«Бранное трудное время» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Опекина Алёна Евгеньевна

Конспект урока литературы «Бранное трудное время»  Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no1_brannoe_trudnoe_vremya.docx26.44 КБ
Файл urok_no1_brannoe_trudnoe_vremya.pptx1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Урок №1

Класс: 6 «Г» класс

Тема: «Бранное трудное время»

Цели:

  1.  Развитие чувства патриотизма
  2. Воссоздание картины эпохи, изображенной в повести;
  3. Выявление качеств характера героев и обстоятельств, оказавших влияние на их становление;

Вид и форма урока: урок изучения нового, урок с разнообразными видами заданий.

Оборудование: компьютер, презентация, программа для конференций Zoom, экранизация одноименной повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», режиссер А.Бортко, статья Н.В. Гоголя «о малороссийский песнях»

 

Этап урока

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Орг. Момент

(проверка готовности обучающихся к уроку)

-Здравствуйте! Все ли подключились?  

Проверка связи.

Опрос и проверка ДЗ

Одним из домашнего задания у двух учеников (Сони и Андрея) было индивидуальное задание: необходимо было сделать презентацию о биографии и творчестве Н.В. Гоголя.

Проверяем дз.

Актуализация знаний учащихся  

Объявление темы урока и целей

СЛАЙД№ 1 

Итак, открываем тетради, записываем число, сегодня у нас 25-ое ноября, и тему урока: «Бранное трудное время»

Как вы понимаете это высказывание? Можете подобрать синонимы или попытаться объяснить своими словами. Какое значение имеет прилагательное «бранный»? :

  • слово «бранный» имеет несколько значений: СЛАЙД №2.
  • Бранный 1- первое его значение- ругательный (бранные слова, бранное выражение)
  • Бранный 2- второе значение, боевой, военный. (бранное поле).

Иными словами, как мы еще можем по- другому сформулировать тему нашего урока?

  • «Военное трудное время»

-События повести «Тарас Бульба» разворачиваются в «тяжелом 15 веке», когда в Сече, указывает автор, было множество «закаленных рыцарей», мысливших, что «…неприлично благородному человеку быть без битвы». О славных воинах- запорожцах сегодня мы с вами поговорим.

- Николай Васильевич Гоголь в своем произведении прославляет казаков – смелых и мужественных воинов, настоящих патриотов. Сегодня наша главная цель – увидеть, в каких поступках проявляется патриотизм и героизм казаков.  

Записывают тему и работаем с ней.  

Предположения, высказывания учащихся о значении слова «бранный»

Основная часть урока

Кто такие запорожские казаки? Кто такие казаки?

СЛАЙД№ 4

  • Казак – это вольный, ни от кого независимый человек.

-Казаком мог стать любой: и беглый крестьянин, и дворянин, среди них были и учёные люди, и монахи, и воины. Принимали всех, только спрашивали: «В Бога веруешь?»

-Запорожскими казаками стали себя называть беглые крестьяне, которые убежали на юг, построили укрепление, а себя стали называть запорожскими казаками.

В чем заключалась служба в Запорожской Сечи?

  • Воинская служба в Сече это не принуждение, а добровольное служение своему Отечеству. Казаки подчинялись Кошевому – атаману, который выбирался из своих же запорожских казаков. Важнее вопросы решали сообща. Каждый запорожец готов был умереть за товарища и за Отчизну.

Сейчас я вам покажу отрывок из художественного фильма, экранизации одноименной повести Николая Васильевича Гоголя, снятый Владимиром Бортко в 2008 году. В данном фрагменте будет речь, с которой Тарас Бульба обращается к казакам перед боем. Во время просмотра, вам необходимо подумать: почему, с какой целью Тарас Бульба обращается к казакам?

  Видеофрагмент фильма «Тарас Бульба». Речь Тараса.

Итак, вы посмотрели фрагмент речи Тараса Бульбы, которого в фильме сыграл Богдан Ступка. Теперь вернемся к нашему вопросу: почему, с какой целью обращается Тарас Бульба к казакам пред боем?

