Литературная гостиная "Люблю я жизнь..."
методическая разработка по литературе (8, 9, 10, 11 класс)

Царёва Мария Ермиловна

В содержании гостиной раскрывается жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya_lyublyu_ya_zhizn.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная  гостиная «Люблю я жизнь…»

    (посвященная   200-летию со дня    рождения М.Ю. Лермонтова)

Цель: познакомить учащихся с богатым дополнительным материалом по данной теме, обучать выразительному чтению, навыкам драматического искусства.

Развивать память, речь.

Воспитывать толерантность, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, стол со свечами.

 Зал празднично украшен. Портреты М.Ю. Лермонтова и его современников, рисунки поэта, иллюстрации к произведениям.

(Слова распределяются в зависимости от состава участников  или количества учащихся в классе)

                                                                                                                                             Слайд 1

1 ведущий: …  Первой моей сознательной любовью в поэзии был Лермонтов. Толстенькая книжка в сером переплете, с портретом грустного большеглазого гусара… лежала у меня под подушкой ночью, я не выпускала ее из рук днем.

2 ведущий:  На севере диком стоит одиноко

                         На голой вершине сосна

                         И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

                         Одета, как ризой она

                         И снится ей все, что в пустыне далекой,

                         В том крае, где солнца восход,

                         Одна и грустна на утесе горючем

                          Прекрасная пальма растет.

3 ведущий:  Я прочла и тут же запомнила стихи об одинокой сосне, о листочке дубовом, об утесе и золотой тучке. Как жалко было сосну, утес, дубовый листок! Почему же все это было и про меня?! Почему -  вместе с сосной и утесом – так мучительно жалко себя, почему я одна, совсем одна на свете и так одиноко, так плакать хочется, почему меня никто не любит? Нет, я не вынесу  этого… я не могу больше!

                                                                                                                                                    Слайд 2

4 ведущий: Если б умчаться в море, как парус одинокий! В огромное море -  одной… ведь в море одной не страшно, ведь парус не боится бури, - я тоже! О, как сладостно было это мученье, эта тоска о невиданном желанном друге… мечта о бесстрашии перед бурей – перед гибелью, как я счастлива, что еще на рассвете сознания мне было дано изведать это упоение… эту власть поэзии.

1 ведущий: Какое дарование! 25 лет не было, он уже пишет «Демона». Да и все его стихи – словно нежная, чудесная музыка. Произнося их, испытываешь истинное наслаждение. А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца.

2 ведущий:

Вот он, задумчивый и дерзкий, мечтатель юных лет.

Шнуры на куртке офицерской, узоры эполет.

Его слова, вовек  живые, вновь повторяй , страна:

«Недаром помнит вся Россия про День Бородина»                                                                Слайд 3

                                       Стихотворение «Бородино»      

                                              (Кувеко Антон)

3 ведущий:

 Именно этим стихотворением входит в наш мир Лермонтов. Входит и остаётся навсегда. Потом будет одинокий парус, гордый, непокоренный Мцыри, символ вечного обновления Демон..

( Слайд 4 -  изображение паруса.  Рисунки   из «Мцыри»  и Демон Врубеля)

4 ведущий:

Какие прекрасные качества у героев Лермонтова! Но если одним словом определить сущность его творчества, то таким словом  будет слово «ЛЮБЛЮ».

 1 ведущий:  Люблю Отчизну я.                                                                                     Слайд 4

2 ВЕДУЩИЙ:   Москва, Москва, люблю тебя, как сын.

3 ВЕДУЩИЙ:   Люблю я Кавказ.

4 ведущий:     Люблю я солнце  осени! Люблю я солнце!

1 ведущий:

Что же такое любовь для Лермонтова? На этот вопрос он пытается ответить в одном из стихотворений:

Не верят в мире многие любви  и тем счастливы.

Для иных она желанье, порожденное в крови,

Расстройство мозга иль виденье сна.

Я не могу любовь определить.

Но это страсть сильнейшая - любить

Любить необходимо мне.

И я любил всем напряжением душевных сил.

2 ведущий:

 -Что же любил поэт?                                                                                                         Слайд 5

–Прежде всего – жизнь. Любил жизнь и хотел жить.

                                       Стихотворение «Я жить хочу» 1832.

3 ведущий:

Я жить хочу! Хочу печали

Любви и счастию назло

Они мой ум избаловали

И слишком сгладили чело

Пора, пора насмешкам света

Пргнать спокойствия туман

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

Он хочет жить ценою муки

Ценой томительных забот.

