П.П.Ершов. "Урок чтения"
методическая разработка (5 класс)
Сценка "Урок чтения" предлагается для проведения открытых уроков по литературе при изучении биографии и творчества П.П.Ершова, внеклассных мероприятий в общеобразовательных школах . Методический материал дополнен мм-презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenka_urok_chteniya.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценка «Урок чтения»
Тема: Писатель - педагог Петр Павлович Ершов.
Класс: 5
Цель: познакомить обучающихся с писателем- педагогом П.П.Ершовым, его сказкой «Конек-горбунок».
Задачи:
- создать условия для осознанного прочтения сказки учащимися.
Коррекционно-развивающая:
-способствовать расширению словарного запаса учащихся посредством ознакомления со словом «просветитель»;
- способствовать развитию речи и мышления учащихся посредством выразительного чтения и отгадывания загадки.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Методы: словесно-наглядный, практический.
ТС: компьютер, мм-презентация.
Реквизиты: Указка для Знайки, очки, костюм для Незнайки (шляпа, желтая рубашка и голубой галстук), книга «Конек-горбунок».
I. Участники: Знайка и Незнайка.
На сцене парта и стул для Незнайки.
Слайд 1. Поэт, въехавший в литературу на собственном коньке.
Знайка: Здравствуй, Незнайка. Начинаем наш урок чтения с загадки. (читает слайд: Поэт, въехавший в литературу на собственном коньке). Подумай и ответь, о ком идет речь.
Незнайка: (делает вид, что думает, чешет голову, вздыхает) Вспомнил! Это конек-горбунок!
Знайка: Это конек-горбунок – поэт и въехал в литературу на собственном коньке?
Незнайка: (чешет голову)Конечно, нет! Я ошибся! Это Ершов Петр Павлович - поэт! Он сказку написал про конька- горбунка!
Слайд 2. Ершов и его книга.
Знайка: Молодец, Незнайка! Именно сказка «Конек-горбунок» прославила Ершова на всю страну. Поэту тогда было всего 19 лет.
А сказке уже 188 лет, и в нашей стране ее помнят и любят.
Незнайка: Я тоже люблю. А Петр Павлович написал что-нибудь еще?
Слайд 3. Стихи .
Знайка: Да. Он писал стихи, рассказы и сказки. Мечтал создать сказку сказок «Иван- Царевич» из 10 томов! Но не смог: надо было кормить семью (У Ершова было четверо детей). Денег не хватало, и поэт стал учителем русской словесности в гимназии города Тобольска, на своей родине.
Незнайка: Не знал, что Петр Ершов был учителем. Но ведь этому надо учиться!
Знайка: Конечно! Поэт учился в Санкт-Петербурге, в университете.
Слайд 4. Ершов – писатель, педагог и просветитель.
Незнайка: (смотрит на слайд) Значит, Петр Павлович Ершов – поэт, писатель, педагог и просветитель. Знайка, а кто такой просветитель?
Слайд 5. Просветитель – это человек, который занимается просвещением, то есть указывает путь к знаниям.
Знайка: Просветитель – это человек, который занимается просвещением, то есть указывает дорогу к знаниям. Ершов помог открыть в Тобольске первые женские школы. Вся его жизнь связана с Тобольской губернией. В тех местах он родился в 1815 году и умер в 1869.
Слайд 6 . Село Безруково
Незнайка: Знайка, а памятник Петру Ершову на его родине есть?
Слайд 7,8, 9,10 . Памятники Ершову.
Знайка: Да. Памятники есть. А еще педагогический институт и улицу назвали его именем. Также село Безруково, в котором поэт родился, теперь называется Ершово и там открыли музей Иванушки-дурачка.
Слайд 11. Музей Иванушки- дурачка в селе Ершово.
Незнайка: Здорово! Замечательный человек был Петр Павлович Ершов!
Слайд 12. Сказку маленькому Петруше..
Знайка: Это правда. А теперь, Незнайка, тебе домашнее задание: выучи отрывок из сказки наизусть. (подает книгу).
Слайд 13. Известен он сказкой…
Незнайка убегает со сцены и возвращается, книгу кладет на стол.
Незнайка: Здравствуй, Знайка, я выучил отрывок!
Знайка: Проверим! Я буду автором, а ты - Иваном.
II.Выразительное чтение отрывка по ролям.
Слайды открываются по тексту по очереди. От слайда : “Начинает сказка сказываться»…
Автор.
Братья двери отворили,
Дурака в избу впустили
И давай его ругать,
Как он смел их так пугать!
А Иван наш, не снимая
Ни лаптей, ни малахая,
Отправляется на печь
И ведет оттуда речь
Про ночное похожденье,
Всем ушам на удивленье:
Иван.
«Всю я ноченьку не спал,
Звезды на небе считал;
Месяц, ровно, тоже светил, —
Я порядком не приметил.
Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и с усам;
Рожа словно как у кошки,
А глаза-то — что те плошки!
Вот и стал тот черт скакать
И зерно хвостом сбивать.
Я шутить ведь не умею —
И вскочил ему на шею.
Уж таскал же он, таскал,
Чуть башки мне не сломал,
Но и я ведь сам не промах,
Слышь, держал его как в жомах.
Бился, бился мой хитрец
И взмолился наконец:
«Не губи меня со света!
Целый год тебе за это
Обещаюсь смирно жить,
Православных не мутить».
Я, слышь, слов-то не померил,
Да чертенку и поверил».
Автор.
Тут рассказчик замолчал,
Позевнул и задремал.
Братья, сколько ни серчали,
Не смогли — захохотали,
Ухватившись под бока,
Над рассказом дурака.
Сам старик не смог сдержаться,
Чтоб до слез не посмеяться,
Хоть смеяться, так оно
Старикам уж и грешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...
Чтение. Виды чтения
Виды чтенияВ Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:1. Понимание осн...
Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...
Методическое пособие по развитию техники чтения «Прочитайка. Странички для чтения» для учащихся обучающиеся с нарушениями письма и чтения
Данный сборник упражнений предназначен для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, родителей.Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и ...