Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)

Никулина Маргарита Вячеславовна

Рабочая программа по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_3_rp_lit_5.docx120.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Щекинская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНА

на заседании школьного методического объединения от «26» августа 2022 г.

№ 1

         Н. В. Гаврилова

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета

от 29»сентября 2022 г.

№ 1

УТВЕРЖДЕНА

приказом от 31.08.2022 г.№ 1-272 Директор        МБОУ "Щекинская СОШ»

                 Е. П. Кузичкина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Литература»  

(базовый уровень)

для 5 класса

на 2022-2023 учебный год

Уровень образования: основное общее образование

Составитель: Никулина Маргарита Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

 

 

Щекино, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка                                                                                3
  2. Содержание учебного предмета                                                                        5
  3. Планируемые результаты освоения учебного предмета                                                7
  4. Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета                                                        14
  5. Календарно-тематическое планирование                                                                17
  6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса                                        22
  7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса                                23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.

Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение  планируемых результатов обучения.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других  искусств;  формировать  представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение».

В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5 классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мифология Мифы народов России и мира.

Фольклор Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).

Литература первой половины XIX века

И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Литература второй половины XIX века

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».

Литература XIX—ХХ веков

Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков

А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.

М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля  и  Минька»,  «Ёлка», «Золотые  слова»,  «Встреча» и др.

Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.

А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

Литература XX—XXI веков

Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с  Васильевского  острова»; В. П.

Катаев. «Сын полка» и др.

Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух).

Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей  (одно по выбору). Например,  К.  Булычёв.  «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).

Литература народов Российской Федерации Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».

Зарубежная литература

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.

Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).

Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например,   М.   Твен.

«Приключения   Тома   Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы»,«Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др.

Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.

Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). 

Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый  клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;

— представление о способах противодействия коррупции;

— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;

— активное участие в школьном самоуправлении;

— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;

— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;

—  уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:

— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

— стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;

— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

— умение принимать себя и других, не осуждая;

— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;

— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:

— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

— готовность адаптироваться в профессиональной среде;

— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;

— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;

— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;

— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.

Универсальные учебные познавательные действия:

1) Базовые логические действия:

— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;

—  предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;

— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;

— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

2) Базовые исследовательские действия:

— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по  установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

3) Работа с информацией:

— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

  1. Общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;

— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

  1. Совместная деятельность:

— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— уметь обобщать мнения нескольких людей;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;

— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

— участниками взаимодействия на литературных занятиях;

— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивные действия:

  1. Самоорганизация:

— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;

— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

— делать выбор и брать ответственность за решение.

  1. Самоконтроль:

— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

  1. Эмоциональный интеллект:

— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;

— выявлять и анализировать причины эмоций;

— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

— регулировать способ выражения своих эмоций;

  1. Принятие себя и других:

— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

— проявлять открытость себе и другим;

— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;

2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;

3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:

— определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные
характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

— понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;

— сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;

— сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);

4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и
индивидуальных особенностей обучающихся);

5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;

6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки

прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);

7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);

8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;

9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и
художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;

10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;

11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);

12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые образовательные ресурсы)

Введение. Книга в жизни человека – 1 ч.

Раздел 1.  Мифология – 4 ч.

https://resh.edu.ru/  

1.1

Мифы народов России и мира   

3

1.2

Внеклассное чтение

1

Раздел 2. Фольклор – 9 ч.

https://resh.edu.ru/  

2.1.

Малые жанрыфольклора

2

2.2.

Развитие речи

1

2.3.

Сказки народов России и народов мира

5

2.4.

Внеклассное чтение

1

Раздел 3. Литература первой половины XIX века – 20 ч.

https://resh.edu.ru/  

3.1.

Роды и жанры литературы.

И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни»,«Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица»

5

3.2.

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»  

6

3.3.

 Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» 

2

3.4.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

2

3.5.

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством»

3

3.6.

Внеклассное чтение

2

Раздел 4. Литература второй половины XIX века – 15 ч.

 https://resh.edu.ru/

 

4.1.

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»

5

4.2.

Развитие речи

1

4.3.

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети».«Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент)

3

4.4.

Л. Н. Толстой.

Рассказ «Кавказский пленник»

5

4.5.

