Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел "Устное народное творчество" (УМК В.Я. Коровина)
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел "Устное народное творчество" (УМК В.Я. Коровина)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел "Устное народное творчество" (УМК В.Я. Коровина)
Тема изучения | Кол-во уроков | Соответствие Стандарту и расширяемое содержание | Образовательные результаты | Характеристика видов деятельности | Учебные средства |
Роль книги в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним | 1 | Книга-передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебника. | Предметные: научиться пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека Метапредметные: уметь искать и выделять необходимую информацию в учебнике; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Личностные: формирование "стартовой" мотивации к обучению "Ученики достигнут ": знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника. "Ученики получат возможность достигнуть": создание связного текста на необходимую тему "Индивидуальные результаты достижения": самостоятельно формулирует выводы, составляет викторину или тест по теме "Книга в жизни человека" | Рассказы о прочитанных за лето книгах. Работа с учебником. Работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия:"литература","книга","структура учебника"). Рассказ по пословице. Викторина | Учебник-хрестоматия В. Я. Коровина М."Просвещение"2012 г. |
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор | 1 | Фольклор- коллективное устное народное творчество. Воплощение в УНТ мечты народа о радостном и творческом труде, покорении природы, вера народа в победу добра и справедливости. Малые жанры фольклора, причины возникновения и цель создания | Предметные: научиться различать произведения малых жанров фольклора, причины возникновения и цель создания, использовать их в устной и письменной речи. Метапредметные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного; извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в других источниках. Личностные: формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. "Ученики достигнут": знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности. "Ученики получат возможность достигнуть": уметь создавать письменное оригинальное произведение. "Индивидуальные результаты": сочинить загадки, частушки или колыбельную песню. | Составление таблицы "Жанровые признаки произведений УНТ". Составление тезисного плана по теме "Малые жанры фольклора". Беседа. Проблемные задания. Выполнение поисковых заданий в малых группах | Звуковое пособие "Русский фольклор". Таблицы демонстрационные "Литература.5 класс" "Русский фольклор:Словарь-справочник.Сост.Т.В.Зуева.-М."Просвещение",2005г.стр.215 |
Русские народные сказки. Сказка как вид народной прозы. | 1 | Сказка - вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка).Особенности сказывания (ритмичность, напевность). Иллюстрации к сказкам | Предметные: научиться различать сказки по видам; выявлять отличия; использовать при сказывании характерные речевые обороты. Метапредметные: уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формулировать учебную задачу. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности. "Ученики достигнут": знать жанровые особенности сказки, уметь характеризовать героев сказки; уметь отличать виды сказок. "Ученики получат возможность достигнуть": свободная работа с текстами, дополнительной литературой; самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. "Индивидуальные результаты достижения": придумать сказку заданного вида, создать к ней иллюстрацию. | Составление тезисного плана по теме "Сказка". Работа в парах сильный- слабый по теме "Жанр. Сказочник. Собиратель сказок". Составление конспекта статьи "Виды сказок". Пересказ статьи "Сказители". Проект "Творческая мастерская" | Печатное пособие "Сказка в изобразительном искусстве". Диапозитивы "Русские народные сказки" (новые). Фонохрестоматия "Русские народные сказки", "Золотая коллекция сказок" |
Волшебная сказка "Царевна-лягушка".Народная мораль в сказке | 1 | Выражение нравственных представлений и мудрости народа в сказке. Истинная красота Василисы Премудрой. Вымысел и реальность в сказке. Противопоставление добра и зла. | Предметные: знать сюжет и содержание, жанровые особенности сказки, схему её построения; строить рассказ о герое, отличать виды сказок. Метапредметные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Личностные: формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. "Ученики достигнут": продолжение знакомства с миром сказок, сказочных жанров и элементов; прославление творческого труда в сказке; способы построения народной сказки. "Ученики получат возможность достигнуть": формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структуированию, систематизации изучаемого предметного содержания. "Индивидуальные результаты достижения": презентация и защита собственных иллюстраций к сказкам | Комплексное повторение . Выразительное чтение сказки, в том числе по ролям. Пересказ эпизодов сказки. Составление конспекта статьи "Сказка. Постоянные эпитеты". Составление под руководством учителя электронного журнала "Художники - иллюстраторы сказки" | Фонохрестоматия "Слушаем актерское чтение", "Золотая коллекция сказок" Видеофильм "Русские народные сказки" |
Художественный мир сказки "Царевна - лягушка" | 1 | Художественные особенности сказки "Царевна-лягушка" (постоянные эпитеты, гиперболы, сравнения, повторы).Система персонажей. Положительные герои, их помощники и противники | Предметные: научиться определять мораль сказки, её композиционные части, использовать при сказывании характерные речевые обороты. Метапредметные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь планировать алгоритм ответа. Личностные: формирование ценностного отношения к происходящим событиям; освоение новых видов деятельности; участие в творческом процессе. "Ученики достигнут": лучшие черты русского народного характера в сказке; совершенствование восприятия и понимания отличий волшебной сказки от литературного произведения. "Ученики получат возможность достигнуть": свободная работа с текстами, дополнительной литературой; самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. "Индивидуальные результаты достижения": Подготовка творческих работ. | Выборочный пересказ. Выразительное чтение по ролям. Беседа по вопросам. Заполнение таблицы "Волшебная сказка". Выполнение проблемных заданий в малых группах. | Фонохрестоматия "Золотая коллекция сказок" Диапозитивы "Русские народные сказки" (новые |
