Внеклассное мероприятие для 9 класса по литературе "Тема любви в творчестве А.С.Пушкина"
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

Хотеева Лариса Александровна

Мероприятие позволит познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; сопоставить прозрения поэта с проблемами сегодняшнего дня; создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 9-Х КЛАССОВ.

ТЕМА.  «Тема любви в творчестве А.С.Пушкина».

ЦЕЛИ УРОКА: 

Образовательные: познакомить учащихся с любовной лирикой     А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; сопоставить прозрения поэта с проблемами сегодняшнего дня; создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии (использовать при проведении мероприятия различные наглядные пособия, ИКТ, выразительное чтение, элементы инсценирования).

   Развивающие:  способствовать развитию образного мышления, развитию  устной монологической и диалогической речи,  развитию умения  выразительного чтения и инсценирования.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русской литературы, способствовать нравственному воспитанию учащихся, интересу к истории своей страны.

ОБОРУДОВАНИЕ.   Репродукции женских портретов (Марии Николаевны Волконской (Раевской), Анны Павловны Керн (Полторацкой), Екатерины Ушаковой, Анны Олениной, Натальи Николаевны Гончаровой); записи романсов «На холмах Грузии лежит ночная мгла» Римского-Корсакова, «Я помню чудное мгновенье» М.Глинки, «Я вас любил» Шереметьева, вальс Свиридова к повести Пушкина «Метель», вальс Хачатуряна; высказывания поэта о любви; выставка книг по теме; слайдовый показ.

ЭПИГРАФ МЕРОПРИЯТИЯ:        Любви все возрасты покорны,

                                           Ее порывы благотворны.

А.С.Пушкин

Благотворный – оказывающий хорошее действие (Словарь Ожегова).

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ.

  1. Вступительное слово учителя. (Слайд №1,2)

Есть классический образ, применяемый к Александру Сергеевичу Пушкину –       «солнце нашей поэзии».  Сегодня речь пойдет о том, «что движет это Солнце».

Что же?

Какие темы волновали Пушкина на протяжении его столь короткой жизни?

Ответы учеников.

  1. Тема дружбы, «дружества святого», лицейская лирика – «Воспоминания в Царском селе», «Бог помочь вам, друзья мои!», «19 октября», «Заздравный кубок».
  2. Вольнолюбивая лирика – ода «Вольность», «Анчар», «Деревня», «Арион», «К Чаадаеву», «В Сибирь» («Во глубине Сибирских руд»).
  3. Философская лирика – «Вновь я посетил», «Брожу ли я по улицам шумным» «Пора, мой друг, пора!», «Воспоминание».
  4. О назначении поэта и поэзии – «Разговор книгопродавца с поэтом -1824, «Пророк» - 1826, «Поэт» - 1827, «Поэту» - 1830, «Памятник» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный») – 1836, «Эхо», «Странник».
  5. Романтическая лирика – «Элегия», «Бахчисарайский фонтан»,  «К морю».
  6. Лирика любви – «На холмах Грузии…», «Я встретил вас», «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне», «Увы! Язык любви болтлив», «Мадонна».

Ведущие.

- И все же, что движет жизнь, что двигало наше Солнце, Пушкина?

- Любовь!

- Наш вечер – это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь – источник поэзии. Любовь вдохновляла Пушкина на самые лучшие поступки, вызывала самые лучшие побуждения, будоражила творческое воображение. (Слайд №3,4)

Не случайно у Пушкина любовь и поэзия – родные сестры…

Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло. (Слайд №5)

Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто… все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт…»

Давайте подтвердим слова Н.В. Гоголя на примере одного из стихотворений – «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829г.)

1.        СТИХОТВОРЕНИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ Н.Н.ВОЛКОНСКОЙ.

(Слайд №6)

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Некто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не сможет.

- Какое чувство осталось после прочтения?

Выступление ученика.  История создания стихотворения.

Стихи эти написаны 15 мая 1829г. В Георгиевске, на Северном Кавказе, по дороге в действующую армию, куда поэт, не получив на то дозволения царя, рискнул отправиться, чтобы повидать ссыльных друзей – декабристов. И мы так и не догадались бы, кому адресованы изумительные по простоте и откровенности строки, если б не рабочая тетрадь Александра Сергеевича, дошедшая до наших дней.

