Открывая Николая Рубцова.
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Открывая Николая Рубцова.
Цели:
- пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Н. Рубцова
- познакомить учащихся с нравственным и творческим выбором поэта: любовь к Родине, природе и человеку.
на примере жизни и творчества поэта, воспитывали высокую гражданственность, патриотизм, любовь. Оборудование: фотографии поэта, памятника Н. Рубцову, надгробия, репродукция гражданского портрета Н. Рубцова работы В. Сергеева, записи песен, выставка книг поэта.
За всё добро расплатимся добром. За всю любовь расплатимся любовью... Ход урока.
- Вступительное слово учителя. Чтение учителем ст. «Родина».
- Каждое слово, каждая строчка говорит о том, что человек, написавший эти стихи, всей душой любит свою Родину. Его радует встреча с теми местами, где он когда-то рос, волнуют речка, поля, погосты, встреча с людьми. И плачет душа его, плачет, потому что все это нужно вновь покинуть, так как «с каждой избою и тучею» чувствует он «самую смертельную связь». Вот о таком поэте, умеющем взволновать наши души, заставляющем задуматься о многом в нашей жизни, мы будем говорить сегодня.
Трагически короткой была жизнь светлого и прекрасного русского поэта Н. Рубцова. Вот что говорили о нём его современники, которые хорошо знали и любили поэта.
Г. Горбовский: «Н. Рубцов - поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал читающий мир поэзии - непридуманной, органической. Полвека прошло в поиске... Время от времени звучали голоса яркие, неповторимые. И всё же хотелось Рубцова. Кислородное голодание без его стихов надвигалось... Долгожданный поэт. И в то же время неожиданный...»
С. Багров: «Детство Коли Рубцова пройдёт в неизбывной любви к животным и птицам, травам, солнышку и свободе. Закрой его в комнате, где нет окон, и сердце его, как у ласточки, разорвётся от несвободы».
В. Сафонов: «В душе его постоянно жила огромная, невероятной силы негаснущая тоска по родительской ласке, которой, он, осиротев в младенчестве, не запомнил, тоска по отчему крову над головой, которого ни когда не было в его жизни».
- Сообщение учащихся по биографии поэта.
Николай Рубцов родился 3 января 1936 г. в с. Емецке Архангельской области, став четвёртым ребёнком. К началу 1941 г. семья перебирается в Вологду. В июле 1942 г. умирает мама будущего поэта. Отец по 1944 г. находится на фронте, по возвращению с войны обзаводится новой семьёй, дети считают его погибшим. Маленький Коля попадает в Красновский детский дом, затем переведён в детский дом в с. Никольское Тотемского района.
Н. Р. на исходе войны ещё не знал, что отец давно уже демобилизовался, работал в отделе снабжения Северной железной дороги (очень хлебное место). Про сына, сданного в детдом, так и не вспомнил, женился, пошли другие дети.
В 1946 г. Н. Рубцов закончил с похвальной грамотой 3 класс. И начал писать стихи. Может они и спасли его от разочарования в своих несбывшихся надеждах на семью.
Жизнь продолжалась, шёл 1947 г., трудный послевоенный год. Замерзая в своих плохоньких одеждах, пробираясь сквозь мороз и сугробы к родной школе. Там встречала Нина Ильинична, она заботилась о них как могла: готовила им чернила из сажи, тетради делала из своих книг, часто в метель провожала их в детдом. Долго горел свет в её окнах, горел, как сама её добрая душа. И никто из нас не знал, что в жизни её случилось горе: погиб на фронте муж. Это об этой русской доброй душе, а также колхозниках, пахавших колхозные поля на своих коровах, о тех, которых за 3 кг. колосьев могли отправить в заточение на год, за 5 литров молока на 10 лет, о людях, которые среди этого «разбоя» не теряли света в своих душах.
Спасибо скромный русский огонек.
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далек.
За то, что с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя.
Горишь, горишь как добрая душа,
Горишь во мгле, и нет тебе покоя.
