Н.В.Гоголь "Тарас Бульба".Удаль, самоотверженность Тараса. Героика подвига.
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Васькив Алла Николаевна

Урок литературы,7 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7-м классе

Тема: Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Удаль, самоотверженность Тараса. Героика подвига.

Цели:

1) образовательные: формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, дать понятие о народном герое и героической повести; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;

2) развивающие: развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности; умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; формировать умения аргументировать свою позицию;

3) воспитывающие: воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.

Задачи:

придать занятию проблемно-творческий характер;

развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы;

Форма : урок - размышление

Оборудование:  учебник: Литература, 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (автор-составитель В.Я Коровина); портрет Н.В.Гоголя; иллюстрации к повести; раздаточные карточки со справочным материалом, мультимедийная презентация, фрагменты из кинофильма «Тарас Бульба»

Ход урока:

1.Организационный момент

Сообщение темы, целей и задач урока.

2. Актуализация ранее изученного материала

Литературная дуэль ( принцип «Лото», портрет Тараса Бульбы).

Вопросы дуэли:

1. Тема повести:

а) героическая борьба украинского народа с польской шляхтой;
б) рассказ о  семье Тараса Бульбы
.

2. Действие повести происходит:                                                                                                                   а) в  Польше;
б) в  Украине;
в) в  России.

3. Как называет Гоголь Запорожскую Сечь?

а) родительский дом;
б) гнездо
.

4. В каком заведении учились сыновья Тараса?

5. Какое воинское звание имеет Тарас Бульба?

6.Как запорожцы называют поляков?

7. Назовите причину, из-за которой Андрей совершил предательство:                                                            а) месть;
б) любовь.

8. «Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему... кости...» – это слова:

а) о Тарасе  Бульбе;
б) об Остапе.

9. Кому принадлежат выражения: «Терпи казак, – атаман будешь!», «Есть ещё порох в пороховницах?»?

10. Что не захотел оставить Тарас Бульба на земле вражеской и потому попал в плен?

3 .Беседа с учащимися по содержанию повести, анализ отдельных эпизодов

Наша работа с повестью «Тарас Бульба» подходит к концу, и сегодня мы с вами рассмотрим образ главного героя, именем которого Н.В. Гоголь назвал свое произведение.

 - Кем был Тарас Бульба? Как он выглядел?

- Почему Гоголь не дает подробный портрет героя?

(Наверное, в этом нет необходимости - прическа, одежда, обувь были у Тараса как у других запорожцев, да и мало внимания он уделял своей внешности ( вспомним презрение старого запорожца к богатым штанам, запачканным дегтем). Кроме того, его молодость давно миновала, а в зрелые годы красота внешняя заменяется внутренней -умом, волей, силой. Как выглядит Тарас? Он грузен, сед, очень силен ( то есть мускулист), выражение лица серьезное, властное, взгляд умный. Одет неброско, но шаровары шириной в Черное море, папаха из черных смушек с красным верхом, дорогое оружие, в руках - трубка. Говорит громко, но неторопливо. На коне сидит как влитой.)

- Почему Тарас Бульба так быстро принял решение об отъезде вместе с сыновьями в Запорожскую Сечь?

(Тарас Бульба, как и его товарищи, смысл своей жизни видел в борьбе за независимость родины, поэтому пренебрежительно относился к оседлой домашней жизни и ко всем занятиям, не имеющим отношения к военной службе. Решение Тараса вести сыновей в Запорожскую Сечь продиктовано не только его упрямством и запальчивостью, но и твердой убежденностью, что лишь в Запорожье - настоящая воинская школа и наука, только там можно стать рыцарем, настоящим воином.

Тарас показан в этом эпизоде, с одной стороны, как человек, привыкший принимать решения, не считаясь с чувствами близких людей, но с другой стороны, - это воин, «рыцарь», которому нет другой жизни, кроме битвы, схватки, поэтому он не только мечтает, чтобы сыновья были такими же, но и сам рвется в дорогому для него миру, едет в Запорожскую Сечь.)

- Почему Тарас, несмотря на успехи сыновей в воинском искусстве, не был доволен жизнью Запорожской Сечи? О чем он мечтал?

(Тарас был храбрым и глубоко убежденным в том, что воинская доблесть у молодых казаков воспитывается в битвах и набегах. Так думал не только старый Тарас, но и большинство запорожцев. Поэтому без большого труда удалось Тарасу уговорить их выступить против турок.)

Одним из средств создания характеристики литературного героя являются его высказывания. Наиболее яркой у Тараса Бульбы является его знаменитая речь о товариществе.