Он покупает неба звуки,

Он даром славы не берет.

4 ведущий:

Это 1832 год. Ни о какой  славе ещё нет и речи, никому Лермонтов неизвестен.  Радостей немного, а вот страданий предостаточно:

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя по конец

В слезах угасла мать  моя.

От них остался только я.

                                                                                                                                                Слайд 6

2 ведущий:

М.Ю. Лермонтов свое детство провел в имении бабушки в Тарханах. Для Елизаветы  Алексеевны Арсеньевой ее ненаглядный внук был самым дорогим для нее человеком. Она жила ради внука.

3 ведущий:

После смерти матери, приехав к отцу, он впервые увидел портрет матери: «На меня смотрела и нежно улыбалась мать. Белое платье, красная шаль, открытое молодое лицо. Мне на миг показалось, что вот сейчас она выпростает руки из-под шали и протянет их ко мне. Ах, какие это были мгновения!»

4 ведущий:

А на улице Миша посмотрел на небо. Глубокая лазурь.. Одинокое пушистое облачко…Увидев это облачко,  он сразу вспомнил о матери. «Как же мы можем быть счастливы без нее?» - грустно подумал он. Тема одиночества навсегда вошла в его творчество.

                                         Чтец «Тучки небесные»

Сценка из «Песни про купца Калашникова».                                                               Слайд 7

 На сцену выходят гусляры, кланяются в       пояс публике, тихо перебирают струны

 гусляр:   Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

                  Про тебя нашу песню сложили мы.

                   Про твоего любимого опричника

                   Да про смелого купца, про Калашникова.

 (Тихо звучит музыка  «Рассвет на Москве – реке» Мусоргского.

(Чтение на фоне музыки)

учитель  читает стихи  

4 ведущий:

Справедливо считают, что Лермонтов успел свершить. И не что-то, а поэтический  подвиг…  Да-да, не бойтесь этого слова. Подвигом поэтическим, человеческим явилось стихотворение, которое сразу принесло поэту известность.

1837 год «Смерть поэта» ( Запись) ( Слайд 12 - Иллюстрация  с картины Наумова «Дуэль Пушкина с Дантесом»)

                                   Стихотворение «Смерть поэта»   читает Ануфриев Вася         Слайд 8

1 ведущий:

«Я уже имел честь доложить   Вашему императорскому высочеству, что вступление к этому сочинению дерзко, а конец – бесстыдное вольнодумство, более  чем преступное» -  Бенкендорф.

2 ведущий:

Николай 1 :«Приятные стихи, нечего сказать . Пока что  я велел удостовериться, не помешан ли господин  Лермонтов, а затем мы поступим с ним согласно закону» ( Слайд 13 – портреты Бенкендорфа и Николая 1)

3 ведущий:

Высочайшее повеление: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова за сочинение известных стихов перевести тем же чином в Нижегородский драгунский  полк». Это была замаскированная ссылка на Кавказ, где шла война с горцами.

Приветствую тебя, Кавказ седой!                                                                                          Слайд 9

Твоим горам я путник не чужой:

Они меня в младенчестве носили

И к небесам пустыни приучили.

И долго мне мечталось с этих пор

Все небо юга да утесы гор.

4 ведущий:  «Кавказ»  (Слайд 14 , 15,16.17– акварели Лермонтова)

О Кавказе Лермонтов не только писал стихи, он оставил 13 картин, 44 акварели «Удивительно талантлив этот юноша. Вот кого жаль! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог!» Л.Н. Толстой

                        Отрывок из «Думы»: « Печально я гляжу …… Когда огонь кипит в крови»

1 ведущий:

«У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый характер. Ну, так это неправда.  Пошлости  в людях  не терпел. Но с людьми простыми и  искренними  сам был прост и ласков» -- Николай Раевский.

2 ведущий:    Я не  хочу, чтоб свет узнал

                          Мою таинственную повесть.

                         Как я любил, как  я страдал.

                         Тому судья лишь бог да совесть.

Судьба распорядилась так, что Лермонтов вынужден был постоянно общаться  с людьми высшего общества. Легко ли это  было?  Об этом тоже  в стихах.

   

              Стих. «Как часто  пестрою толпою  окружен…» (слайд 18 – иллюстрация бала)

3 ведущий:

Но не подумайте, что Лермонтов  только  скучал, что просто так проходили его годы. Он работал. Поражаешься, сколько  написано  им. Более 400 стихотворений, 30 поэм,6 драм,3 романа. Лермонтова все больше тревожат мысли о скорой смерти.

