Доклад на тему: "Диагностика навыка чтения у детей с ЗПР"
статья по литературе (5 класс)
Доклад на тему: "Диагностика навыка чтения у детей с ЗПР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_navyka_chteniya_u_obuchayushchihsya_s_ovz.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глуховская школа-интернат № 2»
Доклад на тему:
«Диагностика навыка чтения у детей с задержкой психического развития»
(выступление на педагогическом совете)
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Журавлева О. С.
2021 год
«Одна из основных задач уроков чтения – формирование прочных навыков беглого, осознанного, правильного, выразительного чтения».
Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и межпредметным (общеучебным) умением, так как «дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма».
Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие математической задачи, грамматическое правило; затрудняются выделить главное в учебном тексте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки литературы для них становятся скучными?
Существует ряд причин:
1. Физиологический фактор.
2. Сниженная учебная мотивация детей с ЗПР.
3. Общий спад интереса к чтению.
4. Обилие источников информации помимо чтения и т.д.
5. Бедность познавательных интересов у школьников с ЗПР.
6. Отсутствие понимания со стороны родителей цели совершенствования навыка чтения у учеников.
Актуальность совершенствования навыка чтения учащихся ЗПР состоит в следующем:
1. Чтение - один из основных способов приобретения информации и овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем учебным предметам.
2. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для формирования ключевых компетенций у школьников.
Известно, что у детей с задержкой психического развития наблюдаются недостатки в развитии памяти и внимания. Это в свою очередь влечет к несовершенству навыка чтения у таких детей.
Свою работу по повышению уровня сформированности навыка чтения в 5 классе я начала с диагностики (см. слайд):
- Определения среднего уровня скорости чтения.
- Определения качества чтения.
- Определения читательского кругозора учащихся.
Методики, которые использовались мною для диагностики навыка чтения:
- наблюдения за особенностями внимания и памяти учащихся;
- замеры (для определения среднего уровня скорости и качества чтения);
- анкета (для определения читательского кругозора).
Анализируя работу учащихся на уроках русского языка и литературы, пришла к выводу, что:
Для большинства учащихся характерно ослабленное внимание. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет - все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя. А также наблюдаются недостатки памяти: причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременно и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.
Проводя замер по определению скорости и качества чтения, опиралась на четыре основных аспекта: (М. И. Оморокова, В. Г. Горецкий, Н. А. Щербакова):
- Правильность – чтение без искажений;
- Сознательность – дети понимают фактическое содержание текста, его идею, роль художественных средств. Основывается на том, что дети овладели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений, протекает быстро.
- Беглость – характеризуется определенным количеством слов, произносимым в минуту. От беглости зависят другие качества чтения.
- Выразительность – формируется в процессе анализа произведения.
Замеры в этом классе проводились в 2 этапа: в начале и в конце учебного года.
На начало учебного года среднее значение скорости чтения в этом классе составляло 85% от нормы. На конец учебного года показатели увеличились в среднем на 4% процента.
На диаграмме это выглядит так:
В результате замера обнаружены следующие недостатки качества чтения:
- прочитывание слов с ошибками;
- правильно прочитывают начало слов, а конец читается с искажением;
- пропуск букв;
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Для того чтобы определить количество прочитанной литературы за летний период, учащимся было предложено заполнить таблицу.
Автор произведения | Название | Главные герои | Впечатление о прочитанном |
Также ученикам было предложено заполнить анкету на определение читательского кругозора.
1. Сколько тебе лет?
2. Укажи свой пол?
3. Нравится ли тебе читать в свободное время?
4. Как часто ты посещаешь библиотеку?
5. Читаешь ли ты каждый день?
6. Какие книги ты любишь читать?
- сказки
- фантастика
- приключения
- о любви
- фэнтэзи
7. Перечисли названия твоих любимых книг, укажи автора.
8. Какую книгу из перечисленных ты посоветовал бы друзьям?
9. Ты читаешь:
- ради удовольствия
- задали в школе
- по рекомендации
10. Кто или что влияет на твой выбор книги?
- посоветовал друг
- рекомендовали родители
- понравился фильм
- подсказал библиотекарь
11. Сколько книг ты прочитал за последний месяц?
12. На какого литературного героя ты хочешь быть похож?
13. Каким ты хочешь быть?
- успешным
- эрудированным
- добрым
- богатым смелым
- умным
- предприимчивым
- настойчивым
Результаты анкетирования показали невысокий читательский кругозор у учащихся всего класса. Опрос детей о прочитанных летом книгах показал, что в каникулы менее половины детей (46%) читали художественную литературу, 27 % не читали, а еще 27% ответили: «Не помню».
В результате проделанной работы выявлен ряд следующих проблем:
1. Не достаточно сформированная устойчивость внимания учащихся.
2. Проблемы в развитии памяти.
3.Недостаточная сформированность навыка чтения учащихся.
Одним из вариантов повышения качества обучения чтению является целенаправленное управление формированием навыка чтения.
Для совершенствования навыка чтения учащихся в рамках уроков литературы и русского языка стараюсь использовать некоторые приемы:
- Прием «жужжащего» чтения.
- Приемы развития оперативной памяти (зрительный диктант).
- Чтение в темпе скороговорки (направлено на четкое проговаривание окончаний слов).
- Упражнения на увеличение скорости чтения учащихся (чтение незнакомого текста в повышенном темпе).
- Чтение по ролям.
- Придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора.
- Составить вопросы к тексту.
- Учитель читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.
- Учитель предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте.
В отработке техники чтения нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителя. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Постоянная работа обязательно даст плоды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья " Развитие навыков чтения у детей С ОВЗ"
Материал может быть использовани учителем-словесником, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья для более эффективной подготовки к урокам...
Интерактивные игры по формированию навыка чтения у детей с ОВЗ
В данной презентации даются понятия, цели ,функции и методика проведения интерактивных игр. Автор останавливается на развивающих интернет играх и их роли по овладению учащимися навыками чтения,а...
Адаптированные задания для формирования навыков чтения у детей с РАС и ТМНР
Методическая разработка "Учусь читать"...
Обследование сформированности навыка чтения у детей с ОВЗ
Описание адаптированной методики диагностики чтения у детей с ОВЗ и мониторинга....
Критерии оценивания уровня развития навыка чтения у детей с интеллектуальными нарушениями
Данные критерии позволяют оценить даже минимальные изменения в развитии навыка чтения у ребенка, конкретизировать задачи коррекционной работы....
Особенности формирования навыка чтения у детей с ЗПР.
Особенности формирования навыка чтения у детей с ЗПР...