Промежуточная аттестация по родной (русской ) литературе в 10 классе
тест по литературе (10 класс)
Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации по родной (русской) литературе в 10 классе составлена в соответствии с Учебным пособием по Родной (русской) литературе (авторы Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В.и др.) В работу включены задания по теории литературы, на знание авторов и их произведений. Также есть задания творческого характера, которые помогают увидеть литературоведческую подготовку ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_po_russkoy_rodnoy_literature_10_klass.docx | 295.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе – 10 класс
Общая характеристика структуры итогового теста
Работа состоит из двух частей, которые последовательно выполняются обучающимися. Выполнение трёх частей обязательно для всех обучающихся.
Часть 1.(А1-А4) задания на установление соответствия. Проверяют знание теории литературы и включают в себя задания, выявляющих знание средств художественной выразительности и умение правильно определять их на практике.
Часть 2. (В) содержит задание открытого типа с ответом на проблемный вопрос на литературную тему, проверяющее умение создавать собственное высказывание и аргументировать свой ответ.
Распределение заданий контрольной работы по частям.
№п/п | Части работ | Число заданий | Максимальный балл | Тип заданий |
1 | Часть 1 | 4 | 26 | Задания с выбором ответов, установление соответствия |
2. | Часть 2 | 2 | 7 | Ответ на поставленный вопрос и создание высказывания с аргументированным ответом. |
Ключ правильных ответов: 1 вариант
Ключ А1 1-в 2-д 3-а 4-е 5-б 6-г
Ключ А2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
д | ж | е | б | в | г | а |
Ключ А3: эпос: имеет сюжет, главных и второстепенных героев: Н.С.Лесков «Пигмей», Л.Н.Толстой «Поликушка», А.П.Чехов «Верочка»; лирика: нет сюжета, только один лирический герой: А.С.Кушнер «Времена не выбирают», В.С.Высоцкий «Баллада о времени», С.Я.Надсон «Я долго счастья ждал…»; драма: для постановки на сцене, по ролям, отсутствует повествование: А.Н.Остовский «Гроза», А.П.Чехов «Три сестры», Н.В.Гоголь «Ревизор». (9 баллов: 1 балл - за каждый правильный ответ)
Ключ А4 1-в 2- г 3- а 4- б
В1. А.Яшин «Угощаю рябиной». (1 балл – за автора, 1 балл - за название произведения)
В2. Сочинение-рассуждение. (5 баллов: определение проблемы 2 балла, раскрытие поднятой проблемы 3 балла)
Основная мысль рассказа Яшина «Угощаю рябиной» заключается в том, что важно стремиться к взаимопониманию с теми, кто тебе дорог. А для этого необходимо найти подход. Именно рябина помогла главному герою решить эту проблему.
Критерии оценки:
От 0 до 15 б. –«2»
От 16 до 22 б.– «3»
От 23 до 29 б. –«4»
От 30 до 33 б. – «5»
Ключ правильных ответов: 2 вариант
Ключ А1 1-в 2-д 3-а 4-е 5-б 6-г
Ключ А2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
д | ж | е | б | в | г | а |
КлючА3: эпос: имеет сюжет, главных и второстепенных героев: А.Я.Яшин «Угощаю рябиной», Н.С.Лесков «Кадетский монастырь», Н.Г.Помяловский «Мещанское счастье»; лирика: нет сюжета, только один лирический герой: А.А.Вознесенский «Живите не в пространстве», В.С.Высоцкий «Баллада о времени», С.Я.Надсон «Любовь – обман…»; драма: для постановки на сцене, по ролям, отсутствует повествование:А.Н.Островский «Бесприданница», А.П.Чехов«Три сестры», А.Н.Островский «Свои люди - сочтёмся». (9 баллов: 1 балл - за каждый правильный ответ)
Ключ А4 1-в 2- г 3- а 4- б
В1 И.С.Тургенев «Дневник лишнего человека» (1 балл – за автора, 1 балл - за название произведения)
В2. Сочинение-рассуждение. (5 баллов: определение проблемы 2 балла, раскрытие поднятой проблемы 3 балла)
Основная мысль повести Тургенева заключается в том, что маленький «лишний человек» не понят окружающими и отвергнут высшим светом. Надо проявить к нему сострадание и сочувствие и понять, что он тоже человек, которому нужна поддержка.
Промежуточная аттестация по родной литературе за 2023-2024 учебный год
учащегося 10 ____ класса
__________________________________________________________________
1 вариант
Часть А
А1. Соотнесите автора и произведения (6 баллов):
1) А.И.Герцен а) «Утро помещика».
2) И.С.Тургенев б)«Душечка»
3) Л.Н.Толстой в) «Сорока-воровка».
4) Н.С.Лесков г) «Столетняя»
5) А.П.Чехов д) «Дневник лишнего человека»
6) Ф.М.Достоевский е) «Кадетский монастырь».
