Рабочая программа по литературе 5 класс обновленный ФГОС
рабочая программа по литературе (5 класс)

Золотарева Светлана Николаевна

Цель программы:

-формирование у обучающихся  потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе;

-формирование способностей ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ: «Развитие УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом»;

-обогащение духовного мира учащихся путём их приобщения к лучшим образцам искусства слова Дона и о Доне и на основе творческой деятельности.

формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_rp-l-ra_5_kl-obnovlennaja.docx91.97 КБ

Предварительный просмотр:

Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская    

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа

                                                                                                 "Утверждаю»

                                                                                            Директор МБОУ НКСОШ

                                                                                           Приказ от 31.08.2022г. №157

                                                                                             ______________ / С. Н. Золотарева/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

(учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование, 5 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов    102

Учитель                 Золотарева Светлана Николаевна

2022-2023 учебный год

1.Пояснительная записка

Наименование   программы

Рабочая программа по литературе 5 класс.

Основания для разработки программы

  - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101);

- основная образовательная программа ООО для 5 класса  (Приказ №157  от   31.08.2022г. ).

Цель программы

-формирование у обучающихся  потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе;

-формирование способностей ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ: «Развитие УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом»;

-обогащение духовного мира учащихся путём их приобщения к лучшим образцам искусства слова Дона и о Доне и на основе творческой деятельности.

формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания;

Задачи программы

-понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитания уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к  диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формирование гуманистического мировоззрения.

- осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы  на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению,

-восприятие текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.

-осознание  обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.

- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;

- развивать умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- способствовать овладению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

- способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

- научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;

- повысить индивидуальную активность;

- повысить внутреннюю мотивацию к изучению предметов;

- расширить кругозор школьников;

-познакомить учащихся с биографиями авторов изучаемых произведений, историей их создания, темой, авторским замыслом, обучение выделять специфику донского фольклора.

Учет воспитательного потенциала уроков

- воспитание квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса.

  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;

инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

Количество часов

102

Место предмета в учебном плане

Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение».   

В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5 классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.  

Сроки реализации программы

2022-2023

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; 
  • активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
  •  неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  •  понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
  •  представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
  •  представление о способах противодействия коррупции;
  •  готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
  •  активное участие в школьном самоуправлении;
  •  готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
  • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
  • осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; 
  • стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; 
  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); 
  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; 
  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
  • умение принимать себя и других, не осуждая;
  • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
  • уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; 
  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; 
  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; 
  • готовность адаптироваться в профессиональной среде; 
  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; 
  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; 
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; 
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; 
  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; 
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; 
  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; 
  • овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; 
  • установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; 
  • изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
  • потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; 
  • в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; 
  • в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; 
  • умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; 
  • анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; 
  • оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
  • способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; 
  • воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; 
  • оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; 
  • формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; 
  • быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.

Универсальные учебные познавательные действия:

1) Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
  • устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
  • с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
  • формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

2) Базовые исследовательские действия:

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
  • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
  • владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

3) Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

1) Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
  • в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:

  • использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
  • в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); 
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
  • участниками взаимодействия на литературных занятиях;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивные действия:

1) Самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
  • делать выбор и брать ответственность за решение.

2) Самоконтроль:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

3) Эмоциональный интеллект:

  • развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
  • регулировать способ выражения своих эмоций;

4) Принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
  • проявлять открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;

2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;   

3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:

  • определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
  • понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
  • сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
  • сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);

4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);

5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;

6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);

7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);

8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;

9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;

10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;

11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);

12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.

3.Содержание тем учебного предмета

5класс

Введение  2 часа

Р/р Книга, о которой хочется рассказать.

Мифология 4 часа

Мифы народов России и мира. 
Фольклор 11часов
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).

Р.к. Сказки донских писателей. П.В. Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

Входная контрольная работа «Повторение изученного за курс 1-4 классов
Литература первой половины XIX века 20 часов

И. А. Крылов. Басни (три по выбору, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».

Р/р. Образный мир басен И. А. Крылова.
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Р/к  .А. С. Пушкин. Стихи о Доне.

Р/р Сочинение по творчеству А. С. Пушкина
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Литература второй половины XIX века 13 часов

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».

Рр. Сочинение по рассказу И. С. Тургенева « Муму»
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».

Р/р Сочинение. «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Литература XIX—ХХ веков 19 часов
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева,  А.  А.  Фета,  И.  А.  Бунина,  А.  А.  Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.

Р/к Стихи о природе донских писателей  XX  века

Рр Анализ поэтического  текста по плану.
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков
А. П. Чехов 
(два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.    
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля  и  Минька»,  «Ёлка»,  «Золотые  слова»,  «Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

Р.р  Сочинение: Составление характеристики главного  героя.

