Урок внеклассного чтения по рассказу И.А.Бунина «Часовня».
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Разработка урока для обучающихся 6 класса по произведению И.Бунина "Часовня" предназначена для проведения в качестве урока внеклассного чтения после изучения авторов 20 века. Урок построен на основе проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_po_rasskazu_i.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения по рассказу И.А.Бунина «Часовня».
Тема: «Стоит часовня памятью небес».
Ход урока.
- Организационный момент. – 3 минуты
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада нашей новой встрече, нашему новому уроку.
А для того, чтобы этот урок был сегодня более плодотворным, нам необходимо разделиться на группы, но не просто сесть за разные парты, а сделать это, используя имеющиеся у вас знания. Итак, у каждого из вас есть в руках карточки. Среди них – карточки другого цвета – это «главные» карточки. Ребята, у которых они в руках, поднимают их повыше, задача остальных – найти свою тематическую группу. На это я вам даю 2 минуты. Пожалуйста.
(Ребята находят свои группы и рассаживаются за парты)
- Всем комфортно?
- Создание проблемной ситуации. – 3 минуты
Учитель: Ребята, я сейчас прочту вам одно-единственное предложение из небольшого художественного произведения – рассказа-миниатюры, а вы, прослушав его, попробуйте догадаться, о чём может быть это произведение, как оно может называться?
Учитель: В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, тёплый ветер с поля несёт сладкий запах цветущей ржи.
Итак, какие есть предположения?
Ученики высказывают свои предположения.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Учитель: Замечательно, ребята. А сейчас переверните лежащие перед вами листы с текстом, предложение из которого я вам зачитала, и прочитайте название рассказа и автора текста. Вас ничего не смущает?
Ученики: Название рассказа.
Учитель: Оно вам кажется немного странным? Возможно. Но прежде чем мы порассуждаем над этим, давайте попробуем определить предмет нашей с вами совместной деятельности. Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке?
Ученики: Знакомиться с новым текстом, анализировать его.
Учитель: Скажу вам больше, мы будем его исследовать.
Итак, тема нашего урока звучит так «Стоит часовня памятью небес». Мы к ней ещё обязательно вернёмся. А пока я хотела бы обратить ваше внимание на автора. Вам знакомо имя этого писателя? Замечательно. Я думаю, что сегодняшнее знакомство с ним пробудит в вас интерес к его творчеству.
- Осмысление. Чтение и анализ текста. 25 минут
Учитель: Ну, что ж, приступаем к исследованию текста? Ребята, наши исследования мы будем фиксировать в рабочей тетради, лежащей перед вами. Работаем в группах, не забывайте правило – слушаем всех, приходим к общему мнению. (Знакомство с тетрадями)
Слушаем аудиозапись текста. Ребята следят по тексту.
________________________________________________________________
Учитель: Ребята, какое настроение вызвал у вас этот рассказ?
Ученики: Грустное, печальное.
Учитель: Почему?
Учитель: Подчеркните, пожалуйста, ключевые слова в этом рассказе. По какому принципу можно их разделить?
Ученики: По принципу противопоставления.
Учитель: Давайте подтвердим это утверждение примерами из текста.
3.1. Работа в группах (тетради):- 5 минут
1 группа – противопоставления- существительные
2 группа – противопоставления – прилагательные
3 группа – противопоставления – глаголы
4 группа – противопоставления – наречия
5 группа – противопоставления со значением времени и пространства.
Вывод: основной художественный приём рассказа – антитеза.
------------------------------------------------------------------------------------------------
3.2.
Учитель: Поскольку мы с вами определили основной художественный принцип построения текста, давайте посмотрим на композицию рассказа в целом.
-Ребята. Кто напомнит нам элементы композиции текста –повествования?
Работа в группах (в тетради): - 5 минут
- Что представляет собой начало текста (экспозиция)? – Пейзажная зарисовка, картина старой часовни.
- Завязка рассказа? – Дети из усадьбы сидят перед часовней и заглядывают в окно.
- Кульминация рассказа? – Рассказ про дядю.
- Развязка текста? – Пейзажная зарисовка.
Вывод: композиция рассказа закольцована – круг – символ вечности- смены веков.
_______________________________________________________________
3.3.
Учитель: Для того, чтобы понять замысел писателя, давайте попробуем выстроить свой ассоциативный ряд из тех слов, которые вы подчеркнули в тексте.
Работа в группах (тетрадь): - 5 минут
1 группа – солнце, жара, играть, бегать
2 группа – темно, холодно, железные ящики
3 группа – одинокая, заросшая, старая
4 группа – травы, мухи, шмели, бабочки
5 группа – окно, дует, ночь
Какая доминирующая антитеза здесь напрашивается? Жизнь - смерть
Мы здесь – они там Прошлое – настоящее
Вывод: Настоящее – это связь между прошлым и будущим.
______________________________________________________________
3.4.
Учитель: А теперь давайте поговорим о героях рассказа. Кто это? Как меняется повествование, когда появляются дети?
- Детский взгляд на мир.
- Зачем это автору?
- Он вспоминает своё детство, хотя этот рассказ был написан им в 74 года.
Вывод: дети – это связь времён и поколений.
Учитель: Давайте вернёмся здесь к названию темы и рассказа. Почему же «Часовня»?
Символом чего здесь она является?
- Это символ вечности, место, разделяющее мир живых и мёртвых, мир прошлого и настоящего. Это место покаяния человека, памяти. И всё же это путь в будущее. От часовни, от храма
- А как вы понимаете слова «памятью небес»?
___________________________________________________________
3.5.
- Ребята, возьмите карандаши жёлтый и тёмный и раскрасьте этот текст.
Что у вас получилось?
- А теперь давайте попробуем переложить этот рассказ на музыку. Какую музыку вы слышите?
(Минорная музыка, мажорная музыка).
- На какой ноте заканчивается рассказ? На мажорной.
- Действительно, автор действительно говорит нам о том, что в этой жизни всё бренно, и этот холод об этом нас предупреждает. НО всё же жизнь побеждает, и нам нужно жить и радоваться солнечному свету, пению птиц, цветению зелени. Именно поэтому я предлагаю закончить наш урок на мажорной ноте. Я предлагаю вам сложить оду жизни.
Работа в группах. – 5 минут
Чтение творческих работ.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ну что ж ребята на этом наше увлекательное исследование закончено. Как вы думаете, оно нам удалось?
- Достигли мы своей цели?
- Ребята, вы сделали на сегодняшнем уроке какие-то открытия?
- А что для вас сегодня было самым неожиданным?
- Оцените работу вашей группы.
- Поставьте оценку педагогу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"
Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...
"Что нужно человеку для счастья?" Урок внеклассного чтения по рассказу Рэя Бредбери "Каникулы". 8 класс
Урок внеклассного чтения посвящен рассказу Р.Бредбери "Каникулы"....
"Человек и история" Урок внеклассного чтения по рассказу В.Набокова "Посещение музея" в 10 классе
Урок построен в технологии РКМЧП. Основной прием - "Инсерт"...
Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе
Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе. Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...
- Мне нравится (1)