Надобно сказать, что в эту поездку Пушкин собрался после сватовства к шестнадцатилетней Натали Гончаровой, закончившегося ничем – ни согласием, ни решительным отказом. Оставалась лишь надежда на «да» в будущем. Она-то и заставила поэта внести в первоначальный вариант стихотворения поправки и похоронить в черновиках восемь других строк. В том виде, в котором мы сейчас слышим стихотворение, оно опубликовано и стало известно княгине Вяземской как послание поэта к невесте. Между тем, стихотворение обращено не к Натали.

Ключ к тайне тоже спрятан в черновиках. Первая строка стихотворения сначала выглядела так: «Всё тихо – на Кавказе идёт ночная мгла…». Пушкин не случайно заметил «Кавказ» «Грузией», хотя стихотворение писалось именно на Кавказе. Он не хотел, чтобы Натали связывала стихи с его первой поездкой в эти места, о которой она знала или могла узнать впоследствии.

Впервые поэт побывал в Георгиевске в 1820 году, когда вместе с прославленным героем Отечественной войны  Николаем Николаевичем Раевским-старшим ехал         лечиться на минеральные воды. В этой поездке Раевского сопровождали его дочери – Мария и Софья. Марии тогда было 15 лет. А впоследствии Пушкин даже сватался к Марии Николаевне, но безуспешно.

Ведущие.

- О судьбе Марии Николаевны вы, конечно, знаете. (Поэма Некрасова «Русские женщины»).  Выйдя по настоянию отца в 1825 году замуж за генерал-майора Сергея Георгиевича Волконского, она последовала в Сибирь вслед за мужем, осужденным на 20 лет каторги. Уехала, несмотря на препоны, чинимые царем и его верными слугами, уговоры родни. Уехала, оставив малолетнего сына Николеньку, своего первенца, который умер.

А Пушкин назвал свою первую дочь Машей.

-  Как вы думаете, почему  А.С.Пушкин переадресовал стихотворение Наталье Николаевне?  (Да потому что «сердце вновь горит»).

- А теперь давайте вернемся к словам Н.В.Гоголя. Можно ли применить его слова к этому стихотворению? Как вы понимаете слова «нет наружного блеска»?

- Здесь использовано очень мало выразительных средств, характерных для поэтического произведения: нет красочных, ярких эпитетов, для образности используются метафоры – «лежит мгла», «сердце горит» - здесь, по выражению Гоголя, «все просто»: «мне грустно и легко», «унынья моего ничто не мучит»…)

- Да, все выражения  и слова просты, но все они складываются в один музыкальный образ грустной и светлой печали. А печаль у Пушкина «светла», потому что источник печали – любовь, а сердце «не любить не может». Любовь – это музыка, мелодия. П.И.Чайковский говорил: «…в самом стихе есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка».

Послушаем романс Римского-Корсакова «На холмах Грузии лежит ночная мгла» на слова А.С.Пушкина.

Сам Пушкин считал: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь – мелодия».

  1. «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ» (А.П.КЕРН) – 1825Г.

(Слайд №7)

Ранней весной 1819 года в Петербурге в доме Оленина, который был президентом Академии художеств, Пушкин познакомился с Анной Петровной Керн. Уже тогда Пушкин был очарован ее красотой и обаянием.

Инсценирование.

Ученик в роли Пушкина.

- Помню, как в моей жизни появилась очаровательная Анна Петровна Керн.

Ученица в роли Керн.

- Я воспитывалась в Тверской губернии вместе с моей сестрой. В 16 лет меня выдали замуж за генерала Керн. Вместе со своими родственниками я часто бывала в доме Олениных. На одном из таких вечеров я встретилась с Пушкиным.

Ученик в роли Пушкина.

- «Позволительно ли быть до того прелестною!» - воскликнул я, увидев впервые Анну Керн. Весь вечер я старался привлечь ее внимание, заслужить хотя бы улыбки, взгляда. Но мне так и не удалось приблизиться.

