Литературная гостиная "Люблю я жизнь..."
методическая разработка по литературе (8, 9, 10, 11 класс)
В содержании гостиной раскрывается жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya_lyublyu_ya_zhizn.docx | 35.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная «Люблю я жизнь…»
(посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова)
Цель: познакомить учащихся с богатым дополнительным материалом по данной теме, обучать выразительному чтению, навыкам драматического искусства.
Развивать память, речь.
Воспитывать толерантность, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, стол со свечами.
Зал празднично украшен. Портреты М.Ю. Лермонтова и его современников, рисунки поэта, иллюстрации к произведениям.
(Слова распределяются в зависимости от состава участников или количества учащихся в классе)
Слайд 1
1 ведущий: … Первой моей сознательной любовью в поэзии был Лермонтов. Толстенькая книжка в сером переплете, с портретом грустного большеглазого гусара… лежала у меня под подушкой ночью, я не выпускала ее из рук днем.
2 ведущий: На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
3 ведущий: Я прочла и тут же запомнила стихи об одинокой сосне, о листочке дубовом, об утесе и золотой тучке. Как жалко было сосну, утес, дубовый листок! Почему же все это было и про меня?! Почему - вместе с сосной и утесом – так мучительно жалко себя, почему я одна, совсем одна на свете и так одиноко, так плакать хочется, почему меня никто не любит? Нет, я не вынесу этого… я не могу больше!
Слайд 2
4 ведущий: Если б умчаться в море, как парус одинокий! В огромное море - одной… ведь в море одной не страшно, ведь парус не боится бури, - я тоже! О, как сладостно было это мученье, эта тоска о невиданном желанном друге… мечта о бесстрашии перед бурей – перед гибелью, как я счастлива, что еще на рассвете сознания мне было дано изведать это упоение… эту власть поэзии.
1 ведущий: Какое дарование! 25 лет не было, он уже пишет «Демона». Да и все его стихи – словно нежная, чудесная музыка. Произнося их, испытываешь истинное наслаждение. А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца.
2 ведущий:
Вот он, задумчивый и дерзкий, мечтатель юных лет.
Шнуры на куртке офицерской, узоры эполет.
Его слова, вовек живые, вновь повторяй , страна:
«Недаром помнит вся Россия про День Бородина» Слайд 3
Стихотворение «Бородино»
(Кувеко Антон)
3 ведущий:
Именно этим стихотворением входит в наш мир Лермонтов. Входит и остаётся навсегда. Потом будет одинокий парус, гордый, непокоренный Мцыри, символ вечного обновления Демон..
( Слайд 4 - изображение паруса. Рисунки из «Мцыри» и Демон Врубеля)
4 ведущий:
Какие прекрасные качества у героев Лермонтова! Но если одним словом определить сущность его творчества, то таким словом будет слово «ЛЮБЛЮ».
1 ведущий: Люблю Отчизну я. Слайд 4
2 ВЕДУЩИЙ: Москва, Москва, люблю тебя, как сын.
3 ВЕДУЩИЙ: Люблю я Кавказ.
4 ведущий: Люблю я солнце осени! Люблю я солнце!
1 ведущий:
Что же такое любовь для Лермонтова? На этот вопрос он пытается ответить в одном из стихотворений:
Не верят в мире многие любви и тем счастливы.
Для иных она желанье, порожденное в крови,
Расстройство мозга иль виденье сна.
Я не могу любовь определить.
Но это страсть сильнейшая - любить
Любить необходимо мне.
И я любил всем напряжением душевных сил.
2 ведущий:
-Что же любил поэт? Слайд 5
–Прежде всего – жизнь. Любил жизнь и хотел жить.
Стихотворение «Я жить хочу» 1832.
3 ведущий:
Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело
Пора, пора насмешкам света
Пргнать спокойствия туман
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.
4 ведущий:
Это 1832 год. Ни о какой славе ещё нет и речи, никому Лермонтов неизвестен. Радостей немного, а вот страданий предостаточно:
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я.
Слайд 6
2 ведущий:
М.Ю. Лермонтов свое детство провел в имении бабушки в Тарханах. Для Елизаветы Алексеевны Арсеньевой ее ненаглядный внук был самым дорогим для нее человеком. Она жила ради внука.
3 ведущий:
После смерти матери, приехав к отцу, он впервые увидел портрет матери: «На меня смотрела и нежно улыбалась мать. Белое платье, красная шаль, открытое молодое лицо. Мне на миг показалось, что вот сейчас она выпростает руки из-под шали и протянет их ко мне. Ах, какие это были мгновения!»
4 ведущий:
А на улице Миша посмотрел на небо. Глубокая лазурь.. Одинокое пушистое облачко…Увидев это облачко, он сразу вспомнил о матери. «Как же мы можем быть счастливы без нее?» - грустно подумал он. Тема одиночества навсегда вошла в его творчество.
