Внеклассное мероприятие: «Жизнь и творчество А. П. Чехова».
методическая разработка по литературе (7 класс)
Учитель призван воспитывать и развивать обучающихся не только на уроках, но и во внеурочное время. Подготовка преподавателя к таким мероприятиям заставляет систематически следить за различными изданиями по воспитательной работе, постоянно углублять профессиональную подготовку, улучшать свои знания, а всё это, в свою очередь, благотворно влияет на качество преподавания.
Обращение к пространственным искусствам позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся.
На минимальном объеме информации необходимо стремиться достичь максимального уровня обобщения. Иллюстративный материал должен быть разнообразным по форме и содержанию.
Структура мультимедийной презентации должна отражать методическую логику познавательной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_chehov.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Внеклассное мероприятие: «Жизнь и творчество А. П. Чехова».
Форма проведения: викторина.
Подготовила: Тихонова Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы первой категории
Международная школа «Wunderpark»
2023 г.
Методический комментарий:
Учитель призван воспитывать и развивать обучающихся не только на уроках, но и во внеурочное время. Подготовка преподавателя к таким мероприятиям заставляет систематически следить за различными изданиями по воспитательной работе, постоянно углублять профессиональную подготовку, улучшать свои знания, а всё это, в свою очередь, благотворно влияет на качество преподавания.
Обращение к пространственным искусствам позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся.
На минимальном объеме информации необходимо стремиться достичь максимального уровня обобщения. Иллюстративный материал должен быть разнообразным по форме и содержанию.
Структура мультимедийной презентации должна отражать методическую логику познавательной деятельности учащихся.
Личностные результаты: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно – историческим наследием России; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное.
Метапредметные результаты: освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу художественных произведений, умение высказывать и пояснять свою точку зрения; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметные результаты: формирование необходимого уровня читательской компетентности, выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями.
Оснащение мероприятия: компьютер, видеопроектор, презентация, конспект занятия, произведения Чехова.
Сценарий мероприятия:
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами об Антоне Павловиче Чехове. (Слайд 1) Чехов – писатель-классик, который более других соответствует современной динамичной эпохе. Изучение его творчества в школьном курсе литературы оказывает влияние на воспитание интеллигентного человека и читателя. Его произведения формируют читательскую культуру и эмоциональную отзывчивость. Это художник, который пробуждает активность читателя, требует работы мысли и души.
- А что вы знаете о жизни и творчестве Чехова?
(краткое выступление учащихся)
Слово учителя: - Молодцы! Я вижу, что вы хорошо знакомы с творчеством этого замечательного писателя. А теперь я предлагаю вам поиграть в викторину. (Слайд 2)
- Вы должны разделиться на три команды.
- Готовы? Итак, начинаем.
- Правила викторины таковы: каждая команда выбирает любой из представленных на слайде вопросов. Они, как видите, имеют разное достоинство – 1, 2 и 3 балла, но чем дороже вопрос, тем он сложнее. На обдумывание дается 30 секунд, можно ответить досрочно. Если команда ответила неправильно, то право голоса переходит к двум другим командами. Начинаем с первой команды.
Вопросы и ответы:
Слайд 3- Вопрос 1
Вопрос: Какие рассказы Чехова Вы знаете?
Ответ: «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Пересолили», «Хирургия», «Злоумышленник», «Смерть чиновника» и др
Слайд 4 – Вопрос 2
Вопрос: Годы жизни А. П. Чехова
Ответ: 1860-1904
Слайд 5 – Вопрос 3
Вопрос: Какие псевдонимы писателя Вы знаете?
Ответ: Известно более 50 псевдонимов Чехова: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезёнки, Рувер, Ан.Ч., Анче и др.
Слайд 6 – Вопрос 4
Вопрос: Назовите фамилию главного героя рассказа «Смерть чиновника»
Ответ: Червяков
Слайд 7 – Вопрос 5
Вопрос: Какая «лошадиная» фамилия была у героя одноимённого рассказа?
Ответ: Овсов
Слайд 8 – Вопрос 6
Вопрос: Назовите художников, которые иллюстрировали произведения Чехова
Ответ: Кукриниксы, Алимов, Пинкисевич, Дубинский, Родионов…
Слайд 9 – Вопрос 7
Вопрос: Кем по образованию был А.П.Чехов?
Ответ: Врач
Слайд 10 – Вопрос 8
Вопрос: Какими чертами характера обладал Чехов?