Ученица в роли Керн.

- Вскоре ужин кончился, гости стали разъезжаться. Брат сел со мной в экипаж, а Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами.

Ведущий.

-Прошло 6 лет. Двадцатисемилетний Пушкин прибыл в родительскую деревню Михайловское Псковской губернии. Сюда его выслали по распоряжению царя. В деревне жизнь вольнолюбивого поэта сделалась несносной. Он зажил там совершенным отшельником, бывал только у соседей в Тригорском, расположенном в трех верстах от Михайловского. Это было настоящее женское царство. Владелица поместья Осипова, ее дочери Анна и Епраксия, падчерица Александра, племянница Анна Керн – таковы обитатели Тригорского. А теперь давайте представим себе длинный одноэтажный дом, наполненный молодежью, - шум, говор, смех, стихи, игры, пение, музыка.

Ученица в роли Керн.

- Мы сидели за обедом и смеялись, вдруг вошел Пушкин с большой папкой в руках. Он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях. Вскоре мы уселись вокруг него, и он прочитал нам «Цыган». Я никогда не забуду восторга, который охватил мою душу. Я была в упоении, как от текучих стихов поэмы, так и от его чтения, в котором было столько музыкальности, истаивала от наслаждения.

Ведущий.

- Вновь вспыхнули чувства Пушкина, и он написал семь восторженных писем, пестрых по настроению, полных противоречивых чувств, искрящих страстью и ревностью, одновременно полных преклонения перед поразившей его красотой.

Ученица в роли Керн.

-Перед моим отъездом Пушкин пришел проститься и принес экземпляр второй главы «Евгения Онегина» в неразрезанных листах, между которыми я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами «Я помню чудное мгновенье»…

Звучит стихотворение Пушкина.

Ведущий.

Прошло 15 лет. Пушкина уже не было в живых. Но удивительная история этого стихотворения продолжалась. Судьбе было угодно, чтобы путь его ещё раз скрестился с жизненным путём Анны Керн. Красотой стихов Пушкина пленился композитор Михаил Глинка. Он положил их на музыку и посвятил романс в 1840 году дочери Керн, в которую был страстно влюблён.

Звучит романс Глинки на стихи Пушкина.

Похоронена  А.П.Керн на кладбище недалеко от Торжка. На её могильной плите – пушкинские строки «Я помню чудное мгновенье…»

Ведущие.

- Но только ли любви посвящено это стихотворенье?

- В стихотворении последовательно, хотя и обобщённо прослежена жизнь самого поэта.1) встреча с Кёрн; 2) светский Петербург; 3) романтический юг; 4) ссылка в Михайловском.

  1. «СОЖЖЁННОЕ ПИСЬМО». (Е.К. ВОРОНЦОВА)

 (Слайд №8)

Ведущие.

Откроем ещё одну из страниц жизни великого поэта.

Летом 1823 года поэт был назначен канцлером новороссийского генерал губернатора Воронцова, в Одессу. Здесь он познакомился с его женой, одарённой, культурной женщиной, которая к тому же была хороша собой.

«Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою приветливостью, каким неукоснительным щегольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюблялись в неё; - отмечает писатель Соллогуб.

«Принцесса Бельветриль» (так поэт называл Елизавету Ксаверьевну) оставила в его жизни большой и глубокий след.

Сообщение ученицы.

Издавна считается, что такие пушкинские шедевры, как «Ангел», «Сожженное письмо», «Талисман», «Ненасытный день потух…», «Желание славы», «Прозерпина», «Все жертву памяти твоей», вдохновлены чувством к Воронцовой.

Есть мнение, что удаление Пушкина из Одессы было вызвано ревностью генерала Воронцова.

Предстоял отъезд в ссылку в Михайловское и «грозный час разлуки» с Воронцовой. Она подарила Александру Сергеевичу память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликовым камнем. Это кольцо Пушкин бережно хранил. В свой смертный час он подарил свой заветный талисман в Василию Андреевичу Жуковскому, другу, учителю. Дорогое завещают дорогим.