Внеклассное чтение

1

Раздел 5. Литература XIX—ХХ веков – 21 ч.

https://resh.edu.ru/ www.school.edu.ru

5.1.

Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова

6

5.2.

Развитие речи

1

5.3.

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.

2

5.4.

М. М. Зощенко (два рассказа по выбору).

Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова»,«Встреча» и др.

2

5.5.

Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее трёх).

Например, произведения А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г.

Паустовского

4

5.6.

А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.

2

5.7.

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»

2

5.8.

Развитие речи

2

Раздел 6. Литература XX—XXI веков – 16 ч.

https://resh.edu.ru/  

6.1.

Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев.

«Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.

4

6.2.

Внеклассное чтение

2

6.3.

Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не менее двух).

Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П.

Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак и др.

6

6.4.

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору).

Например, К. Булычёв «Девочка, с которойничегоне случится»,«Миллион приключений» (главы по выбору) и др.

2

6.5.

Внеклассное чтение

2

Раздел 7. Литература народов Российской Федерации – 3 ч.

7.1.

Стихотворения (одно по выбору).

Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела»

2

https://resh.edu.ru/  

7.2.

Развитие речи

1

Раздел 8. Зарубежная литература – 11 ч.

https://resh.edu.ru/  

8.1.

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, Снежная королева», «Соловей»

2

8.2.

Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др.

1

8.3.

Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен.

«Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы.

Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др.

2

8.4.

Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору) и др.

1

8.5.

Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави»

3

8.6.

Внеклассное чтение

1

8.7

Развитие речи

1

Раздел 9. Итоговый контроль – 2 ч.

9.1.

Итоговые контрольные работы

2

Общее количество часов по программе

102 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

Примечание

План

Факт

1.

Введение. Книга в жизни человека.

1

02.09.2022

2.

Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции. Понятие о мифе

1

05.09.2022

3.

Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

1

07.09.2022

4.

«Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла

1

09.09.2022

5.

Вн. чт  Мифы народов России и мира. Переложение мифов разными авторами.

Геродот. «Легенда об Арионе».

1

12.09.2022

6.

Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Устное народное творчество. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Исполнители фольклорных произведений

1

14.09.2022

7.

Малые жанры фольклора: колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки

1

16.09.2022

8.

Р. р. Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки.  

1

19.09.2022

9.

Фольклор. Сказки народов России и народов мира. Русские народные сказки. Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказка как вид  народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые

1

21.09.2022

10.

«Царевна-лягушка» как волшебная сказка. Животные-помощники. Чудесные противники

1

23.09.2022

11.

«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич

1

26.09.2022

12.

«Царевна-лягушка». Поэзия волшебной сказки

1

28.09.2022

13.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель»

1

30.09.2022

14.

Вн.чт. Светлый и тёмный миры сказки.

1

03.10.2022

15.

Роды и жанры литературы и их основные признаки.

1

05.10.2022

16.

Вн.чт. Жанр басни в мировой литературе. Эзоп, Лафонтен.

1

07.10.2022

17.

Вн.чт. Русские баснописцы XVIII века А. П. Сумароков «Кокушка». И. И. Дмитриев «Муха».

1

10.10.2022

18.

И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк не псарне»

1

12.10.2022

19.

И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Ворона и Лисица»

1

14.10.2022

20.

И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Листы и корни». «Свинья под дубом»

1

17.10.2022

21.

И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Квартет». «Осёл и Соловей»

1

19.10.2022

22.

А. С. Пушкин. Стихотворения «Зимнее утро», «Зимний вечер»

1

21.10.2022

23.

А. С. Пушкин. Стихотворения. «Няне», «У лукоморья дуб зелёный…»

1

24.10.2022

24.

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сюжет сказки

1

26.10.2022

25.

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Главные и второстепенные герои

1

28.10.2022

26.

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

07.11.2022

27.

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Стихотворная и прозаическая речь.

Рифма, ритм, способы рифмовки

1

09.11.2022

28.

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка

1

11.11.2022

29.

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение

1

14.11.2022

30.

М. Ю. Лермонтов. «Бородино»: история создания, тема, идея, композиция стихотворения, образ рассказчика

1

16.11.2022

31.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

1

18.11.2022

32.

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Анализ текста

1

21.11.2022

33.

