Внеклассное мероприятие игра «Бранное, трудное время» по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
план-конспект занятия по литературе (7 класс)

Игра по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» проводится  непосредственно перед изучением произведения, что позволяет проверить знание текста и степень осознанности его учащимися. Ребята же получают возможность погрузиться в далекую историческую эпоху и в определенной мере «освоится» там среди специфических реалий национального быта. Конкурс «Во вкусе того бранного, трудного  времени» потребует серьезной предварительной словарной работы (рекомендации для учащихся: внимательно и вдумчиво прочитать примечания к изданиям повести, а также предисловия Гоголя к «Вечерам на хуторе близ Диканьки», включая составленный автором словарик), что облегчит изучение повести на последующих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_brannoe_trudnoe_vremya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

игра «Бранное, трудное время»

по повести Н.В. Гоголя

«Тарас Бульба»

Игра «Бранное, трудное время» для учащихся 7 – х классов

Игра по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» проводится  непосредственно перед изучением произведения, что позволяет проверить знание текста и степень осознанности его учащимися. Ребята же получают возможность погрузиться в далекую историческую эпоху и в определенной мере «освоится» там среди специфических реалий национального быта. Конкурс «Во вкусе того бранного, трудного  времени» потребует серьезной предварительной словарной работы (рекомендации для учащихся: внимательно и вдумчиво прочитать примечания к изданиям повести, а также предисловия Гоголя к «Вечерам на хуторе близ Диканьки», включая составленный автором словарик), что облегчит изучение повести на последующих уроках.

Класс делится на три команды, формируется жюри.

За каждый правильный ответ вручается 1 жетон, подсчет жетонов по окончанию игры определяет команду – победительницу

В конкурсе «Мысль изреченная», «А поворотись – ка, сын» нужно использовать пятибалльную систему.

Оформление: (используется проектор)

  1. Репродукция  картины Д. Левицкого «Императрица Екатерина II»;
  2. Вопросы, задания  к конкурсам «Богатырь Бульба со своими могучими сыновьями»,  «Вечный пир…души» выводятся на экран;
  3. Картины степи, облик козака
  4. Плакат с записью афоризмов из повести «Тарас Бульба». Все слова закрыты полосками бумаги, которые будут последовательно сниматься.
  5. Музыкальное сопровождение: казачьи песни, из оперы Мусоргского.
  6. Костюмы к конкурсу инсценировок

Ведущий: «Тарас Бульба» это дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенствующего народа, это огромная картина в тесных рамках, достойная Гомера», - так отозвался о повести Н.В. Гоголя выдающийся русский критик 19 века В.Г. Белинский. Наша игра посвящена «этой дивной эпопее».

Звучит музыка (казацкая песня)

1 конкурс «Разминка»

«Г – н Гогль сделался известным своими «Вечерами на хуторе»… Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного…, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя», - писал  В.Г. Белинский в статье  «О русской повести и повестях г. Гоголя». Наш  первый конкурс – разминка – как раз построен на материале произведений, составляющих сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». С этими повестями вы знакомились,  готовясь к урокам, внеклассным мероприятиям в 5 – 6 классах. Хорошо ли вы их помните, - выявят вопросы сегодняшней викторины.

  1. В какой повести Гоголя отец и сын являются соперниками в любви?

   ( «Майская ночь,  или Утопленница»).

  1. В повести «Вий» Тиберий Горобец говорил о том, как совладать с ведьмой. В чем же состоит его совет?   (А если бы не боялся, то ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей…»)
  2. Перед вами парадный портрет русской императрицы. (Картина Д. Левицкого «Императрица Екатерина II» ИКТ). Если верить Гоголю, она оказала милость жительнице далекого малороссийского села Диканька. В чем состояла царская милость» Назовите имя самодержицы.   (По просьбе Вакулы Екатерина II подарила свои черевички Оксане. «Ночь перед Рождеством»).
  3. Описание природы играют важную роль в произведениях Гоголя. Две повести «Вечеров» даже начинаются с пейзажа.  «Как упоителен, как роскошен летний день  Малороссии!» или: «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды». Вспомнили? Какие же повести так начинаются?

