Мастер-класс для педагогов на тему «Педагогическая мастерская»"
материал по литературе

Терехова Зинаида Сергеевна

Педагогическая мастерская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов на тему

«Педагогическая мастерская»

Подготовила: Терехова З.С.

СЛАЙД 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам  образовательный проект «Педагогические мастерские» на уроках литературы как механизм реализации духовно-нравственного наставничества».

СЛАЙД 2. Сегодня особое внимание обращает на себя такая форма взаимодействия с обучающимися как  на наставничество.

Ведущее значение слова «Наставничества»  для меня — вести, направлять к совершенству, преподать лучшее, способствовать развитию.

Очевидно, школа испытывает потребность  в наставнике, который помогает  выяснить, как ученик осваивает знания, где его зоны роста, какими методами лучше всего можно восполнить пробелы, в какой форме материал усваивается лучше. Он должен помогать ученику САМОСТОЯТЕЛЬНО находить ответы на вопросы и осваивать новые навыки.

СЛАЙД 3. Цель и задачи проекта представлены на слайде.

СЛАЙД 4. Одним из механизмов, обеспечивающим эффективность духовно-нравственного воспитания  являются «Педагогические  мастерские».

Урок, в форме педагогической мастерской  направлен на воспитание личности ребенка. Основным методом является создание атмосферы сотрудничества на уроке. В ходе мастерских развиваются необходимые современному человеку личностные качества, культура мышления и поведения.

          Педагог в технологии мастерских - это наставник, который указывает возможные направления развития ученика.

СЛАЙД 5. Построение мастерской технологично, а, следовательно, создается по определенному алгоритму. Данный алгоритм представлен на слайде.

СЛАЙД 6. Из всего многообразия, применяемых  методов я чаще всего использую такие как проблемный, эвристический (беседа, задания исследовательского характера), исследовательский, креативный.  

Я считаю себя лучшим учителем в этой школе, поэтому призываю вас внимательно меня слушать и учиться! СЛАЙД 7.

Сейчас вы испытали самые разные эмоции, кто-то удивился, кто-то возмутился, у кого-то может быть, данная ситуация вызвала смех. Именно так работает первый  этап «Педагогической мастерской» - индуктор.

СЛАЙД 8. Итак, индуктор –  это будильник. «Мы спим, и вдруг в нашу жизнь врывается нечто. Индуктор – момент разбуживания, который раскачивает маятник чувств. Главное, чтобы эти чувства были вызваны. Даже, если индуктор вызывает раздражение – это тоже хорошо». Это самый волнительный этап урока.

СЛАЙД 9. Следующим этапом мастерской является самоконструкция, в которой ученики переходят от чувств и эмоций к реальным действиям.

СЛАЙД 10. Обратите внимание на экран. Уверенность – это когда вы верите в себя и свои способности, самоуверенность – когда вы думаете…? Попробуйте, включиться в данный этап мастерской, изобразить предмет, который ассоциируется у вас с самоуверенностью, продемонстрируйте друг другу, может кто-то прокомментирует?

СЛАЙД 11. На этом этапе ученики могут работать индивидуально или в парах. Они объединяют гипотезы, обсуждают точки зрения. Происходит взаимная оценка. А учитель может стать напарником любого ученика.

СЛАЙД 12. На следующем этапе предлагаю вам вспомнить произведения, где уверенность и самоуверенность в схожих ситуациях приводят к разным последствиям. (ПАУЗА) выслушать ответы, или ответить самой «...эти иллюстрации изображают главных героев известнейшего рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль».

СЛАЙД 13. Помогает ли это произведение осмыслить понятия уверенность и самоуверенность? Каким образом? (ответы)

СЛАЙД 14. Понятие уверенность уже сформулировано. А как бы вы обозначили для себя понятие самоуверенность? (Пауза).

