"Нравственный закон, которым держится жизнь" (по повести В.Распутина "Живи и помни")
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Одинцова Ольга Александровна

Конспект урока для внеклассного чтения  с индивидуальной работой в опорных картах учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_zhivi_i_pomni.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Аннотация к уроку.

Автор урока – Одинцова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 им. Олега Кошевого» г.Сыктывкара Республики Коми.

Тема - Нравственный закон, которым держится жизнь (по повести В.Распутина «Живи и помни»)

Предмет  -  Литература

Класс  11

Характеристика темы и место урока в образовательном процессе  - урок внеклассного чтения.

Методическая информация:

Тип урока по основной дидактической цели - урок ознакомления с новым материалом;

тип урока по основному способу проведения – сочетание различных форм занятий;

тип урока по основным этапам учебного процесса – образование понятий, установление законов и правил;

тип урока по форме проведения - личностно-ориентированный с элементами проблемного обучения.

Формы организации обучения   -  кооперированно-групповая и фронтальная

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Повысить уровень восприятия художественного текста.
  2. Показать, что происходит с человеком, нарушившим нравственный закон.

Развивающие:

  1. Воспитать вдумчивого читателя.
  2. Развивать навыки анализа художественного текста и давать собственную оценку.
  3. Обогащать учащихся народной мудростью.

Воспитательные:

  1. Помочь услышать нравственное звучание повести
  2. Воспитывать чувство ответственности за содеянное

Оборудование: тексты повести, опорные карты для учащихся, портрет писателя.


Опорная карта учени..…. 11 класса………….……………...

По повести В.Распутина «Живи и помни».

Нравственный закон, которым держится жизнь

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство,

А есть еще:

Совесть,

Честь…

А если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали…

А. Яшин

Родился 15 марта 1937 в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты.          Творческую судьбу Валентина Распутина можно без преувеличения назвать высокой, завидной, счастливой. Его книги издаются миллионными тиражами, но не могут покрыть читательской жажды познакомиться с его творчеством. Велика тяга людей услышать живое слово писателя не только в нашей стране, но и за рубежом: это рассказы и повести «Деньги для Марии», «Уроки французского», «Последний срок», «Прощание с Матерой», « Живи и помни», «Пожар» и другие. В настоящее время живет и работает в Иркутске.

1.

«Живи

и

помни»

…….......................................................

….........................................................

…….......................................................

…….....................................................

…….......................................................

…….....................................................

…….......................................................

…….....................................................

…….......................................................

…….....................................................

2.

Вопросы:

Вопросы:

…….......................................................

….........................................................

…….......................................................

…….....................................................

…….......................................................

…….....................................................

…….......................................................

…….....................................................

…….......................................................

…….....................................................

3. Народная мудрость (продолжите)

  • Жив, да покойника не стоит.
  • .……………………...………...……- век  учись.
  • .……………………...………...……- век  люби.
  • Жизнь прожить-.……………………………………………...………...…….

4. О каком нравственном законе, которым держится жизнь, мы должны всегда помнить?

………………………...……………………………...……………………………...……………………………...……………………………...……………………………...……………………………...……………………………...……………………………...……………………………...……………………………...……………………………...……

………………………...……………………………...……………………………...……………………………...……………………………...……………………………...……

Ход урока.

1.Слово учителя.

-В этом году мы с вами празднуем уже 65-летний юбилей Великой Победы. К темы войны обращаются многие поэты, писатели. Каждый по-своему раскрывает эту тему. Так В.Распутин в повести «Живи и помни» показал не героя войны, а представил судьбу дезертира и его жены. Как же создавалось произведение «Живи и помни»?

2.Сообщение ученика.

- Повесть «Живи и помни» написана в 1974 году и была удостоена Государственной премии. Вот как автор вспоминает об истории создания повести. Сначала было просто впечатление. Через деревню вели заросшего страшного человека, пойманного в лесу. Так впервые детского слуха Вали Распутина коснулось странное слово - дезертир. То первое, еще детское, впечатление отложилось где-то в глубинах подсознания и время от времени, как дремлющий вулкан, давало знать о себе. А однажды мелькнула мысль, вопрос: как бы к такому человеку, переступившему черту закона, отнеслась его жена? Вот тут-то и проклюнулось зернышко сюжета...

3.-Повесть названа «Живи и помни». Подберите однокоренные слова к названию произведения и запишите в опорные карты пункт 1.

( Живи- жизнь, живой, жито…

Помни- память, поминать, поминки…)

-А теперь задайте вопросы к названю повести и ключевым словам? Запишите в карты пункт 2.