Литература XX—XXI веков 13 часов
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с  Васильевского  острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух).
Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей  (одно  по  выбору).  Например,  К.  Булычёв.  «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).

Литература народов Российской Федерации  2 часа

Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов.
«Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».

Р.к. В. А. Закруткин. «Подсолнух»

Зарубежная литература 18 часов
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору).   Например,   М.   Твен.   «Приключения   Тома   Сойера»
(главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног»,
«Зелёное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).
Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).
Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон.  «Белый  клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.

Итоговый контроль 2 часа

К/Р. Промежуточная итоговая аттестация за курс 5 класса.

РР Мой читательский опыт. Любимые произведения, любимый герой

4. Тематическое планирование

п/п

Тема раздела

 Количество часов по разделу

Дата

 изучения

Электронные

( цифровые )

образовательные

ресурсы

1

 Введение

2

1.09-5.09

2

Мифология

       4

7.09-14.09

https://resh.edu.ru/

3

Фольклор

11

15.09-10.10

https://resh.edu.ru/ https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/eliektronnyi_obrazovatiel_nyi_riesurs_poslovitsy_i_poghovorki

4

Литература первой половины XIX века

20

12.10-1.12

https://resh.edu.ru/ https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/159947/topic/159957/lesson/159958

5

Литература второй половины XIX века

13

5.12-12.01

https://resh.edu.ru/

https://school-collection.lyceum62.ru/ecor/catalog/category1/87944d02-bc0b-41ac-aa92-6c8dad80ea80/

6

Литература XIX—ХХ веков

19

16.01-1.03

https://resh.edu.ru/

https://school-collection.lyceum62.ru/ecor/catalog/5cd2d25b-5af6-4b83-8f30-1b7e97bc765e/info/

7

Литература XX—XXI веков

13

2.03-10.04

https://resh.edu.ru/

https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/159947/topic/159999/lesson/160000

https://resh.edu.ru/

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/06/19/sistema-urokov-po-povesti-isturgeneva-mumu https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-isturgenev-mumu-fgos-747727.html

8

Литература народов Российской Федерации

2

12.04-13.04

https://resh.edu.ru/

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-russkie-poeti-hh-veka-o-rodine-i-rodnoy-prirode-klass-2863746.html https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/04/russkie-poety-xix-veka-o-rodine-o-rodnoy-prirode-i-o-sebe-urok

9

Зарубежная литература

18

17.04-25.05

https://resh.edu.ru/

https://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturi-v-klasse-na-temu-rasskaz-apchehova-peresolil-kak-obrazec-yumoristicheskogo- rasskaza-2293688.html

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-na-temu-yumoristicheskie-rasskazy-antoshi-chehonte-vneklassnoe-chtenie-5-klass- 4444584.html

10

Итоговый контроль

2

29.05-31.05

https://resh.edu.ru/

https://infourok.ru/urok-oznakomleniya-dzh-r-r-tolkien-hobbit-ili-tuda-i-obratno-5-klass-4204254.html https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/05/05/konspekt-uroka-po-literature-v-5-klasseputeshestvie-v-stranu

5.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема  

Количество часов

Дата

1. Введение

2

1.

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.

1

1.09

2.

Р/р Книга, о которой хочется рассказать.

1

5.09

2.Мифология

4

3

Мифы народов России . Темы, сюжеты, образы. Легенды и мифы Древней Греции.Античный миф. «Рождение Зевса», "Олимп"

1

7.09

4.

Мифы народов России . Темы, сюжеты, образы..«Одиссей на острове                                Циклопов. Полифем»

1

8.09

5.

Мифы народов России и мира. Подвиги Геракла "Скотный двор царя Авгия".

1

12.09

6.

Мифы народов России и мира. Миф "Яблоки Гесперид" и другие подвиги Геракла".

1

14.09

3. Фольклор

11

7.

Роды и жанры литературы. Их основные признаки..

1

15.09

8.

Фольклор. Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки,  песни, пестушки, приговорки, скороговорки

1

19.09

9.

Р.к. Малые жанры донского фольклора.

1

21.09

10.

Входная контрольная работа «Повторение изученного за курс 1-4 классов

1

22.09

11.

  Сказки народов России и мира. жанровые и эстетические особенности сказок.

Виды сказок.

1

26.09

12.

Р.к. Сказки донских писателей. П.В. Лебеденко «Сказки Тихого Дона».

1

28.09

13

Бытовая сказка « Чего на свете не бывает»

1

29.09

14.

Русские народные сказки. "Царевна - лягушка". Животные помощники. Чудесные     противники.

1

3.10

15.

"Царевна-лягушка". Система образов.

Василиса Премудрая и Иван Царевич. Народная мораль в характере и поступках героев.

1

5.10

16

"Иван- крестьянский сын и Чудо-Юдо"".

Волшебная сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты  родной земли.

1

6.10

17

"Журавль и цапля", "Солдатская шинель". Жанровые особенности сказок и животных и бытовых сказок.

Р/р. Сочинение сказки.

1

10.10

4.  Литература первой половины XIX века

20

18

Басня как жанр. Баснописцы - Эзоп, Лафонтен.. Вн.чт.

1

12.10

19

Русские баснописцы 18 века. А.П. Сумароков "Кокушка", И.Дмитриев "Муха". Вн. чт.

1

13.10

20

И.А. Крылов. Басня "Волк на псарне".

Исторический контекст и аллегорический смыл басни.

1

17.10

21

И.А. Крылов. "Ворона и лисица". Выражение народной мудрости в баснях и их поучительный характер. Инсценировка басен.

1

19.10

22

И.А.Крылов " Свинья под дубом", "Листы и корни".

1

20.10

23

И.А.Крылов " Осёл и         соловей","Квартет".

Р/р. Образный мир басен И. А. Крылова.

1

24.10

24

А.С.Пушкин. Стихотворения "Зимнее утро", "Зимний вечер". Изображение природы.

1

26.10

25

А.С.Пушкин. "Няне", "У   лукоморья дуб зелёный".

1

27.10

26

А.С.Пушкин. "У   лукоморья дуб зелёный".

1

7.11

27

А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Герои сказки. Противостояние добрых и злых сил, утверждение мысли о внутренней красоты над красотою внешней.

1

9.11

28

А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".Сравнительная характеристика героинь.

1

10.11

29

«Руслан и Людмила». (отрывок) . Сказочные элементы.

1

14.11

30

Р/к  .А. С. Пушкин. Стихи о Доне.

1

16.11

31

Р/р Сочинение по творчеству А. С. Пушкина

1

17.11

32

А.Погорельский "Черная  курица, или подземные жители"

1

21.11

33

М.Ю.Лермонтов "Бородино".

1

23.11

34

М.Ю.Лермонтов "Бородино".

1

24.11

35

Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством". Сюжет.

Сочетание комического и лирического.

1

28.11

36

Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством" Реальность и фантастика.

1

30.11

37

Н.В.Гоголь "Заколдованное место".

1

1.12

5.  Литература второй половины XIX века

13

38

Н.А.Некрасов Отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос". Отрывок.

1

5.12

39

Н.А.Некрасов " Крестьянские дети", "Школьник". Тема детства.

1

7.12

40

И.С.Тургенев "Муму". Повесть о крепостном праве.

1

8.12

41

И.С.Тургеев "Муму".Сюжет и композиция. Система образов. Портрет и пейзаж.

1

12.12

42

И.С.Тургенев "Муму". Система образов.

Портрет и пейзаж.

1

14.12

43

И.С.Тургенев "Муму". Символический образ немого.

1

15.12

44

Рр. Сочинение по рассказу И. С. Тургенева « Муму»

1

19.12

45

Л.Н.Тостой. "Кавказский пленник". Историческая основа, идея произведения.

1

21.12

46

Л.Н.Толстой. "Кавказский пленник".Жилин и Костылин.

1

22.12

47

Л.Н.Толстой "Кавказский пленник". Жилин и Дина.

1

26.12

48

Л.Н.Толстой "Кавказский пленник". Сюжет и композиция.

1

9.01

49

Р/р Подготовка к сочинению по равссказу Л. Н. Толстого    «Кавказский пленник»

1

11.01

50

Р/р Сочинение. «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

1

12.01

6.Литература XIX—ХХ веков

19

51

Поэты X IX века о Родине, о родной природе.

Стихотворения А.Фета, Ф.Тютчева,   И.Бунина. .

1

16.01

52

Поэты X IX века о Родине и природе.

Стихотворения А.Толстого, А.Кузнецова, И.Бунина

1

18.01

53

Поэты XX века о Родине, родной природе. Стихотворения А.Блока, С.Есенина.

1

19.01

54

Поэты  XX  века о Родине  и родной природе. Стихотворение  С.Есенина « Ты запой мне ту песню, что прежде…», Н.Рубцова.

Р/к Стихи о природе донских писателей  XX  века

1

23.01

55

Рр Анализ поэтического  текста по плану.

1

25.01

56

А.П.Чехов " Хирургия". Сюжеты и образы юмористических рассказов.

1

26.01

57

А.П.Чехов "Лошадиная фамилия". Способы создания комического. Юмор.

1

30.01

58

Вн. чт. П.Бажов "Хозяйка Медной горы".

Особенности сказа, характеристика героев.

1

1.02

59

К.Г.Паустовский "Заячьи лапы", Кот- ворюга".

Взаимоотношения человека и животного. Нраственные проблемы рассказов.

1

2.02

60

К.Г.Паустовский " Тёплый хлеб". Сюжет, композиция, особенность сказки.