Чтец «Тучки небесные»
Сценка из «Песни про купца Калашникова». Слайд 7
На сцену выходят гусляры, кланяются в пояс публике, тихо перебирают струны
гусляр: Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы.
Про твоего любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.
(Тихо звучит музыка «Рассвет на Москве – реке» Мусоргского.
(Чтение на фоне музыки)
учитель читает стихи
4 ведущий:
Справедливо считают, что Лермонтов успел свершить. И не что-то, а поэтический подвиг… Да-да, не бойтесь этого слова. Подвигом поэтическим, человеческим явилось стихотворение, которое сразу принесло поэту известность.
1837 год «Смерть поэта» ( Запись) ( Слайд 12 - Иллюстрация с картины Наумова «Дуэль Пушкина с Дантесом»)
Стихотворение «Смерть поэта» читает Ануфриев Вася Слайд 8
1 ведущий:
«Я уже имел честь доложить Вашему императорскому высочеству, что вступление к этому сочинению дерзко, а конец – бесстыдное вольнодумство, более чем преступное» - Бенкендорф.
2 ведущий:
Николай 1 :«Приятные стихи, нечего сказать . Пока что я велел удостовериться, не помешан ли господин Лермонтов, а затем мы поступим с ним согласно закону» ( Слайд 13 – портреты Бенкендорфа и Николая 1)
3 ведущий:
Высочайшее повеление: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова за сочинение известных стихов перевести тем же чином в Нижегородский драгунский полк». Это была замаскированная ссылка на Кавказ, где шла война с горцами.
Приветствую тебя, Кавказ седой! Слайд 9
Твоим горам я путник не чужой:
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили.
И долго мне мечталось с этих пор
Все небо юга да утесы гор.
4 ведущий: «Кавказ» (Слайд 14 , 15,16.17– акварели Лермонтова)
О Кавказе Лермонтов не только писал стихи, он оставил 13 картин, 44 акварели «Удивительно талантлив этот юноша. Вот кого жаль! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог!» Л.Н. Толстой
Отрывок из «Думы»: « Печально я гляжу …… Когда огонь кипит в крови»
1 ведущий:
«У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый характер. Ну, так это неправда. Пошлости в людях не терпел. Но с людьми простыми и искренними сам был прост и ласков» -- Николай Раевский.
2 ведущий: Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть.
Как я любил, как я страдал.
Тому судья лишь бог да совесть.
Судьба распорядилась так, что Лермонтов вынужден был постоянно общаться с людьми высшего общества. Легко ли это было? Об этом тоже в стихах.
Стих. «Как часто пестрою толпою окружен…» (слайд 18 – иллюстрация бала)
3 ведущий:
Но не подумайте, что Лермонтов только скучал, что просто так проходили его годы. Он работал. Поражаешься, сколько написано им. Более 400 стихотворений, 30 поэм,6 драм,3 романа. Лермонтова все больше тревожат мысли о скорой смерти.
Грядущее тревожит грудь мою:
Как жизнь я кончу,
Где душа моя блуждать осуждена?
Кто голос мой услышит и узнает?
И с тоской я вижу, что любить, как я – порок.
И вижу: я слабей любить не мог.
4 ведущий:
Лермонтов, как любой творческий человек, влюблялся не раз. Это были яркие, но трагичные страницы жизни поэта. Мария Щербатова, Сушкова Екатерина Александровна, Иванова Наталия Федоровна… Отношения начинались одинаково: знакомство, - восторг и восхищение – и в конце - обманутые надежды и напрасная жажда любви. Много прекрасных строк он посвятил им.
Ведущий 1.
Варенька…Варвара….Варварв Александровна Лопухина. Это светлая, чудная девушка, которая сыграла большую роль в его жизни. Именно в ней он искал спасение, утешение, только она могла вернуть его к небесам, к правде и добру.
Варвара Александровна вспоминает: « Я знала Мишеля с детства, в наш дом он всегда приходил, когда был счастлив, влюблён или горевал. Мне нравился этот необычный юноша. И он, казалось, был влюблён в меня»
Инсценировка - (Лермонтов М. Ю. - Артем Шиманский
Лермонтов: Варенька – Алена Дубовик)
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоём!
Варвара Александровна:
Так поток весенний отражает
Свод небес далёкий голубой,
И в волне спокойной он сияет
И трепещет с бурною волной.
Лермонтов:
Будь, о будь моими небесами,
Будь товарищ грозных бурь моих;
Пусть тогда гремят они меж нами,
Я рождён, чтобы не жить без них.
Я рождён, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей,
Но с тобой, мой луч-путеводитель,
Что хвала иль гордый смех людей!
Варвара Александровна:
Люблю тебя нездешней страстью,
Как полюбить не можешь ты,
Всем упоением, всей властью
Бессмертной мысли и мечты.