12 июня 1950 г. Н. Рубцов получил свидетельство об окончании 7 класса и в тот же день уехал в Ригу поступать в мореходное училище. Его туда не взяли, т.к. было всего 14 лет. Едет в лесной техникум в Тотьму, где и поставят ему в будущем памятник. Через 2 года нанимается кочегаром на тральщик. В автобиографии напишет: «...отец ушел на фронт и погиб», так будет писать и впредь, зная, что отец жив. Работа была непосильна, сказывалось недоедание в детдомовские годы. И Николай уходит:
Никем по свету не гонимый
Я в этот порт явился сам
В своей любви необъяснимой
К полночным северным судам.
Это беспощадная истина Рубцовской жизни. Никто никогда не гнал Рубцова. В тот и состояла горечь его жизни, что в этой огромной стране он умудрился прожить почти всю свою жизнь, не имея собственной крыши над головой. Не имея ничего, что можно было бы отобрать.
Служба в армии была самым благополучным временем всей его жизни, благополучным и в бытовом отношении и душевном: впервые он оказался в равном положении с сверстниками. Он всегда ощущал свою ущербность сироты, она сопровождала его везде. А службы он не боялся, «держать удары» жизнь его уже научила.
Здесь впервые в жизни он почувствовал, что сможет преодолеть свою несчастливость, почувствовал в себе силу, позволившую перешагнуть детдомовскую закомплексованность и строить планы на будущее. После демобилизации Рубцов едет в деревню. В стране много перемен: фестиваль в Москве, полет Ю. Гагарина. Ощущение свободы захлестывает поэта. Но в деревне он видит другое: разорение личных хозяйств и приусадебных участков колхозников, отбросило деревню к временам коллективизации. И поэт уезжает в Ленинград, учится в школе рабочей молодежи, живет в общежитии. Трудно ему жить там, 25 скитальческих лет брали свое и звучит в стихах горечь: Чего делать?
Ведь ножик в себя не вонжу
И жизнь продолжается, значит
На памятник Газа в окно гляжу: Железный! И все-таки плачет...
Здесь и были написаны стихи, вошедшие в сокровищницу русской классики: «Видения на холме», «Добрый Филя» - первые стихи настоящего Рубцова. После окончания школы рабочей молодежи он получает извещение из Литературного института о том, что прошел творческий конкурс и приглашается для сдачи экзаменов. Экзамены Рубцов сдает. Сближается с московскими поэтами, начинает печатать свои стихи в журнале «Октябрь». В одном не мог сблизиться Рубцов с кружковцами: у него за спиной была другая жизнь. Они приходили к нему в общежитие, гостили по нескольку дней, но его к себе домой никто из них не сумел. Их нельзя упрекать. Они (жившие другой, благополучной) едва ли понимали, насколько унизительна эта вечно полуголодная жизнь: Куда пойти бездомному поэту, Когда заря опустит алый щит?
Знакомых много, только друга нету И денег нет, и голова трещит.
Удивительно точно совпадает судьба Н. Рубцова с историей страны. В шестидесятые годы ужесточается общая обстановка в стране. Человек интересен для госсистемы, как исполнитель социальной роли. И в этом отношении новую институтскую администрацию Н. Рубцов никак не устраивал. Он не умел в нужную минуту сделаться незаметным, выпирал из любых списков и реестров. Он был не просто бунтарем, никакие нравоучения не могли помочь ему преодолеть безнадежную нищету и неустроенность. Он раздражал коменданта общежития, раздражал официанток и продавцов, преподавателей института и многих своих товарищей несоответствием своей простоватой внешности тому сложному духовному миру, который он нес в себе. Может не раздражал бы их Рубцов, работающий на заводе, в колхозе, а он вдруг в столице, престижном институте и т.д. Люди поопытнее знали цену Рубцова, администрация института к ним не относилась. Пока во главе института стоял Н. Н. Серегин, он ценил Рубцова, понимал его тяжелое материальное положение. Но Серегин безнадежно болен, а новая администрация, раздувая малейшие проступки Рубцова, исключает поэта из института и выселяет из общежития. И опять:
Куда пойти бездомному поэту...
