аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой  ученик может сказать «свое слово», направить поиск, предложив методику  исследования.

3 этап. Обзор литературы по выбранной теме.

4 этап. Исследование.

-Определение источников информации, способов ее сбора и анализа.

-Выбор способа представления конечного результата (форма отчета). 

-Сбор информации, решение промежуточных задач. Выполнение проекта.

-Распределение задач (обязанностей) между членами группы.

-Анализ и синтез полученных результатов с позиции выдвигаемой гипотезы, формулирование выводов

5 этап. Текстовое оформление работы. Я бы остановилась и сказала, что этот этап тоже считаю важным, так как умение правильно оформить проектную работу необходимо в будуще. Кроме того, когда дети сталкиваются с оформлением проекта, выясняется, что многие из них не знают элементарныйх вещей: что такое нужный шрифт, междустрочный интервал, абзацный отступ, поля страницы. Они не только не знают этого, но и не умеют  работать с текстовым документом в формате  ворд. Также некоторые дети не умеют делать презентации…..

6 этап. Выступление обучающихся с результатами исследования. Тоже важный этап, так как помогает ребятам почувствовать себя в роли  выступающего. Это бесценный опыт преодоления себя, страха публичного выступления. И этот опыт тоже необходим в будущем.

Выполнить проект — это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело

Проектная деятельность позволяет повысить интерес к уроку литературы, готовит к дальнейшим творческим поискам, расширяет опыт исследовательской деятельности.

В процессе работы учитель выступает в роли консультанта. Успех проектно – исследовательской деятельности обеспечивает позиция равноправного сотрудничества обучающегося с преподавателем.

В среднем звене целесообразно вводить какие-либо элементы исследовательской деятельности в учебный процесс, что позволит уже в старших классах, опираясь на полученный опыт, без особых трудностей перейти к проектно-исследовательской  деятельности.

Проекты могут быть разными. Информационный проект призван научить ребят добывать и анализировать информацию. В процессе подготовки проекта обучающиеся изучают и используют различные методы получения информации (литературу, библиотечные фонды школы, поселка, района, СМИ) осваивают методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы)

Ребята увлеченно работают над сбором необходимой информации и над совместной ее обработкой в группах. Собранные материалы не только расширяют представления ребят о жизни, творчестве писателей, об интересных фактах создания произведений, но и в дальнейшем позволяют ребятам других классов пользоваться собранными материалами.

Самым необычным моментом защиты проектов для ребят является этап рефлЕксии (анализа сделанного, сравнение того, что было задумано группой, с тем, что получилось)

 Слайд 3: Цель творческого проекта – переосмысление творчества писателей и создание литературно – музыкальных композиций.

 Имея опыт проектной деятельности, ребята более уверенно, осознано берутся за создание очередного проекта: распределяют роли, подбирают музыкальное и литературное сопровождение. В стороне не остается никто, демонстрирую скрытый творческий потенциал, порой неожиданные способности и таланты.

Методы:

1. Работа с информационным источниками (Интернет, материалы СМИ).

2. Анализ и обобщение информации.

3. Социологический опрос, беседа.

Слайд 4

Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Слайд 5

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

Слайд 6

Ø   проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

Ø   целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

Ø   самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

Ø   представление результатов своей деятельности и хода работы;

Ø   презентации в различных формах (макета, плаката, компьютерной презентации, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

Ø   поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

Ø   практическому применению школьных знаний в различных ситуациях;

Ø   выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

Ø   проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволяет  достичь положительных результатов.

Обучающиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор,  активно участвуют в деятельности школы и района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной работе.

Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии...

Методическая статья "Формирование нравственных компетенций на уроках литературы и во внеурочной работе"

Тема самообразования: «Формирование нравственных компетенций на уроках литературы и во внеурочной работе»...

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр

Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

В основе понятия – исследовательская деятельность лежит слово «исследовать», т.е. рассмотреть, изучить в целях познания какой-то вопрос. При исследовательской деятельности на уроке в...

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Литература и русский язык – особые предметы. Влияние их на развитие личности ребенка огромно. В методике преподавания литературы основное внимание уделялось и уделяется поискам путей литературов...