Доклад на тему: "Диагностика навыка чтения у детей с ЗПР"
статья по литературе (5 класс)

Журавлева Оксана Сергеевна

Доклад на тему: "Диагностика навыка чтения у детей с ЗПР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_navyka_chteniya_u_obuchayushchihsya_s_ovz.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глуховская школа-интернат № 2»

Доклад на тему:

«Диагностика навыка чтения у детей с задержкой психического развития»

(выступление на педагогическом совете)

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Журавлева О. С.

2021 год

«Одна из основных задач уроков чтения – формирование  прочных навыков беглого, осознанного, правильного, выразительного чтения».

Своеобразие чтения  состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и межпредметным (общеучебным) умением, так как «дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма».

Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие математической задачи, грамматическое правило; затрудняются выделить главное в учебном тексте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки литературы для них становятся скучными?

Существует ряд причин:

1. Физиологический фактор.

2. Сниженная учебная мотивация детей с ЗПР.

3. Общий   спад интереса к чтению.

4. Обилие источников информации помимо чтения и  т.д.

5. Бедность познавательных интересов у школьников с                         ЗПР.

6. Отсутствие понимания со стороны родителей цели совершенствования навыка чтения у учеников.

Актуальность совершенствования навыка чтения учащихся ЗПР состоит в следующем:

1. Чтение - один из основных способов приобретения информации и овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем учебным предметам.

2. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для формирования ключевых компетенций у школьников.

Известно, что у детей с задержкой психического развития наблюдаются недостатки в развитии памяти и внимания. Это в свою очередь влечет к несовершенству навыка чтения у таких детей.

Свою работу по повышению уровня сформированности навыка чтения в 5 классе я начала с диагностики (см. слайд):

  1. Определения среднего уровня скорости чтения.
  2. Определения качества чтения.
  3. Определения читательского кругозора учащихся.

Методики, которые использовались мною для диагностики навыка чтения:

наблюдения за особенностями внимания и памяти учащихся;

замеры (для определения среднего уровня скорости и качества чтения);

анкета (для определения читательского кругозора).

Анализируя работу учащихся на уроках русского языка и литературы, пришла к выводу, что:

Для большинства учащихся характерно ослабленное внимание. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет - все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя. А также  наблюдаются недостатки памяти: причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременно и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.

Проводя замер по определению скорости и качества чтения, опиралась на  четыре основных аспекта: (М. И. Оморокова, В. Г. Горецкий, Н. А. Щербакова):

  1. Правильность – чтение без искажений;
  2. Сознательность – дети понимают фактическое содержание текста, его идею, роль художественных средств. Основывается на том, что дети овладели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений, протекает быстро.
  3. Беглость – характеризуется определенным количеством слов, произносимым в минуту. От беглости зависят другие качества чтения.
  4. Выразительность – формируется в процессе анализа произведения.

Замеры в этом классе проводились в 2 этапа: в начале и в конце учебного года.

На начало учебного года среднее значение скорости чтения в этом классе составляло 85% от нормы. На конец учебного года показатели увеличились в среднем на 4% процента.

На диаграмме это выглядит так:

В результате замера обнаружены следующие недостатки   качества чтения:

- прочитывание слов с ошибками;

- правильно прочитывают начало слов, а конец читается с искажением;

- пропуск букв;

- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Для того чтобы определить количество прочитанной литературы за летний период, учащимся было предложено заполнить таблицу.

Автор произведения

Название

Главные

герои

Впечатление о прочитанном

Также ученикам было предложено заполнить анкету на определение читательского кругозора.

1. Сколько тебе лет?

2. Укажи свой пол?

3. Нравится ли тебе читать в свободное время?

4. Как часто ты посещаешь библиотеку?

5. Читаешь ли ты каждый день?

6. Какие книги ты любишь читать?

  • сказки
  • фантастика
  • приключения
  • о любви
  • фэнтэзи

7. Перечисли названия твоих любимых книг, укажи автора.

8. Какую книгу из перечисленных ты посоветовал бы друзьям?

9. Ты читаешь:

  • ради удовольствия
  • задали в школе
  • по рекомендации

10. Кто или что влияет на твой выбор книги?

  • посоветовал друг
  • рекомендовали родители
  • понравился фильм
  • подсказал библиотекарь

11. Сколько книг ты прочитал за последний месяц?

12. На какого литературного героя ты хочешь быть похож?

13. Каким ты хочешь быть?

  • успешным
  • эрудированным
  • добрым
  • богатым смелым
  • умным
  • предприимчивым
  • настойчивым

Результаты анкетирования показали невысокий читательский кругозор у учащихся всего класса. Опрос детей о прочитанных летом книгах показал, что в каникулы менее половины детей (46%) читали художественную литературу, 27 % не читали, а еще 27% ответили: «Не помню».

В результате проделанной работы выявлен ряд следующих проблем:

1. Не достаточно сформированная устойчивость внимания учащихся.

2. Проблемы в развитии памяти.

3.Недостаточная сформированность навыка чтения учащихся.

Одним из вариантов повышения качества обучения чтению является целенаправленное управление формированием навыка чтения.

Для совершенствования навыка чтения учащихся в рамках уроков литературы и русского языка стараюсь использовать некоторые приемы:

  1. Прием «жужжащего» чтения.
  2. Приемы развития оперативной памяти (зрительный диктант).
  3. Чтение в темпе скороговорки (направлено на четкое проговаривание окончаний слов).
  4.  Упражнения на увеличение скорости чтения учащихся (чтение незнакомого текста в повышенном темпе).
  5. Чтение по ролям.
  6. Придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора.
  7. Составить вопросы к тексту.
  8. Учитель читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.
  9. Учитель предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте.

В отработке техники чтения  нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителя. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Постоянная работа обязательно даст плоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья " Развитие навыков чтения у детей С ОВЗ"

Материал может быть использовани учителем-словесником, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья для более эффективной подготовки к урокам...

Интерактивные игры по формированию навыка чтения у детей с ОВЗ

В данной презентации даются понятия, цели ,функции и методика  проведения интерактивных игр. Автор останавливается на развивающих интернет играх и их роли по овладению учащимися навыками чтения,а...

Обследование сформированности навыка чтения у детей с ОВЗ

Описание адаптированной методики диагностики чтения у детей с ОВЗ и мониторинга....

Критерии оценивания уровня развития навыка чтения у детей с интеллектуальными нарушениями

Данные критерии позволяют оценить даже минимальные изменения в развитии навыка чтения у ребенка, конкретизировать задачи   коррекционной работы....