Конспект урока по литературе в 11 классе "Тема любви в творчестве А.И.Куприна" (по повестям «Суламифь», «Гранатовый браслет», «Олеся»)
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_olesya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы в 11 классе на районном семинаре учителей русского языка и литературы, состоявшийся 9 октября 2020 года на базе МОУ « Скалистская СОШ».
Учитель: Кенжебаева Л.И.
Тема урока: Тема любви в творчестве А.И.Куприна
(по повестям «Суламифь», «Гранатовый браслет», «Олеся»)
Цель урока : 1) проанализировать сюжет произведений,
дать характеристику главных героев каждой повести,
2) работать над развитием устной речи учащихся,
способствовать развитию творческих способностей
учащихся,
3) воспитывать активную жизненную позицию,
непримиримость к жестокости и невежеству,
воспитывать ответственность за свои поступки,
чувство сострадания, верность данному слову.
Оборудование: АРМ, презентация к уроку, видеофрагменты из
худ. фильмов « Олеся», « Гранатовый браслет»,
реквизит к инсценированию.
Ход урока :
I Вступительное слово учителя: 1 слайд – портрет А.И.Куприна.
Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос
искали и до сих пор продолжают искать философы, художники,
композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда они не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека.
Вот как писал о любви ещё в 18 веке известный драматург
Жан Батист Мольер: В душе померк бы день и тьма настала вновь,
Когда бы на Земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно, что не жил.
Трудно найти писателя или поэта, который бы обошёл в своём
творчестве тему любви, как, впрочем, трудно найти человека,
сердце которого никогда не согревало это святое чувство.
А.И.Куприн – замечательный русский писатель.
В своём творчестве он представляет самые разные аспекты современной ему российской жизни. Однако у него есть одна заветная тема, к которой он прикасается целомудренно и благоговейно. Да иначе к ней и нельзя подойти. Это тема любви.
А.И.Куприна, чудесного мастера художественного слова,
гуманиста и правдоискателя можно назвать и певцом возвышенной любви, подарившим читателям три произведения: « Гранатовый браслет», « Олеся»
« Суламифь», объединенные этой прекрасной темой. Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, писатель создаёт удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубь веков ( « Суламифь»), забираясь в лесную глушь Волынской губернии ( « Олеся»), заглядывая в каморку влюблённого отшельника, последнего романтика в жестоком и
расчётливом мире ( « Гранатовый браслет»).
II Беседа по вопросам с учащимися:
Повесть « Суламифь».
- Где была опубликована повесть ? Когда?
- Кокой эпиграф писатель выбрал к повести? Почему?
- Что понравилось в этой повести?
- Что говорит Суламифь, умирая, своему возлюбленному?
Это гимн красоте, гимн любви, гимн женщине, духовно чистой
и мудрой, гимн возвышенному чувству.
Повесть « Олеся».
1.В каком году написана повесть?
2. Где происходят события повести?
3. Кто главные герои повести?
4. Как Куприн рисует образ главной героини повести?
2 слайд – портрет Олеси.
III Инсценирование учащимися отрывка. Гадание Олеси Ивану Тимофеевичу ( реквизит: печка, на верёвочки пучки разных трав)
3 слайд- Олеся и Иван Тимофеевич.
4 –видеофрагмент « В лесу. Колдовство Олеси», эпизод фильма «Олеся»
Что Олеся говорит об Иване Тимофеевиче после гадания?
Найдите подтверждение слов Олеси в тексте. Приведите примеры из текста.
Добрый - ружьё, слабый- боится мнения, слову не господин – не сдержал слово, сердце холодное, ленивое – мог бы остановить, но не остановил.
5 слайд- Олеся в церкви.
6 слайд –видеофрагмент «Избиение Олеси у церкви»
Какую роль в повести играет пейзаж? Привести примеры из текста.
( Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчеркивает отрешённость от цивилизованного
мира, вой ветра усиливает тоску и скуку. Природа не просто фон повествования. Постепенно она становится участницей событий.
Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер за стенами дома бесился,
как старый, озябший голый дьявол. В его рёве слышались стоны, визг и
дикий смех…снаружи кто-то яростно бросал в стёкла окон горсти мелкого сухого снега. Недалёкий лес роптал и гудел с непрерывной, затаённой,
глухой угрозой». Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой –то «страшный гость», воршавшийся в его старый дом.
Тревоги добавляет слуга Ярмола, таинственно сообщающий: «чи ведьмака
народилась, чи ведьмак веселье справляет»
1.Пейзаж вторит чувствам героев.
2.Служит средством создания образа
3.Является антитезой цивилизованному, корыстному миру)
Какой цвет сопровождает образ Олеси?
( Это красный цвет, цвет любви и тревоги: «красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега (первая встреча),
Красный кашемировый платок ( первое свидание, в этой же сцене Олеся
заговаривает кровь), нитка дешёвых красных бус, «кораллов»,-единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и о её нежной, великодушной
любви»)
IV Сравнительная характеристика героев. Заполнить таблицу, найти соответствия.
Олеся | Иван Тимофеевич |
Во власти общественного мнения | |
Самоотверженность | |
Сосредоточенность на своём | |
Связь с цивилизацией | |
Самопожертвование | |
Безграничная любовь | |
Трагические предсказания |
( ответы: естественность, слабость, открытая душа, близость к природе,
доброта, осторожность, самоуверенность)
Почему счастье оказалось таким коротким?
( Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует, осознаёт неизбежность
трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном,
тесном городе невозможно. Слишком разные они люди. Тем более ценно её самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем,
что ей глубоко чуждо. Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна, - темой недостижимости счастья)
В чём идея повести?
( Только в единении с природой человек способен достигнуть духовной
чистоты и благородства)
Рассказ «Гранатовый браслет»
V Беседа по вопросам
1.В каком году написана повесть?
История создания рассказа.
2.Почему автор назвал рассказ «Гранатовый браслет»?
3.Сколько человек пришло на день рождения Веры?
4.Что подарили Вере? В чём значение подарков?
5.Как на этом фоне выглядит подарок Желткова?
6.В чём его ценность?
7-видеофрагмент, подарок Желткова.
Рассказы генерала Аносова о любви ( прочитать или пересказать)
( стр.274)
8- видеофрагмент, в доме Веры.
7. Что мы узнаём из письма Желткова?
8. Что это было? Любовь или сумасшествие?
9. Как об этом думают герои повести: генерал Аносов, муж Веры?
IV Рефлексия.
1.Какие нравственные проблемы нашли отражение в произведениях о любви
А.И.Куприна?
2. Над чем вас заставили задуматься эти произведения?
3.Чему научили?
4. Верите ли вы в настоящую любовь, которую воспевают поэты?
V Итог урока.
Все три произведения имеют глубоко общечеловеческий характер.
Они поднимают проблемы, которые будут вечно волновать человечество.
VI Домашнее задание: написать сочинение по творчеству А.И.Куприна,
тему выбирают сами учащиеся.
VII Объявление оценок. Спасибо за урок! Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый конспект урока по литературе на тему: "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова".
Конспект по литературе для 5 класса с приложением....
Конспект урока по литературе в 7 классе по творчеству А.П. Чехова
Конспект урока по литературе в 7 классе по тврчеству А.П. Чехова на тему "Два лица России в рассказе А.П. Чехова "Злоумышленник"....
конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"
Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....
конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"
Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....
Конспект урока по литературе 10 класс "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"
Конспект урока по литературе "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"...
Конспект урока калмыцкой литературы в 8 классе по творчеству К.Эрендженова "Домашнее убранство кибитки"
Утх зокъялын кичǝл 8 класстКичǝлин төр: Эрнҗəнə Константинǝ «Модчин туск келвр» (хальмг əмтнə амн үгин зөөрин янзар бичсн келвр)Кичǝлин күцл: мана өвкнр модар урлҗ ю кеҗ эдлҗ йовсна туск т...