Комиксы : литература или искусство?
творческая работа учащихся по литературе (7 класс)
Двадцатый век принёс серьёзный сдвиг в мировоззрении в результате изменений в экономике, политике, идеологии и культуре. Последняя, в свою очередь, бурное развитие проявляла в новых формах творчества, коллективного и индивидуального самовыражения. В это время складывается такой феномен, как массовая культура. Одним из неотъемлемых явлений данной эпохи, продолжающейся по сей день, стали комиксы. Сегодня трудно встретить человека, который не сталкивался с ними хотя бы раз в жизни. Я давно интересуюсь комиксами и не раз слышал от других, что это «ненастоящая» литература. Другие же утверждали, что это обычные книги с картинками. Поэтому я хочу выяснить, что же такое комиксы: литература или изобразительное искусство?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chirkovvvvvvvvvvvvvv228.docx | 33.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятии
Г. Улан-Удэ
МАОУ «СОШ № 51»
ХХ городская научно-практическая конференция школьников
«Шаг в будущее»
Наименование секции: Литература
Тема: «Комиксы: литература или картинки?»
Автор: Чирков Арсентий, ученик 7 «А» класса
МАОУ «СОШ № 51» г.Улан-Удэ
Руководитель: Цыдыпова Татьяна Борисовна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №51» г.Улан-Удэ
Улан-Удэ. 2023 г.
Оглавление:
- Введение
- Основная часть:
Из истории возникновения комикса
В чем особенности комикса?
Жанры комиксов Комикс как графическое искусство Сходства и различия литературного произведения и комикса. Заключение
7. Список использованной литературы
8. Приложения
Введение: Двадцатый век принёс серьёзный сдвиг в мировоззрении в результате изменений в экономике, политике, идеологии и культуре. Последняя, в свою очередь, бурное развитие проявляла в новых формах творчества, коллективного и индивидуального самовыражения. В это время складывается такой феномен, как массовая культура. Одним из неотъемлемых явлений данной эпохи, продолжающейся по сей день, стали комиксы. Сегодня трудно встретить человека, который не сталкивался с ними хотя бы раз в жизни. Я давно интересуюсь комиксами и не раз слышал от других, что это «ненастоящая» литература. Другие же утверждали, что это обычные книги с картинками. Поэтому я хочу выяснить, что же такое комиксы: литература или изобразительное искусство?
Цель и задачи работы:
1. Исследовать историю возникновения такого явления как комикс.
2. Рассмотреть и изучить основные признаки и элементы комикса как литературного произведения.
3. Сравнить литературное произведение и комикс.
4. Выявить сходства и различия литературного произведения и комикса.
5. Сделать выводы, является ли комикс литературным произведением.
Методы и этапы исследования:
1. Сбор, систематизация и анализ информации.
2. Сравнение полученных данных.
3. Разработка теоретического определения.
Теоретическая и практическая значимость работы:
1. Определение места комикса в искусстве
Объект исследования: комиксы.
Предмет исследования: к какому жанру ближе комиксы: к литературе или к живописи.
Гипотеза: действительно ли комикс является произведением художественной литературы?
Действительно ли комиксы являются произведениями живописи?
Действительно ли комикс- это результат объединения двух жанров?
Актуальность: работа обусловлена тем, что в данный момент интерес к комиксам,
в особенности, среди молодежи, только растет, однако данный метод преподнесения
информации редко исследуется, а также среди читателей часто возникает вопрос что же все-таки первично: литература или картинки?
Проблема: комиксы как жанр воспринимаются всеми по-разному, поэтому возникает необходимость проанализировать способы создания и виды комиксов, сделав выводы о соотношении графики и литературы.
История комикса.
Слово «комикс» образовалось в результате слияния двух английских слов: comic (комический, смешной) и strip (полоса, картинка). В собственном смысле слова comics появился только лишь в результате конкурентной борьбы между крупными нью-йоркскими газетами, в которых он печатался в 90-х годах XIX века. Но как вид искусства комиксы зародились ещё в древнеегипетской и месопотамской культурах. Тогда были распространены сцены на мифологические и исторические темы, сопровождающиеся пояснительным текстом. написанным иероглифами или клинописью. Особенно часто такая форма искусства применялась в виде фресок и барельефов в храмах и дворцовых комплексах. Дальнейшее развитие «истории в картинках» получили в эпоху Средних веков и Нового времени. В частности, рисованными иллюстрациями и гравюрами украшались тексты на библейскую тематику или описывающие жития святых. Такие произведения, получивших особое распространение в 16-18 веках в Испании, Франции и некоторых других европейских странах, назывались «аллилуйями» из-за их религиозной направленности.
