Образ русской армии в повестях А.Куприна «Поединок» и В.Карпова «Командиры седеют рано»
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Кейс-метод на уроке литературы "Образ русской армии в повестях А.Куприна «Поединок» и В.Карпова «Командиры седеют рано"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmet.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современный урок: кейс-метод»
Преподаватель: Сенькина Е.В.
Предмет: Литература
Тема урока. «Образ русской армии в повестях А.Куприна «Поединок» и В.Карпова «Командиры седеют рано»
Класс 11 класс, 1 курс СПО
Время занятия – 90 минут (академическая пара)
Вид кейса –обучающий
Тип кейса – эвристический
Цель урока:
- ознакомление с различными авторскими позициями в изображении армии в мирное время, осмысление этих точек зрения; выявление факторов, влияющих на авторскую позицию..
Задачи:
обучающие:
- обучить правилам дискуссии, правилам публичного ораторского выступления
развивающие:
развить
- умение анализировать текст литературного произведения, делать выводы по результатам анализа
- умение разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты);
- умение обосновать и аргументировать свою точку зрения, доступно и убедительно изложить информацию, опираясь на текст литературного произведения;
- умение слушать друг друга;
- умение давать «обратную связь» (на высказывания или действия товарищей по группе);
- умение принимать и положительно относиться к различным мнениям
- умение руководить групповой работой;
- умение работать в команде.
- умение использовать речевые клише и формулы вежливости.
воспитательные:
- воспитание активной жизненной позиции
Организация пространства:
столы расставлены по 3-м стенам кабинета для 3-х групп:
Оснащение:
- стенд с приготовленной заранее памяткой цивилизованной дискуссии.,
- сигнальные карточки с восклицательным и вопросительным знаками. (они используются в ходе работы: если учащиеся считают выступление оратора убедительным , они поднимают карточку с восклицательным знаком .Если возникает вопрос, недопонимание, несогласие, поднимают карточку с вопросительным знаком и после выступления задают вопрос или просят уточнить высказывание)
- на доске или экране цитаты(открываются или появляются не сразу):
Подготовка:
На предыдущих занятиях были разобраны оба произведения. Ребята были познакомлены с высказываниями Куприна и Бонапарта:
Куприн::« Каким образом может существовать сословие, которое в мирное время, не принося ни одной крошечки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо, одевается в чужие одежды, живет в чужих домах, а в военное время идет бессмысленно убивать и калечить таких же людей, как они сами?.»
Бонапарт: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую».
Учащиеся должны определиться, чье высказывание им ближе, и в соответствии с личными убеждениями выбрать произведение (Куприна (группа «пацифисты») или Карпова (группа «защитники») и выполнить задание:
Подготовьте сообщение на тему: «Образ русской (советской) армии в повести».Для этого проанализируйте:
- Образы офицеров
- Изображение их жен
- Отношение к солдатам
- Отношение к службе
- Отношение к штатским
- Личность и армия
Таким образом заранее формируется 2 группы («пацифисты» и «защитники»)
Третью группу образуют учащиеся, не определившиеся в своем выборе («аналитики»). Если таковых нет, преподаватель сам комплектует группу из ребят посильнее. Они получают задание: подготовить Памятку цивилизованной дискуссии, ознакомить с ней участников заранее и внести свои предложения в критерии оценивания (проект критерия оценки предлагает учитель)
Ход урока:
1этап (подготовительный) – 5 минут
На левой и правой сторонах доски знакомые цитаты:
Куприн::« Каким образом может существовать сословие, которое в мирное время, не принося ни одной крошечки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо, одевается в чужие одежды, живет в чужих домах, а в военное время идет бессмысленно убивать и калечить таких же людей, как они сами?.»
Бонапарт: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую.».
Учитель задает вопрос: кому ближе первое мнение? Кому второе? Кто на данном этапе не может принять какую-либо точку зрения? (методика «Градусник, или Шкала мнений»)
«Пацифисты» и «защитники» занимают места друг напротив друга В каждой группе выбирается руководитель. Его задача- координировать работу группы, чтобы у каждого участника была возможность принять участие в работе.