  • Тарас Бульба хотел поддержать морально своих товарищей, избавить от уныния, вселить в них уверенность в правоту своего дела, чтобы достойно встретили смерть, которая их ожидала.

-Казаки всему учились сами, опытом, в пылу битв. Победить или погибнуть – таков девиз казаков. Воля, разгульные обычаи и строгие законы закаляли казаков. Но главная цена человеческой жизни для казаков – товарищество и братство, основанное на вере и патриотизме. На товариществе и братстве держится мир в Запорожской Сечи

Просмотр фрагмента фильма.

Рассуждения над вопросом.

-А что такое патриотизм? 

СЛАЙД №4

  • Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, отчизне, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

-Слова: отечество, отчизна, родина, как и   слово «патриотизм», образованы от слова отец. Это связано с теми далёкими временами, когда отец был главой рода. От слова «род» в русском языке образовались и слова: родители, родня, родина т.е. слово родина тесно связано с понятиями рода и родни. И эти слова вместе с понятием отчизны становятся ключевыми во всём произведении. (???по ходу урока)

Итак, подведем небольшой итог: что за боролись казаки? В чем заключается патриотизм и героизм казаков? Нарисуем схему

- ЗА беззаветную любовь к своей Родине («Так любить, как русская душа, никто не может») Что они любили больше всего? За что боролись?

- за верное товарищество («Нет уз святее товарищества!») что было самое главное в казаках?  Что они ценили и уважали больше всего на свете?

-за неприятие и непрощение предательства («Я тебя породил, я тебя и убью!») что ни один казак не смог б простить?

СЛАЙД№5: а теперь запишите себе эту схемку в тетрадь.

Записывают схему в тетрадь.

Сейчас мы с вами выяснили за что боролись казаки, а теперь мы с вами поговорим о мирной жизни казаков, чем они занимались по мимо битв?  

  • В мирное время казаки вели разгульный образ жизни: они были беззаботны, как дети. У них не было правил, которые бы ограничивали их жизнь. Они пили, веселились, переплывали Днепр, скакали на лошадях, стреляли в цель.

А теперь посмотрим, какими мы видим казаков в походе и бою?  Сейчас, мы с вами обратимся к учебнику. Найдите описание казаков в бою, середина 9-ой главы (страница 301, издание 2010 года, коричневый учебник)

«Как же вскинулись козаки! Как схватились все! Как закипел куренной атаман Кукубенко, увидевши, что лучшей половины куреня его нет! Разом вбился он с остальными своими незамайновцами в самую середину. В гневе иссёк в капусту первого попавшегося, многих конников сбил с коней, доставши копьём и конника и коня, пробрался к пушкарям, и уже отбил одну пушку. А уж там, видит, хлопочет Уманский куренной атаман и Степан Гуска уже отбивает главную пушку. Оставил он тех козаков и поворотил с своими в другую неприятельскую гущу. Там, где прошли незамайновцы – так там и улица, где поворотились – так уж там и переулок!»

  • В походе и в бою казаки предстают пред нами уже не как беззаботные дети, а как герои и настоящие богатыри. Они храбрые и беспощадные в бою к врагам и не бросают товарища в беде.  

-Итак, мы с вами рассмотрели два «мира», две «жизни» казаков: мира войны и мира беззаботной жизни, где нет битв. Какой вывод мы можем сделать из этих двух противоположных «миров»?

  • Гоголь показывает, что суровая жизнь, полная опасностей, развивала в суровых сердцах казаков дух безудержанности, смелости и, в то же время, умение на все опасности глядеть с равнодушным спокойствием, даже с юмором.

Гоголь в статье « о Малороссийских песнях» писал о казаке: « везде видна та сила, радость, могущество, с какою казак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию битв, опасностей и разгульного пиршества с товарищами. Ни чернобровая подруга, пылающая свежестью, с карими очами, с ослепительным блеском зубов, вся преданная любви, удерживающая за стремя коня его, ни престарелая мать, разливающаяся как ручей слезами, которой всем существованием завладено одно материнское чувство, -ничто не в силах удержать его.  