(Просмотр фрагмента из кинофильма. 2009год, режиссер -  Владимир Бортко, главная  роль – Богдан Ступка).

- В какой фразе заключена основная мысль Тараса Бульбы? («Нет уз святее товарищества»)

- А как вы понимаете, что такое товарищество? (Единение с народом, общность, «братство»)

Именно чувство коллективизма делало казаков сильными. Каждый из героев повести чувствует себя составной частью народной жизни. В беспредельном слиянии личных интересов человека с интересами общенародными - идейный пафос этого произведения.

- Как речь Тараса Бульбы характеризует героя?

(Тарас произносит речь перед боем не только потому, что знал, что объединяет и подбадривает людей говоря метко и вовремя, но и потому, что ему хотелось высказать все, что было у него на сердце в этот напряженный и трудный момент. Речь Тараса свидетельствует о его мудрости, патриотических чувствах, гордости, мужестве, об огромном жизненном опыте и страстной убежденности в правоте своего дела. Он выступает в этот момент как выразитель взглядов и патриотических чувств запорожских казаков.)

Единение Тараса с казаками проявляется в борьбе за родину.

- В каких эпизодах проявился талант Тараса-полковника?

- Как вел себя Тарас – полковник во время боя?

(Тарас, как опытный воин, всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, вовремя подбодрить казаков, дать нужные распоряжения. В разных местах слышится голос Тараса: «А что, паны, - сказал Тарас, перекликнувшись с куренным. - Есть еще порох в пороховницах? Не ослабли ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?»)

Тарас Бульба не только полковник, но и отец. Героический характер его проявляется не только на поле боя, но и в эпизодах казни его сыновей.

-Чем отличаются эти эпизоды?

а) казнь Андрия

(Тарас не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Он проявляется непреклонность по отношению к предателю. То, что предал его собственный сын, предмет отцовской гордости и надежд, лишь усугубляет его гнев и стремление покарать негодяя. Тарас поступает бескомпромиссно, он не желает понять, что заставило Андрия сделать такой выбор: для него любые причине несостоятельны, если речь идет о предательстве. Тарас Бульба не прощает Андрия, навсегда вычеркивая его из своей памяти.

В этом эпизоде раскрылась сила характера Тараса. Он чувствовал свою вину перед товарищами, перед родиной. Именно он, отец и старший товарищ, вовремя не увидел отрицательных черт в характере сына и его неустойчивости, излишней горячности. И, как человек мужественный, страстно убежденный в своей правоте, он сам исправляет свою ошибку. Самое страшное преступление для Тараса — измена отчизне, общему делу: он гораздо выше ставит родство по духу, чем по крови.)

б) присутствие на казни Остапа

(С риском для жизни пробирается он на место казни, не боясь, поддерживает Остапа в самый трудный его час, хотя ничего не может быть горше для отца, чем гибель сына. Тарас страдает, но и гордится Остапом. Тарас не может забыть его безвременной в нечеловеческих страданиях смерти и до конца собственной жизни мстит за сына. Помнит о нем всегда.)

Найдите в 10 главе описание Тараса Бульбы. Сравните описание Тараса Бульбы в первых и десятой главах. Как изменился герой?

(В последних главах повести описывается трагедия Тараса. Наступило, как писал В. Г. Белинский, «омертвение могучей души, оглушенной двукратным потрясением, потерею обоих сыновей». Изменилось и выражение его лица:

«...три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него».

Из жизнерадостного, общительного человека, каким был Тарас, он превращается под влиянием пережитых страданий в замкнутого и мрачного. Это уже не удалой казак, готовый пуститься в пляс. Невозможно развеселить теперь Тараса: «Сурово и равнодушно глядел он на всех, и на неподвижном лице его выступала невыносимая горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: «Сын мой» Остап мой!».

И дальше читаем: «Он уходил в луга и степи, будто бы за охотою, но заряд его оставался невыстреленным, и, положив ружье, полный тоски, садился на морской берег».

Всё пережитое сделало Тараса особенно осторожным, зорким, научило предугадывать события. Поэтому Тарас Бульба не поверил полякам, как многие его товарищи, и не стал заключать с ними перемирия, а ушел с частью казаков продолжать начатую борьбу, и никто не мог остановить его: «В виду всего воинства уходил полк, и долго еще оборачивался Тарас и всё грозил». Это был уже не прежний жизнерадостный, веселый и удалой казак, а суровый и беспощадный к врагам воин.