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Сочетание комического и лирического

1

23.11.2022

34.

Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Реальность и фантастика. Юмор

1

25.11.2022

35.

Лирика Н. А. Некрасова: детские образы. "Школьник"

1

28.11.2022

36.

Анализ произведений Н. А. Некрасова: "Крестьянские дети"

1

30.11.2022

37.

Анализ произведений Н. А. Некрасова: "Мороз, Красный нос"

1

02.12.2022

38.

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». И. С. Тургенев. Жизнь и творчество

1

05.12.2022

39.

И. С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве

1

07.12.2022

40.

И. С. Тургенев. «Муму»: сюжет и композиция

1

09.12.2022

41.

И. С. Тургенев. «Муму»: система образов. Портрет и пейзаж

1

12.12.2022

42.

И. С. Тургенев. «Муму»: символический образ немого

1

14.12.2022

43.

Вн. чт. М.А. Осоргин. «Мумка»: собака и человек в рассказе

1

16.12.2022

44.

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»: историческая основа, рассказ-быль; тема, идея

1

19.12.2022

45.

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе

1

21.12.2022

46.

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Жилин и Костылин; сюжет и композиция рассказа

1

23.12.2022

47.

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»

1

26.12.2022

48.

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»

1

09.01.2023

49.

Р. р. Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

1

11.01.2023

50.

Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»«Весенняя гроза», «Чародейкою-зимою...»

1

13.01.2023

51.

А. А. Фет. «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Вечер», «Ещё весны  душистой нега…»

1

16.01.2023

52.

И. А. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер…», «Бледнеет ночь… Туманов пелена...»

1

18.01.2023

53.

А. А. Блок. «Погружался я в море клевера…», «Белой ночью месяц красный…», «Летний вечер»

1

20.01.2023

54.

С. А. Есенин. «Берёза», «Пороша», «Там, где капустные грядки...», «Поёт зима - аукает...», «Сыплет черёмуха снегом...», «Край  любимый! Сердцу  снятся...».

1

23.01.2023

55.

Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина», «Родная деревня». Резервный урок

1

25.01.2023

56.

Р. р. Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе.

1

27.01.2023

57.

А. П. Чехов. «Хирургия». «Лошадиная фамилия»

1

30.01.2023

58.

Юмористические рассказы А. П. Чехова: способы создания комического

1

01.02.2023

59.

М. М. Зощенко. «Лёля и Минька»

1

03.02.2023

60.

М. М. Зощенко. «Галоша»

1

06.02.2023

61.

К. Г. Паустовский. «Тёплый  хлеб»: герои и их поступки

1

08.02.2023

62.

К. Г. Паустовский.

«Тёплый хлеб»: язык сказки

1

10.02.2023

63.

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы»

1

13.02.2023

64.

Нравственные проблемы рассказов К. Г. Паустовского

1

15.02.2023

65.

А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа

1

17.02.2023

66.

А. П. Платонов. «Никита»: быль и фантастика

1

20.02.2023

67.

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: автобиографичность рассказа

1

22.02.2023

68.

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации

1

24.02.2023

69.

Р.р. Подготовка к сочинению по рассказу К. Г. Паустовского «Васюткино озеро»

1

27.02.2023

70.

Р.р. Сочинение по рассказу К. Г. Паустовского «Васюткино озеро»

1

01.03.2023

71.

В. П. Катаев. «Сын полка». Проблема героизма

1

03.03.2023

72.

В. П. Катаев. «Сын полка»: дети и взрослые в условиях военного времени

1

06.03.2023

73.

В. П. Катаев. «Сын полка».  

1

10.03.2023

74.

Л. А. Кассиль. Отметки Риммы Лебедевой

1

13.03.2023

75-76

Вн. чт. Война и дети в произведениях о Великой Отечественной войне. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». К. М. Симонов. «Майор  привёз мальчишку на лафете…».

2

15.03.2023

17.03.2023

77.

Вн. чт. Рассказы И.А. Бунина: «Косцы», «Танька», «Лапти», «В деревне»

1

20.03.2023

78.

П.П. Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы Степана и Хозяйки Медной горы

1

22.03.2023

79

П.П. Бажов. «Медной горы хозяйка».

Сказ как жанр литературы

1

03.04.2023

80.

