Вопросы и ответы к повести Н.В.Гоголя «Шинель»
методическая разработка по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_i_otvety_k_povesti_n.v.gogolya_shinel.odt | 34.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы и ответы к повести Н.В.Гоголя «Шинель»
#1063;то мы узнаем о герое в начале повести? Что означает его имя?
(Что он служил в одном департаменте, что ничего замечательного о нем сказать нельзя, низенького роста, рябоват, рыжеват, подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами, ему за 50 лет, но служит он чиновником низшего класса в табели о рангах — вечный титулярный советник (это 9 ступень чиновничьей лестницы). Фамилия его — Башмачкин. Называя ее, писатель словно иронизирует: «...она произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом... ничего этого неизвестно».)
2. Какова история рождения Акакия Акакиевича? —ответ в тексте (от слов «Родился... против ночи» до «...другого имени дать было никак невозможно»).
3. Как относились в департаменте к Акакию Акакиевичу? (не уважали его)
4. Что мы узнаем об отношении героя к службе? Как в этом проявляется его характер?
(Он служил с любовью, переписывание бумаг для него — особый приятный мир, но ничего более делать не умел, терялся от задания переменить глаголы из 1 лица в 3-е. Дома он также переписывал бумаги, ожидал, «что-то бог пошлет переписывать завтра». За свою работу он получал всего 400 рублей в год, мизерные по тем временам деньги. Он покорен судьбе, не склонен к протесту.)
5. Расскажите о разговоре Акакия Акакиевича с Петровичем. О чём размышляет Акакий Акакиевич после него. (Здесь важно, чтобы ученики поняли, что Гоголь не скрывает ужасающей нищеты героя, которая и влияет на формирование его характера, на поведение. Кроме того, в его жизни нет человеческой привязанности, вот и возникает странная «любовь» к красивым буквам и к будущей шинели, как к живому человеку.)
6. Почему автор наделяет героя такой невразумительной речью? «А я вот к тебе, Петрович, того...», «А я вот того, Петрович... шинель-то, сукно...». (Отрывок зачитать)
(Трудно представить, чтобы герой, живущий в одиночестве и забитости, говорил иначе. Но дело и в умственной неразвитости, ограниченности кругозора, конечно, тоже. Таким образом, автор сочувствует своему герою. К тому моменту, когда он пишет: «Отчего же нельзя, Петрович? — сказал он почти умоляющим голосом ребенка...», жалость, сочувствие к герою уже сформировались в читателе.)
7. Чем стала будущая шинель для героя повести?
А какие изменения происходят в характере, манере поведения?
(Мы видим, что он меняется внешне, поведение его становится более решительным и целеустремленным. Читаем от слов: «...но зато он питался духовно... в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?»
Конечно, в этом отрывке появляется юмор, но это добрый юмор, а главное в том, что он становится человеком, впервые начинает себя чувствовать человеком: даже принимает приглашение товарищей на вечеринку и выпивает шампанское.)
8. Шинель готова. Как ощущает Акакий Акакиевич себя в новой шинели?
9. Как сослуживцы отнеслись к новому приобретению Башмачкина?
10. Определите, какой эпизод является кульминационным в повести.
(сцена ограбления — первое потрясение для Акакия Акакиевича.)
#1050;акие перемены произошли с героем после ограбления?
(Тишайший Акакий Акакиевич начинает бранить будочника за то, что тот не помогает человеку, когда его грабят. Впервые не идет он на службу, начинает добиваться, чтобы его принял частный пристав. Когда его не пропускают, говорит писарю, что пришел по казенному делу, что пожалуется, если не пустят, «так вот тогда они увидят».
Но самое главное начинается после визита к «значительному лицу».)
12. Расскажите о встрече А.А. со значительным лицом.
Обратим внимание учеников на то, как Гоголь акцентирует внимание читателей на роль чина: «...генеральский чин совершенно сбил его (значительное лицо) с толку». Читаем от слов: «Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича и его старенький вицмундир...» до слов: «...его вынесли почти без движения».
После этого визита Башмачкин уже ничего не помнил и не видел, не чувствовал ни рук, ни ног, когда добрался домой, не в силах был говорить. Началась сильная горячка и вскоре «бедный Акакий Акакиевич испустил дух».
Смерть только подчеркнула одиночество и бедность героя, который не оставил наследников и наследства. «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было».
13. Почему Гоголь решил закончить повесть трагически – смертью героя?
(Для писателя важнее всего правда жизни, к ней, этой трагической правде, он и стремился привлечь внимание читателей.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе "Мотив обиды в повести Н.В. Гоголя «Шинель»"
Цели урока:- углубить и развить представление учащихся о «маленьком человеке» в повести Н.В. Гоголя. В занимательной форме отрабатывать навыки анализа прозаического текста. Сформировать представ...
Урок литературы в 8 классе по повести Н.В.Гоголя "Шинель"
Урок был проведен в рамках районного ресурсного центра для учителей района слушателей городский курсов при АППО (группа критического мышления). Получено Багодарственное письмо от диретора АППО з...
Синквейн по повести Н.В. Гоголя "Шинель"
В данной презентации представлен урок-домашнее задание 9"Б" класса по теме: "Синквейн" по повести Гоголя "Шинель"....
Человек и вещь в повести Н.В.Гоголя "Шинель"
Презентация предназначена для урока литературы с одноименным названием для 8 класса...
Вопросы к повести Н.В.Гоголя "Шинель"
Данный дидактический материал может быть использован при первом знакомстве учащихся с повестью Гоголя. Его можно дать в качестве домашнего задания или самостоятельной работы на уроке....
Урок литературы в 9 классе (по повести Н.В.Гоголя «Шинель») Тема: Человек. Лицо. Вещь. Загадки «Шинели».
Урок литературы в 9 классе по повести Н.В.Гоголя «Шинель»Тема: Человек. Лицо. Вещь.Загадки «Шинели»....
Вопросы и ответы к повести Н.В.Гоголя Шинель
Вопросы и ответы к повести Н.В.Гоголя Шинель...