Пережитые страдания не могли сломить Тараса и убить его веру в справедливость начатой борьбы. Он продолжает ее, появляясь со своим полком в разных местах Польши, он мстит  за поруганную родину, погибших товарищей и Остапа.)

Казнь Остапа, свидетелем которой был Тарас, потрясла его. С этого момента не было больше жалости и сострадания к врагам в его сердце.

- Как удалось Гетману Потоцкому схватить Тараса? Почему Тарас не оставил люльку?

(Ненависть Тараса Бульбы к ляхам была до того сильна, что даже любимую трубку не хочет оставить он на земле, на их земле, на поругание врагам, поэтому и попадает в плен.)

(Просмотр фрагмента из кинофильма).

- Можно ли назвать смерть Тараса Бульбы героической? Почему?

(Он ведет себя очень достойно, не молит врагов о пощаде. Умирая на костре, старый Тарас радуется, что не только сумел подсказать своим хлопцам путь к спасению, но и к осуществлению своего плана, то есть остается верен главному - товариществу, вере, Украине. А муки, смерть принимает как достойный конец достойной воинской жизни.)

Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, но его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу.

- Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем?

(Тарас Бульба - народный герой: он бьется и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: «Пусть же цветет Русская земля!»

Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу, он карает польских магнатов и арендаторов и защищает униженных и оскорбленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя, - «точно необыкновенное явление русской силы». Его отличали, пишет Гоголъ, «умение двигать войском и сильнейшая ненависть к врагам». И вместе с тем Тарас ни в малейшей степени не противопоставлен окружающей его среде. Он «любил простую жизнь казаков» и ничем не выделялся из них.)

4. Задание классу: Сформулируйте и запишите в тетрадь характерные черты Тараса Бульбы.

Примерная запись:

  1. Любовь к родине и ненависть к врагам;
  2. Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость;
  3. Прямота и суровость нрава;
  4. Замечательные черты его как полководца;
  5. Высокоразвитое чувство товарищества.         

- Чем особенно дорог Тарас Бульба автору? Почему повесть названа «Тарас Бульба»?

Автор рассказывает о Тарасе с большим сочувствием. Он ценит в нем любовь и преданность родине, ненависть к врагам, мужество и героизм, с которыми он переносит страшные муки и смерть.

Литературоведы пишут «Тарас Бульба» - героическая повесть. С определением повести вы уже знакомы. Подумайте, какой смысл в определение повести добавляет слово «героическая»?

 (После прослушивания ответов учеников читается и записывается в тетрадь определение героической повести)

Героическая повесть предполагает изображение подвигов во имя великой цели - защиты родины, спасения людей, утверждения правды, то есть какой-то общей идеи справедливости.

- Почему Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» можно назвать героической?

(Повесть вполне можно назвать героической, так как в ней идет речь о мужественной борьбе украинцев против засилья польской шляхты и католической веры.)

5. Заключительное слово учителя.

Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его — подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».

Герои не погибают - они обретают бессмертие, ибо убеждены, что «не погибнет ни одно великодушное дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере в бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.

Повесть рассказывает о событиях, происходивших несколько веков назад. Но проблемы, затронутые в ней актуальны и в наши дни.

6. Домашнее задание

Подготовить рассказ о Тарасе Бульбе по предложенному плану.

Тарас Бульба – герой повести Н.В.Гоголя. 
                                                       План.

1. В чём видит  Тарас  Бульба смысл своей жизни? 
2. Почему стремится он в Запорожскую Сечь? 
3. Как относится он к своим сыновьям? Чем гордится и с чем не примиряется? 
4. Как выражает  Тарас заботу о казаках? О чём думает он в последние минуты своей жизни? 
5. Что говорит  Тарас о товариществе и братстве русских людей, к чему призывает казаков? 
6. Что привлекает нас в характере и в поступках Тараса Бульбы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Цели :·         образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...

Драматизм образа Тарса Бульбы. По повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Исследовательская работа даёт возможность и учителю и ученикам по - новому взглянуть на образ Тараса Бульбы. В чём заключается драматизм образ этого  героя? Вы сможете поняить, просмотрев данную ...

"Героико-патриотический пафос повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Презентация к уроку литературы по повести "Тарас Бульба" Н.В. Гоголя....

Технологическая карта урока литературы на тему "Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"

Данный материал содержит конспект урока на тему :" Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"Цель: рассмотреть образы Тараса Бульбы, казачества в изображении Н.В. ГоголяЗадачи:Ø...

Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...

«Подвиг Тараса Бульбы» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» «Подвиг Тараса Бульбы» (6 класс)...