 Грядущее тревожит  грудь мою:

Как жизнь я кончу,

Где  душа моя блуждать осуждена?

Кто голос мой  услышит и узнает?

И с  тоской я вижу, что любить, как я – порок.

 И вижу: я слабей любить не мог.

4 ведущий:

 Лермонтов, как любой творческий человек, влюблялся не раз. Это были яркие, но трагичные страницы жизни поэта. Мария Щербатова, Сушкова Екатерина Александровна, Иванова Наталия Федоровна… Отношения начинались одинаково: знакомство,  - восторг и восхищение – и в конце  - обманутые надежды и напрасная жажда любви. Много прекрасных строк он посвятил им.

                       

Ведущий 1.


Варенька…Варвара….Варварв Александровна Лопухина. Это светлая, чудная девушка, которая сыграла большую роль в его жизни. Именно в ней он искал спасение, утешение, только она могла вернуть его к небесам, к правде и добру.
Варвара Александровна вспоминает: « Я знала Мишеля с детства, в наш дом он всегда приходил, когда был счастлив, влюблён или горевал. Мне нравился этот необычный юноша. И он, казалось, был влюблён в меня» 

                                          Инсценировка -   (Лермонтов М. Ю. -   Артем Шиманский      

Лермонтов:                                                                  Варенька – Алена Дубовик)         
Мы случайно сведены судьбою, 
Мы себя нашли один в другом, 
И душа сдружилася с душою, 
Хоть пути не кончить им вдвоём!

 
Варвара Александровна: 
Так поток весенний отражает 
Свод небес далёкий голубой, 
И в волне спокойной он сияет 
И трепещет с бурною волной. 


Лермонтов:
Будь, о будь моими небесами, 
Будь товарищ грозных бурь моих; 
Пусть тогда гремят они меж нами, 
Я рождён, чтобы не жить без них. 

Я рождён, чтоб целый мир был зритель 
Торжества иль гибели моей, 
Но с тобой, мой луч-путеводитель, 
Что хвала иль гордый смех людей!

 
Варвара Александровна: 

Люблю тебя нездешней страстью, 
Как полюбить не можешь ты, 
Всем упоением, всей властью 
Бессмертной мысли и мечты.

Они читают это стихотворение, постепенно отдаляясь друг от друга. Когда он начинает читать второй отрывок, то протягивает к ней руки, потом в отчаянии их отпускает. Она произносит свой отрывок, прижав руки к груди. Так они и замирают под вальсовую музыку «Маскарада»

Ведущий 3:
Их любовь была взаимной. Но Лермонтов уехал в Петербург, прогремел своей историей с Сушковой, так и не раскрыв ей сердце. Варваре Александровне показалась, что он не любит её. И она согласилась выйти замуж за Бахметева, человека, которого она никогда не любила и который был старше её на 17 лет. 

Через несколько лет Лермонтов встретился с Варенькой и понял, что она любит его и невыносимо страдает. Они долго смотрели в глаза друг другу. «Я не могу без тебя жить», - говорили её глаза. «И я без тебячитала она в его помрачённом  тоской взоре… Они прощались. И чувствовали, что навсегда. 

                                            Девушка чтец:


А на сцену в это время выходит девушка-чтец, одетая тоже в длинное вечернее платье. Мелодия медленно утихает. 


Чтец-девушка. 
Они прощались навсегда, 
Хотя о том пока не знали. 
Погасла в небе их звезда, 
И тихо свечи догорали. 
«Я обещаю помнить вас… 
Дай бог дожить до новой встречи…» 
И каждый день, и каждый час 
Звучать в нём будут эти речи. 
Она его не дождалась, 
С другим печально обвенчалась. 
Он думал: «Жизнь не удалась…» 
А жизнь лишь только начиналась. 

Он ставит в церкви две свечи.
Одна – за здравие любимой, 
Чтоб луч её мерцал в ночи, 
Как свет души его гонимой. 
Свечу вторую он зажёг.

За упокой любви опальной. 
И , может, пламя горьких строк, 
Зажглось от той свечи печальной? 
Две горьких жизни… 
Два конца… 
И смерть их чувства уравняла, 
Когда у женского лица 
Свеча поэта догорала.