Схожие формы искусства появились и в других культурах. В частности, в Китае с 14 века развивался жанр коротких сатирических иллюстрированных рассказов, выбитых в камне или нарисованных на гончарных изделиях.
В России, параллельно Европе, развивалась во многом сходная с «аллилуйями» культура лубочных картинок, затрагивающая как религиозные, так и бытовые темы или сказки.
Во времена Второй мировой войны иллюстрированные истории использовались для пропаганды определенных идей: японские милитаристы изображали на страницах манги вдохновлённых императором солдат, а американский Капитан Америка сражался с нацистами.
Большинство читателей считает, что комикс-это иностранное творчество. Но комиксы существовали и в России разных времен. В 1844 в России издается альбом гравюр «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета» художника-любителя Андрея Сапожникова. Первоначально им было выполнено 50 юмористических и одновременно документально точных картин, к которым он предложил Владимиру Далю написать текст. В повести, рассказывающей о бездельнике, возомнившем себя музыкантом-виртуозом, даётся описание быта жителей Петербурга и губернского города. Эта книга не является комиксом в чистом виде, но это, вероятно, первое русское литературное произведение, где текст и иллюстрации неразрывно связаны.
В 1876−1917г. в Санкт-Петербурге выходит детский журнал «Задушевное слово». Вероятно, именно в нём в конце XIX века начинают печататься первые истории в картинках на русском языке. Жанр пользовался популярностью, на рубеже XIX и XX вв. комикс для детей и подростков «Вокруг света без гроша в кармане» выходил в течение трёх лет.
В Москве авангардисты Казимир Малевич, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк создают объединение «Сегодняшний лубок» с целью возродить традиции лубка XIX века. Эта группа выпустила, используя традицию лубочного примитива, серию из 22 листов на военные сюжеты.
Комиксами можно считать и рисунки со стихами В.В. Маяковского в «ОКНАХ» РОСТА, и картинки с текстом из журнала «Крокодил», и журнала «Мурзилка».
В современной России комиксы также издаются и имеют свою аудиторию, как среди взрослых, например, «Майор Гром» и «Бесобой», так и среди детской, например, «Смешарики».
В 2018 году в России, Выборгской епархией, был выпущен комикс «Техника духовной безопасности».
Таким образом, на протяжении всей истории письменности в различных странах и цивилизациях происходила ее постепенная интеграция с графикой, но лишь в конце 19-начале 20 веков она приняла ту форму, которую принято называть современным комиксом. Можно сделать вывод, что такое явление, как комикс, возникло давно, получило развитие и существует в разных странах, при различных политических и экономических режимах, для всех возрастных категорий читателей. Создание сюжетов для любого возраста, выход на экраны кинотеатров и легкость чтения позволили комиксу охватить значительную аудиторию, сформировать базу преданных фанатов и создать прибыльную индустрию развлечений. В связи с этим стали возникать вопросы о том, является ли комикс второстепенным жанром литературы или это самостоятельный вид искусства.
Особенности комиксов. В последнее время сложилось мнение, что комикс - это жанр художественной литературы, но он таковым не является.
Комикс всего лишь художественное средство передачи той или иной информации, главным отличием которого является графическое воплощение. У произведения, написанного в прозе, есть много жанров: комедия, детектив, роман и другие. Точно так же, как и у комиксов есть все вышеперечисленные жанры. Сейчас я вместе с вами попробую разобраться, чем же наши любимые истории в картинках отличаются от художественной литературы.
Текстовая часть комиксов задействует большое количество языковых средств выражения: ирония, восклицания, риторические вопросы, эмоциональные обращения, эпитеты, метафоры, гиперболы, эллипсисы, умолчания и многие другие. Широко применяются также жаргонизмы и выражения из уличного сленга. Прямая речь изображается как "словесный пузырь", вылетающий из уст или головы персонажа. Его также называют филактером.
