Урок литературы в 5 классе. Сюжет в литературном произведении. " Школа юного писателя" ( с использованием технологии критического мышления).
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Наталья Викторовна Рыбкина

При изучении рассказа Л.Н. Толстого « Кавказский пленник» мы знакомимся с теоретическими понятиями: идея, сюжет.

К сожалению, в учебнике   очень мало теоретических сведений по данному вопросу. Как показывает опыт,  дети плохо усваивают  материал и быстро забывают. Автор данного урока считает, что здесь нужны яркие эмоции, личный опыт, впечатления. Так родилась идея этого урока!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

урока литературы   в 5 классе «Школа юного писателя». Сюжет в художественном произведении.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «сюжет»; научить пониманию принципов построения короткого динамичного повествования.

Инновационные технологии: ТКРМ

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД

I.   Стадия вызова.

  Мозговая атака.

 Просмотр видео Ералаш « Повесть о первой любви». Для чего я включила это видео?

 

-Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?

( ответы учеников)

-Правильно мы будем сочинять!

Я приглашаю вас в Школу юного писателя.

 

 II.  Осмысление.

 Работа с текстом,   анализ новых понятий.

 

Инсерт.

Работа с текстом во время чтения. Выявление основных элементов рассказа

Творческое задание

Просмотр видео « Юный писатель»

-Какое впечатление произвело на вас это видео?

-Вам хотелось бы иметь книгу с вашими произведениями»?

( В нашей школе есть ученица, печатающая свои произведения, можете посмотреть её сказки в этих книгах)

- А с чего нужно начать, чтобы научиться писать?

- Достаточно ли у нас информации, чтобы объяснить, как автору рассказа удаётся держать читателя в напряжении? Как вы думаете, каких знаний нам не хватает, чтобы ответить на вопрос?

(Знаний о том, как построен рассказ)

Мы должны уяснить себе, что такое сюжет

 

Формулируем тему урока:

 Назовем тему: Сюжет в художественном произведении.

Цели урока: познакомиться с понятиями «сюжет, научиться писать рассказы.

( первая часть )

Работа с текстом в группах.

На прошлом уроке мы анализировали рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», познакомились с понятием  идея

художественного произведения. Что это такое? (главная мысль произведения).

Следующее понятие, с которым мы должны разобраться- это сюжет. Но в учебнике совсем мало информации. Поэтому я предлагаю поработать с текстами.

Задание группам:

Прочитайте текст и напишите свое определение, что такое сюжет?  

( дети читают текст, создают общее для всей группы определение)

-Итак, что такое сюжет

Работа со 2 частью текста

-Прочитайте текст «Этапы развития сюжета в литературе» и составьте схему, из каких частей состоит сюжет.

( дети работают с текстом, чертят схему)

- Ребята, все составляющие части сюжета несут большую смысловую нагрузку. Каждая следующая часть приоткрывает новый кусочек тайны, шаг за шагом подводя к её неожиданному и полному раскрытию: от экспозиции до эпилога.

 

 

 

Итак, мы знаем, что такое сюжет. Слушайте задание:

  Сочините небольшой рассказ, сделав основой сюжета эту цепочку событий.   (Начальные и финальные фразы выбираются в случайном порядке).

   

 Пример «Туча закрыла солнце…- …Мир спасен»  

Вариант рассказа: 

Туча закрыла солнце.  Вокруг стало темно. Люди и животные страшно испугались. Остановились машины. Самолеты совершили вынужденную посадку. Миша отправился спасать мир. Он преодолел множество препятствий, чтобы выполнить свою миссию. И вот последнее испытание. Но уже туча открыла солнце. Миша расстроен, но  Мир спасен!

 Я вам предлагаю общий сюжет (цепь событий):

Побег и спасение героя, обязательно должны быть препятствия на пути.

  

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

Познавательные

УУД

1. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

2. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста.  

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

 4. Представлять информацию графических схемах.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

 

   

Итог урока.

Рефлексия

 -Чему мы научились на уроке?

 Мы познакомились с понятиями «сюжет» и   научились писать  рассказы и получили представление о принципах построения короткого  сюжета.

Составьте синквейн.

 

Рефлексия:

Выберите 1 фразу для соседа по парте: Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше.  

VI. Домашнее задание

 1. Придумать для одноклассников

 по 5 начальных и финальных фраз для рассказа.

2. Написать рассказ по темам:

« Инопланетянин в нашей школе»

« Как я встретил путешественника во времени»

 Сюжет:   ( поиск какого-либо предмета, сокровища и т.д), проследите путь героя: появление- побег- путешествие- неожиданный поворот. Объем 1 страничка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных  уроках литературы  и курса по Международному гуманитарному праву  «Вокруг тебя – ...

Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...

Использование технологии критического мышления на уроках в общеобразовательной школе

Из опыта работы:Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках биологии, географии.Что же такое  инновации?...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу А.П.Чехова "Размазня" с использованием технологии критического мышления

Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А.П. Чехова "Размазня"  составлен с использованием следующих приёмов технологии критического мышления: кластеры, чтение с остановкой, сопостав...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...