Они читают это стихотворение, постепенно отдаляясь друг от друга. Когда он начинает читать второй отрывок, то протягивает к ней руки, потом в отчаянии их отпускает. Она произносит свой отрывок, прижав руки к груди. Так они и замирают под вальсовую музыку «Маскарада»
Ведущий 3:
Их любовь была взаимной. Но Лермонтов уехал в Петербург, прогремел своей историей с Сушковой, так и не раскрыв ей сердце. Варваре Александровне показалась, что он не любит её. И она согласилась выйти замуж за Бахметева, человека, которого она никогда не любила и который был старше её на 17 лет.
Через несколько лет Лермонтов встретился с Варенькой и понял, что она любит его и невыносимо страдает. Они долго смотрели в глаза друг другу. «Я не могу без тебя жить», - говорили её глаза. «И я без тебячитала она в его помрачённом тоской взоре… Они прощались. И чувствовали, что навсегда.
Девушка чтец:
А на сцену в это время выходит девушка-чтец, одетая тоже в длинное вечернее платье. Мелодия медленно утихает.
Чтец-девушка.
Они прощались навсегда,
Хотя о том пока не знали.
Погасла в небе их звезда,
И тихо свечи догорали.
«Я обещаю помнить вас…
Дай бог дожить до новой встречи…»
И каждый день, и каждый час
Звучать в нём будут эти речи.
Она его не дождалась,
С другим печально обвенчалась.
Он думал: «Жизнь не удалась…»
А жизнь лишь только начиналась.
Он ставит в церкви две свечи.
Одна – за здравие любимой,
Чтоб луч её мерцал в ночи,
Как свет души его гонимой.
Свечу вторую он зажёг.
За упокой любви опальной.
И , может, пламя горьких строк,
Зажглось от той свечи печальной?
Две горьких жизни…
Два конца…
И смерть их чувства уравняла,
Когда у женского лица
Свеча поэта догорала.
Девушка выходит читать с двумя свечами. Сначала она обращается в зал и указывает на ушедших партнёров- Лермонтова и Лопухину, затем, на словах о свечах она зажигает от стоящих в подсвечниках свечей две свечки. Одну ставит в свободный одинарный подсвечник, вторую держит в руках. На последних строках стихотворения она тушит свечу, которая у неё в руках. Задержавшись на секунду, уходит под нежно-трагическую мелодию.
Вася - Артем
Ведущий 1.
Музыка замолкает. - Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах… Ведущий 2. Алена 3 ведущий:
Ведущий 1. Список литературы. 1.Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4 томах. М.,2007. 2. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.,1993. 3.И. Андронников «Лермонтов .Исследования и находки »,М.,1984. 4.Лермонтовская энциклопедия. М, 2009. 5.Э. Найдич «Этюды о Лермонтове». Спб. 1994. 6. К.Г.Паустовский «Разливы рек» М. 2009. 7. Сб. «Дуэль Лермонтова с Мартыновым». М. 1998 Музыкальные произведения. 1. П.И. Чайковский «Времена года» 2. Бетховен «Лунная соната» 3.Моцарт «Соната до мажор» 4.М.Глинка «Вальс- фантазия» 5.Г.Свиридов «Метель» На сцену выходят на поклон все участники мероприятия. Звучит вальсовая мелодия из «Маскарада» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
.Сценарий литературной гостиной, посвящённой жизни и творчествуМарины Цветаевой
Жизнь и творчество великого поэта М.И.Цветаевой всегда интересны старшеклассникам глубиной проникновения, мелодикой и трагизмом. Литературная гостиная помогает учащимся понять и осознать суть её...
Литературная гостиная "Основа жизни всей - любовь"
Главная тема литературной гостиной - любовь. Любовь к Родине, любовь между мужчиной и женщиной, любовь в семье....
Литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Пушкина
Литературная викторина посвящена жизни и творчеству А.С. Пушкина. Этот материал можно использовать при подготовке к празднованию Дня Лицея (19 октября), литературных рингов, КВН-ов....
Литературная композиция, посвящённая жизни и творчеству Н.В. Гоголя
Литературная композиция, посвящённая жизни и творчеству Н.В. Гоголя, позволяет раскрыть уникальность личности писателя и заинтересовать обучающихся его творчеством...
Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Мусы Джалиля: «Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит! »
Цели и задачи мероприятия: Пробудить в учащихся интерес к поэзии и жизни Муссы Джалиля через его биографические данные, отметив трагические страницы его жизни.Воспитать любовь к литературе, стремление...
Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»
Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью ин...
Литературное размышление по книгам Д.А. Гранина. Литературный вечер - портрет «Жизнь и сердце, отданные людям».
Познакомить с творчеством Д. ГранинаПознакомить с событиями блокады Ленинграда 1941-1945 г.Формировать духовно-нравственные, гражданские и мировоззренческие качества обучающихся....