Слова автора помещают под кадром. Таким образом выполняется несколько функций: повествованию придается и регулируется определенная динамика – скажем, в кульминационных моментах, герои комиксов широко используют восклицания и гиперболы, усиливающие эмоциональный накал, а в более спокойных частях сюжета применяют умолчания, художественные преуменьшения, делающие ход истории более спокойным и размеренным; повышается выразительность речи главных героев, формируется их индивидуальность, характер, настроение в определенный момент времени, что усиливает включенность читателя в сюжет и его увлечение происходящими в комиксе событиями.
С традиционной литературой (рассказами, новеллами, повестями и т. д.) комиксы роднит присутствие в сюжете протагониста, антагониста, спутников героев, второстепенных персонажей и т. д., которые составляют сюжет и динамику повествования. В зависимости от конкретного произведения внешний облик и личность действующих лиц могут быть прорисованы как схематично, так и очень подробно.
Таким образом часто расставляются читательские акценты на тех или иных персонажей. Например, характеры черепашек-ниндзя из одноименного комикса проработаны достаточно тщательно, вплоть до мелочей, например, кто какую пиццу предпочитает, какие смотрит фильмы и имеет увлечения. В то же время образы второстепенных Рокстеди и Бибопа обозначены в общих чертах (слабый интеллект, агрессивность и т. д.).
Следует понимать, что комикс – это форма искусства, то есть совокупность средств выражения. Содержательное же деление графических новелл сходно с литературным. Так, существуют научно-фантастические, мистические, детективные, эротические и другие виды комиксов. В то же время многие комиксы представляли собой микс из этих жанров. Комиксам как варианту графического искусства свойственны следующие характерные черты:
Комиксы – это, прежде всего, картинки, поэтому форма и цвет играют здесь первостепенную роль. Традиционные супергеройские истории, а также многие детективные, мистические и прочие графические новеллы насыщенны красками, которые формируют то или иное настроение.
Начертание текста и надписей в комиксах – это средство выражения экспрессии, мощное средство воздействия на читателя. В ход идет все: форма и цвет шрифта, размер букв и интервала между ними, положение текста относительно других элементов изображения.
Жанры комиксов.
Научная фантастика. Здесь необходимо соблюдать научную достоверность. Действие должно разворачиваться в будущем, либо в альтернативном настоящем.
Ужастики. Ужастики включают в себя истории о монстрах, зомби и ведьмах, а также психологические триллеры. Оборотни и вампиры пришли к нам из фольклора, и принесли с собой ряд правил (например, что уничтожить вампира можно только серебряной пулей).
Военная тематика. Комиксы в военном жанре рассказывают об испытаниях людей, в них описываются и доблестные поступки героев, и война в целом. Военные комиксы требуют большой реалистичности.
Подростковый юмор. Придумывать комедийные истории про подростков обычно несложно — можно опираться на личный жизненный опыт, наблюдать за своими братьями или сестрами.
Криминал. По правилам жанра герой должен совершить что-либо противозаконное, либо расследовать загадочное происшествие. Если центральное лицо — сыщик, то сначала продумывается его образ, а уже потом преступления, которые подстраиваются под него.
Романтика. Сюжетная линия в таких работах строится вокруг социальной разницы. По правила жанра должны быть яркие эмоциональные переживания, соответствие персонажей и деталей выбранной эпохе.
Вестерн.
Типичный сюжет вестерна — столкновение устаревшего уклада жизни с новаторским. Типичный герой — одинокий ковбой, ищущий приключения.
Практическая часть
Каковы сходства и различия литературного произведения и комикса?
Я решил сравнить комикс и литературное произведение между собой, по критериям, применяемым в литературоведении, выявляя сходные черты и различия.
Общими чертами литературного произведения и комикса являются:
Наличие композиции.
Такие элементы композиции как: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка отражают стадии развития произведения. Вышеуказанные элементы композиции присутствуют в комиксе, так же, как и в литературном произведении.
И в комиксе, и в литературном произведении присутствует такой элемент композиции, как развитие действия (выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров). С традиционной литературой (рассказами, новеллами, повестями и т. д.) комиксы роднит присутствие в сюжете главных, второстепенных и эпизодических героев, которые составляют сюжет и динамику повествования.
Использование языковых средств. Текстовая часть комиксов задействует большое количество языковых средств, так же, как и литературное произведение. Это такие средства как: ирония, восклицания, риторические вопросы, эмоциональные обращения, эпитеты, метафоры, гиперболы, эллипсисы, умолчания, что усиливает включенность читателя в сюжет и его увлечение происходящими в комиксе событиями, аналогично с литературным произведением.