Ответ: ________________________________________________________________
А.2. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие
(7 баллов):
1) аллегория | а) оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли |
2) реминисценция | б) расположение, построение художественного произведения |
3) рассказ | в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении |
4) композиция | г) отображенная в художественном произведении борьба противоположных взглядов, интересов, стремлений, жизненных принципов, выражающаяся в конкретных событиях |
5) кульминация | д) троп, выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Используется в баснях былинах сказках. |
6) коллизия | е)небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию. |
7) антитеза | ж)элемент художественной системы, заключающийся в использовании общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений искусства на ту же (или близкую) тему. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответ:
3. Заполните таблицу. Соотнесите роды литературы, характеристики родов, жанры и названия произведений, укажите авторов данных произведений. (1 балл за каждый правильный ответ) (Всего 9 баллов)
ЭПОС | ЛИРИКА | ДРАМА | |
Общая характеристика | |||
Жанры | |||
Произведения. Авторы!!! |
«Верочка», «Три сестры», «Поликушка», «Времена не выбирают», «Пигмей», «Я долго счастья ждал…», «Баллада о времени», «Ревизор», «Гроза»
А4 Соотнесите иллюстрацию и название произведения (4 балла):
1) Ф.М.Достоевский «Кроткая» | 2) А.П.Чехов «Дуэль» | 3) Г.И.Полонский «Доживём до понедельника» | 4)Н.С.Лесков «Житие одной бабы» |
а | б | в | г |
Ответ: ______________________________________________
Часть В
Прочитайте приведённый ниже отрывок:
Не знаю, как это передать, объяснить, но всю жизнь я испытываю горечь оттого, что между мною и моими детьми существует пропасть.
Нет, дело не в возрасте. Дело в том, что я был и остаюсь деревенским, а дети мои городские и что тот огромный город, к жизни в котором я так и не привык, для них — любимая родина. И еще дело в том, что я не просто выходец из деревни, из хвойной глухомани, а я есть сын крестьянина они же понятия не имеют, что значит быть сыном крестьянина. Поди втолкуй им, что жизнь моя и поныне целиком зависит от того, как складывается жизнь моей родной деревни. Трудно моим землякам — и мне трудно. Хорошо у них идут дела — и мне легко живется и пишется. Меня касается все, что делается на той земле, на которой я не одну тропку босыми пятками выбил, на полях, которые еще плугом пахал, на пожнях, которые исходил с косой и где метал сено в стога.
Всей кожей своей я чувствую и жду, когда освободится эта земля из-под снега, и мне не все равно, чем засеют ее в нынешнем году, и какой она даст урожай, и будут ли обеспечены на зиму коровы кормами, а люди хлебом. Не могу я не думать изо дня в день и о том, построен ли уже в моей деревне навес для машин или все еще они гниют и ржавеют под открытым небом, и когда же наконец будет поступать запчастей для них столько, сколько нужно, чтобы работа шла без перебоев, и о том, когда появятся первые проезжие дороги в моих родных местах и когда сосновый сруб станет клубом, и о том, когда мои односельчане перестанут наконец глушить водку, а женщины горевать из-за этого.
А еще: сколько талантливых ребятишек растет сейчас в моей деревне, и все ли они выбьются в люди, заметит ли их вовремя кто-нибудь, и кем они станут?..
По утрам я будто слышу, как скрипят колодезные журавли на моей неширокой улице и холодная прозрачная вода из деревянной бадьи со звоном льется в оцинкованные ведра. Скрипят ли журавли теперь? Уцелел ли тот колодец вблизи нашей избы, из которого я сам много лет носил воду на коромысле?
Что до всего этого моим сыновьям и дочерям? Во всяком случае, они не крестьянские дети и потому не чувствуют, как мне кажется, и не понимают моего детства. Разные мы люди, из разного теста сделаны и, должно быть, по-разному смотрим на мир, на землю, на небо.
Но, может быть, я не прав, попробуй разберись в этом.
В1. Укажите фамилию автора и название произведения. (2 балла)
____________________________________________________________________________
В2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном произведении (5 баллов).
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Промежуточная аттестация по родной литературе за 2023-2024 учебный год
учащегося 10 ____ класса
__________________________________________________________________
2 вариант
Часть А
А1. Соотнесите автора и произведения (6 баллов):
1)Г.И.Полонский а) «Дуэль».
2)И.С.Тургенев б) «Девку привезли»
3)А.П.Чехов в) «Доживём до понедельника».
4) Ю.Буйда г) «Первый гонорар»
5)В.Г.Короленко д) «Гамлет Щигровского уезда»
6) А.Яшин е) «Свинцовая Анна».