 

Девушка выходит читать с двумя свечами. Сначала она обращается в зал и указывает на ушедших партнёров- Лермонтова и Лопухину, затем, на словах о свечах она зажигает от стоящих в подсвечниках свечей две свечки. Одну ставит в свободный одинарный подсвечник, вторую держит в руках. На последних строках стихотворения она тушит свечу, которая у неё в руках. Задержавшись на секунду, уходит под нежно-трагическую мелодию. 

                                        Вася - Артем

Ведущий 1. 
Кавказ стал поэтической родиной Лермонтова и его последним пристанищем. Там, под пулями, в дыму сражений создаются его лучшие стихотворения, поэмы, первый в русской литературе реалистический роман в прозе «Герой нашего времени». Его творения становятся известными широкой общественности. Возвратившись из ссылки в 1838 году, Лермонтов имел невероятный успех в свете и при дворе. Но вот дуэль с сыном французского посла Барантом – и снова ссылка на Кавказ. 
Ведущий 2. 
Перед отъездом Лермонтов случайно попал к знаменитой гадалке Киргоф. Он спросил у нее, выпустят ли его в отставку, оставят ли в Петербурге? Киргоф, раскинув карты, предсказала, что Лермонтову никогда больше не бывать в Петербурге и что ожидает его другая отставка, «после которой уже ни о чем просить не станешь». Лермонтов посмеялся такому гаданию, но в груди его похолодело. Он почти поверил этому. 
Ведущий 1. 
Не помогли хлопоты бабушки ни у царя, ни у Бога. Снова предстояла дорога. Лермонтов не знал о секретном предписании, которое вскоре будет послано вдогонку за ним, с указанием ни под каким видом не удалять поручика Лермонтова из полка и не прикомандировывать к экспедициям, чтобы отрезать всякий путь к выслуге. 


Чтец (задумчиво в первой части и с негодованием во второй): 
Прощай, немытая Россия, 
Страна рабов, страна господ, 
И вы, мундиры голубые, 
И ты, им преданный народ. 
Быть может, за стеной Кавказа 
Сокроюсь от твоих пашей, 
От их всевидящего глаза, 
От их всеслышащих ушей.

 
Ведущий 2. 
Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца. Его убийцей стал товарищ по юнкерской школе, человек, с которым Лермонтов поддерживал дружеские отношения вплоть до того рокового, страшного дня – 15 июня 1841 года.

 
Ведущий 1. 
Накануне офицеры, отдыхающие в городе, собрались в доме Верзилиных. Звучала музыка, многие танцевали. Вдруг музыка умолкла, и все явственно услышали слова «горец с большим кинжалом», сказанные Лермонтовым о своем юнкерском друге Мартынове. 

Музыка замолкает.

 
Ведущий 2. 
Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к Лермонтову и произнес: 
   -Лермонтов, я тобой обижен, мое терпение лопнуло; мы будем завтра стреляться, ты должен удовлетворить мою обиду! 
Лермонтов: 
   -Ты вызываешь меня на дуэль? Знаешь, Мартынов, я советую тебе взять орудие, которое  промаху не даст. 
Ведущий 1. 
 Лермонтов был уверен, что это была шутка, верил, что все закончится миром. 
Ведущий 2. 
Трагедия разыгралась июльским вечером 1841 года у подножия Машука. 
Приближалась гроза, поэтому для поединка – небольшую и довольно покатую полянку – выбрали второпях, вблизи дороги. Условия дуэли были жестокими. Секунданты отмеряли 30 шагов, последний барьер поставили на десяти шагах, дали команду сходиться. Лермонтов остался неподвижен. Он поднял пистолет и опустил его тут же

- Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах… 
Ведущий 1. 
Лермонтов снова поднял пистолет и выстрелил вверх.  
Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру, лицо поэта в этот момент было спокойным, почти веселым… Раздался оглушительный выстрел… 
Лермонтов падает. Секунданты замирают…

Ведущий 2. 
Наконец он получил отставку, и именно ту, которую напророчила известная гадалка в Петербурге. Он и мертвым еще почти год оставался на Кавказе, пока бабушка не выхлопотала разрешение царя на перезахоронение тела поручика Лермонтова в родной земле. 
Ведущий 1. 
Бабушка, от горя выплакавшая свои глаза, при встрече не могла поднять век. От слез они закрылись. Все вещи, тетради, сочинения внука, даже его игрушки, которые старушка бережно сохраняла, все она раздала, не будучи в силах видеть вокруг себя что-либо напоминавшее ей о Мишеньке. Слишком велика была боль…

 
                           
