Конспект урока по литературе в 11 классе "Тема любви в творчестве А.И.Куприна" (по повестям «Суламифь», «Гранатовый браслет», «Олеся»)
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Конспект урока составлен с целью проанализировать все три повести А.И. Куприна, сюжет произведений, дать характеристику главных героев каждой повести, работать над развитием устной речи учащихся способствовать развитию  творческих способностей учащихся, воспитывать активную жизненную позицию, непримиримость к жестокости  и невежеству, воспитывать  ответственность за свои поступки, чувство сострадания, верность данному слову.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_olesya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 11 классе  на районном семинаре учителей русского языка и литературы, состоявшийся  9 октября 2020 года на базе  МОУ « Скалистская СОШ».

                                                  Учитель: Кенжебаева Л.И.

Тема урока: Тема любви в творчестве А.И.Куприна

  (по  повестям «Суламифь», «Гранатовый браслет», «Олеся»)

Цель урока : 1) проанализировать сюжет произведений,

                       дать характеристику главных героев каждой повести,

                       2) работать над развитием устной речи учащихся,

                       способствовать развитию  творческих способностей                    

                      учащихся,

                      3) воспитывать активную жизненную позицию,

                      непримиримость к жестокости  и невежеству,

                      воспитывать  ответственность за свои поступки,

                      чувство сострадания, верность данному слову.

Оборудование: АРМ,  презентация к уроку, видеофрагменты из

                         худ. фильмов « Олеся», « Гранатовый браслет»,

                        реквизит к инсценированию.

                     Ход урока :

I     Вступительное слово учителя:  1 слайд – портрет А.И.Куприна.

Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос

искали и до сих пор продолжают искать философы, художники,

композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда они не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека.

Вот как  писал о любви ещё в 18 веке известный драматург

Жан Батист Мольер:  В душе померк бы день и тьма настала вновь,

                       Когда бы на Земле изгнали мы любовь.

                     Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

                     А кто не знал любви, тот всё равно, что не жил.

Трудно найти писателя или поэта, который бы обошёл в своём

творчестве тему любви, как, впрочем, трудно найти человека,

сердце которого никогда не согревало это святое чувство.

        А.И.Куприн – замечательный русский писатель.

В своём  творчестве он представляет самые разные аспекты современной ему российской жизни. Однако у него есть одна заветная тема, к  которой он прикасается целомудренно и благоговейно. Да иначе к ней и нельзя подойти. Это тема любви.

    А.И.Куприна, чудесного мастера художественного слова,

гуманиста и правдоискателя можно назвать и певцом возвышенной любви, подарившим читателям три произведения: « Гранатовый браслет», « Олеся»

« Суламифь»,  объединенные этой прекрасной темой.  Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, писатель создаёт удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубь веков ( « Суламифь»), забираясь в лесную глушь Волынской губернии (  « Олеся»), заглядывая в каморку влюблённого отшельника, последнего романтика в жестоком и

расчётливом мире ( « Гранатовый браслет»).

II Беседа по вопросам с учащимися:

                              Повесть « Суламифь».

  1. Где была опубликована повесть ? Когда?
  2. Кокой эпиграф писатель выбрал к повести? Почему?
  3. Что понравилось в этой повести?
  4. Что говорит Суламифь, умирая, своему возлюбленному?

Это гимн красоте, гимн любви, гимн женщине, духовно чистой

и мудрой,  гимн возвышенному чувству.

                      Повесть « Олеся».

1.В каком году написана повесть?

2. Где происходят события повести?

3. Кто главные герои повести?

4. Как Куприн рисует образ главной героини повести?

2 слайд – портрет Олеси.

III Инсценирование учащимися отрывка. Гадание Олеси Ивану Тимофеевичу ( реквизит: печка, на верёвочки пучки  разных трав)

3 слайд- Олеся и Иван Тимофеевич.

4 –видеофрагмент « В лесу.  Колдовство Олеси», эпизод фильма «Олеся»

Что Олеся говорит об Иване Тимофеевиче после гадания?

Найдите подтверждение слов Олеси в тексте. Приведите примеры из текста.

Добрый - ружьё, слабый- боится мнения, слову не господин – не сдержал слово, сердце холодное, ленивое – мог бы остановить, но не остановил.

5 слайд- Олеся в церкви.

6 слайд –видеофрагмент «Избиение Олеси у церкви»

Какую роль в повести играет пейзаж? Привести примеры из текста.

( Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчеркивает отрешённость от цивилизованного

мира, вой ветра усиливает тоску и скуку. Природа не просто фон повествования. Постепенно она становится участницей событий.

Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер за стенами дома бесился,

как старый, озябший голый дьявол. В его рёве слышались стоны, визг и

дикий смех…снаружи кто-то яростно  бросал в стёкла окон горсти мелкого сухого снега. Недалёкий лес роптал и гудел с непрерывной, затаённой,

глухой угрозой». Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой –то «страшный гость», воршавшийся в его старый дом.

Тревоги добавляет слуга Ярмола, таинственно сообщающий: «чи ведьмака

народилась, чи ведьмак веселье справляет»

     1.Пейзаж вторит чувствам героев.

2.Служит средством создания образа

3.Является антитезой цивилизованному, корыстному миру)

Какой цвет сопровождает образ Олеси?

( Это красный цвет, цвет любви и тревоги: «красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега (первая встреча),

Красный кашемировый платок ( первое свидание, в этой же сцене Олеся

заговаривает кровь), нитка дешёвых красных бус,  «кораллов»,-единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и о её нежной, великодушной

любви»)

IV Сравнительная характеристика героев. Заполнить таблицу, найти соответствия.

      Олеся

Иван Тимофеевич

Во власти общественного мнения

Самоотверженность

Сосредоточенность на своём

Связь с цивилизацией

Самопожертвование

Безграничная любовь

Трагические предсказания

( ответы: естественность, слабость, открытая душа, близость к природе,

доброта, осторожность, самоуверенность)

Почему счастье оказалось таким коротким?

( Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует, осознаёт неизбежность

трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном,

тесном городе невозможно. Слишком разные они люди. Тем более ценно её самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем,

что ей глубоко чуждо. Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна, - темой недостижимости счастья)

В чём идея повести?

( Только в единении с природой человек способен достигнуть духовной

чистоты и благородства)

Рассказ «Гранатовый браслет»

V Беседа по вопросам

1.В каком году написана повесть?

История создания рассказа.

2.Почему автор назвал рассказ «Гранатовый браслет»?

3.Сколько человек пришло на день рождения Веры?

4.Что подарили Вере? В чём значение подарков?

5.Как на этом фоне выглядит подарок Желткова?

6.В чём его ценность?

7-видеофрагмент, подарок Желткова.

Рассказы генерала Аносова о любви  ( прочитать или пересказать)

( стр.274)

8- видеофрагмент, в доме Веры.

7. Что мы узнаём из письма Желткова?

8. Что это было? Любовь или сумасшествие?

9. Как об этом думают герои повести: генерал Аносов, муж Веры?

IV  Рефлексия.

1.Какие нравственные проблемы нашли отражение в произведениях о любви

А.И.Куприна?   

2. Над чем вас заставили задуматься эти произведения?

3.Чему научили?

4. Верите ли вы в настоящую любовь, которую воспевают поэты?

 V Итог урока.

Все три произведения имеют глубоко общечеловеческий характер.

Они поднимают проблемы, которые будут вечно волновать человечество.                   

 VI Домашнее задание: написать сочинение по творчеству А.И.Куприна,

тему выбирают сами учащиеся. 

 VII  Объявление оценок. Спасибо за урок! Молодцы.                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе по творчеству А.П. Чехова

Конспект урока по литературе в 7 классе по тврчеству А.П. Чехова на тему "Два лица России в рассказе А.П. Чехова "Злоумышленник"....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

Конспект урока по литературе 10 класс "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"

Конспект урока по литературе "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"...

Конспект урока калмыцкой литературы в 8 классе по творчеству К.Эрендженова "Домашнее убранство кибитки"

Утх зокъялын кичǝл 8 класстКичǝлин төр: Эрнҗəнə Константинǝ «Модчин туск келвр» (хальмг əмтнə амн үгин зөөрин янзар бичсн келвр)Кичǝлин күцл: мана өвкнр модар урлҗ ю кеҗ эдлҗ йовсна туск т...