В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: семья судьи

1

05.04.2023

81.

В. Г. Короленко. «В  дурном обществе»: семья Тыбурция

1

07.04.2023

82.

В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: образ города

1

10.04.2023

83.

В. П. Крапивин. «Тень Каравеллы». Сюжет и герои.  

1

12.04.2023

84.

В. П. Крапивин. «Тень Каравеллы»: что значит дружба для героев?

1

14.04.2023

85.

К. Булычёв «Девочка, с которой ничего не случится»

1

17.04.2023

86.

К. Булычёв «Миллион приключений»

1

19.04.2023

87.

Вн. чт. С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа.

1

21.04.2023

88.

Р. Гамзатов «Песня соловья»; М. Карим «Радость нашего дома»

1

24.04.2023

89-90.

Р. р. Литература народов Российской Федерации.  

2

26.04.2023 28.04.2023

91.

Х. К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о победе любви и добра

1

03.05.2023

92.

Р. р. Х. К. Андерсен. «Снежная королева»: красота внутренняя и внешняя (образы Герды и Снежной королевы).  

1

05.05.2023

93

Л. Кэррол.«Алиса в стране чудес».

Стиль и язык; художественные приёмы

1

10.05.2023

94.

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев.

1

12.05.2023

95.

Дж. Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

1

15.05.2023

96.

Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору)

1

17.05.2023

97.

Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»

1

19.05.2023

98.

Э. Сетон-Томпсон. «Арно»: героическая судьба почтового голубя.

1

22.05.2023

99.

Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»

1

24.05.2023

100

Вн.чт. Сказки Дж. Родари. Герои и мотивы

1

26.05.2023

101.

Итоговая контрольная работа

1

29.05.2023

102

Итоговая контрольная работа

1

31.05.2023

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102 ч.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство«Просвещение»;

Ахмадуллина Р. Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2018.ведите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Аркин И. И. Уроки литературы в 5 – 6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.:

Просвещение, 2008.

Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. – М.: Вербум, 2004.

Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2006.

Егорова Н. В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2004.

Использование современных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе/авт. Шоренкова И. В. – Курск: КИНПО(ПКиПП)СОО, 2009.

Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1998.

Колокольцев Е. Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. – М.: Просвещение, 2005.

Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: Методические советы: 5 класс. – М.: Просвещение, 2006. Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной и др./ авт.-сост. И. В. Карасева,

В. Н. Пташкина. – Волгоград: Учитель, 2010.

Научно-методический журнал Литература в школе.

Применение проектной технологии при изучении русского языка и литературы/авт. Жукова Р. М.

Курск: КИНПО(ПКиПП)СОО, 2008.

Проектная деятельность на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности/авт.

сост. Е. А. Гридунова. – Курск: КИНПО(ПКиПП)СОО, 2011.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы: сборник типовых заданий/сост. Т. Н. Неманежина // Под общ. ред. М. В. Бабкиной. –Курск: КИНПО(ПКиПП)СОО, 2012.

Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы: приемы педагогической техники/сост. О. Н. Зимнева. Под общ. ред. М. В. Бабкиной. –Курск: КИНПО(ПКиПП)СОО, 2013.

Реализация информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеучебной деятельности/сост. Т. Н. Неманежина. – Курск: КИНПО(ПКиПП)СОО, 2011.

Скоркина Н. М. Литература 5 класс (поурочные планы). – Калач-на-Дону: «учитель – АСТ», 2009.

Скрипкина В. А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие. – 2

е изд. – М.: Дрофа, 1998.

Соснина Н. А. Беседа на уроках литературы в 5 – 6 классах. – М.: Просвещение, 2003.

Тумина Л. Е. Творческие задания. 5 – 7 классы. – М.: Дрофа, 2007.

Черных О. Г. Практикум по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

• Российское образование. Федеральный портал www.edu.ru;

• Официальный сервер министерства культуры Российской Федерации www.russianculture.ru•

Российский общеобразовательный портал www.school.edu.ru

• Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

• Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/

• Издательский дом «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»: www.1september.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1 Учительский стол - 1

2 Парты двухместные - 3

3 Стулья ученические - 6

4 Доска школьная - 1

5 Экран - 1

6 Компьютер - 1

7 Проектор - 1

8 Колонки - 1

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....