Нравственные уроки в повести В. Распутина «Живи и помни»
план-конспект урока по литературе

Елена Николаевна Пенькова

Урок. Нравственные уроки в повести В. Распутина «Живи и помни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivi_i_pomni.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственные уроки в повести В. Распутина «Живи и помни»

Цель:  формирование принципиальной позиции учащихся по отношению к нравственному выбору главных героев повести.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с повестью В.Распутина «Живи и помни»;

-способствовать усвоению творческого мира писателя, пониманию нравственно-философских проблем его произведений на примере повести «Живи и помни»;

Развивающие:

-способствовать развитию логического мышления и интеллектуального развития в процессе чтения и проблемной дискуссии;

-навыков устной связной речи и культуры речи;

-выразительного чтения, внимания и памяти;

-развития письменной речи в процессе выполнения домашнего задания;

Воспитательные:

-познакомить с духовными ценностями человеческой жизни, наметить нравственные ориентиры на примере повести В.Г.Распутина «Живи и помни»;

-способствовать воспитанию нравственности, патриотизма, интереса к истории своей страны, формированию правильного морального облика.

Ожидаемые результаты:

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, совершенствуют ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения.

Метапредметные: осознанно строят высказывание в устной форме, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, владеют смысловым чтением художественного текста, анализируют собственную работу, умеют использовать различные способы поиска информации.

Предметные: умеют анализировать литературное произведение, понимают и формулируют тему и проблемы, нравственный пафос произведения, создают творческую работу, умеют пользоваться монологической и диалогической речью.

Ход урока:

Не хлебом единым жив человек.

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя:

- На сегодняшнем уроке мы  познакомимся с одним из самых сложных и самых интересных произведений русской литературы, которое встало в ряд поистине выдающихся,  классических книг современности. Речь пойдёт о повести  В. Распутина «Живи и помни». Наш сегодняшний  урок – это урок-путешествие, но не в какие-либо далёкие страны, в  глубины человеческой души.

- Как вы понимаете это выражение «путешествие в глубь души»?

(Разобраться в психологии человека, в причинах его поступков).

III. Информация о писателе.

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский писатель, коренной сибиряк, всегда жил и живет на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит.  Самые известные его произведения: повесть «Последний срок», «Пожар». «Прощание с Матёрой». Парадокс Распутина состоит в том, что его писательской темой, его болью, его жизненной задачей стало разоблачение истоков безнравственности, а героями его стали, наоборот, люди исключительно высокой нравственности.  Его творчество отмечено многими государственными наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.

 Замыслом сюжета этой повести явились воспоминания детства: «Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья. Он озлобился, убил телёнка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти, проклюнулось зернышком сюжета».

IV. Анализ повести.

- В чём сила этого произведения? Почему оно вызвало такой интерес? Попробуем разобраться.

5. Прогнозирование по названию. Беседа по вопросам.

1. Как вы думаете, о чём это произведение?

2. Как вы расцениваете предательство? Как понимаете это слово?

3. Кто, по-вашему, может быть предателем?

4. По какой причине, почему человек может стать предателем?

5. Всегда ли можно избежать этого?

6. Как вы думаете, кто чаще предаёт: мужчины или женщины?

7. Можно ли оправдать и простить предательство?

8. Как, по-вашему, может чувствовать предавший человек?

9. Может ли человек, однажды предавший, совершивший преступление, повторить его? Почему так происходит?

10. Считаете ли вы предательство преступлением? Почему?

11. Случалось ли вам обманываться в ваших надеждах?

12. Как вы себя чувствовали после этого? Хотелось ли что-то изменить назло обстоятельствам? Получалось ли?

13. Может ли обида на кого-то или что-то перерасти в предательство?

14. Знакомо ли вам чувство страха, обиды, злобы, злости? При каких обстоятельствах вы их испытывали?

6. Пересказ и чтение с остановками, просмотр видеофрагмента.

1) Кто это мог быть? Откуда этот человек знает Настёну?

2) Напишите, что могло бы быть дальше?

7. Чтение диалога Настёны и Андрея. Проверка записей в тетради.

8. История Андрея.

9. Настёна у Андрея. Признание Настёны.

1) В чём Настёна признаётся Андрею?

2) Чем, по-вашему, закончится повесть?

3) Оцените поступок Настёны. Почему она выбрала смерть?

4) Кто виноват? Можно ли было этого избежать?

5) Возможно ли прощение для Андрея?

6) Как вы считаете, прав ли Распутин, именно так завершивший свою повесть?

7) Нельзя ли как –то иначе было закончить это произведение?

Учитель: Изначально автор задумывал иной финал: Андрей в результате мучительных раздумий, устыдившись суда Настены, покончил с собой.  8)Почему автор поменял финал?

– Это возвышало бы его, снимало часть вины, превращало малодушие в заблуждение. Но в этом случае он был бы главный герой, а ведь повесть не о нем.

Автору и нам бесконечно жалко Настену, но самым сложным остается вопрос об отношении к Гуськову. Что с ним станет? Есть ли хоть малейшая надежда, что смерть Настены спасет его, подтолкнет к раскаянию и возвратит к людям? Финал открытый.

Автор оставляет нас с этими вопросами, лишь бросив вдогонку Гуськову: «Живи и помни, человек…»

9) О чем же нужно помнить? Чем жить? (прослушать и прокомментировать 3-4 варианта ответов).

Ответы на эти вопросы будут выводом в вашем будущем сочинении.

(Помнить о долге гражданском и долге человеческом, о верности родине, о вере, о совести, о единении с семьей, людьми, страной. Есть высшие нравственные законы, которые никто не имеет права нарушить.)

10. Д/з. Напишите сочинение на одну из тем:

1) Какие нравственные законы никто не имеет право нарушать? Какие поступки оправдать невозможно?)

2) Представьте, что Настёна осталась жива, как бы дальше развивались события?

3) Соня Мармеладова и Настёна Гуськова. Сравнительная характеристика.

4) Андрей Гуськов и Родион Раскольников.

5) Мои впечатления от повести В.Г.Распутина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Нравственный смысл повести В.Распутина "Живи и помни"""

Презентация-сопровождение урока по повести В.Распутина "Живи и помни" содержит материал о жизни и творчестве писателя, представляет содержание повести (цитаты, иллюстрации), организует беседу по произ...

Конспект урока по повести Валентина Распутина "Живи и помни". Путешествие в глубь человеческой души.

Данная разработка урока литературы  в 11 классе по прекрасному произведению В.Г. Распутина "Живи и помни"  поможет учащимся разобраться в сложных  философских вопрос...

Урок по повести В.Распутина "Живи и помни"

Данный урок представляет собой комбинированное сочетание лекции, аналитической беседы, чтение отрывков текста....

"Нравственный закон, которым держится жизнь" (по повести В.Распутина "Живи и помни")

Конспект урока для внеклассного чтения  с индивидуальной работой в опорных картах учащихся....

Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)

В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...

Урок по повести В.Распутина "Живи и помни" (подготовка к выпускному сочинению)

Творческий и жизненный путь В.Распутина, анализ повести В.Распутина “Живи и помни&rdquo...