"Иван -крестьянский сын и чудо -юдо" - волшебная сказка героического содержания. | 2 | Патриотический характер сказки. Система образов. Любовь и уважение народа к защитникам Родины. Особенности сюжета. | Предметные: знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки, уметь отличать виды сказок, характеризовать героев сказки; владеть навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки. Метапредметные: выделять и формулировать познавательную цель; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Личностные: формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор. "Ученики достигнут": совершенствование восприятия и понимания отличия волшебной сказки от литературного произведения; героические поступки Ивана -крестьянского сына, сила духа героя, которую дает ему сознание правого. справедливого дела защиты родной земли; совершенствование навыков пересказа. "Ученики получат возможность достигнуть": видеть отличие сказки от мифа; самостоятельный поиск необходимой информации в разных источниках "Индивидуальные результаты достижения": сочинить сказку героического содержания и нарисовать к ней иллюстрацию. | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Беседа по вопросам. Художественный пересказ. Составление плана сказки | Фонохрестоматия "Слушаем актёрское чтение", "Русские народные сказки". Видеофильм "Русские народные сказки" |
Сказка о животных"Журавль и цапля".Бытовая сказка "Солдатская шинель" | 1 | Отличительные признаки сказок о животных и бытовых сказок. Отражение в них народных представлений о справедливости, добре и зле | Предметные: признаки сказок о животных и бытовых сказок, проявление в них представлений народа, составление пересказов эпизодов сказок. Метапредметные: уметь выделять и формулировать познавательную цель; уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено; аргументировать свою позицию. Личностные: формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства "Ученики достигнут": определять виды сказок; определять жанровые признаки сказок о животных, бытовых сказок. "Ученики получат возможность достигнуть": свободное владение монологической и диалогической речью, самостоятельный поиск нужной информации на заданную тему. "Индивидуальные результаты достижения": сочинить сказку о животных или бытовую сказку; составить кроссворд "Русские народные сказки" | Выборочный пересказ. Выразительное чтение по ролям. Работа с учебником (статья "Сказка о животных"). Работа в парах сильный -слабый по теме "Бытовая сказка" с последующей взаимопроверкой материала. Проект "Особенности сюжета и композиции русских народных сказок" | Фонохрестоматия "Слушаем актёрское чтение". Видеофильм "Русские народные сказки". Печатные пособия "Сказка в изобразительном искусстве" |
Наши любимые русские народные сказки | 1 | Различение видов сказок. Сопоставление вариантов сказок. Конкурс на лучшее сказывание. Викторина по сказкам. Выставка иллюстраций к сказкам. Представление и обсуждение рисунков. | Предметные: понимать, как преобразуются фольклорные образы в изобразительном искусстве; уметь пересказывать сказку, оценивать актёрское исполнение сказок, рисунки к ним. Метапредметные: самостоятельно делать выводы; перерабатывать информацию; уметь формировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. Личностные: формирование познавательного интереса, навыков сопоставления; расширение кругозора. "Ученики достигнут": определение уровня изученного материала; свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. "Ученики получат возможность достигнуть": самостоятельное формулирование выводов, создание собственных художественных образов. "Индивидуальные результаты достижения": составление кроссворда "Русские народные сказки";подготовка творческих работ; подготовка статьи устного журнала "Путешествие в страну неразгаданных тайн" | Викторина по сказкам. Художественный пересказ. Проект "Особенности сюжета и композиции русских народных сказок". Составление электронного журнала "Художники-иллюстраторы сказок" | Фонохрестоматия "Золотая коллекция сказок". Печатное пособие "Сказка в изобразительном искусстве". Видеофильм "Русские народные сказки" |
Контрольно - измерительные материалы:
Тест "Устное народное творчество"
1.Понятие "фольклор" было введено в русскую литературу в:
А) 14 веке; В) 18 веке;
Б) 17 веке; Г) 19 веке
2.Фольклор в переводе с английского означает:
А) народная мудрость; Б) накопленный опыт;
В) народная литература; Г) традиционная литература.
3.Выберите правильное определение:
А) пословица - это придуманное народом изречение;
Б) пословица - это краткое изречение, отражающее разные случаи в жизни;
В) пословица - это краткое изречение, содержащее часть суждений;
Г) пословица - это краткое изречение, содержащее самостоятельное суждение.
4. "Чужими руками жар загребать" - это:
А) пословица; Б) загадка;
В) поговорка; Г) афоризм.
5. Замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки предмета даны в зашифрованном виде - это:
А) загадка; Б) пословица;
В) поговорка; Г) анекдот.
6. Какая группа сказок в этом перечне лишняя:
А) волшебные; Б) социально- бытовые;
В) приключенческие; Г) сказки о животных.
7. Как называется эта часть сказки: "В некотором царстве, в некотором..."
А) концовка; Б) зачин;
В) присказка; Г) заговор.
8. Где присутствует эпитет:
А) белый снег; Б) холодный снег;
В) рыхлый снег; Г) искрящийся снег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Коровиной В.Я,)
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел Устное народное творчество(УМК В.Я. Коровина).
Фрагмент рабочей программы по литературе в 5 классе. Раздел Устное народное творчество(УМК В.Я. Коровина)....
Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику под редакцией В Я Коровиной
Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику под редакцией В Я Коровиной соответствует требованиям ФГОС...
Фрагмент рабочей программы по литературе. 10 класс
Фрагмент рабочей программы по литературе для 10 класса с указанием планируемых результатов...
Рабочая программа по литературе 8 класс к учебнику под ред. В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе 8 класс к учебнику под ред. В.Я. Коровиной...
Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику под ред. В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе 9 класс к учебнику под ред. В.Я. Коровиной...