Материалы к сочинению
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
ШАГ 2 КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ
Комментарий проблемы – это важная часть сочинения. Важно поразмышлять над вопросами, связанными с прочитанным текстом:
- Кому адресован текст?
- К какой категории относится проблема (См. категории проблем)?
- Какова степень актуальности текста? ( См. значимость проблемы)
- Насколько освещена эта проблема в литературе?
- К каким выводам подводит нас?( См.важность для читателя)
- Важно указать, на каком материале автор рассматривает проблему: воспоминания, диалоги, художественное повествование, монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.
КАТЕГОРИИ ПРОБЛЕМ
философская, нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно политическая
- философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления;
- социальные проблемы касаются устройства и жизни общества;
-общественно-политические затрагивают вопросыполитики;
- политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп;
- экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды
- нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.
ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Актуальная, насущная, первоочередная, острая, важная, глубокая, наболевшая, злободневная.
ВАЖНОСТЬ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ (Проблема заставила…)
глубоко задуматься, по-иному посмотреть на…, лучше понять себя и окружающих, критичнее относиться к…, серьёзно размышлять о…
КОММЕНТАРИЙ
Текстуальный Концепционный
1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
Комментировать помогут вопросы:
• На чем заостряет внимание? Почему?
• Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?
• Какие эмоции автора выражены в тексте?
• Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
• Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
2. Концепционный комментарий содержит интерпретацию проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений поданному вопросу. Комментировать помогут вопросы:
• К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)
• Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?
• Почему эта проблема привлекла внимание автора?
• К каким выводам автор подводит читателя?
ЗАПМНИТЕ: в комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что вы легко ориентируетесь в тексте. Однако подменять комментарий пересказом или сплошным цитированием нельзя. Чтобы отличить комментарий от пересказа, помните: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.
Шаблон
Комментарий проблемы
Публицистический текст | Художественный текст |
1)Рассматривая данную актуальную (интересную, важную) проблему, автор (публицист, ФИО, писатель) говорит о том, что… | 1)Рассматривая данную актуальную проблему на примере эпизода из жизни своего героя ( героев), автор рассказывает о том, как (опора на текст). |
2)Автор считает, что….. Понять чувства автора помогает фраза: «….» 3) ФИО хочет донести до читателя мысль о том, что… Он убеждает читателя в том, что «цитата» ( или Он убежден: «Цитата») | |
Можно использовать слова: считает, размышляет, говорит о том, утверждает, задается вопросом, задумывается, делится размышлениями (воспоминаниями о), заостряет внимание читателя на том, что… |
Предварительный просмотр:
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
- Вступление.
- Формулировка проблемы.
- Комментарий проблемы
- Анализ позиции автора.
- Личностная позиция.
- Аргументы ( читательский, жизненный)
- Вывод.
Шаблон:
Многие жизненные понятия трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье - без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор поднимает проблем…
Рассматривая данную актуальную проблему (для художественного текста: + на примере эпизода из жизни героев, автор рассказывает о ( по тексту), автор говорит о том, что… ФИО стремится донести до читателя мысль о том, что... Аргументируя свою точку зрения, автор приводит в пример… ФИО убежден: «Цитата». Понять мысли и чувства писателя ( публициста) помогает фраза : «…»
Позиция автора ясна:
Трудно не согласиться с мнением ФИО в том, что….
Данная проблема нашла отражение в художественной ( публицистической) литературе. Так, в произведении…
В жизни тоже есть доказательства тому, что…
Таким образом, текст ФИО - еще одно напоминание о том, что
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ:
( материалы сайта: http://егэша.рф/news/esse/2012-02-26-98)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 10 классе ( развитие речи ) Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению
Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению по тексту Е. Винокурова "Сергей Есенин"...
Материалы к сочинению по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
Подготовительные вопросы к сочинению:1. Какую теорию разработал Раскольников?2. Как Достоевский рисует в романе "Преступление и наказание" мир униженных иоскорбленных?3. Какая роль отводится в романе ...
Материалы к сочинению.Утверждение Печорина «Один из друзей всегда раб другого..»
Материалы к сочинению.Утверждение Печорина «Один из друзей всегда раб другого..» ...
Материалы к сочинению. Лермонтов и Кавказ
Материалы к сочинению. Лермонтов и Кавказ...
Материалы к сочинению.Лермонтов «печально я гляжу на наше поколенье…»
Материалы к сочинению.Лермонтов «печально я гляжу на наше поколенье…»...
"Семья - основа человечества" (материалы к сочинению)
Презентация представляет собой материалы для выпускного сочинения по направлению "Дом", "Любовь" (2015-2016 учебный год)....
Развитие речи в 6 класса. Сбор материалов к сочинению по картине.
1. Отработать навыки сбора материала к сочинению по картине.2. Развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас.3. ...