«Неопределившиеся» садятся между этими группами . Это «аналитики».
2этап (постановка задачи, работа с кейсом)-20 минут
Задача: Коля К. получил на днях повестку в военкомат. От некоторых знакомых он услышал слова сочувствия и совет: найти возможность уклониться от службы, другие считали, что только служба сделает из него настоящего мужчину. Наша общая задача-: помочь Коле выработать собственную позицию.
Задание «пацифистам» и «защитникам» одинаковое, различаются лишь произведения. У «пацифистов» это «Поединок» Куприна, у «защитников» - « Командиры седеют рано» Карпова:
Подготовьте выступление перед аудиторией, для этого:
- Опираясь на текст произведения, сформулируйте авторскую позицию, подтвердите цитатами или примерами.
- Выскажите собственную позицию по данному вопросу.
- Продумайте обращение к Коле К..
При подготовке к выступлению воспользуйтесь «Правилами успешного публичного выступления», познакомьтесь с типичными ошибками начинающего оратора.
Будьте готовы ответить на вопрос: Только ли на Колю К. рассчитано ваше выступление?
Задание аналитикам:
Проанализируйте предложенные материалы (биография автора, время написания произведения) и ответьте на вопрос:
Что могло явиться причиной разности подхода авторов к изображению армейской действительности .Ответ обоснуйте.
3 этап (выступление ораторов, обсуждение выступлений) 35 минут
- Выступление «пацифистов» до 10 минут
- Выступление «защитников» до 10 минут
- Обсуждение выступлений 10- минут
- Выступление аналитиков 5 минут.
4 этап (мозговой штурм)-5-10 минут
Вопрос для мозгового штурма:
Можно ли «примирить» взаимоисключающие позиции («защитников» и «пацифистов»), и если можно, то что для этого необходимо сделать?
5 этап (обмен мнениями, возникшими в результате мозгового штурма) 10-15 минут
6 этап-подведение итогов 5 минут
Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока:
- какое выступление имели большее воздействие,
- какая группа выглядела убедительнее.
Самоанализ групп:
- Было ли интересно работать над своими темами?
- что удалось?
- В чем испытали трудности?
- Что узнали нового?
- Какие навыки в речевом общении на приобрели?
- Над чем можно было бы еще поработать?
- Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?
- Все ли имели шанс принять участие в работе? Если нет, пытались ли их вовлечь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку по повести А.И.Куприна "Поединок"
Автор:Г.Ребель.Из интернета....
Идеи Фридриха Ницше в повести А.А. Куприна "Поединок"
Конспект урока в 11 классе по творчеству А.И Куприна - анализ литературного произведения с опорой на постулаты известного учения Ф. Ницше, попытка философского осмысления художественного произве...
Мир армейских отношений в повести А.И.Куприна «Поединок». Нравственное противостояние героя и среды в повести.
Общая атмосфера жестокости и безнаказанности, царившая в офицерской среде, создает предпосылки для возникновения конфликта. «Унтер-офицеры жестоко били своих солдат за ничтожную ошибку в словесности, ...
А. И. Куприн "Поединок" Урок, презентация
Урок по повести А. И. Куприна "Поединок" и презентация к уроку....
Тест по произведению А. И. Куприна "Поединок"
Представлены тестовые задания разного типа: с выбором одного ответа, с выбором нескольких ответов, задания на соответствие, на установление последовательности, задания открытого типа....
Материалы к изучению повести А.И.Куприна "Поединок" (11 класс).
Лабораторная работа по повести "Поединок" и тест на знание содержания рассказа "Гранатовый браслет" способствуют закреплению навыка изучающего чтения, вырабатывают внима...
А.И. Куприн «Поединок»
Представлена презентация для использования на уроках литературы при изучении творчества А.И. Куприна. В презентации обращается внимание на содержание героев повести «Поединок». Это способс...