Формирование читательских интересов обучающихся
методическая разработка по литературе (8 класс)
В работе освещены современные пути и приемы педагогического руководства, способствующие повышению читательских интересов школьников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование читательских интересов у учащихся
через уроки внеклассного чтения.
М.И. Кусатова, учитель русского языка и литературы,
МОБУ СОШ №17 г. Якутска.
Аннотация
В работе освещены современные пути и приемы педагогического руководства, способствующие повышению читательских интересов у школьников. Работа предназначена для учителей-словесников.
Ключевые слова: чтение, читательская культура, разнообразные формы внеклассных занятий.
Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, способной жить в быстро меняющемся мире, формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой задачи - введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.
Учителя испытывают большую тревогу и озабоченность из-за того, что понижается читательская культура подрастающего поколения, являясь существенным показателем духовного потенциала в целом, значительно снизилась и имеет тенденцию понижения с переходом в старшие классы. Новые информационные технологии все глубже проникают в нашу жизнь. Дети и подростки наиболее подвержены их влиянию. Увеличение числа телевизионных каналов, развитие кабельного телевидения и новых возможностей, которые представляют видеотехника, компьютеры, приводят к тому, что « экранная культура» все сильнее влияет на чтение детей. Современная молодежь хочет получать информацию визуально, легким и увлекательным способом. Активное чтение теряет популярность, что негативно отражается на абстрактном мышлении подростков, их способности понимать прочитанное и размышлять над его смыслом.
Влияние литературы и чтения в частности на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Литература как вид искусства развивает память, мышления, фантазию воображения, способность к творчеству. В свое время Дидро справедливо утверждал: « Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению» От того какие книги читает ученик , во многом зависит каким человеком он станет.
Читающие ученики обладают грамотностью и обширным словарным запасом. Начитанные люди чаще всего обладают правильной речью, не пользуются словами- паразитами. Чтение учит анализировать информацию и самостоятельно давать оценку фактам. Это умение помогает лучше ориентироваться в жизни, понимать происходящее вокруг и воспринимать окружающий мир реально и объективно.
Нужна целая система целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. При формировании читательских интересов нужно учитывать возрастные особенности школьников. Большую роль в формировании читательских интересов играют уроки внеклассного чтения. Уроки внеклассного чтения дают широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Для эффективного развития читательского интереса нужно использовать разнообразные формы внеклассных занятий :обсуждение, инсценирование понравившихся эпизодов произведений, семейные читательские конференции, викторины, устные журналы, конкурсы стихов, литературные гостиные, историко- патриотические акции, литературные балы, парады литературных героев, семейные конкурсы«Книжный хит семьи», конкурс- акции « Выходной- в библиотеке», флешмоб, организация выставок к юбилейным датам писателей.
Задача учителя- словесника - заинтересовать и привлекать родителей к семейному чтению и обсуждению произведений художественной литературы Можно проводить интересные конкурсы на лучшую семейную рецензию, лучший читательский дневник, лучшую семейную презентацию любимой книги- все направлено на то, чтобы привить ребенку интерес к чтению. Семейные чтения дают положительные результаты в развитии читательского интереса у детей. Необходимо, чтобы родители поняли, что и от них во многом зависит, будет ли их ребенок читающим.
Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения городской библиотеки. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники , это дает ощутимые результаты. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче жизнь, если подружиться с книгой.
Хочу поделиться опытом внеклассной работы с книгой в среднем звене. Опыт лучших словесников подсказывает: работа над произведениями становится эффективной, когда учитель проводит уроки внеклассного чтения в системе. Продумывая собственную систему уроков внеклассного чтения, я отбираю для чтения разные произведения, включаю произведения современной русской, зарубежной литературы. Например, в списке внеклассного чтения для учеников 8 класса включила произведения: Е. Мурашовой « Класс коррекции»,В. Крапивина « Выстрел с монитора», С. Лукьяненко «Рыцари сорока островов», « Страна лопухастых островов», Д. Грига «Виноваты звезды». Учитываю поставленные в них проблемы, силу воспитательного воздействия, возрастные особенности учеников, их читательские интересы.
Особый эмоциональный настрой создается на уроках внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне. В 7 «А» классе к 70 летию Победы провели 2 акции : « 70 «5» ко дню Победы» и « Прочитаем 70 произведений о Великой Отечественной войне» Сюда входят документальные произведения, стихи , поэмы, рассказы и повести. Накануне Дня Победы провели классный час на Площади Победы и читали стихи о войне.