1

6.02

61

М.Пришвин "Кладовая солнца". Мир природы в повести-были.

1

8.02

62

М.Пришвин "Кладовая солнца". Человек и природа. Герои произведения.

1

9.02

63

А.Платонов "Никита". Мир ребёнка.

1

13.02

64

А.Платонов "Никита". Быль и фантастика".

1

15.02

65

В.П.Астафьев "Васюткина озеро"- автобиографическая повесть.

1

16.02

66

В.П.Астафьев "Васюткина озеро". Становление характера  героя.

1

20.02

67

Р.р  Сочинение: Составление характеристики главного героя.

1

22.02

68

М.М.Зощенко " Галоша". Тема, идея, сатира.

1

27.02

69

М.М.Зощенко "Лёля и Минька".

1

1.03

7.  Литература XX—XXI веков

13

70

Война и дети в произведениях о Великой Отечественной войне".

1

2.03

71

Человек на войне.

В.Катаев " Сын полка". Мир ребёнка и мир взрослых.

1

6.03

72

"Человек на войне. В.Катаев " Сын полка". Проблема героизма"

1

9.03

73

В.Катаев "Сын полка". Образ главного героя.

1

13.03

74

Л. Кассиль. "Дорогие мои мальчишки".

1

15.03

75

В.Г.Короленко " В дурном обществе". Жизнь среди серых камней. Семья пана Тыбурция.

1

16.03

76

В.Г. Короленко " В дурном обществе". Семья судьи.

1

20.03

77

В.Крапивин " Тень Каравеллы". Сюжет и герои.

1

22.03

78

В.Крапивин "Тень Каравеллы". Что значит дружба в жизни героев?

1

23.03

79

Вн/ч А.Твардовский "Рассказ танкиста".

1

3.04

80

К.Симонов " Майор привёз мальчишку на рассвете".

1

5.04

81

Произведения приключенческого жанра. Сюжет, композиция, система  образов. Анализ.

1

6.04

82

Произведения приключенческого жанра К. Булычёв " Девочка, с которой ничего не случится"

1

10.04

8. Литература народов Российской Федерации

2

83

Литература народов Российской Федерации.  Р.Гамзатов "Песни соловья". Р.к. В. А. Закруткин. «Подсолнух»

1

12.04

84

Литература народов Российской Федерации.   М.Карим " Радость нашего дома".

1

13.04

9.  Зарубежная литература

18

85

Художественный мир  литературной сказки.

1

17.04

86

Г.Х.Андерсен "Снежная королева"- сказка о победе любви и добра. Превосходство душевной красоты над  внешней.

1

19.04

87

Зарубежная сказочная  проза. Л.Керолл " Алиса в стране чудес. Стиль и язык, художественные  приёмы.

1

20.04

88

Л.Керролл " Алиса в стране чудес". Стиль и язык, художественные приёмы.

1

24.04

89

М.Твен " Приключения Тома Сойера"- главы.

Мир детства.

1

26.04

90

Р.Бредбери " Каникулы". Хрупкость мира.

1

27.04

91

Дж.Лондон " Сказание о  Кише". Повествование о взрослении ребёнка.

1

3.05

92

Образы детей в литературных произведениях.

1

4.05

93

Зарубежная приключенческая проза. Р.Л. Стивенсон "Остров  сокровищ"

1

10.05

94

Зарубежная приключенческая проза. Р.Л. Стивенсон "Чёрная стрела"

1

11.05

95

Произведения русских и зарубежных писателей о  животных.

1

15.05

96

Ж.Рони-Старший. Повесть « Борьба за огонь.» Эмоциональный мир доисторического человека.

1

17.05

97

Зарубежная проза о животных. Дж.Даррелл "Говорящий свёрток".

1

18.05

98

Дж. Р Киплинг « Рикки-Тикки-Тави»

1

22.05

99

Зарубежная проза о животных. Дж.Даррелл "Говорящий свёрток".

1

24.05

100

Зарубежная литература. Итоговое обобщение.

1

25.05

10.Итоговый контроль.

2

101

К/Р. Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.

1

29.05

102

Обобщение изученного.. РР Мой читательский опыт. любимые произведения, любимый герой

1

31.05

102 часа

6.Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

 

 

 

 

 

 

                                                                                             

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа для  1 класса ФГОС...

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных   документов: - Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность обра...

Рабочая программа по литературе (углубленное изучение) ФГОС ООО УМК Сухих И.Н.

Рабочая программа учебного предмета  "Литература" (углубленное изучение)   составлена на основе Примерных программ по учебным предметам ФГОС ООО, Фундаментального ядра содержания общего...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по литературе 5 кл. (ФГОС).

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения  (ФГО...

Рабочая программа по литературе (в рамках ФГОС ООО)

     Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с ц...

Рабочая программа математика 5 Класс обновленный ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023  учебный год...