Заключительный урок по повести А.С.Пушкина "Дубровский"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Родионова Марзия Наильевна

Урок обобщения и контроля знаний по произведению.

Приложение к уроку - презентация (иллюстрации к произведению и контрольные вопросы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока77 КБ
Office presentation icon pushkin.dubrovskiy_6_kl.ppt978.5 КБ

Предварительный просмотр:

Челябинская область

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Брединская средняя общеобразовательная школа № 3

457311 п. Бреды, ул. Мира, 9. Тел. (835141)  3-41-72. email: MOU_BSOSH_3@mail.ru

Конспект урока по литературе в 6 классе

Учитель высшей категории Родионова М.Н.

Тема: Обобщение изученного по повести А.С.Пушкина «Дубровский» (по учебнику А.Г.Кутузова)

Цели и задачи:

1.Подвести итог изучению повести: проверить знание текста, умение ориентироваться в содержании произведения, определять роль портрета, пейзажа, интерьера в раскрытии характеров героев и замысла автора.

2.Формировать умения  монологической речи.

3. «Воспитание чувств»: понятия  любви, долга, милосердия, благородства…

Форма урока: фронтальная и индивидуальная работа с учащимися.

Тип урока: урок учёта, контроля и оценки знаний и умений учащихся.

Виды контроля: устный опрос (викторина), письменный опрос, повторительно-обобщающая беседа, монологические высказывания учащихся.

Оформление: Портрет А.С.Пушкина; иллюстративный стенд; эпиграф:

«Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рождён был для иного

назначения…» А.Пушкин.

Оборудование: Карточки для самоконтроля, жетоны для оценивания работы учащихся на уроке, мультимедиа оборудование для демонстрации презентации.

План урока.

1.Оргмомент.

2. Устная викторина «Знаешь ли ты персонажей повести?»

3. Повторение литературоведческих терминов.

4. Графическая викторина на знание текста повести.

5. Монолог.

6. Повторительно-обобщающая беседа.

7. Оценивание деятельности учащихся .

8.Домашнее задание.

Ход урока.

Этап урока

Содержание урока

№ слайда

I

Оргмомент. Объявление темы, цели урока, формы оценивания знаний.

№ 1

II

Устная викторина «Знаешь ли ты персонажей повести?» (за каждый полный правильный ответ ученик получает красный жетон, за неполный ответ или за дополнение к ответу – зелёный)

1.Назвать ФИО главных героев повести(Андрей Гаврилович Дубровский, Кирилла Петрович Троекуров, Владимир Андреевич Дубровский, Марья Кирилловна Троекурова).

2.Назвать родовые имения Дубровских (Кистенёвка), Троекурова (Покровское), князя Верейского (Арбатово).

3.Назвать воинские звания старого Дубровского (отставной поручик гвардии), Троекурова (отставной генерал-аншеф)

4.Кому из героев «состояние позволяло держать только двух гончих и одну свору борзых»? (А.Г.Дубровскому)

5. Кому «богатство, знатный род и связи давали большой вес в губернии, где находилось его имение»? (К.П.Троекурову)

6.Кто из героев «воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию»? (В.Дубровский)

7. О ком сказано, что «у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерёт»? (о Троекурове)

8.У кого из героев повести «не было поверенного в делах»? (у А.Г.Дубровского)

9.Сколько ударов пробили часы, когда «Владимир положил письмо в карман, взял свечу и вышел из кабинета»? (11)

10.Чьи поместья были пощажены разбойниками, появившимися в окрестностях Кистенёвки и Покровского? (Троекурова)

11.Кого Анион Пафнутьич обозвал «проклятый басурман» и «бестия французская»? (учителя Дефоржа)

12. Кто скрывался под именем Дефоржа? (В.Дубровский)

13. Для кого из героев «три недели были днями счастья», проведёнными в доме Троекурова? (для В.Дубровского)

14. Кого «излишества всякого рода изнурили и положили на нём свою неизгладимую печать»? (на князя Верейского)

15. Кем написана и кому адресована записка: «Вечером в 10 часов на прежнем месте»? (В.Дубровским Марье Кирилловне)