Сестра поэта вспоминает, с каким нетерпением поэт ожидал писем из Одессы. Получив долгожданную весточку, он уходил в свою комнату и запирался, чтоб никто не мешал беседовать стой, которая покорила его сердце. Потом сжигал её письма.

Ведущий.

А. Воронцова, по воспоминаниям Бартенева, « до конца своей долгой жизни сохраняла о Пушкине тёплое воспоминание и ежедневно читала его сочинения. Когда зрение совсем изменило ей, она приказывала читать их себе вслух. Она… не могла забыть очарований пушкинских бесед. С ним соединились для неё воспоминания молодости».

Чтение стихотворения «Сожженное письмо».

Ведущие.

- Вам не показалось, что поэт словно разговаривает с письмом? Чем это вызвано?

(Письмо для него - не просто лист бумаги со словами любви. Это письмо от любимой. Оно для Пушкина - часть возлюбленной.)

- Поэт словно просит простить его: что делать – она велела!

- «Прощай, письмо любви, прощай! Она велела!..»

-  Велела! Почему же именно велела?  Почему выбран именно этот глагол?

- В этом слове есть что-то царственное. Повелевает королева, царица, ее нельзя ослушаться.

- Письмо нельзя не сжечь. В пушкинскую эпоху требование любимой было священно!

- А вот строки, свидетельствующие о мучительном переживании перед принятием тяжкого решения.

- «Как долго медлил я, как долго не хотела/

Рука предать огню все радости мои…»

- Есть еще одна строка, на которую нельзя не обратить внимания: «Останься век со мной на горестной груди…» О какой традиции говорит  здесь поэт?

- Для русского человека пушкинской эпохи был характерен обычай носить ладанку, т.е. сумочку с ладаном или какою-нибудь святынею. Ладанка носилась вместе с крестом на шее и считалась оберегом. Святыня могла помещаться и в ювелирное изделие,например, в медальон. Таким образом, «милый пепел» стал для поэта оберегом.

  1. «Я ВАС ЛЮБИЛ…» (АННА ОЛЕНИНА).

(Слайд №9)

Ведущий.

После Михайловской ссылки Пушкин вновь оказался в столице.

Сообщение.

Первая  ученица: 

Холодной сентябрьской ночью 1826 года в Михайловское неожиданно

явился чиновник, присланный псковским губернатором с предписанием привезти поэта в Псков, а затем доставить его в Москву к новому государю. Только что коронованный царь освободил поэта от ссылки, пообещал свободу от цензуры, предлагая взамен свою собственную.

Литературная Москва с восторгом встретила и приняла поэта. В мае 1826 года поэт уезжает в Петербург, новое увлечение овладевает его фантазией – Анна Оленина, дочь президента Академии художеств. Пушкин знал маленькую Анну, но сейчас это была 19-летняя красавица, живая, белокурая девушка, начитанная, образованная, поклонница поэзии. Поэт влюбился без памяти.

Вторая ученица: 

Олениной посвятил Пушкин стихи: «Ее глаза», «Увы! Язык любви болтливый», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне…»

Отец Анны не обрадовался, узнав, что поэт готовится сделать предложение его дочери: за Пушкиным успела закрепиться слава легкомысленного человека. Однако намерение Пушкина было серьезным. Наконец, он посватался, но ему было отказано.

Два года спустя поэт напишет стихотворение – прощание с любовью - «Я вас любил».

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

  1. СТИХОТВОРЕНИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ НАТАЛЬЕ НИКОЛАЕВНЕ ГОНЧАРОВОЙ «МАДОННА».

(Слайд №10)

Ведущий.

        А сейчас мы приоткроем самые прекрасные и самые трагические страницы в жизни А.С.Пушкина. По признанию Пушкина. Натали Гончарова была сто тринадцатой его любовью. Но это было такое всеобъемлющее чувство, которое захватило его совершенно. Бурная молодость прошла, наступила пора зрелости. Жажда семейного счастья овладела им. Поэт встретил Натали Гончарову в декабре 1828 года.

Ученица в роли Гончаровой.