(«Сорочинская ярмарка» и «Ночь перед Рождеством»)

Оценки жюри, раздача жетонов

2 конкурс «Во вкусе того бранного, трудного  времени»

 Ведущий: В повести «Тарас Бульба» блестяще воссоздан национальный и исторический колорит «бранного и трудного времени». Во многом этому способствует использование соответствующей лексики. Проверим,  как вы ее усвоили.

Словесный марафон (групповое задание)

В «марафоне» участвуют команды в полном составе. Ведущий читает толкование лексического значения слов, употребленных в повести «Тарас Бульба» для указания на специфические реалии жизни запорожцев. Задача игроков – «узнать» эти реалии и назвать их. (Каждая из команд заранее выбрала общую тему для толкования).

Задания команде № 1

Кушанья

- сухая лепешка из пшеничной муки    (корж)

- жидкая каша с салом                            (кулиш)  

- жидкая каша из пшеничной муки с салом или маслом       (саламата)

- общее название сладостей                   (пундики)

- водка                                                        (горилка)

Задания для команды № 2                    

Одежда

- мужское верхнее платье в виде кафтана на крючках, со сборками сзади      (казакин)

- широкий плащ                                                         (епанча)

- шнур, которым стягивался пояс шаровар             (очкур)

- пояс с кошелем, в который насыпали червонцы  (черенок)

- блуза или кружевной нагрудник                             (шемизетка)

Задания для команды № 3

Домашняя утварь

- ведро для дегтя                                   (мазница)

- глиняная кружка                                 (кухоль)

- ковш                                                     (корчик)

- кошель                                                  (чаман)

- плоская бутыль                                    (сулея)

Индивидуальные задания

От каждой команды ведущий вызывает по одному игроку и предлагает дать объяснение словам, записанным на карточках (игрок может пользоваться помощью, как своей команды, так и соперников)

Карточка №  1

Яр, свиток, мазунчик, рада

(Овраг; балованный сынок; сходка, собрание запорожцев)

Карточка № 2

Курень, крамари, чуприна, аргамак

(помещение, в котором жили казаки в Сечи; торговцы; длинный клок волос на голове; верховая лошадь)

Карточка № 3

Гайдук, секира, коханка, ласун

(солдат; топор; любимая девушка; сластена)

Раздача жетонов

3 конкур «А поворотись – ка,  сын!» (конкурс инсценировок)

Команды представляют подготовленные заранее инсценировки отдельных эпизодов повести.

- Встреча Тараса Бульбы с сыновьями (1 глава).

- Разговор Тараса с кошевым  (3 глава).

- Диалог Андрия и панночки (6 глава, в сокращении)

Жюри оценивает  каждую инсценировку ( максимально 5 баллов)

4 конкурс «Богатырь Бульба со своими могучими сыновьями»

Игроки получают карточки, содержащие словесный портрет или характеристику персонажа повести и, ознакомившись с персонажем,  должны сказать о ком  идет речь.

(карточки с номером вытягивает один из представителей команды, задание демонстрируется на экране).

Задание  № 1

«… весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава…Он любил простую жизнь Козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их хлопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия».

                                                                                                     (Тарас Бульба)

Задание № 2

«Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели черные волосы из – под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы…А он между тем, объятый пылом и жаром битвы,…понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае».

                                                                                            (Андрий)

Задание № 3

«… (ему), казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела…Уже испытанной уверенностью стали означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тел, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва».

(Остап)

5 конкурс «Мысль изреченная» (конкурс афоризмов)

На доске плакат с записью афоризмов из повести «Тарас Бульба». Все слова скрыты полосками бумаги. Задача команды: угадать высказывание, ведущий последовательно снимает полоски. Если афоризм угадан по первому слову, команда получает 5 баллов, по второму – 3 балла, по третьему слову – 1 балл.

Афоризм № 1

«Терпи,  козак, - атаман будешь»

Афоризм № 2

«Нет уз святее товарищества»

Афоризм № 3

«Нет силы сильнее веры»

Далее конкурс на лучший комментарий афоризмов

 (оценивается отдельно)

6 конкурс «Вечный пир… души» (конкурс знатоков)

Ведущий: (одновременно демонстрируются картины степи,  ИКТ).

«Вся  Сечь  представляла необыкновенное явление. Это было какое – то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший свой конец». Такой показалась Сечь только что прибывшим туда сыновьям Тараса. Поразили юношей многие особенности быта и обычаи запорожцев. Для читателя эти подробности тоже небезынтересны. Давайте поговорим о них.