Выходит чтец, из ряда сидящих. 
Чтец. 
Елизавета Алексеевна Арсеньева 
Внука своего пережила… 
И четыре долгих года 
Тень его 
Душу ей страдальческую жгла. 
Как она за Мишеньку молилась! 
Чтоб здоров был 
И преуспевал. 
Только Бог не оказал ей милость 
И молитв ее не услыхал. 
И она на Бога возроптала, 
Повелев убрать из комнат Спас. 
А душа ее над Машуком витала: 
«Господи, почто его не спас?!» 
Во гробу свинцовом, во тяжелом 
Возвращался Лермонтов домой. 
По российским побелевшим селам 
Он катился черною слезой. 
И откуда ей достало силы – 
Выйти за порог его встречать… 
Возле гроба бабы голосили. 
«Господи, дай сил не закричать…» 
Сколько лет он вдалеке томился, 
Забывал между забот и дел. 
А теперь навек к ней возвратился. 
Напоследок бабку пожалел. 

Алена
Ведущий 1. 
Тело поэта было перезахоронено в небольшой часовне рядом с его матерью и дедом. Здесь поэт и обрел вечный покой. 
Десятки тысяч людей ежегодно посещают это ставшее для всех святым место. 
Ведущий 2. 
Но есть еще одна могила, незримо связанная с именем поэта. О ней мало кто знает. Она находится в Москве под древними сводами одной из церквей Донского монастыря. Здесь похоронена Варвара Александровна Лопухина, которую с юных лет так беззаветно и преданно любил Лермонтов. И кажется нам, что и сейчас поэт ведет с ней «таинственный разговор».

3 ведущий: 
Послушай, быть может, когда мы покинем 
Навек этот мир, где душою так стынем, 
Быть может, в стране, где не знают обману, 
Ты ангелом будешь, я демоном стану! 
Клянися тогда позабыть, дорогая, 
Для прежнего друга все счастия рая! 
Пусть мрачный изгнанник, судьбой осужденный, 
Тебе будет раем, а ты мне вселенной. 


Музыка замолкает. 

Ведущий 1. 
Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны ему за это. 

Список литературы.

1.Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4 томах. М.,2007.

2. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.,1993.

3.И. Андронников «Лермонтов .Исследования и находки »,М.,1984.

4.Лермонтовская энциклопедия. М, 2009.

5.Э. Найдич «Этюды  о  Лермонтове». Спб. 1994.

6. К.Г.Паустовский  «Разливы рек»  М. 2009.

7. Сб. «Дуэль Лермонтова  с Мартыновым». М. 1998

Музыкальные произведения.

1.        П.И. Чайковский «Времена года»    2. Бетховен «Лунная соната»

3.Моцарт «Соната до мажор»  4.М.Глинка «Вальс- фантазия»  5.Г.Свиридов «Метель»


На сцену выходят на поклон все участники мероприятия. Звучит вальсовая мелодия из «Маскарада»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.Сценарий литературной гостиной, посвящённой жизни и творчествуМарины Цветаевой

Жизнь и творчество великого поэта М.И.Цветаевой всегда интересны старшеклассникам  глубиной проникновения, мелодикой и трагизмом. Литературная гостиная помогает учащимся понять и осознать суть её...

Литературная гостиная "Основа жизни всей - любовь"

Главная тема литературной гостиной - любовь. Любовь к Родине, любовь между мужчиной и женщиной, любовь в семье....

Литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Пушкина

Литературная викторина посвящена жизни и творчеству А.С. Пушкина. Этот материал можно использовать при подготовке к празднованию Дня Лицея (19 октября), литературных рингов, КВН-ов....

Литературная композиция, посвящённая жизни и творчеству Н.В. Гоголя

Литературная композиция, посвящённая жизни и творчеству Н.В. Гоголя, позволяет  раскрыть уникальность личности писателя и заинтересовать обучающихся его творчеством...

Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Мусы Джалиля: «Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит! »

Цели и задачи мероприятия: Пробудить в учащихся интерес к поэзии и жизни Муссы Джалиля через его биографические данные, отметив трагические страницы его жизни.Воспитать любовь к литературе, стремление...

Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»

Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение  знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью ин...

Литературное размышление по книгам Д.А. Гранина. Литературный вечер - портрет «Жизнь и сердце, отданные людям».

Познакомить с творчеством Д. ГранинаПознакомить с событиями блокады Ленинграда 1941-1945 г.Формировать духовно-нравственные, гражданские и мировоззренческие качества обучающихся....