(-Как жить?

-Когда человек считает, что он живой?

-Какую жизнь прожить?

-Какую память о себе оставить?

-О чем должен помнить каждый?)

-На эти вопросы мы должны найти ответ на уроке по повести В.Распутина «Живи и помни» и познать нравственный закон, которым держится жизнь.

Эпиграфом взяты слова поэта Яшина. Зачитайте эпиграф урока.

( В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество, Верность, Братство.

А есть еще: Совесть, Честь…

А если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали…)

-На какой вопрос мы находим ответ в словах Яшина?

(О чем должен помнить человек?-Должна быть  Совесть и Честь у настоящего Человека)

-Обратимся к содержанию повести. Скажите, с чего начинается повесть?

- Идет последний год войны. Мы находимся в деревне. В бане у Гуськовых пропал топор.

-Почему автор несколько раз возвращается к случаю пропажи, к топору? Может, это символ чего-то?

- Топор- символ зла, смерти, рока.

- Верно. Судьба  занесла  его над самим Андреем Гуськовым. Но, как чувствуете, ходить под занесенным топором, точно знать, что он непременно опустится и не ведать лишь, когда это случится – мучительно тяжело, невыносимо.

-- Почему же Гуськов оказался дезертиром? Ведь «среди разведчиков Гуськов считался надежным товарищем, его брали с собой в пару, чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята. Воевал, как все - не лучше и не хуже. Солдаты ценили его за силушку -

Коренастый,жилистый,крепкий,он взваливал оглушенного или несговорчивого "языка" себе на горбушку и тащил, не запинаясь, в свои окопы».

(Жизнь на войне была временами не в меру тяжелой, но никто не роптал, не жаловался, потому что всем доставалось поровну . И «столько они, кто дрался, с первых дней войны, вынесли и выдержали, что хотелось верить:должно же для них выйти особое, судьбой данное помилование, должна же смерть от них отступиться, раз они сумели до сих пор от нее уберечься». Когда же виден стал конец войне, не одно сердце дрогнуло от щемящей надежды на скорое и чудесное избавление от страха смерти. Но не наступало передышки, хоть уже и на исходе были силы. Страшно становилось от мысли, что можешь не дожить до победы...И самое тяжелое нравственное испытание выпало на долю Андрея Гуськова перед концом войны: он, раненный, оказался в госпитале недалеко от дома. Не выдержало его сердце, мысль о смерти стала непреодолимой стеной на пути обратно на фронт. Поддавшись какому-то не вполне осознанному чувству, Андрей выбрал для себя наихудший исход, гораздо более тяжкий и горький, чем смерть от вражеской пули..).

-Что же это за выбор, которыи хуже  вражеской пули? И почему такой выбор совершил герой?

( Выбор продиктован боязнью за жизнь. Вот-вот конец войне, а можно и погибнуть.Обычно смелый, надежный, он проявил трусость, эгоизм, слабость. Он не хотел дезертировать, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего. Андрей хотел только повидаться с родителями, с Настеной. «Приду, покажусь Настене на глаза, покаюсь, чтоб извергом в памяти не остался, погляжу на мать, на отца». Именно так хотел сделать Андрей. Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось. Дорога оказалась долгой, он привык к мысли о невозможности возвращения. В конце концов он сжигает все мосты и становится дезертиром, а значит- преступником).

-Как проявила себя Настена, когда муж совершил предательство?

(Когда на ее долю выпадает такое страшное испытание, как дезертирство Андрея, ей в голову не приходит не только отказаться от него, но и просто отделить свою судьбу от его судьбы: она считает себя участницей содеянного мужем. Частью от жалости, а частью от озлобленности Андрей говорит, что ей без него было бы лучше. И Настена отвечает: «А что? Конечно, лучше. Ничего не знать, не видеть, не слышать, ничем не болеть, не страдать - ой, как хорошо, как спокойно! А куда я себя, интересно, дену, если я - вот она? Зачем ты мне говоришь, как было бы без тебя? - Я знать этого не хочу. Ты уж меня от себя не отделяй, не надо... Давай вместе. Раз ты там виноват, то и я с тобой виноватая. Вместе будем отвечать».«Когда все хорошо, легко быть вместе: это как сон, знай, дыши, да и только. Надо быть вместе, когда плохо - вот для чего люди сходятся. Я не могла родить - ты меня не выгнал. Ты согласился на меня, какая я есть, не кинулся искать, что получше. А кто, интересно, мне позволит сейчас от тебя отъединиться? Я бы потом извела, исколесовала себя).