Вопросы знатокам – один человек от команды (можно пользоваться подсказками команды, если знаток и  его команда не дают ответа, право  ответить переходит  другому знатоку)

Вопросы для 1 знатока: (демонстрируются на экране)

1. Мечтая, чтобы сыновья стали истинными запорожцами, Тарас поучал их: «Ваша нежба – чистое поле да добрый …». Кого имел в виду Бульба?                     (Коня)

2. Как звали коня Тараса Бульбы?                                                                (Черт)

3. Автор отмечает: «…слишком старых не было на Сечи, ибо…» Почему же среди запорожцев не было стариков?          («…никто из запорожцев не умирал своей смертью»)

Вопросы для 2 знатока:

1. Обращаясь к сыновьям, Тарас говорит: «Не слушай, сынку, матери: она – баба, она ничего не знает… А видите вот эту …?...вот ваша матерь!» Что считал Бульба атрибутом всякого козака?                                     (сабля)

2. Гоголь отмечал в повести, что все свободное от битв время запорожцми «отдавалось» (чему?) – признаку широкого размета душевной воли». Так что же считалось в Сечи признаком широты души?        («Все прочее время отдавалось гульбе»)

3. «Литавры грянули, - и скоро на площадь, как шмели, стали собираться черные тучи запорожцев… кошевой с …?... в руке – знаком своего достоинства, судья с войсковой печатью, писарь с чернильницею и есаул с жезлом». Что же служило знаком отличия кошевого атамана?                                  (палица)

Вопросы для 3 знатока:

  1. Покупая в магазине что – либо, мы оплачиваем точную стоимость товара и, если полагается, получаем сдачу в кассе. А как расплачивались за покупки запорожцы?       («…запорожцы не любили торговаться, а сколько рука вынула из кармана денег, столько и платили… как только  у запорожцев не ставало денег, то удалые разбивали лавочки и брали всегда даром».)
  2. «И пробились было уже козаки… как вдруг среди самого берегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! Выпала …?...; не хочу, чтобы и  …?... досталась вражьим ляхам!» Предмет,  о котором идет речь, который, в сущности, приблизил гибель героя, тоже может служить атрибутом козака. Что это?                                     (люлька, т. е. трубка)                

3.        О запорожской «республике» Гоголь писал: « Но кого тут не было?... «…приходила на Сечь гибель народа…». Однако автор указывает: «…даже в предместье Сечи не смела показываться ни одна …?…». Кто же не имел права появляться даже в окрестностях Сечи?                                           (женщина)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Ведущий (на фоне музыки): приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь признавался в письме к Погодину: «Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной». Соприкосновение с замечательным гоголевским творением позволило и нам вдохнуть «сколько возможно» воздуха «бранного трудного времени», ощутить «энергетическую, могучую» атмосферу Запорожской Сечи – «гнезда», откуда, по словам писателя, «вылетают все те гордые и крепкие, как львы!... откуда разливается воля и казачество на всю Украину».

(музыка усиливается)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

. Перефразируя известное выражение: «Хороши все жанры, кроме скучного», можно сказать: «На уроке приемлемы любые формы деятельности, если они вызывают живой интерес у ребят». Игры относятся имен...

ИГРОВОЙ УРОК ПО ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ " ТАРАС БУЛЬБА" " БРАННОЕ ТРУДНОЕ ВРЕМЯ"

ДАННЫЙ ИГРОВОЙ УРОК ПОЗВОЛЯЕТ ПРОВЕРИТЬ В ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ ЗНАНИЕ ТЕКСТА УЧАЩИМИСЯ, СОДЕРЖИТ БОЛЬШОЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: ВИКТОРИНЫ. КОЛЛЕКТИВНЫЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, МОЗГОВОЙ ШТ...

Проект по литературе «Время и его герои» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Основополагающие вопросы и план проекта по литературе «Время и его герои» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)...

Литературная игра "Умники и умницы" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Материалы игры способствуют развитию читательского интереса , приобщают и развивают интерес к художественному слову, к умению работать с текстом художественного произведения....

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)

Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...

Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...

«Бранное трудное время» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Конспект урока литературы «Бранное трудное время»  Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»...