Жанровая принадлежность. Деление графических новелл сходно с литературным. Так, существуют научно-фантастические, мистические, детективные, и другие виды комиксов.
Различия между комиксом и литературным произведением выявлены следующие:
Форма произведения. В литературном произведении герои, их внешний и внутренний мир, характер, пейзажи и все остальные события описаны автором словами. Чтение текста воздействует на наше воображение, создавая в нём образы и картины, описываемые в книге. Это и делает художественную литературу уникальной для каждого человека. Мы можем слушать литературные произведения в виде аудиокниг, и от этого их смысл не меняется. Это, безусловно, является одним из преимуществ словесного описания. Комиксы – это, прежде всего, картинки, поэтому форма и цвет играют здесь первостепенную роль. Традиционные супергеройские истории, а также многие детективные, мистические и прочие графические новеллы насыщенны красками, которые формируют то или иное настроение. Если мы говорим о герое литературного произведения, то в воображении возникает образ, который мы представляли себе, читая произведение. А если мы говорим о герое комикса, то представляем его таким, каким его нарисовал автор.
Типографика.
В литературном произведении - шрифт, форма издания текста не имеют значения. Начертание текста и надписей в комиксах – это средство выражения экспрессии, мощное средство воздействия на читателя. В ход идет все: форма и цвет шрифта, размер букв и интервала между ними, положение текста относительно других элементов изображения. В комиксах, картинки со словами представляют собой кадры, излагающие в логичной последовательности определенный сюжет. Это отличает комиксы от простых литературных произведений с иллюстрациями.
Выводы:
Таким образом, комиксам свойственны следующие характерные черты, которых нет у литературного произведения: визуальность, мультипликационность. И к тому же, графическая часть комиксов, в отличие от иллюстраций к литературному произведению, далека от реалистичности.
В результате проделанной работы мне удалось изучить и сравнить комиксы с литературными произведениями и графикой. Можно сделать вывод, что в комиксе первично изображение, а слово лишь придает ему дополнительную окраску и смысл. В литературном произведении только слово передает всю идею произведения, а иллюстрации лишь сопутствующий элемент, отсутствие которого не повлияет на смысл и понимание произведения. Таким образом можно определить, что комикс - это серия графических изображений, расположенных в строгой последовательности, сопровождаемая минимальным текстом, обычно в форме диалога. Исходя из составленного мною определения, я сделал вывод, что комикс не является частью литературы, как и не является частью изобразительного искусства. Это самостоятельный вид массового искусства т.е. культуры быта, развлечений и информации) преобладающего в современном обществе. Это сложное и многоплановое явление, во всем многообразии форм которого каждый человек может найти для себя то, что интересно и полезно именно ему
Заключение:
На сегодняшний день комиксы – это не просто способ развлечения. Это масштабное явление всемирной культуры, часто – произведения искусства, которые очень ярко демонстрируют состояние человеческого общества, его стремления и видение мира. Комиксы оказывают огромное влияние на свою читательскую аудиторию, вызывая комплекс мощных чувств и эмоций.
Но, несмотря на вышесказанное, комикс не может служить подменой литературного произведения. Ведь художественная литература - одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни, расширяет и углубляет кругозор, дает знания и эмоции, обогащает и развивает язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комикс "Увлечения"
Методическая разработка к уроку....
ПРИМЕНЕНИЕ КОМИКСА ПРИ РАБОТЕ С УЧЕБНИКОМ
методические рекомендации по применению комикса при работе с отдельными частями текста...
Комикс "Приключения микроба Тутика"
Комикс "Приключения микроба Тутика"...
История комикса
Предлагаю вашему вниманию презентацию "Небольшая история комикса", которая дополняет страноведческий материал учебника "Синяя птица" для 6 классов и знакомит детей с известными персонажами французских...
Конспект внеурочного занятия по английскому языку "Комиксы"
Данный материал актуально использовать на различных уроках и занятиях в начальной школе, а также на средней и старшей ступени обучения. Учащиеся получают удовольствие, а учитель результат!...
графика "Комиксы"
Очерк. графика "Комиксы"...
Использование комиксов на уроках русского языка и литературы
Комикс – тип креолизованного текста.Поликодовый текст (креолизованный) – соединение вербальных и изобразительных средств передачи информации. Соединяясь друг с другом, они образуют це...