Урок литературы в 5 классе. Сюжет в литературном произведении. " Школа юного писателя" ( с использованием технологии критического мышления).
план-конспект урока по литературе (5 класс)
При изучении рассказа Л.Н. Толстого « Кавказский пленник» мы знакомимся с теоретическими понятиями: идея, сюжет.
К сожалению, в учебнике очень мало теоретических сведений по данному вопросу. Как показывает опыт, дети плохо усваивают материал и быстро забывают. Автор данного урока считает, что здесь нужны яркие эмоции, личный опыт, впечатления. Так родилась идея этого урока!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
урока литературы в 5 классе «Школа юного писателя». Сюжет в художественном произведении.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «сюжет»; научить пониманию принципов построения короткого динамичного повествования.
Инновационные технологии: ТКРМ
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД |
I. Стадия вызова. Мозговая атака. | Просмотр видео Ералаш « Повесть о первой любви». Для чего я включила это видео?
-Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? ( ответы учеников) -Правильно мы будем сочинять! Я приглашаю вас в Школу юного писателя. |
|
II. Осмысление. Работа с текстом, анализ новых понятий.
Инсерт. Работа с текстом во время чтения. Выявление основных элементов рассказа Творческое задание | Просмотр видео « Юный писатель» -Какое впечатление произвело на вас это видео? -Вам хотелось бы иметь книгу с вашими произведениями»? ( В нашей школе есть ученица, печатающая свои произведения, можете посмотреть её сказки в этих книгах) - А с чего нужно начать, чтобы научиться писать? - Достаточно ли у нас информации, чтобы объяснить, как автору рассказа удаётся держать читателя в напряжении? Как вы думаете, каких знаний нам не хватает, чтобы ответить на вопрос? (Знаний о том, как построен рассказ) Мы должны уяснить себе, что такое сюжет
Формулируем тему урока: Назовем тему: Сюжет в художественном произведении. Цели урока: познакомиться с понятиями «сюжет, научиться писать рассказы. ( первая часть ) Работа с текстом в группах. На прошлом уроке мы анализировали рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», познакомились с понятием идея художественного произведения. Что это такое? (главная мысль произведения). Следующее понятие, с которым мы должны разобраться- это сюжет. Но в учебнике совсем мало информации. Поэтому я предлагаю поработать с текстами. Задание группам: Прочитайте текст и напишите свое определение, что такое сюжет? ( дети читают текст, создают общее для всей группы определение) -Итак, что такое сюжет Работа со 2 частью текста -Прочитайте текст «Этапы развития сюжета в литературе» и составьте схему, из каких частей состоит сюжет. ( дети работают с текстом, чертят схему) - Ребята, все составляющие части сюжета несут большую смысловую нагрузку. Каждая следующая часть приоткрывает новый кусочек тайны, шаг за шагом подводя к её неожиданному и полному раскрытию: от экспозиции до эпилога.
Итак, мы знаем, что такое сюжет. Слушайте задание: Сочините небольшой рассказ, сделав основой сюжета эту цепочку событий. (Начальные и финальные фразы выбираются в случайном порядке).
Пример «Туча закрыла солнце…- …Мир спасен» Вариант рассказа: Туча закрыла солнце. Вокруг стало темно. Люди и животные страшно испугались. Остановились машины. Самолеты совершили вынужденную посадку. Миша отправился спасать мир. Он преодолел множество препятствий, чтобы выполнить свою миссию. И вот последнее испытание. Но уже туча открыла солнце. Миша расстроен, но Мир спасен! Я вам предлагаю общий сюжет (цепь событий): Побег и спасение героя, обязательно должны быть препятствия на пути. |
Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. Познавательные УУД 1. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 2. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста. 3. Устанавливать причинно-следственные связи. 4. Представлять информацию графических схемах. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
|
Итог урока. Рефлексия | -Чему мы научились на уроке? Мы познакомились с понятиями «сюжет» и научились писать рассказы и получили представление о принципах построения короткого сюжета. Составьте синквейн.
Рефлексия: Выберите 1 фразу для соседа по парте: Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше. | |
VI. Домашнее задание | 1. Придумать для одноклассников по 5 начальных и финальных фраз для рассказа. 2. Написать рассказ по темам: « Инопланетянин в нашей школе» « Как я встретил путешественника во времени» Сюжет: ( поиск какого-либо предмета, сокровища и т.д), проследите путь героя: появление- побег- путешествие- неожиданный поворот. Объем 1 страничка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – ...
Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...
Использование технологии критического мышления на уроках в общеобразовательной школе
Из опыта работы:Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках биологии, географии.Что же такое инновации?...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу А.П.Чехова "Размазня" с использованием технологии критического мышления
Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А.П. Чехова "Размазня" составлен с использованием следующих приёмов технологии критического мышления: кластеры, чтение с остановкой, сопостав...
Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...
Технологическая карта урока английского языка по теме "Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии" с использованием технологии критического мышления
урок усвоения новых знаний с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
Конспект урока по литературе в 7 классе с использованием технологии критического мышления
Урок – мастерская по рассказу А. П. Платонова «Юшка»....