- Автор пишет о ней: «Думая об Андрее, любя его горькой и заботливой любовью, она любила его, жалея, и жалела, любя, - эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно».Верность, долг, жалость- вот что оказывается главным в жизни женщины.

-Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?

(Ей приходится врать, хитрить. Она испытывает одиночество среди людей. Когда возвращается воин-односельчанин Максим Вологжин с войны, во время посиделок Настена «не могла ни говорить, ни плакать, ни петь вместе с другими…»)

-Но героям повести предстоить пройти еще очень важное испытание. Спустя несколько месяцев после возвращения Андрея Настена поняла, что в ней теплится новая жизнь. Почему женщина не радуется этой вести?

(Ей невозможно поделиться счастьем с односельчанами, стыдно, надо объяснять происшедшее. Среди людей она одинока, открыться нельзя, иначе предаст мужа. Настена вынуждена еще и оговорить себя, чтобы скрыть от односельчан имя подлинного отца будущего ребенка. И если на фронте другие принимают на себя тот удар, который должен был встретить Андрей, то в тылу он тоже волей-неволей становится предателем, потому что тяжкие удары судьбы принимает здесь одна Настена. «Стало быть, ребенок родится на стыд, с которым не разлучаться ему всю жизнь. И тут не выйдет, как хотели, - ничего не выйдет. И грех родительский достанется ему, суровый, истошный грех, - куда с ним деваться?» Тогда и приходит к Настене простая и злая мысль: «Скорей бы конец: любой конец лучше этакой жизни»).

-Почему погибла Настена?

( Непосилен груз от чувства стыда, совестливости, одиночества, душевной муки).

- О чем думает Настена перед смертью? Повинны ли односельчане в гибели Настены?

(В самые тяжелые, последние дни Настена помнит прежде всего о стыде,на котором держится человеческая совесть: «Всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоем месте сумел бы прожить лучше? Как можно смотреть после этого людям в глаза?.. Но и стыд исчезнет, и стыд забудется, освободит ее...» Там, где нет стыда, нет и жизни. Настена до конца осталась верной мужу и будущему ребенку, которого не захотела отдать на позор и людское проклятие, уйдя с ним в небытие. Страшный грех совершила эта женщина,погубив себя и будущую жизнь, но смертью своей она заслужила единственно возможное для нее прощение. «Бабы не дали похоронить ее вместе с рядовыми самоубийцами. И предали Настену земле среди своих, только чуть с краешку, у покосившейся изгороди. После похорон собрались бабы у Надьки на немудреные поминки и всплакнули: жалко было Настену»...)

-Почему о Гуськове в конце произведения не сказано ни слова?

(Это суровый приговор ему. Неискупимая вина его погубила всю семью, и он исчезнет с лица земли, не оставив после себя следа).

-О прожитой жизни Гуськова можно сказать пословицей «жив, да покойника не стоит».В опорной карте продолжите пословицы?

(1.Век живи- век учись.

2.Век живи- век люби.

3.Жизнь прожить - не поле перейти).

-В народной мудрости скрыта основная идея произведения: жить, исходя из этических представлений о том, что есть истина, добро, честь, совесть, благородство, соотнося свою жизнь с вечными ценностями. Виктор Астафьев так высказал основную мысль произведения:

«Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины и народа, а стало быть, и для тебя…».

-Дома письменно ответьте на вопрос в опорной карте « О каком нравственном законе, которым держится жизнь, мы должны всегда помнить?»


Используемая литература:

1.В. Распутин «Живи и помни».

2.Л.Вуколов «Поговорим об истинных ценностях:Кн. Для учителя.-М.: Просвещение, 1992.

.

Одинцова О.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №12» г.Сыктывкара ©


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "На чем держится мир?" по повести В.Железникова "Чучело"

Урок доброты, достоинства и чести, проводится в форме диспута. Учащиеся  заранее знакомятся с произведением В.Железникова «Чучело», а на самом уроке анализируют содержание повести, обращаясь...

Человек, на котором держится дом

Разработка классного часа, посвящённого международному женскому дню 8 марта. Работа отмечена дипломом 1 степени в общероссийском конкурсе "Мой Парнас в творчестве" в номинации "Разработка классного ча...

Сценарий "Человек, на котором держится дом"

Сценарий празднлвания Дня матери...

«Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни».

презентация для выступления в классных часах и родителських собраниях...

Методическая разработка родительского собрания на тему: Нравственные законы семьи - это законы жизни

laquo;Нравственные законы семьи – законы жизни»Цель: Обсудить с родителями основные правила семейного воспитания, обменяться опытом воспитания детей в семье.Форма: Семейная гостиная.Участ...