Ответ: Жизнерадостный по природе, одарённый редкой наблюдательностью, отменным остроумием.
Слайд 11 – Вопрос 9
Вопрос: В каком городе родился А.П.Чехов?
Ответ: Таганрог
Слайд 12 – Вопрос 10
Вопрос: В каких сатирических журналах работал?
Ответ: «Будильник», «Осколки», «Стрекоза»
Слайд 13 – Вопрос 11
Вопрос: Кто был одним из самых близких друзей из русских писателей?
Ответ: Лев Николаевич Толстой
Слайд 14 – Вопрос 12
Вопрос: Сколько детей было в семье Чехова и кем они стали по профессии?
Ответ: 5 детей
Чехов Александр Павлович руководил первыми литературными опытами Чехова;
Чехов Николай Павлович – талантливый художник;
Чехов Иван Павлович – учитель;
Чехова Мария Павловна - преподавательница истории и географии;
Чехов Михаил Павлович – писатель, служил начальником казённой палаты
Слайд 15 – Вопрос 13
Вопрос: Как называется имение, которое он приобрёл?
Ответ: Мелихово
Слайд 16 – Вопрос 14
Вопрос: Из какого произведения отрывок: «…Приказчик стоял на краю дороги и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем то думал. Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряженны, мучительны.»
Ответ: «Лошадиная фамилия»
Слайд 17 – Вопрос 15
Вопрос: Алёхин – главный герой какого произведения?
Ответ: «О любви»
Слайд 18 – Вопрос 16
Вопрос: Какие произведения входят в «маленькую трилогию»?
Ответ: О Любви, Человек в футляре, Крыжовник
Слайд 19 – Вопрос 17
Вопрос: Героям каких произведений установлены памятники?
Ответ: «Дама с собачкой», «Человек в футляре», «Каштанка»…
Слайд 20 – Вопрос 18
Вопрос: Где установлены памятники Чехову?
Ответ: Таганрог, Серпухов, Томск, Ялта, Звенигород, Истра, Красноярск…
Вывод: Чехов-писатель всесторонне, последовательно и объективно, без каких бы то ни было иллюзий изучал жизнь и фиксировал “историю болезни” окружающего его общества. Чехов пишет о тех, кто засорял жизнь не только в его время, кто приспосабливался, кто хотел показаться деловым и благородно целеустремленным. С такими людьми мы сталкиваемся ежедневно. Нам даже кажется, что где-то рядом стоит Чехов и описывает нашу жизнь. Настолько он современен. Его произведения – это сатира на нас, на людей сегодняшнего дня. Чехов, как писатель, как человек, как творческая личность, актуален, ибо вся его жизнь – это вечная борьба за человека в человеке и нежелание быть рабом, каторжником собственной жизни. Чехов исцелял и продолжает исцелять сегодня своими произведениями и своей жизнью. Перед нами человек, которым двигает одна цель, - помочь людям.
Список используемой литературы:
Бердников Г.П., Чехов. М., 1978
Ермилов В.В. А.П. Чехов. - М., 1953
Чуковский К., О Чехове. М., 1971 |
Юшманова Н.Е. А.П. Чехов: уроки нравственности. - М., 1985 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Жизнь и творчество У. Шекспира"
Внеклассное мероприятие 8-й класс...
Внеклассное мероприятие "Жизнь и творчество Кайсына Кулиева"
Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и творчеству Кайсына Кулиева....
Внеклассное мероприятие "Жизнь и творчество А.С.Пушкина".
Форма мероприятия - викторина для учащихся 9 - 11-ых классов....
Внеклассное мероприятие "Жизнь и творчества писателя, заслуженного учителя и общественного деятеля Ожева Аскарбия Рамазановича"
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-11 классов на родном (адыгейском) языке о жизни и творчестве бывшего учителя МБОУ "СОШ №9" а. ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия (викторина) , посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова
Методическая разработка внеклассного мероприятия ( викторина ) посвящена 160- летию со дня рождения А.П.Чехова. Возрастная категория 14-15 лет, 8-9 классы. Мероприятие носит не только познавател...
Конкурс « Умники и умницы» (внеклассное мероприятие по теме « Жизнь и творчество А.П.Чехова» )
Конкурс « Умники и умницы»(внеклассное мероприятие по теме « Жизнь и творчество А.П.Чехова» ) Одной из форм способствующей эффективному усвоению знаний, является самостоя...