СЛАЙД 15. В силу ограниченности времени предлагаю выбрать наиболее близкий вам ответ с экрана. На уроке эти ответы дети формулируют сами. (Выслушать ответы). (Примерный ответ) Данко своей уверенностью спасает людей, а Ларра своей гордостью и самоуверенностью губит себя и окружающих.  Сейчас, очевидно, сформировались пары со схожим мнением.

На данном этапе, когда я провожу «Педагогическую мастерскую», я слежу за тем, чтобы формирование пар  происходило на основе сходства точек зрения на проблему. Тогда занятие приобретает   форму творческого сотрудничества.  У  участников работы часто появляется потребность в новом или дополнительном знании –  так называемый, информационный запрос. Важно, чтобы процесс рассмотрения гипотез осуществлялся на основе равного отношения к мнению товарища. И самое главное – на мастерской способны все!

     Самое интересное и самое сложное на этом этапе обеспечить «официальное» признание полученных результатов. Это способствует взаимообогащению, формирует творческий коллективный опыт. Для меня важно, чтобы все участники мастерской были выслушаны!

СЛАЙД 16. Вспомните, как я позиционировала себя на первом этапе мастерской? Как вы считаете, в начале своего выступления я проявила уверенность или самоуверенность? Давайте с вами вернёмся к вопросу о том, что же такое самоуверенность.

«Уверенность — это когда вы верите в себя и свои способности, самоуверенность — когда вы думаете…… (ПАУЗА)

СЛАЙД 17. что вы лучше других и действуете соответственно.» Стюарт Стеффорд.

СЛАЙД 18. Вспомните героев рассказа «Старуха Изергиль». Кто из них повёл себя так же самоуверенно и к чему его это привело? (Ответ) Его судьба сложилась трагично.

СЛАЙД 19. Когда ученик отвечает на вопрос, возникает внутреннее противоречие, эмоциональный конфликт между имевшимися у него и новыми знаниями, для разрешения которого потребуется дополнительная информация. Этот этап  - кульминация творческого процесса. Я наблюдаю, как переживание парадокса приводит мысль и эмоции сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» - «разрыву».  

Предлагаю вам выразить свое отношение к понятиям уверенность и самоуверенность одним словом или словосочетанием, запишите их. Теперь я попрошу вас озвучить и прокомментировать, какие слова вы подобрали, чтобы выразить свое отношение к этим понятиям. (Уверенность – это положительное качество человека, а самоуверенность – отрицательное). Это и есть этап рефлексии.

СЛАЙД 20. Результат работы в мастерской я бы описала словами «открыл, почувствовал, создал, задумался». Рефлексия позволяет мне как наставнику обратить внимание на  эмоциональную сферу ученика и обеспечить «движение личности к главным ценностям».

СЛАЙД 21. Об очевидных и значительных результатах реализации представленного  образовательного проекта говорить пока рано.

Поскольку нравственные качества личности формируются и изменяются на протяжении  всей жизни в зависимости от пережитого опыта. Но плюсы проекта уже очевидны.

В перспективе, я вижу продолжение работы над проектом. Накопленный опыт позволит мне создать условия для более успешной его реализации,  и поиска новых, эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания  школьников.

СЛАЙД 22. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Психологическое сопровождение педагогов, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика эмоционального выгорания. Балинтовская группа"

Балинтовские группы - еще одна разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост...

Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.

Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...

мастер -класс "Обучение построению урока по технологи творческой мастерской"

Презентация может использована на методических совещаниях, педагогических советах...

Мастер - класс на конкурсе "Педагог года 2017" на тему: "Просто о сложном".

Как рассказать просто о таком члене предложения как подлежащее?...

Методическая разработка мастер-класса «Проектная деятельность на уроках технологии. Творческая мастерская»

Цель данного мастер-класса ознакомить коллег с применением проектного метода обучения на уроках технологии, как современного подхода для развития творчества и успешности школьников. Предоставить возмо...

Мастер-класс для начинающих педагогов. Технология проведения мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству.

В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения...