«Дружба – нечто большее, чем просто общение, и ею нужно уметь дорожить (по повести А.С.Пушкина «Дубровский»)»
план-конспект урока по литературе

Батршина Сания Фаритовна

Тема: Дружба – нечто большее, чем просто общение, и ею нужно уметь дорожить.

Цели:

познавательная: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения;

развивающая: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитательная: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения

Цели в формате PISA:

сформировать читательскую компетенцию у учащихся;

научиться анализировать текст с точки зрения развития  функциональной грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «КУБЯНСКАЯ СОШ» АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

«Дружба – нечто большее, чем просто общение,

и ею нужно уметь дорожить

(по повести А.С.Пушкина «Дубровский»)»

Составила: Батршина Сания Фаритовна

        Урок литературы в 6 классе

в рамках  семинара учителей русского языка и литературы

Атнинского района РТ

на тему

«Духовно-нравственное воспитание  учащихся на уроках литературы»

Урок по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (1-4 главы)

Тема: Дружба – нечто большее, чем просто общение, и ею нужно уметь дорожить.

Цели:

познавательная: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения;

развивающая: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитательная: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения

Цели в формате PISA:

сформировать читательскую компетенцию у учащихся;

научиться анализировать текст с точки зрения развития  функциональной грамотности.

Ход урока:

- продолжаем изучение повести А. С. Пушкина «Дубровский». Мы с вами прочитали 1-4 главы, узнали, какими близкими людьми были Троекуров и Дубровский, но не смогли сохранить дружеские отношения. Почему же так случилось? Кто из них виноват в этом? На эти вопросы нам следует сегодня ответить, поэтому урок проведем на тему «Дружба – нечто большее, чем просто общение, и ею нужно уметь дорожить». Чтобы выяснить причину ссоры, нам нужно глубже изучить все ситуации. Вспомним Троекурова и Дубровского.  

Ребята, что вы делаете для того, чтобы узнать о человеке? Правильно, заглядываете в соцсети. Давайте о Троекурове и Дубровском узнаем В Контакте. Как вы думаете, существуют их странички? Наверное, нет. Значит, создадим, зарегистрируем их.

Две девочки создают страничку Троекурову, два мальчика – Дубровскому. Работают на отдельных листах ватмана, где сверху поставлен логотип ВК.

Фамилия

Имя

Отчество

Местожительство  

Карьера

Семейное положение

Дети

Друзья

Характерные черты

Троекуров

Кирила

Петрович

С. Покровское

Богатый дворянин, отставной генерал-аншеф

Вдовец

Дочь Маша

Надменный, жестокий, своенравный, тщеславный…

Фамилия

Имя

Отчество

Местожительство  

Карьера

Семейное положение

Семейное положение

Дети

Характерные черты

Дубровский

Андрей

Гаврилович

С. Кистеневка

Бедный дворянин,                 отставной  поручик гвардии

Вдовец

Сын Владимир

Решительный, нетерпеливый, немного завистливый…

Остальные выбирают из нескольких портретов (портреты представлены на экране) фото для аватарки. Выбранное фото прикрепляется на лист ватмана, как на странице ВК.

Объясните, почему вы выбрали именно эти фотографии? Мотивируйте свой выбор.

Ответы учащихся

Согласны ли все с данными на страничке ВК Троекурова и Дубровского? Докажем аргументами из произведения характерные черты каждого героя.

Ответы учащихся

- Вспомним, какими они были друзьями?

Ответы учащихся.  На доске посередине двух листов ватмана со страничкой ВК помещаем два улыбающихся смайлика на желтом листе.

   

- из-за чего произошла ссора?

Ответы учащихся.  Прикрепляем смайлики. Уже злые, на красном листе.

            

- какой случай усугубил ссору?

Ответы учащихся. Злые смайлики отрываем друг от друга

                                     

   - к чему привела ссора?

К мести .

- Кто победил в этой схватке?

Ответы учащихся.

                               

- Доволен ли остался Троекуров своей победой? К чему привела вся история?

Ответы учащихся.

Троекуров потерял друга, самого близкого человека, кого он уважал. Он остался….. ОДИН.

У Троекурова были благие намерения: положить конец ссоре, вернуть Дубровскому имение. Но чего он не учел?

Простит ли его Дубровский.

Совершенно верно. Троекуров не учел чего?

Что, дружба – нечто большее, чем просто общение, и ею нужно уметь дорожить.

Только ли Троекуров виновен в случившемся?

Ответы учащихся. Вина Дубровского.

Значит, чего не учел и Дубровский?

Что, дружба – нечто большее, чем просто общение, и ею нужно уметь дорожить.

_______________________________________________________________________

А вы умеете дорожить дружбой?

Ответы учащихся. Бывает, что мальчики и девочки между собой не ладят.

Тогда давайте сегодня подружимся, и никогда больше не будем ссориться. Я вам раздаю листочки с половиной пословицы о дружбе. Одна половина пословицы у девочек, другая – у мальчиков. Вы должны найти свою половину.

Дети встают, ищут свою половину. Находят, прикрепляют на доске объединенные пословицы.

Молодцы. Каждая пара прочитает свою пословицу.

После дети садятся со своей парой по пословице.

Можно ли было сохранить дружбу между Троекуровым и Дубровским? (Мозговой штурм)

Ответы учащихся.

Домашняя работа. Напишите письмо Троекурову или Дубровскому с вашими советами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своя игра" по повести А.С.Пушкина "Дубровский"

Итоговый урок создан по правилам телевизионной игры "Своя игра"....

Урок-мастерская по повести А.С. Пушкина "Дубровский"

Урок по теме "Ссора друзей" с использованием технологии "Шесть шляп"....

Тест по содержанию повести А.С. Пушкина «Дубровский»

   Тест по содержанию повести А.С. Пушкина «Дубровский»...

Интегрированный урок по литературе, граждановедению, праву по повести А.С.Пушкина "Дубровский". Тема: "...Он рожден был для иного назначения..."

Урок-суд. Урок проходит в виде судебного заседания. Заранее распределяются роли, показания дают опираясь на тект произведения....

Заключительный урок по повести А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок обобщения и контроля знаний по произведению.Приложение к уроку - презентация (иллюстрации к произведению и контрольные вопросы)....

Разработка урока литературы по повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Цели урока:Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; определять, явл...