Вместе с ощущением безнадежности нарастало и взаимонепонимание в семье «...такое ощущение,- пишет Н. Рубцов в письме С. Куняеву,- будто мне все время кто-то мешает, и я кому-то мешаю, будто я перед кем-то виноват и передо мной тоже». Начинаются скитания: едет в Николу. Почему не остался в Москве? Ни литературный успех, ни деньги не могли помочь ему преодолеть обиду. Только семья, только деревня Никола, только Родина, с которой всегда ощущал он «самую жгучую связь». Но вместе с тем, он оказался против своей воли нахлебником в бедствующей деревенской семье. Так уж устроена жизнь Рубцова, и здесь не суждено было ему задержаться.
(На стенде «Тунеядцам бой!» появляется фотография поэта). Опять Москва, нет прописки, общежитие.
На глазах подтачиваются нервы. На 32 году жизни он, наконец, получает свой угол - комната в Вологде, которую спустя время начинают заселять другими жильцами. Происходит разрыв в семье, и обман с жилплощадью сыграл в этом не последнюю роль. И только в 1969 году Рубцов занимает однокомнатную квартиру умершего друга Александра Яшина. В этом же году он закончил Литературный институт, зачислен в штат «Вологодского комсомольца». Налаживаются дела, но заканчивается сама жизнь.
Пока он страдал, пока маялся, не имел своего угла, пока писал стихи, сверстники делали карьеры, растили детей. Когда же у Рубцова, наконец, устроили быт, и можно было надеяться на лучшее, он словно оказался в вакууме, он как бы жил запоздалой, другой жизнью и не находил понимания друзей. Да и не ждал он его, так как привык держать все в себе и лишь в стихах мог закричать, словно от боли: Я люблю судьбу свою.
Я бегу от помрачений.
Н. Рубцов не жил, а скорее продирался сквозь глухое равнодушие жизни.
В 1971 году Рубцов погибнет.
Писатель Астафьев: «Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по-разному. И есть странная, горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов. Все великие певцы уходили из жизни рано, и, как правило, не по своей воле...».
- Тема Родины в стихотворениях Н. Рубцова.
Рубцов: «Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное».
Н. Рубцов обладал трепетным ощущением Родины, природы, человеческой души.
Мудрость его стихов берет начало в любви: к матери, к отчему краю, к травам и цветам, к человеку и птахе, к неповторимой жизни. (Все это вы услышите в стихотворении «Березы»). Он как бы проникает в тайны русской души. Темы Родины, природы, человеческой души переплетаются в каждом стихотворении. С обостренным чувством любви к Родине исторг он из своей души вскрик, как тревожный колокольный набат, не зовущий к смирению и Россия, Русь, Храни себя, храни.
Чтение стихотворения «Видения на холме».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по лирике Николая Рубцова. Представление поэта. Технология критического мышления.
Урок литературы "Поэзия Н. Рубцова. Представление поэта" был проведен в 7 классе в 2008 году. Использована технология критического мышления. Занятие было проведено для слушателей курсов "Технология кр...
Урок литературы в 11 классе. Тема "Тихая лирика" и поэзия Николая Рубцова"
Конспект урока внеклассного чтения, в котором раскрываются особенности различных направлений лирики 50-70-х годов 20 века. Названы представители направления "тихая лирика", выявлены художественные осо...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «ТИХАЯ ЛИРИКА НИКОЛАЯ РУБЦОВА»
Авторы проекта: Куртасова Т.Е., учитель высшей категории МОУ «СОШ № 42» г. ВоркутыУчастники проекта: обучающиеся 11 класса (2012 год)Форма работы над проектом: групповаяВид проекта: межпредметны...
Урок-концерт по творчеству Николая Рубцова
«Поверьте мне, я чист душою»...
К 70-летию со дня рождения Николая Рубцова
В 2011 году исполнилось бы 70 лет Николаю Рубцову, одному из самых талантливых и пронзительных лириков XX века....
Звезда Николая Рубцова
Конспект урока и презентация, рассказывающие о жизни поэта, анализ стихотворения "Звезда полей"....
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...