Мать моя была суровой женщиной и воспитывала нас в строгости. Она дала нам хорошее образование. В детстве мы изучали французский язык, мифологию, литературу, учились танцам, музыке. Я очень любила верховую езду, увлекалась вышиванием, разведением цветов. Пушкин познакомился со мной на одном из московских балов. Мне было тогда 16 лет. Не сразу я ответила на его чувства, да и мать моя была далеко не в восторге от перспективы такого замужества. Но Пушкин преодолел все преграды.

Ученик в роли Пушкина.

Как было переполнено счастьем мое сердце, когда Гончарова согласилась стать моей женой. (Слайд №11)

Ведущий.

16 мая 1830 года состоялась помолвка.

Звучит вальс Хачатуряна.

(Слайд №12)

Ведущие.

С именем Натали Гончаровой связывают смерть Пушкина.  Но Пушкин был уверен в невиновности жены. Ей он посвятил стихотворение «Мадонна». Да и Наталье Николаевне пришлось нелегко. (Слайд №13,14)

В Лавре Александра Невского в Петербурге, где она похоронена как Ланская, лишь сравнительно недавно появилась табличка с надписью: «Жена Пушкина».

(Слайд №15)

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС:

Почему же долгое время существовала легенда о бессердечной светской красавице, погубившей гениального мужа?

Не пора ли закрыть затянувшееся на полтора столетия обвинительное дело против жены Пушкина? (Слайд №16,17) 

 ВЫВОД: Любовь в жизни А.С.Пушкина сыграла огромную роль. Только чувство подлинной любви позволило поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. Любовь делает человека человеком, а Пушкин  - ЧЕЛОВЕК!

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  • Е.И.Высочина. «Образ, бережно хранимый», М., «Просвещение», 1989г.
  • Б.П.Городецкий. «Лирика Пушкина», М-Л., 1962г.
  • Н.В.Сечина. «Справочные материалы. А.С.Пушкин», Лирика, «Дрофа», 1998г.
  • Тынянов Ю.Н. «Пушкин и его современники», Москва, 1969г.
  • Шадрина С.Б. «Литература. 9 класс поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной». Волгоград, 2008г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к внеклассному мероприятию, подготовленному для учащихся 9-х классов.

        Целью этого мероприятия было вызвать интерес к творчеству великого поэта 19 века А.С. Пушкина. К сожалению, современные школьники все меньше и меньше интересуются классической литературой и мировой художественной культурой. Они говорят о Пушкине, Лермонтове, Тургеневе, Толстом как о великих писателях только формально, повторяя расхожие фразы. А ведь в позапрошлом веке людей тоже обуревали страсти, они тоже влюблялись, тосковали, переживали.

Учитель ставит перед собой и учащимися цель – понять лирику Пушкина, отмечая ее адресность. Рассмотреть факты,  свидетельства современников, строки из писем  Пушкина, точки зрения и интерпретации текстов  - вот те задачи, которые решаются на данном мероприятии.

Для наиболее эстетического восприятия поэзии использованы музыкальные произведения, романсы на слова самого А.С.Пушкина, картины известных художников, изображающие поэта и его любимых женщин, инсценирование. Мероприятие должно стать Праздником поэзии.

Внеклассное мероприятие заставляет учащихся задуматься над вопросом, который тревожит души россиян вот уже второй век: «Почему долгое время существовала легенда о бессердечной светской красавице, погубившей гениального мужа? Так ли виновата Наталья Николаевна в смерти Пушкина?» Юноши и девушки не сразу успокоятся, им придется задуматься над вопросом, который вот уже много лет остается открытым.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема любви в лирике А.С.Пушкина Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №14 г.Уссурийска Хотеева Лариса Александровна.

Слайд 2

Методические цели. Познакомить с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; сопоставить прозрения поэта с проблемами сегодняшнего дня; создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии (музыка, сценки).

Слайд 3

Проблемный вопрос. Верно ли, что любовь к женщинам сыграла огромную роль в жизни А.С.Пушкина, вдохновляла его на творчество и влияла на судьбу поэта? Любви все возрасты покорны , Ее порывы благотворны… А.С.Пушкин

Слайд 4

А.С. Пушкин Портрет В.А.Тропинина Масло, 1827 год.