Ответ: ________________________________________________________________
А.2. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие
(7 баллов):
1) аллегория | а) один из приёмов конкретизации, заключающийся в образном выделении, подчёркивании существенных или второстепенных черт характера |
2) подтекст | б) основная мысль, неоднократно повторяемая и подчёркиваемая |
3) роман | в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении |
4) лейтмотив | г) отображенная в художественном произведении борьба противоположных взглядов, интересов, стремлений, жизненных принципов, выражающаяся в конкретных событиях |
5) кульминация | д) троп, выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Используется в баснях былинах сказках. |
6) коллизия | е)большое по объёму произведение, в котором развёрнуто повествование о событиях и развитии личности главного героя |
7) деталь художественная | ж)скрытый смысл высказывания, не высказанный прямо, но вытекающий из ситуации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответ:
3. Заполните таблицу. Соотнесите роды литературы, характеристики родов, жанры и названия произведений, укажите авторов данных произведений. (1 балл за каждый правильный ответ) (Всего 9 баллов)
ЭПОС | ЛИРИКА | ДРАМА | |
Общая характеристика | |||
Жанры | |||
Произведения. Авторы!! |
«Угощаю рябиной», «Баллада о времени », «Кадетский монастырь», «Живите не в пространстве…», «Свои люди - сочтёмся», «Мещанское счастье», «Три сестры», «Любовь – обман…», «Бесприданница»
А4 Соотнесите иллюстрацию и название произведения (4 балла):
1) Ю.Буйда «Свинцовая Анна» | 2) А.П.Чехов «Невеста» | 3) Н.С.Лесков «Пигмей» | 4)Л.Толстой «Утро помещика» |
а | б | в | г |
Ответ: ______________________________________________
Часть В
Прочитайте приведённый ниже отрывок:
23 марта
Опять зима. Снег валит хлопьями.
Лишний, лишний... Отличное это придумал я слово. Чем глубже я вникаю в самого себя, чем внимательнее рассматриваю всю свою прошедшую жизнь, тем более убеждаюсь в строгой истине этого выраженья. Лишний -- именно. К другим людям это слово не применяется... Люди бывают злые, добрые, умные, глупые, приятные и неприятные; но лишние... нет. То есть поймите меня: и без этих людей могла бы вселенная обойтись... конечно; но бесполезность -- не главное их качество, не отличительный их признак, и вам, когда вы говорите о них, слово "лишний" не первое приходит на язык. А я... про меня ничего другого и сказать нельзя: лишний -- да и только. Сверхштатный человек -- вот и все. На мое появление природа, очевидно, не рассчитывала и вследствие этого обошлась со мной, как с нежданным и незваным гостем. Недаром про меня сказал один шутник, большой охотник до преферанса, что моя матушка мною обремизилась. Я говорю теперь о самом себе спокойно, без всякой желчи... Дело прошлое! Во все продолжение жизни я постоянно находил свое место занятым, может быть оттого, что искал это место не там, где бы следовало. Я был мнителен, застенчив, раздражителен, как все больные; притом, вероятно по причине излишнего самолюбия или вообще вследствие неудачного устройства моей особы, между моими чувствами и мыслями -- и выражением этих чувств и мыслей -- находилось какое-то бессмысленное, непонятное и непреоборимое препятствие; и когда я решался насильно победить это препятствие, сломить эту преграду -- мои движения, выражение моего лица, все мое существо принимало вид мучительного напряжения: я не только казался -- я действительно становился неестественным и натянутым. Я сам это чувствовал и спешил опять уйти в себя. Тогда-то поднималась внутри меня страшная тревога. Я разбирал самого себя до последней ниточки, сравнивал себя с другими, припоминал малейшие взгляды, улыбки, слова людей, перед которыми хотел было развернуться, толковал все в дурную сторону, язвительно смеялся над своим притязанием "быть, как все", -- и вдруг, среди смеха, печально опускался весь, впадал в нелепое уныние, а там опять принимался за прежнее, -- словом, вертелся, как белка" в колесе. Целые дни проходили в этой мучительной, бесплодной работе. Ну, теперь, скажите на милость, скажите сами, кому и на что такой человек нужен? Отчего это со мной происходило, какая причина этой кропотливой возни с самим собою- кто знает? кто скажет?
.
В1Укажите фамилию автора и название произведения. (2 балла)
____________________________________________________________________________
В2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном произведении (5 баллов).
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по родной (русской) литературе за курс 7 класса
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по родной (русской) литературе за курс 7 класса...
Промежуточная аттестация по родной русской литературе в 5 классе
Промежуточная аттестация по родной русской литературе в 5 классе...
Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе 7 класс 1 вариант
Итоговый тест по Родной русской литературе 7 класс...
Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе 7 класс 1 вариант
Итоговый тест по Родной русской литературе 7 класс...
Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе 7 класс 1 вариант
Итоговый тест по Родной русской литературе 7 класс...
Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе 8 класс
Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе 8 класс...