16.Кого было велено «не выпускать из комнаты и смотреть за тем, чтоб никто с нею не говорил»? (Марью Кирилловну)

17. Кто был «двумя годами старее Саши и гораздо его сильнее»? (рыжий мальчик, дворовый Дубровских)

18.Кто ехал в карете, когда «лошади неслись быстро по кочкам просёлочной дороги, и карета почти не качалась на своих английских рессорах»? (Кн. Верейский и Марья Кирилловна после венчания)

19. Когда в губернии прекратились «грозные посещения, пожары и грабежи»? (когда В.Дубровский скрылся за границу)

Подведение итогов викторины (выставление баллов в контрольную таблицу):

За каждый красный жетон – 5 баллов, за зелёный – 4 балла:

«5» - 16-19 правильных ответов (80-95 баллов), «4» - 13-15 правильных ответов (65-75 баллов), «3» - 10-12 правильных ответов (50-60 баллов)




№ 2



№ 3
































№ 4

III

Повторение литературоведческих терминов. Дать развёрнутое определение, объяснить на примерах из повести «Дубровский» роль в раскрытии характеров героев и замысла автора.: (красный жетон, - ответ на «5», зелёный – на «4», оранжевый – на «3»)

1. Литературный портрет – это…

2. Пейзаж – это…

3. Интерьер – это…

4. Художественная деталь как элемент портрета, пейзажа, интерьера, способствующая раскрытию характера героя, замысла автора.

№ 5

IV

Графическая викторина на знание текста повести.

Установить соответствие интерьера, пейзажа, портретной характеристики соответствующему персонажу:

1. Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он, топнув ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал. (А.Г.Дубровский)

2. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер был навеселе. (Троекуров)

3. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги. (В.Дубровский)

4. Берёзки, которые при нём только были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. (В.Дубровский)

5. Наконец он достигнул маленькой лощины, со всех сторон окружённой лесом; ручеёк извивался молча около деревьев, полуобнажённых осенью. (В.Дубровский)

6. Землянка устлана и обвешена была богатыми коврами, в углу находился женский серебряный туалет и трюмо. (В.Дубровский)

7. От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. (В.Дубровский)

8. Ей было 17 лет, и красота её была в полном расцвете. ( Марья Кирилловна)

9. Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. Как лёгкая тень, молодая красавица приблизилась к месту назначенного свидания. (Марья Кирилловна)

10. Ему было около 50-и лет, но он казался гораздо старее. (кн. Верейский)

11. Перед домом расстилался густо-зелёный луг…пространный парк окружал дом со всех сторон…Волга протекала  перед окнами… за рекой тянулись холмы и поля… (кн. Верейский)

Подведение итогов (взаимопроверка):

персонаж

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

А.Г.Дубр.

х











К.П.Троек


х










В.Дубров.



х

х

х

х

х





М.К.Троек








х

х



Кн.Верейс










х

х


9-11 прав. ответов – 5 баллов

7-8 –                           4 балла

5-6 –                           3 балла

3-4 –                           2 балла

1-2 –                           1 балл

































№ 6

V

Монолог: кто или что и почему понравилось мне в повести?

(оценивание в соответствии с требованиями к устному высказыванию: 5 баллов (красн), 4 балла (зелён), 3 балла(оранж)

VI

Повторительно-обобщающая беседа:

1. Почему в качестве эпиграфа взяты слова самого В.Дубровского?

2. Как вы думаете, чей это совет и кому он адресован? (Пушкин – читателям)

3. О каком «ином назначении» идёт речь?

4. Каковы основные качества характера В.Дубровского, которые вы могли бы у него перенять? (благородство, смелость, справедливость)

№ 7

VII

 Подсчёт общего количества баллов на карточках – работа счётной комиссии (по рядам). Выставление оценок учителем.

№ 8

VIII

  Домашнее задание: Сочинение-размышление о прочитанном (тему каждый ученик определяет сам)

№ 9

Карта оценивания (самоконтроля)

Вид деятельности

«5»

«4»

«3»

«2»

Устная викторина

80-95 баллов

61-79 баллов

50-60 баллов

< 50 баллов

Литературоведческие термины

18-20 баллов

15-17 баллов

8-14 баллов

< 8 баллов

Графическая викторина

5 баллов

4 балла

2-3 балла

< 2 баллов

Монолог

5 баллов

4 балла

3 балла

< 3 баллов

Итого:

108 – 125 б.