Слайд 5

Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто… все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт…»

Слайд 6

Мария Николаевна Волконская А.С. Пушкин посвятил ей стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», а Римский-Корсаков написал музыку на слова этого стихотворения.

Слайд 7

Анна Петровна Керн В 1825 году А.С.Пушкин посвятил ей стихотворенье «Я Помню чудное мгновенье…», а романс на стихи поэта написал М.И. Глинка.

Слайд 8

Елизавета Ксаверьевна Воронцова Вдохновлённый чувством к Елизавете Воронцовой, А.С.Пушкин написал следующие шедевры: «Сожжённое письмо», «Ангел», «Талисман», «Ненасытный день потух…», Желание славы», «Прозерпина», «Всё в жертву памяти твоей».

Слайд 9

Анна Алексеевна Оленина Ей он посвятил своё стихотворение «Я вас любил…», а также «Её глаза», «Увы ! Язык любви болтливый», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне». На слова первого стихотворения В. Шереметьев написал романс.

Слайд 10

Наталья Николаевна Гончарова А.С. Пушкин посвятил своей жене стихотворение «Мадонна».

Слайд 11

Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу Н.П.Ульянов, 1936 год

Слайд 12

С именем Натали Гончаровой связывают смерть Пушкина. Но Пушкин был уверен в невиновности жены. Ей он посвятил стихотворение «Мадонна». Мадонна – у католиков: богородица.

Слайд 13

В Лавре Александра Невского в Петербурге Н.Н.Гончарова похоронена как Ланская . Лишь сравнительно недавно здесь появилась табличка с надписью: «Жена Пушкина».

Слайд 14

Цветы мадонне пушкина

Слайд 15

открытый вопрос. Почему долгое время существовала легенда о бессердечной светской красавице, погубившей гениального мужа? Не пора ли закрыть затянувшееся на полтора столетия обвинительное дело против жены Пушкина?

Слайд 16

Вывод. Любовь в жизни А.С.Пушкина сыграла огромную роль. Только чувство подлинной любви позволило поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. Любовь делает человека человеком, а Пушкин - ЧЕЛОВЕК!

Слайд 17

Литература. Высочина Е.И. «Образ, бережно хранимый», М., «Просвещение», 1989г. Городецкий Б.П. « Лирика Пушкина», М-Л., 1962г. Сечина Н.В. «Справочные материалы. А.С.Пушкин», Лирика, «Дрофа», 1998г. Тынянов Ю.Н. «Пушкин и его современники», Москва, 1969г. Шадрина С.Б . «Лите6ратура . 9 класс поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной». Волгоград , 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема любви в творчестве А.С.Пушкина

Презентация содержит информацию об адресатах интимной лирики Пушкина....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»

Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование  интереса к личности поэта на материале литературной ...

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку "Тема любви в творчестве английских писателей"

Данное мероприятие было проведено для обучающихся 9 - 11 классов. С обучающимися была проведена большая подготовительная работа: разучивание стихов и ролевых сцен, подборка музыки и отрывка их худ. фи...

Внеклассное мероприятие по чтению на тему: "Жизнь и творчество А. С. Пушкина."

Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и творчеству великого писателя и поэта А.С. Пушкина. Это мероприятие предназначено для 8 класса специальной коррекционной школе 8 вида. Дети знакомятся с нов...

Методическая разработка урока по предмету Литература. Тема урока: «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина».

При разработке открытого урока по литературе я определила его тип как работу над лирическими произведениями. Изо всех видов литературных произведений лирика отличается наиболее сильным эмоциональным в...

Литературно - музыкальная композиция "Свеча горела на столе..." (тема любви в творчестве А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина)

Любовь – часть жизни каждого из нас.Любой повторит за художником Ван Гогом: «Я – человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви – иначе я замерзну и превращусь в кам...

«Я вас любил…» (Сценарий литературного вечера, посвящённого теме любви в творчестве А.С.Пушкина)

Литературный вечер-спектакль для учащихся 9 - 11 классов был проведён в школе в год 200-летия темы любви в творчестве Пушкина. Несколько фотографий этого праздника можно увидеть на главной странице мо...