Мы знаем, что запорожцы подтвердили слова Тараса, проявив героизм в бою, готовность прийти на помощь товарищу, проявили самоотверженность. Они отдали свою жизнь за землю Русскую. Сейчас, мы с вами обратимся к тексту, прочитаем последние слова, которые казаки произносят перед смертью.

Мосий Шило: «Прощайте, паны братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» стр 302

Степан Гуска: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!» стр 303

Бовдюг: «Не жаль расстаться с светом! Дай Бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!» стр303

Кокубенко: «Благодарю Бога, что довелось мне при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут ещё лучше, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!» (304 конец)

-Как вы думаете, почему так схожи последние слова казаков?

  • Их предсмертные слова похожи, потому что запорожцы составляют единое целое, сражаются и умирают не за себя, а за веру, за Родину, за товарищей. В их предсмертных словах о себе нет ни единого слова.

- Гоголь в статье « о Малороссийских песнях» писал о казаке: «Узы этого братства для него выше всего, сильнее любви….. Умирающий казак лежит среди девственной природы и собирает все силы, чтоб не умереть, не взглянув еще раз на своих товарищей. Увидевши их, он насыщается и умирает....»

Подведение итогов.

-Итак, ребята, мы провели интересную и важную работу: постарались создать характеристики героев произведения Н.В.Гоголя, увидеть их отношение к своему долгу, товариществу, Родине.

Исторически правдиво Гоголь показывает народно-освободительное движение, сила которого «заключалась в героической борьбе украинских казаков и крестьян против иноземных угнетателей».

Воплощение героического народного духа мы находим в казаках. Подвиг их — подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».

Домашнее задание.

  1. Необходимо перечитать 2-ую главу
  2. Найти (выделить карандашом, закладкой, выписать) описание степи
  3. Подготовится к выразительному чтению этих фрагментов

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бранное трудное время

Слайд 2

бранный 1) - ая , - ое . прил. к брань; ругательный. ( Бранные слова; Бранное выражение) 2) - ая , - ое . прил. к брань; боевой, военный. ( Бранное поле).

Слайд 3

казак «Казак» образовано от среднеазиатского « казмак », что означало скитаться, бродить; Казак- поселенный воин, который принадлежит к особому сословию казаков, легкого конного войска, обязанного служить по вызову на своих конях, в своей одежде и вооружении.

Слайд 4

Патриотизм -это преданность и любовь к своему отечеству, отчизне, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

Слайд 5

За беззаветную любовь к своей Родине За что боролись казаки? За товарищество за неприятие и непрощение предательства

Слайд 6

Мосий Шило : «Прощайте, паны братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» Степан Гуска : «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!» Бовдюг : «Не жаль расстаться с светом! Дай Бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!» Кокубенко : «Благодарю Бога, что довелось мне при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут ещё лучше, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!»

Слайд 7

Домашнее задание: 1. Перечитать 2-ую главу 2.Найти (выделить карандашом, закладкой, выписать) описание степи. 3.Подготовится к выразительному чтению этих фрагментов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВОЙ УРОК ПО ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ " ТАРАС БУЛЬБА" " БРАННОЕ ТРУДНОЕ ВРЕМЯ"

ДАННЫЙ ИГРОВОЙ УРОК ПОЗВОЛЯЕТ ПРОВЕРИТЬ В ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ ЗНАНИЕ ТЕКСТА УЧАЩИМИСЯ, СОДЕРЖИТ БОЛЬШОЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: ВИКТОРИНЫ. КОЛЛЕКТИВНЫЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, МОЗГОВОЙ ШТ...

Проект по литературе «Время и его герои» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Основополагающие вопросы и план проекта по литературе «Время и его герои» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)...

Драматизм образа Тарса Бульбы. По повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Исследовательская работа даёт возможность и учителю и ученикам по - новому взглянуть на образ Тараса Бульбы. В чём заключается драматизм образ этого  героя? Вы сможете поняить, просмотрев данную ...

Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...

Внеклассное мероприятие игра «Бранное, трудное время» по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Игра по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» проводится  непосредственно перед изучением произведения, что позволяет проверить знание текста и степень осознанности его учащимися. Ребята...

«Подвиг Тараса Бульбы» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» «Подвиг Тараса Бульбы» (6 класс)...