В 5 классе после прочтения произведения Ж. Верна « Таинственный остров» дети создают коллаж. Создание коллажей после прочтения книг становится своеобразной игрой, которая позволяет учащимся проявить свое визуальное видение прочитанного произведения, его темы, идеи, предметного мира, героев, тем более, что глаз современных детей к визуальному ряду более привычен.
В 6 классе после прочтения « Робинзона Крузо»Д. Дефо дети предложили провести игру « По следам прочитанного произведения», где отвечали на вопросы викторины, инсценировали эпизоды романа.
У нас удачно прошла семейная читательская конференция по произведениям А Алексина. Ребята готовили презентации, выступления вместе с родителями. Родители с благодарностью отзывались о мероприятии.
К году литературы прошел очень грандиозный, красивый литературный бал в театре Оперы и Балет, посвященный 200 летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Участниками бала были старшеклассники, учителя школы№17 г. Якутска. Вслед за литературным балом ученики среднего звена участвовали в Параде литературных героев. В начале учебного года ученики, учителя вышли на площадь Дружбы и дружно провели читательский флешмоб.
У моих учеников есть записные книжки, так называемые «читательские маршруты», куда отмечают все прочитанные произведения, переписывают полюбившиеся стихи. Пробуют они и сами писать. Из лучшего, что было ребятами написано, мы подготовили поэтическую страницу в нашей стенгазете.
Результат работы на лицо. Ребята стали больше читать, в основном классику, научились вести дискуссию, изменилась речь, исчезли из лексикона вульгаризмы.
Пропаганда книги - дело трудное, требует больших усилий, заставляет учителя работать над собой. Желание видеть своих воспитанников культурными, всесторонне образованными людьми побуждает вести пропаганду книги увлекательно, разнообразно .
Литература:
1.Я.А. Роткович. Внеклассное и внешкольная работа по литературе. М., 1970.
2. И.С. Забарский. В.П. Полухина. Внеклассное чтение по литературе. М., 1980.
М.И. Кусатова, учитель русского языка и литературы, МОБУ СОШ №17 г. Якутска.
Чтение: начало большого пути
( Из опыта работы)
Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, способной жить в быстро меняющемся мире, формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой задачи - введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.
Учителя испытывают большую тревогу и озабоченность из-за того, что понижается читательская культура подрастающего поколения, являясь существенным показателем духовного потенциала в целом, значительно снизилась и имеет тенденцию понижения с переходом в старшие классы. Новые информационные технологии все глубже проникают в нашу жизнь. Дети и подростки наиболее подвержены их влиянию. Увеличение числа телевизионных каналов, развитие кабельного телевидения и новых возможностей, которые представляют видеотехника, компьютеры, приводят к тому, что « экранная культура» все сильнее влияет на чтение детей. Современная молодежь хочет получать информацию визуально, легким и увлекательным способом. Активное чтение теряет популярность, что негативно отражается на абстрактном мышлении подростков, их способности понимать прочитанное и размышлять над его смыслом.
Влияние литературы и чтения в частности на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Литература как вид искусства развивает память, мышления, фантазию воображения, способность к творчеству. В свое время Дидро справедливо утверждал: « Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению» От того какие книги читает ученик , во многом зависит каким человеком он станет.
Читающие ученики обладают грамотностью и обширным словарным запасом. Начитанные люди чаще всего обладают правильной речью, не пользуются словами- паразитами. Чтение учит анализировать информацию и самостоятельно давать оценку фактам. Это умение помогает лучше ориентироваться в жизни, понимать происходящее вокруг и воспринимать окружающий мир реально и объективно.
Нужна целая система целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. При формировании читательских интересов нужно учитывать возрастные особенности школьников. Большую роль в формировании читательских интересов играют уроки внеклассного чтения. Уроки внеклассного чтения дают широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Для эффективного развития читательского интереса нужно использовать разнообразные формы внеклассных занятий :обсуждение, инсценирование понравившихся эпизодов произведений, семейные читательские конференции, викторины, устные журналы, конкурсы стихов, литературные гостиные, историко- патриотические акции, литературные балы, парады литературных героев, семейные конкурсы«Книжный хит семьи», конкурс- акции « Выходной- в библиотеке», флешмоб, организация выставок к юбилейным датам писателей.
Задача учителя- словесника - заинтересовать и привлекать родителей к семейному чтению и обсуждению произведений художественной литературы Можно проводить интересные конкурсы на лучшую семейную рецензию, лучший читательский дневник, лучшую семейную презентацию любимой книги- все направлено на то, чтобы привить ребенку интерес к чтению. Семейные чтения дают положительные результаты в развитии читательского интереса у детей. Необходимо, чтобы родители поняли, что и от них во многом зависит, будет ли их ребенок читающим.
Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения городской библиотеки. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники , это дает ощутимые результаты. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче жизнь, если подружиться с книгой.
Хочу поделиться опытом внеклассной работы с книгой в среднем звене. Опыт лучших словесников подсказывает: работа над произведениями становится эффективной, когда учитель проводит уроки внеклассного чтения в системе. Продумывая собственную систему уроков внеклассного чтения, я отбираю для чтения разные произведения, включаю произведения современной русской, зарубежной литературы. Например, в списке внеклассного чтения для учеников 8 класса включила произведения: Е. Мурашовой « Класс коррекции»,В. Крапивина « Выстрел с монитора», С. Лукьяненко «Рыцари сорока островов», « Страна лопухастых островов», Д. Грига «Виноваты звезды». Учитываю поставленные в них проблемы, силу воспитательного воздействия, возрастные особенности учеников, их читательские интересы.
Особый эмоциональный настрой создается на уроках внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне. В 7 «А» классе к 70 летию Победы провели 2 акции : « 70 «5» ко дню Победы» и « Прочитаем 70 произведений о Великой Отечественной войне» Сюда входят документальные произведения, стихи , поэмы, рассказы и повести. Накануне Дня Победы провели классный час на Площади Победы и читали стихи о войне.
В 5 классе после прочтения произведения Ж. Верна « Таинственный остров» дети создают коллаж. Создание коллажей после прочтения книг становится своеобразной игрой, которая позволяет учащимся проявить свое визуальное видение прочитанного произведения, его темы, идеи, предметного мира, героев, тем более, что глаз современных детей к визуальному ряду более привычен.
В 6 классе после прочтения « Робинзона Крузо»Д. Дефо дети предложили провести игру « По следам прочитанного произведения», где отвечали на вопросы викторины, инсценировали эпизоды романа.
У нас удачно прошла семейная читательская конференция по произведениям А Алексина. Ребята готовили презентации, выступления вместе с родителями. Родители с благодарностью отзывались о мероприятии.
К году литературы прошел очень грандиозный, красивый литературный бал в театре Оперы и Балет, посвященный 200 летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Участниками бала были старшеклассники, учителя школы№17 г. Якутска. Вслед за литературным балом ученики среднего звена участвовали в Параде литературных героев. В начале учебного года ученики, учителя вышли на площадь Дружбы и дружно провели читательский флешмоб.
У моих учеников есть записные книжки, так называемые «читательские маршруты», куда отмечают все прочитанные произведения, переписывают полюбившиеся стихи. Пробуют они и сами писать. Из лучшего, что было ребятами написано, мы подготовили поэтическую страницу в нашей стенгазете.
Результат работы на лицо. Ребята стали больше читать, в основном классику, научились вести дискуссию, изменилась речь, исчезли из лексикона вульгаризмы.
Пропаганда книги - дело трудное, требует больших усилий, заставляет учителя работать над собой. Желание видеть своих воспитанников культурными, всесторонне образованными людьми побуждает вести пропаганду книги увлекательно, разнообразно .
Литература:
1.Я.А. Роткович. Внеклассное и внешкольная работа по литературе. М., 1970.
2. И.С. Забарский. В.П. Полухина. Внеклассное чтение по литературе. М., 1980.
Аннотация
В работе освещены современные пути и приемы педагогического руководства, способствующие повышению читательских интересов у школьников.
Работа предназначена для учителей-словесников.
Ключевые слова: чтение, читательская культура, разнообразные формы внеклассных занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация читательского интереса обучающихся посредством использования нетрадиционных форм обучения и ИКТ
В век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. Низкая читательская активность учащихся, нежелание дума...
Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....
Формирование читательского интереса у младших школьников с ДЦП
В современное время остро стоит проблема массового детского чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами - несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств ...
Родительское собрание "Книга в семье. Формирование читательских интересов."
Эта презентация использовалась при проведении родительского собрания "Книга в семье. Формирование читательских интересов"....
Сообщение «Формирование читательского интереса у школьников с ОВЗ»
В связи с тем, что у детей с ОВЗ отмечается недостаточная познавательная активность, у них отсутствует интерес к чтению. Для его формирования приходится использовать различные приёмы работы. ...
Советы родителям по формированию читательского интереса у ребёнка.
Через много лет, уже во взрослой жизни книги у ребёнка будут ассоциироваться с близкими и дорогими людьми, с теплом родного дома....
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...