84 – 104 б.

63 – 80 б.

< 63 б.

Литература и интернет – ресурсы:

1.О.А.Ерёмина. Уроки литературы в 6 классе. Москва, Просвещение, 2008

2.Т.М.Амбушева. Поурочные планы по учебнику – хрестоматии Т.Ф.Курдюмовой для 6 класса. Волгоград, Учитель, 2007

3. В. Маранцман. Изучение творчества А.С.Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину. Пособие для учителя  и учащихся в 2ч.. ч. 2,  Владос, 1999 г. Серия: Библиотека учителя-словесника.

4. http://school.xvatit.com/index. - иллюстрации Д.Шмаринова

http://school-collection.edu.ru/ - иллюстрации Б.Кустодиева, Е.Лансаре, Д.Шмаринова

http://artnow.ru/ru/gallery/3/2579/picture/0/539917.html - картина В.Пукирева «Неравный брак»

http://artvek.ru/levitan18.html - И. Левитан  «Золотая осень»

5.Кадры из фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский»  режиссёра Вячеслава Никифорова (1989).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Челябинская область Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Брединская средняя общеобразовательная школа № 3 457311 п. Бреды, ул. Мира, 9. Тел. (835141) 3-41-72. email : MOU _ BSOSH _3@ mail . ru Обобщение и контроль знаний по повести А.С.Пушкина «Дубровский» Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рождён был для иного назначения… А.С.Пушкин . Учитель высшей категории Родионова М.Н. урок литературы в 6 классе

Слайд 2

Викторина «Знаешь ли ты персонажей повести?»

Слайд 5

Литературоведение Литературный портрет – описание внешности человека, особенностей характера, поступков, образа мыслей литературного героя Пейзаж в литературном произведении – описание природы Интерьер в литературном произведении – описание помещения, внутреннего убранства здания Художественная деталь – элемент портрета, пейзажа, интерьера, способствующая раскрытию характера героя, замысла автора

Слайд 6

Графическая викторина (самоконтроль) Персонажи / ответы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 А.Г.Дубровский х К.П.Троекуров х Вл. Дубровский х х х х х М.К.Троекурова х х Кн. Верейский х х

Слайд 7

Подведём итоги Почему эпиграфом к уроку взяты слова самого Дубровского, обращённые к Марье Кирилловне: Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рождён был для иного назначения… Чей это совет и кому он адресован? О каком «ином назначении» идёт речь? Каковы основные качества характера Вл. Дубровского, которые вы могли бы у него перенять?

Слайд 8

Оценим свои знания Вид деятельности 5 4 3 2 Устная викторина 80-95 61-79 50-60 < 50 Литературоведение 18-20 15-17 8-14 < 8 Графическая викторина 5 4 2-3 < 2 Монолог 5 4 3 <3 Всего баллов 108-125 84-104 63-80 < 63

Слайд 9

Домашнее задание Сочинение – размышление о прочитанном (тему определить самостоятельно) Творческих успехов !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...

Заключительный урок по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Материал можно использовать в качестве викторины, проверки знания текста...

Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»

Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...

Урок в 10 классе по литературе по теме "Заключительный урок. Рекомендации по летнему чтению"

Урок в 10 классе по литературе по теме "Заключительный урок. Рекомендации по летнему чтению"...

Заключительный урок по повести Н.В.Гоголя "Шинель" "А был ли несчастен Акакий Акакиевич?"

На заключительном уроке по повести Н.В.Гоголя "Шинель" подводится итог понятия "Маленького человека" в литературе. Раскрывается образ Акакия Акакиевича через технологию критическог...

Технологическая карта урока английского языка в 7 классе по теме: “In the Spotlight” (заключительный урок модуля)

Цели урока: Образовательные: активизировать в речи изученную лексику и грамматические структуры. Развивающие: совершенствовать коммуникативные действия, умения аудирования, говорения и чтения Воспи...